Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2015
Хусанов Б.К.,
старший научный сотрудник
Ташкентского финансового института
В данной статье исследуются совершенствование управления и экономическое регулирование торговых предприятий в сфере услуг.
Одной из основных тенденций современного экономического развития является интенсивное расширение сферы торговых услуг. Степень расширения сети торговых предприятий стала выступать признаком развитости общества. Торговые предприятия как одна из главных составных частей экономики участвуют в общей системе экономических отношений и подчиняются общим экономическим законам. Вместе с тем функционирование отраслей сферы характеризуется специфическими, присущими ей особенностями.
Малый бизнес, включая торговые предприятия, может более эффективно развиваться при поддержке государства. В целях обеспечения эффективного и целенаправленного управления торговыми предприятиями необходимо в первую очередь расширять экономические возможности торговых предприятий и создавать благоприятные условия.
Рассмотрим систематизацию дохода предприятия по основным классификационным признакам (табл. 1)
К особенностям, характеризующим содержание труда в сфере торговли, можно отнести то, что в ней преобладает доля ручного труда и поэтому она по уровню технической оснащенности значительно отстает от отраслей материального производства.
Категория труда, как выражения результативности целесообразной деятельности человека, с определенными ограничениями применима и к регулированию торговых услуг. В соответствии с ростом производительности услуги принято делить на три категории: инертные, прогрессивные и смешанные. К первой категории относятся услуги, которые по своей природе больше других сопротивляются попыткам повысить производительность. К категории прогрессивных услуг относятся услуги с другого конца спектра. Они не обязательно требуют участия самого клиента, поскольку для данных услуг возможна замена трудовых затрат на капитальные, а следовательно, часть работы может быть автоматизирована.
К категории смешанных услуг относятся услуги, которые имеют характеристики как первого, так и второго типа. Самая важная особенность услуг данной категории – необычайно высокий рост производительности и снижение издержек на ранних стадиях своего жизненного цикла. Рост производительности для этих услуг гасит сам себя, так как чем больше изначальный рост производительности, тем быстрее можно ожидать его окончания.
В свете вышесказанного можно заключить, что в сфере, в рамках которой производятся прогрессивные услуги, рост производительности труда дает выигрыш в количестве и качестве производимых благ, что позволяет увеличивать оплату труда в реальном выражении. Рост цены труда субъектов, производящих прогрессивные услуги, оказывает давление на цену труда занятых оказанием инертных и смешанных услуг, так как последние сопоставляют свои трудозатраты и размеры оплаты труда с затратами труда и уровнем его оплаты работников первого сектора и требуют повышения цены своего труда. Поскольку в инертном секторе не происходит роста производительности, то давление в сторону повышения оплаты труда ведет к росту затрат на единицу производимой продукции, что в конечном счете приводит к росту цены. Последствия увеличения цены зависят от эластичности спроса на соответствующую услугу. Если спрос обладает низкой эластичностью, то происходит относительный рост цен на данное невещественное благо.
Если же спрос высокоэластичен, то его размеры сокращаются и обусловливают необходимость сокращения производства данной услуги.
Система оплаты труда специалистов на торговых предприятиях имеет приоритетное значение в практике организации материального стимулирования. Существует и другая часть специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие отраслей сферы услуг, выполняющих экономические, финансовые, управленческие функции, а также – технический, административно-хозяйственный обслуживающий персонал. При формировании системы оплаты труда работников, не занятых в основной деятельности, возникает проблема согласования с механизмом материального стимулирования основного персонала.
Формирование механизма материального стимулирования требует учета не только особенностей труда, но и форм его результатов, а также способов измерения результативности. Продукт труда работников сферы услуг или его полезный эффект выступает в форме материальных и нематериальных благ. Результаты труда в нематериальном производстве тождественны его полезному эффекту в форме социальных и культурных благ, оценка и измерение которых являются весьма сложной задачей: полезный эффект во многих случаях является результатом взаимодействия производителей и потребителей услуг и зависит не только от самого труда работников сферы услуг, но и от психофизиологических особенностей объектов воздействия – потребителей услуг. При оценке результатов труда по производству материальных услуг осуществляется другой подход, т.е. подход, применяемый в сфере услуг материального производства.
Еще одной отличительной особенностью формирования доходов торговых предприятий сферы услуг является неодинаковое соотношение рыночных (платных) и нерыночных (бесплатных) начал в различных отраслях сферы услуг. Наряду с отраслями сферы услуг, где может действовать рынок свободной конкуренции (торговля, туризм и др.), существуют отрасли, где услуги являются объектом государственного регулирования (образование, здравоохранение и др.). Таким образом, если в сфере материального производства применяется рыночный механизм формирования доходов, то в сфере услуг – как рыночный, так и нерыночный.
Заслуживают внимания и особенности ценообразования в сфере услуг, на которые оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы не всегда эффективны и, следовательно, регулирующая спрос и предложение цена должна быть дополнена такими финансовыми механизмами, как льготы и дотации производителям и субсидии потребителям. Это относится к услугам здравоохранения, образования и культуры, которые являются исключительными общественными благами и требуют сочетания бесплатности и платности, осуществления ценовой градации для отдельных групп потребителей. Кроме того, высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса (в том числе по различным периодам времени), использования ценовых скидок в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса, причем любые колебания в объеме производства услуги приводят к резкому изменению доходности предприятия. Это обусловлено тем, что в составе себестоимости услуг чрезвычайно велика доля условно-постоянных расходов (60–80%).
Другой, не менее важной отличительной особенностью торговых услуг в формировании доходов являются низкая капиталоемкость и высокая ликвидность услуг.
На предприятиях сферы услуг за счет высокой ликвидности услуг и краткого срока получения платы формирование доходов происходит более быстрыми темпами по сравнению с материальным производством, что обусловливает быстрый рост их доходности.
На формирование доходов предприятий сферы услуг существенное влияние оказывает также месторасположение этих предприятий. Городские предприятия имеют более высокий уровень доходов, поскольку в городских условиях наблюдается более высокий спрос практически на все виды услуг по сравнению с сельской местностью.
Следовательно, в городах предприятия сферы услуг растут быстрее, а в сельской местности – наоборот: ввиду того, что спрос на услуги ниже, создание предприятий сферы услуги замедлено. Следовательно, для решения этих проблем, на наш взгляд, необходима разработка государственной программы развития сферы услуг на селе.
Разные виды услуг отличаются по уровню доходности. На некоторые услуги спрос высок (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание), следовательно, цены на эти виды услуг растут, что способствует росту доходов данных предприятий сферы услуг. Рост доходов предприятия в свою очередь является материальной основой повышения доходов работников этих предприятий.
Порядок и механизм формирования доходов предприятий сферы услуг зависят и от организационно-правовой формы предприятий. Так, доход работников предприятий, входящих в состав акционерного общества, состоит из заработанной платы и доходов ответственности в виде ценных бумаг (дивидендов), размеры которых устанавливаются акционерами и зависят от итогов деятельности данного предприятия. В кооперативных предприятиях это – заработанная плата и начисления на паи, размер которых также зависит от итогов деятельности предприятия и устанавливается также трудящимися – членами кооператива. Доходы предприятий государственной собственности состоят из общего и чистого дохода. На предприятиях государственной собственности также используется механизм вознаграждения, размер которого определяется итогами деятельности предприятия в целом.
Соотношение между доходом, выплачиваемым работнику за результаты его индивидуального труда (заработанной платой), и доходом, который ему следовало бы выплачивать в зависимости от результатов деятельности предприятия, может быть различным. Структура же доходов индивидуальных предпринимателей более проста, чем работников коллективных предприятий. Основной источник их доходов – это доход, получаемый от их основной деятельности. Они могут также получать доходы и от различных дополнительных сделок, продажи своего имущества и др. На личные нужды предпринимателей и членов их семей поступает остаточная часть доходов после всех выплат; налогов, банковских процентов, возмещения других материальных затрат, оплаты труда и т.д.
Формирование доходов работников предприятий сферы услуг обусловлено соблюдением двух принципов: распределения по труду и распределения по собственности.
Во всем цивилизованном мире основой распределения общественного богатства считается принцип распределения по труду, который определяет пропорции распределения предметов потребления между производителями в соответствии с количеством и качеством их труда. Таким образом, осуществляется дифференциация оплаты труда.
В рыночной экономике принцип распределения по труду реализуется исходя из предельной продуктивности конкретного работника на конкретном рабочем месте. То есть доход работника при прочих равных условиях увеличивается в соответствии с ростом дохода предприятия, обусловленного максимальной отдачей работника. В связи с этим принцип распределения по труду в современных рыночных условиях хозяйствования модифицируется в принцип распределения по предельной продуктивности труда, которая определяется с учетом ситуации на рынке труда, т.е. законов спроса и предложения.
Одним из важных принципов государственной поддержки торговых предприятий является совершенствование законодательной базы в сфере торговли.
В свете вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
– отличительной особенностью характера труда в сфере услуг является то, что в нем преобладает элемент творчества, что накладывает определенный отпечаток на формирование доходов предприятий сферы услуг;
– другой немаловажный особенностью торговых услуг является то, что в процессе участвует человек, его ручной, духовный и интеллектуальный труд, что обусловливает высокую долю заработанной платы в издержках производства услуг по сравнению со сферой материального производства;
– в сфере услуг существует закон непременной и своевременной доставки продукции, что способствует стабильному росту дохода предприятий. Однако не всегда рентабельность предприятий определяет товарный ассортимент.
Должен учитываться также контингент покупателей и их денежные возможности, так как в соответствии с ростом доходов населения повышается и покупательский спрос;
– на формирование доходов предприятия также накладывает отпечаток соотношение профессионального и непрофессионального труда, возрастная и функционально-должностная структура кадров;
– низкая капиталоемкость и высокая ликвидность услуг на предприятиях сферы услуг обусловливает более быстрый темп роста доходов по сравнению с материальным производством;
– на формирование доходов предприятий сферы услуг существенное влияние оказывает их месторасположение;
– немаловажное влияние на формирование доходов предприятий сферы услуг оказывает уровень доходности того или иного вида услуг.
Используемые источники
1. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: учебник. – Изд. дом «Бизнес пресса», 2008. – 479 с.
2. Петрова А. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2008. – 236 с.
3. Поршиева А.Г., Румянцева З. Управления организации. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 320 с.