Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2004
экономист
(фрагмент статьи)
Под конкурентоспособностью товара понимают совокупность его потребительских и стоимостных характеристик, обеспечивающих лучшее удовлетворение конкретной потребности покупателя по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами в определённый момент времени на конкретном рынке. Критериями конкурентоспособности товара выступают уровень качества и его стабильность, уровень новизны товара, имидж товара, информативность товара и цена его потребления.
Наибольшей конкурентоспособностью КT на рынке обладает тот товар, который благодаря своим потребительским свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к цене потребления, т. е. условие конкурентоспособности товара имеет вид:
, (1)
где E — полезный эффект от потребления товара;
P — цена потребления товара.
Полезный эффект представляет собой систему используемых в конкретных условиях частных показателей качества товара, удовлетворяющих конкретную потребность покупателя. Его можно измерить в натуральных единицах, денежном выражении или в условных баллах. Полезный эффект товара характеризует фактическую способность товара удовлетворять конкретную потребность покупателя.
Следует также учитывать, что конкурентоспособность товара может определяться как со стороны потребителя, так и производителя. В этой связи наиболее конкурентоспособным является тот товар, который пользуется признанием у потребителей и в то же время реализация которого более эффективна для производителя данной продукции по сравнению с товарами-аналогами. Критерием конкурентоспособности товара при этом может служить относительный удельный вес продаж оцениваемого товара по сравнению с товаром-конкурентом. Так как при расчёте конкурентоспособности товара учитывается полная цена его потребления (расходы потребителя на приобретение товара плюс дополнительные расходы, связанные с потреблением товара в течение срока его годности), то в формировании конкурентоспособности товара наряду с предприятиями промышленности важную роль играют предприятия торговли, устанавливающие определённый размер торговой надбавки к отпускной цене предприятия-производителя. Один и тот же товар может обладать различной конкурентоспособностью в зависимости от того, какой размер торговой надбавки установило предприятие торговли в месте продажи, а также что необходимо учитывать при расчёте цены потребления товара.
Среди методов количественной оценки в отечественной практике чаще всего применяется комплексный метод, который основан на применении комплекса единичных, групповых и интегральных показателей. Оценка конкурентоспособности товара осуществляется путём сопоставления показателей анализируемого товара с аналогичными показателями базового образца. Основными этапами оценки конкурентоспособности товара с помощью данного метода являются: выбор определённой группы показателей для конкретного товара и расчёт их значимости; выбор базового образца для сравнения; расчёт группового коэффициента по нормативным, качественным и экономическим показателям; расчёт интегрального показателя конкурентоспособности. Однако он также имеет недостатки.
Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2004