Совершенствование инвестиционной стратегии как фактор повышения конкурентоспособности страны



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2011


Бутенко Я.А.,
к. э. н., декан факультета повышения квалификации
и профессиональной переподготовки Омского регионального института,

В настоящее время особую актуальность имеет построение эффективной инвестиционной стратегии, способствующей привлечению иностранных и отечественных инвесторов посредством построения благоприятной инвестиционной инфраструктуры и при наличии инвестиционной привлекательности. До кризиса в России приток прямых иностранных инвестиций составлял около 10% от общих инвестиций в основной капитал, сейчас размер данных капиталовложений достигает только 5% [3]. Динамика иностранных инвестиций в экономику России представлена в табл. 1.


По данным, представленным в табл. 1, можно сделать вывод, что в 2009 г. размер иностранных инвестиций сильно сократился. Тенденция значительного уменьшения инвестиционной активности сохраняется и в настоящий момент. По этой причине, на наш взгляд, необходимо объединение усилий властных, предпринимательских и научных институтов по формированию благоприятных условий, способствующих развитию инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.

По-нашему мнению, с позиции инвесторов большое значение имеет инвестиционный рейтинг территории, на которой будет размещен объект инвестирования, а также рейтинг самого объекта инвестирования или организаций, которые непосредственно осуществляют свою деятельность совместно с ним. В настоящее время существует ряд независимых рейтинговых агентств, составляющих различные инвестиционные рейтинги, которые способствуют проведению реальной оценки инвесторами уровня возможного риска при вложении средств. Например, в США основными рейтинговыми агентствами являются Standard and Poor's Corporation (S&P), Moody's Investor Service (Moody's), Fitch Investor Service, Inc. (Fitch), Duff & Phelps Credit Rating Co (D&P); в России – Национальное рейтинговое агентство (НРА), рейтинговое агентство «Эксперт РА», Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA) и др. С одной стороны, разрабатываемые рейтинги агентств оказывают помощь инвесторам при оценке инвестиционного объекта, с другой стороны, каждая методика отличается друг от друга, следовательно, результаты оценки зачастую не совпадают. Нами были проанализированы и систематизированы инвестиционные рейтинги, полученные четырьмя рейтинговыми агентствами (S&P, Fitch, HPA, Эксперт РА) по России в целом и субъектам Федерации: Центральный федеральный округ (ФО) – Москва, Московская область; Южный ФО – Ростовская область; Северо-Западный ФО – Санкт-Петербург,  Ленинградская область; Дальневосточный ФО – Хабаровский край; Сибирский ФО – Омская область; Уральский ФО – Свердловская область; Приволжский ФО – Нижегородская область, Северо-Кавказский ФО – Ставропольский край (табл. 2). Результаты, полученные в ходе проведения анализа, позволяют сделать ряд выводов: во-первых, результат оценки территорий значительно отличается в зависимости от используемой методики; во-вторых, отсутствие данных по некоторым муниципальным образованиям затрудняет проведение комплексной оценки; в-третьих, методики не охватывают все таксономические единицы. Таким образом, инвесторы помимо оценки непосредственно объекта инвестирования сталкиваются с необходимостью проведения оценки рейтинговых агентств с целью установления наиболее достоверных результатов. Кроме того, ситуация в России усложняется слабым развитием рейтинговых услуг и недостаточной степенью открытости отечественных организаций.


Объектами рейтинговых оценок инвестиционного климата, осуществляемых агентствами, являются, как правило, страны и субъекты Федерации, притом внутрирегиональные территории не оцениваются. На основании всех вышеназванных факторов нами разработана методика RICT (rating of the investment climate of territory), применимая для оценки инвестиционного климата всех таксономических единиц, начиная со стран и заканчивая городскими и сельскими поселениями.

Рассмотрим более подробно алгоритм методики RICT:

1. Анализ социально-экономических показателей и выбор наиболее приоритетных факторов по двум блокам: факторы, характеризующие инвестиционный потенциал, и факторы,  характеризующие инвестиционные риски.

2. Нахождение дифференцированных факторных рейтингов инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков посредством определения минимальных показателей по каждому фактору среди всех рассматриваемых таксономических единиц; приравнивания минимального значения по каждому из факторов единице и деления остальных значений показателей для других территорий на значение показателя, приравненного единице.

Таким образом, все показатели факторов приводятся к безразмерному виду и характеризуют собой дифференцированные факторные рейтинги каждой территории (формулы (1) и (2)).

где  – дифференцированный факторный рейтинг инвестиционного потенциала  го фактора  й таксономической единицы;
 – дифференцированный факторный рейтинг инвестиционных рисков  го фактора  й таксономической единицы;
 – социально-экономический показатель  го фактора  й территории;
 – минимальный показатель  го фактора по всем оцениваемым таксономическим единицам.

3. Нахождение интегральных факторных рейтингов с помощью суммирования  дифференцированных факторных рейтингов, которое осуществляется отдельно для  инвестиционного потенциала (формула (3)) и инвестиционных рисков (формула (4)):

где  – интегральный факторный рейтинг инвестиционного потенциала  й таксономической единицы;
 – интегральный факторный рейтинг инвестиционных рисков  й территории.

4. Определение интегральных количественных рейтингов:
4.1. Интегральные количественные рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков рассчитываются при помощи суммирования интегральных факторных рейтингов по каждой территории (формулы (5) и (6)).

где  – интегральный количественный рейтинг инвестиционного потенциала  й таксономической единицы;
 – интегральный количественный рейтинг инвестиционных Рисков  й территории.

4.2. Интегральный количественный рейтинг инвестиционного климата находится посредством разности интегральных количественных рейтингов инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков по каждой таксономической единице в отдельности (формула (7)).

где  – интегральный количественный рейтинг инвестиционного климата  й таксономической единицы.

5. Классификация таксономических единиц посредством построения матрицы RICT (рис. 1). Притом матрица выстраивается на основании прямоугольной системы координат, по оси абсцисс которой располагаются интегральные факторные рейтинги инвестиционного потенциала территорий, а по оси ординат – интегральные факторные рейтинги инвестиционных рисков.

Согласно матрице RICT предлагается проведение группировки оцениваемых территорий по девяти классам:
– Группа А включает таксономические единицы, обладающие высоким инвестиционным потенциалом с максимальным инвестиционным риском – класс А, с умеренным – класс АА, с минимальным – класс ААА.
– Группа B включает таксономические единицы, обладающие средним инвестиционным потенциалом с максимальным инвестиционным риском – класс B, с умеренным – класс BB, с минимальным – класс BBB.
– Группа C включает таксономические единицы, обладающие низким инвестиционным потенциалом с максимальным инвестиционным риском – класс С, с умеренным – класс СС, с минимальным – класс ССС.

Таким образом, методика RICT позволяет проводить оценку инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и инвестиционного климата, охватывая большой объем социально-экономических показателей статистической отчетности; определять отклонения фактических от средних показателей; проводить сравнительный анализ показателей территорий между собой; классифицировать таксономические единицы по интегральным факторным рейтингам инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков; графически представлять полученные результаты. Кроме того, методика RICT дает возможность на основании полученных результатов органам власти вносить корректировку в инвестиционную стратегию развития территории, а потенциальным инвесторам принимать управленческие решения относительно дальнейшей инвестиционной деятельности на данной территории. Немаловажным аспектом является тот факт, что данная методика оценки инвестиционного климата территорий применима для всех  таксономических единиц. Следовательно, возможно применение одной методики для всех территорий, что будет способствовать созданию более реалистичной картины, в которой на сегодняшний день нуждаются инвесторы.

Рассмотрим данную методику на примере муниципальных районов Омской области, тем самым подтвердив предположение, что методика RICT может быть применима для любых таксономических единиц.

Для проведения комплексной оценки территории нами были выбраны наиболее приоритетные факторы, характеризующие инвестиционный потенциал и факторы, характеризующие инвестиционные риски (табл. 3).

Далее были найдены для каждого муниципального района Омской области дифференцированные и интегральные факторные рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, которые позволили нам рассчитать интегральные количественные рейтинги инвестиционного потенциала, рисков и в целом климата (табл. 4).



Полученные результаты дали возможность классифицировать 32 муниципальных района Омской области по матрице RICT (рис. 2).

Согласно методике RICT мы выявили, что Омский регион развивается крайне неравномерно. К наиболее благоприятным районам для осуществления инвестиционной деятельности относится Тарский муниципальный район, поскольку он относится к классу ААА, для которого характерны высокий потенциал и минимальные риски. Для Омского района также характерен высокий потенциал, но максимальные риски. Калачинский и Любинский муниципальные районы относятся к классу ВВ, аккумулирующему в себе территории со средним потенциалом и умеренными рисками. В класс ВВВ входят Большеуковский, Тевризский и Усть-Ишимский районы, обладающие средним потенциалом и минимальными инвестиционными рисками. Но большинство районов субъекта Федерации (а именно 23 из 32) относятся к классу ССС, т.е. они обладают низким потенциалом и имеют низкие риски.

Таким образом, с одной стороны, инвесторы, основываясь на результатах, полученных в ходе проведения оценки территории по методики RICT, имеют возможность выбрать для себя наиболее подходящую территорию для осуществления инвестиционной деятельности в зависимости от вида выбранной ими стратегии.

С другой стороны, данная методика дает органам власти возможность вносить изменения в инвестиционную стратегию. На наш взгляд, инвестиционная стратегия должна включать:
1. Доинвестиционный этап:
1.1. Оценка инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и инвестиционного климата в целом по методике RICT.


1.2. Создание благоприятной инвестиционной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов на определенной территории:
1.2.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, в том числе законодательно закрепленные права и обязанности инвесторов.
1.2.2. Наличие инвестиционного потенциала территории и инвестиционной активности со стороны органов власти и бизнес-сообщества.
1.2.3. Конкурентоспособность территории и производимой на ней продукции
1.2.4. Наличие высококвалифицированных кадров ситуация на рынке труда и др.
1.3. Реализация программы по привлечению потенциальных инвесторов:
1.3.1. Создание единого информационного ресурса в сети Интернет, аккумулирующего в себе все сведения относительно инвестиционного климата, начиная от стран и заканчивая самыми мелкими таксономическими единицами.
1.3.2. Участие в конференциях, выставках, форумах, симпозиумах различного уровня, в том числе и международного, и др.
2. Инвестиционный этап:
2.1. Реализация инвестиционных проектов.
2.2. Анализ изменяющихся факторов внешней и внутренней среды посредством использования SWOT-анализа.
2.3. Внесение изменений в инвестиционные проекты ввиду изменений факторов внутренней и внешней среды с сохранением гарантий инвестора.
2.4. Контроль за процедурой реализации инвестиционного проекта.
3. Постинвестиционный этап:
3.1. Поддержание партнерских отношений с бывшими инвесторами, что будет способствовать формированию позитивной репутации.
3.2. Внесение в единый информационный ресурс сведений о результатах завершенного инвестиционного проекта.

Построение инвестиционной стратегии страны, региона, муниципального образования по представленному выше алгоритму будет способствовать созданию позитивного имиджа страны и внутристрановых территорий, повышать их конкурентоспособность на мировом уровне, тем самым привлекать иностранных инвесторов, что позволит России преодолеть последствия финансово-экономического кризиса, а также обеспечит динамическое развитие экономики страны в целом, а также отдельных ее регионов.

Литература
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: gks.ru.
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области: omsk.gks.ru.
3. Официальный сайт Государственного канала «Россия»: vesti.ru.
4. Официальный сайт Национального рейтингового агентства: ra-national.ru.
5. Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА»: raexpert.ru.
6. Официальный сайт Fitch Investor Service: fitchratings.ru.
7. Официальный сайт Standard and Poor's Corporation:standardandpoors.ru.

16.03.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста