Главная    Новости    Размещена статья: Бизнес-сегментирование коммерческой организации: показатели активности бизнеса

Размещена статья: Бизнес-сегментирование коммерческой организации: показатели активности бизнеса

22.05.2013
Размещена статья: Бизнес-сегментирование коммерческой организации: показатели активности бизнеса

Какими должны быть показатели успешности бизнеса?
В экономике пертурбация: банкротства крупных мировых корпораций; распад аудиторских фирм; уголовные и гражданские процессы против высших менеджеров, известных финансовых институтов и адвокатских контор; неустойчивость фондового рынка, обусловленная пересмотром результатов деятельности компаний и обеспокоенностью инвесторов. Последствия этого глобальны и могут являться предвестниками финансового кризиса. Почему это случилось? Многие специалисты признают, что основной причиной является несовершенство корпоративной отчетности, обуславливающее проблему информационных пробелов рынка. В последние годы в экономической литературе довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей, источником которых является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Показатели, формируемые в среде традиционного бухгалтерского учета, в последние годы в значительной мере утратили ценность для менеджмента и инвесторов. В 1997 и 1998 гг. компания PriceWaterhouseCoopers провела глобальный опрос среди сотен институциональных инвесторов и фондовых аналитиков в 14 странах. Всего 19% опрошенных инвесторов и 27% аналитиков признали финансовые отчеты полезным инструментом выявления подлинной стоимости компаний. Составители отчетов – тоесть сами компании – с таким суждением вполне согласны. Только 38% руководителей фирм в США считают полезной для принятия решений отчетность своих компаний. Картина даже еще драматичнее: в таком же опросе представителей высокотехнологичных отраслей США и Канады лишь 7% инвесторов, 16% аналитиков и 13% руководителей фирм сочли данные финансовых отчетов полезными для определения подлинной стоимости [3]. В этой связи многие известные специалисты, высокие профессионалы бухгалтерского учета и аудита предлагают свои оригинальные идеи к решению проблемы низкой информативности существующих форм корпоративной отчетности. Среди наиболее серьезных, можно сказать фундаментальных, разработок, получивших достаточно широкое применение в учетно-аналитической работе корпораций, следует отметить систему сбалансированных показателей (The Balanced Scorecard, BSC), предложенную директором Norlan Norton Institute Дэвидом Нортоном (в настоящее время занимает пост руководителя Balanced Scorecard Collaborative) и профессором Harvard Business School Робертом Капланом [4], а также предложенную специалистами фирмы PriceWaterhouseCoopers концепцию отчетности о стоимости (ValueReporting) включающую трехуровневую модель обеспечения прозрачности корпораций, которая дополняет традиционный набор стоимостных характеристик бизнеса информацией о нефинансовых результатах деятельности и о нематериальных активах [2, 3]. Также заслуживает определенного внимания проект изучения влияния нематериальных активов на показатели стоимости бизнеса, организованный профессором Барухом Левом в Стерновской школе бизнеса при Нью-Йоркском университете. Тем не менее, проблема качества корпоративной отчетности остается открытой. По-прежнему ведутся дебаты, свидетельствующие о неудовлетворенности пользователей и новыми концепциями отчетности. Необходима система показателей, позволяющая с достаточной степенью точности прогнозировать успешность бизнеса в долгосрочной перспективе, а точнее – позволяющая определять стадию жизненного цикла бизнеса. Каким образом можно разработать такую систему? Какие показатели она должна включать? Эти вопросы рассматриваются в настоящей статье.

Продолжение доступно по ссылке