Цветовые технологии рекламной коммуникации



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2009


к. э. н., доцент кафедры экономической теории
и экономической политики
Волгоградского государственного университета

В России пока недостаточно задействован потенциал цветового маркетинга, хотя очевидно, что эффективная цветовая комбинация – важный элемент брендинга, дизайна, мерчендайзинга и рекламной коммуникации.

Цветовая гармонизация рекламы – целенаправленный выбор комбинации цветов, обеспечивающий усиление воздействия на потребителя за счет минимизации его когнитивных издержек (то есть затрат умственного труда на восприятие передаваемой маркетинговой информации) и максимизации эмоциональной полезности от предлагаемого цветового дизайна. Повышение значения цвета в маркетинговых стратегиях современных фирм связано:

  • во-первых, с кризисом перепотребления и необходимостью развития «тончайших» нанотехнологий «мягкой» детерминации потребительского выбора;
  • во-вторых, с информационной перенасыщенностью рыночной среды, ведущей к ориентации маркетинга на концептуальные решения и визуальные технологии;
  • в-третьих, с ростом дизайнерских знаний и компетенций потребителей, выдвигающих производителям требования максимального расширения цветовой гаммы товаров.

В условиях усиления конкуренции объемы рекламной информации нарастают, раздражая и угнетая потребителей, стимулируя их отфильтровывать эти данные как ненужные. Получило широкое распространение «клиповое сознание» – способ восприятия внешнего мира через короткие, яркие, предельно артикулированные сигналы. Краткость, насыщенность и красочность становятся основными принципами производства маркетинговых сообщений. Маркетологам трудно рассчитывать на глубокое проникновение адресатов в суть рекламных посланий. Передача значительного объема данных становится объективно невозможной. Функцией современной рекламы уже не является информирование потребителей о полезных свойствах товара, его отличительных особенностях и конкурентных преимуществах. Маркетинговая информация преимущественно воспринимается современным потребителем через визуальные, а не вербальные компоненты. Поскольку цвет воспринимается быстрее текста, акцент переносится именно на него.

Сила простоты все отчетливее проявляется в современной рекламе, обращающейся к базовым концептам бытия, апеллирующим не к рациональности, а к подсознанию и эмоциям. Цвет – одна из глубинных социокультурных констант, способная быстро продуцировать ассоциативный ряд в обход критической логики разума. Не случайно именно цветом товара объясняется до 85% решений о покупке [6]. Игнорирование цветового маркетинга возможно лишь в условиях монопольного рынка. Хрестоматийным примером является принцип Г. Форда, иронично предлагавшего своим клиентам выбрать автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный. Однако конкуренция со стороны General Motors, производившей машины в разном цветовом исполнении, вынудила руководство Ford Motor отказаться от этого принципа.

Цвет – критически значимый элемент рекламной коммуникации. По данным Color Marketing Group, ведущей международной ассоциации профессионалов в области цветового дизайна, правильно выбранный цвет способен до 80% повысить уровень распознавания бренда, до 73% улучшить понимание рекламного сообщения и до 40% улучшить его читаемость [6]. Цвет – мощный фактор углубления дифференциации товара и бренда, что особенно важно на рынке монополистической конкуренции.

Российские фирмы применяют элементы цветового маркетинга в основном интуитивно и стохастично. В этой связи становится необходимой классификация основныхстратегий цветового маркетинга, используемых как в современной России, так и за рубежом. Такая классификация способна стать научной основой разработки отечественными маркетологами новых способов цветового маневрирования своих компаний в конкурентной рыночной среде:

1. Стратегия апелляции к концепту цвета – способ воздействия фирмы на рыночную среду, связанный с использованием в рекламных слоганах понятий «цвет», «яркость», «прозрачность» и т. п. Расширение примеров использования данной стратегии отражает тенденцию колоризации (colorization) рекламной лингвистики [3].

Приведем показательные примеры: «Be brave not beige» – «Будь смелым, а не бежевым» (IKEA , мебель и товары для дома); «Цвет. Как никто другой» (Sony, электронная техника); «Новый фруктовый Dirol. Яркий вкус» (Dirol, жевательная резинка); «Разноцветный Xerox – бизнес в цвете!» (Xerox, копировальная техника); «Яркий финансовый продукт» («Промсвязьбанк», кредитная карта); «Жизнь еще прекрасней в цвете» (Missoni, парфюмерия); «Яркая индивидуальность. Индивидуальность аромата» (Dunhill Top Leaf, сигареты). Конечно, рассматриваемая стратегия имеет наиболее абстрактный, всеобщий характер воздействия, будучи нацелена на всех потребителей фирмы. Например, приведенный слоган компании IKEA (2007 г.) призван стимулировать ее потребителей к использованию ярких цветов в оформлении своих домов, преодолевая «тиранию бежевого».

2. Стратегия цветовой дифференциации бренда – способ выделения бренда при помощи специально подобранной цветовой гаммы.

К цвету часто аппелируют производители бытовой химии: так, компания «Рекитт Бенкизер» позиционирует свой бренд Vanish в розовом цвете, явно апеллируя к аудитории домохозяек: «Vanish – розовый цвет, доверься ему и пятен нет!». В свою очередь компания Heinkel продвигает пятновыводитель для черной одежды «Ласка. Магия черного» под слоганом «Черное остается черным», а Procter & Gamble – ополаскиватель для белья Lenor «Романтик» с девизом «Розовый влюбляет». Производитель пива Edelweiss запустил в рыночное пространство слоган «Все оттенки белого» в поддержку основной марки нефильтрованного пива. Косметика Green Mama продвигается в зеленом цвете под слоганом «Без консервантов. Без компромиссов», явно эксплуатируя экологический символизм зеленого цвета. Цветом подчеркивается и экологичность водочного бренда «Зеленая марка». Кроме того, корпоративные цвета – важный элемент идентификации фирмы ее потребителями. Например, голубой цвет – фирменный цвет Microsoft, красно-желтый – McDonalds, красно-белый – Coca-Cola, Marlboro, Ferrari, МТС, «Эльдорадо», «М.Видео» и Home Credit Bank, желто-черный – «Техносила», BeeLine, фиолетовый – фирменный цвет Wiskas и т. д. Эволюционно возникает эффект привязанности к цвету бренда, поэтому его смена может быть связана со значительными издержками.

3. Стратегия цветовой дифференциации видов выпускаемой продукции – система маркетинговых действий фирмы, связанная с присвоением каждому виду выпускаемой продукции или их семейству определенного цвета. Цель данной стратегии состоит в минимизации когнитивных издержек поиска потребителем необходимого вида продукции фирмы в ее ассортименте. Так, в рекламном буклете производителя декоративной косметики Lumene разными цветами выделены семь линий средств по уходу за кожей. Аналогичный прием используется и многими другими фирмами этой отрасли. Его активно применяют и производители табачных изделий: например, компания Dunhill предлагает курильщикам четыре вида сигарет – Filter, Lights, Ultra и Infiniti, различающихся степенью «крепости» (уровнем содержанием в дыме смолы и никотина) и, соответственно, представленных в красном, синем, сером и белом исполнении. Потребители сигарет наиболее четко различают цветовые маркеры: при покупке они обычно называют торговую марку и цвет пачки (например, «L&M синие» или «Marlboro красные»). Производитель презервативов Sico предлагает более десяти вариантов цветового дизайна видов своей продукции. К рассматриваемой стратегии относится и дифференциация цветом гендерной направленности товара: так, туалетная вода Armand Basi предлагается в двух цветах – In Blue для мужчин и In Red для женщин.

Сигареты Kent до 2007 г. предлагались в ассортименте Blue Futura 8, Silver Neo 4 и White Infina 1 под слоганом «Новое имя находит новое отражение в цвете». Однако затем концерн «БАТ Россия» вывел на рынок марку Kent Nanotek в формате Compact King Size. При этом в оформлении пачек использованы черный и серебристый цвета. Идея состояла в апелляции к широко внедряемой в массовое сознание идее развития в России нанотехнологий, что отразилось и в минималистской цветовой гамме. Сигареты класса «премиум» Vogue, ориентированные на женскую аудиторию, с 2007 г. представлены цветами Bleue (голубой), Lilas (фиолетовый) и Menthe (зеленый). Рестайлинг затронул исключительно цветовой дизайн пачек и никак не отразился на рецептуре и содержании смолы и никотина.

Розовый цвет производители парфюма традиционно используют для активного воздействия на аудиторию молодых гламурных девушек: сравните дизайн рекламы туалетной воды Mandarina Duck Rouge Intense, Rosy Sky от Love Passport, Mellow от Roberto Verino, Roxy от Le Premier Parfum. Черный цветовой дизайн отличает флаконы наиболее престижных и дорогих ароматов, например, Black от Kenneth Cole, Boss in Motion (Edition III, Boss Hugo Boss), Noir от S.T. Dupont, Encre Noire от Lalique, Black XJ от Paco Rabanne, Black Orchid от Tom Ford. В соответствии с принципом минимализма для них характерны «строгие очертания, минимум деталей, ...тонкие, но запоминающиеся композиции» [4, с. 158]. В женском секторе дорогой парфюмерии актуализировались белые цвета: лосьон для тела Pure White Linen от Estee Lauder, лосьон для лица White Lucency от Shiseido, J’Adore от Dior и др. Парфюм Love in White от Creed продвигается на рынок в кипенно-белом оформлении под девизом «Изысканный аромат для женщин».

4. Стратегия дифференциации цветового исполнения товаров – вектор приложения усилий дизайнеров и маркетологов фирмы с целью расширения вариантов цветового решения производимой продукции. Непрерывное расширение цветовой гаммы – необходимое условие конкурентного успеха на рынке не только автомобилей, тканей и одежды, но и ноутбуков, стального профиля и термоусадочных трубок, накладных замков и многих других товаров, производители которых традиционно игнорировали роль цвета.

Укажем лишь на некоторые примеры. В начале 1999 г. компания Apple Computer применила новаторскую маркетинговую стратегию, выпустив компьютер iMac в пяти разных фруктовых цветах – клубники, голубики, мандарина, винограда и лайма. В начале 2006 г. на рынок была выведена серия Zanussi «Цветные кухни», включающая духовые шкафы, газовые варочные поверхности и кухонные вытяжки в ярких желтом и синем цветах, нетрадиционных для кухонной техники. Производители мобильных телефонов наперебой предлагают потребителям разноцветные съемные панели, с помощью которых можно легко изменить внешний вид товара (первой это сделана шведская компания Ericsson). Компания Philips предлагает ассортиментную гамму из 18 разноцветных утюгов. Компания Sony успешно вывела на рынок красный ноутбук Vaio CR под слоганом «Ваш стиль. Ваш цвет. Ваш Vaio», а затем запустила целую серию цветных ноутбуков Graphic Splash, включающую розовые, бирюзовые, синие модели, а также ноутбуки в черную точку и белые в крупный коричневый горошек. Отдельный сегмент занимают прозрачные, то есть бесцветные товары. Их производители эксплуатируют вуайеристские наклонности потребителей и стремятся завоевать их доверие за счет максимальной открытости своей продукции. Многие компании выделяют «транспарантные» товары в отдельные направления своей деятельности.

5. Стратегия цветовой дифференциации конкретного товара – согласованная совокупность маркетинговых решений, направленных на выделение определенного товара посредством его оригинального цветового маркирования.

Наиболее часто рассматриваемая стратегия реализуется на основе метода «цветового шокирования», когда отдельный товар исполняется в необычном цвете, привлекая внимание к себе и бренду в целом. Достаточно напомнить об одном из самых стильных и экстраординарных в своем сегменте желтом ноутбуке ASUS-Lamborghini VX2, а также о пошедшем по его стопам красном ноутбуке Acer Ferrari. Первые в мире водонепроницаемые кожаные ботинки желтого цвета Yellow Boots от Timberland называют «casual-шедевром», а на престижной выставке промышленного дизайна Industrial Design Excellence Awards 2006 они были удостоены специального приза. Еще более оригинальны производители пищевой продукции. С 1996 г. в Великобритании производится единственная в мире черная водка Blavod. Компания Heinz в октябре 2000 г. позиционировала зеленый кетчуп Heinz EZ Squirt Blastin Green; эту маркетинговую идею уже в начале 2002 г. скопировал «Балтимор-Холдинг», став цветовым новатором на российском рынке кетчупа. К началу весенне-летнего сезона 2003 г. появился кетчуп голубого цвета Heinz EZ Squirt Stellar Blue. Вдохновленная его успехом, компании Heller (Новая Зеландия) в 2006 г. представила первые в мире сосиски фиолетового цвета – Purplos.

Конфеты и жевательная резинка голубого цвета со вкусом малины Blue Raspberry производятся такими брендами, как Sour Punch, Hubba Bubba, Sour Rip Rolls, Frooties, Laffy Taffy и др. В свою очередь бренд Skeleteens (в России известный как «Скелетоны») предлагает лимонад голубого и черного цвета – Blue BrainWash и Black Lemonade. Последний продвигается под слоганом «It’s Black and Very Sour!» («Черный и очень кислый!»). Похожий маркетинговый прием использовали производители газированного напитка MOOM (made out of milk), разработанного учеными South Dakota State University. Напиток обеспечивает получение аналогичного содержащемуся в молоке количества кальция и минеральных элементов, но не содержит белков и жиров. По вкусу он представляет собой типичную «содовую», но выделяется ярко-оранжевым цветом и ориентирован на детскую аудиторию.

6. Стратегия цветовой маскировки негативных свойств товара – одна из форм реализации маркетинговой стратегии фирмы, ориентированная на сокрытие отрицательных качеств ее продукции за счет выдвижения на передний план потребительского восприятия отвлекающей цветовой гаммы. Наиболее широко и активно данную стратегию применяют производители табачных изделий. Наглядным подтверждением служат их рекламные плакаты: бело-голубое исполнение характерно для Mild Seven, Parliament, R1 (слоган «Легкий характер»). Бело-розовые оттенки более свойственны рекламе женских сигарет (например, Sobranie Pinks). В зеленых тонах выдержана реклама сигарет Kiss Fresh Apple с ароматом зеленого яблока (слоган «Свежесть яблочного поцелуя»). Концепты «свежесть», «легкость», «воздух» внедряются в подсознание потребителей при помощи специально подобранных цветов и активно влияют на экономический выбор.

7. Стратегия цветового соответствия статусу товара – комплекс маркетинговых действий, направленных на передачу статусного значения товара посредством цветового стереотипа.

Самый яркий пример применения этой стратегии – реклама коньяка, которая у всех брендов («Арарат», Hennessy, Remy Martin, Martell и др.) имеет одинаковый, коньячный цвет с незначительными вариациями его тона. Статус коньяка как престижного напитка передается с помощью присущего ему цвета, соотносящегося с созерцательно-лиричным настроением и интеллектуальным отдыхом. В свою очередь, кетчуп в потребительском сознании традиционно ассоциируется с красной упаковкой, поэтому красный цвет в обязательном порядке присутствует в рекламе этого продукта независимо от его марки. Красный цвет традиционно доминирует в визуальной рекламе губных помад: Rouge Interdit от Givenchy (элемент слогана – «Неотразимые цвета»), KissKiss от Guerlain («Драгоценные оттенки. Нежность и безумство»), Oriflame Beauty «Притяжение цвета», «Глянцевый блеск» от Avon (слоган «Наполни мир блеском»), «Насыщенный цвет» от Avon (слоган «Играй цветом сегодня»), Hydra Extreme от Lline (слоган «Самые роскошные красные никогда не выглядят банально»). Аналогичная тенденция прослеживается в сегменте лаков для ногтей, например, в рекламе линии лаков inRED от Dance Legend.

8. Стратегия цветового «дрейфа» – способ маркетинговых коммуникаций фирмы, связанный со следованием модным цветовым тенденциям. Наиболее активно данная стратегия используется производителями парфюмерии: так, в 2007–2008 гг. модный фиолетовый дизайн приобрели ароматы Hypnose от Lancom, Love in Paris от Nina Ricci, Princess от Vera Wang, Alien от Thierry Mugler и многие другие, реклама которых также изобиловала фиалковыми и лиловыми красками.

9. Стратегия цветового мимикрирования под лидера рынка – специфический способ адаптации фирмы к рыночной среде путем копирования корпоративной цветовой гаммы лидирующей компании с целью использования ее репутационного капитала для привлечения неосведомленных потребителей. Подобная маркетинговая стратегия достаточно широко распространена, однако привести конкретные примеры ее использования крайне затруднительно, поскольку доказать факт целенаправленного копирования цветовой гаммы конкурента практически невозможно.

Например, в 2006 г. компания «Эльдорадо» приняла решение о кардинальном рестайлинге и изменении корпоративного цвета с сине-желтого на красно-белый. Тут же последовала реакция участников рынка, высказавших предположения о том, что «Эльдорадо» мимикрирует под корпоративные цвета сети бытовой электроники MediaMarkt (подразделение Metro Group, Германия), намеревающейся выйти на российский рынок. По мнению некоторых экспертов, приводимому газетой «Ведомости», цель «Эльдорадо» состоит в том, чтобы, как хамелеон, замаскироваться под конкурента [5]. Не случайно развиваемая «Эльдорадо» сеть гипермаркетов «ЭТО» также копи- рует оранжево-желтое оформление сети Saturn, принадлежащей упомянутой Metro AG. Однако гендиректор компании А. Шифрин отверг обвинения в копировании, представляя рестайлинг «Эльдорадо» перед выходом на рынок MediaMarkt как совпадение, поскольку варианты выбора корпоративных цветов объективно ограничены [2].

10. Комбинированная стратегия предполагает сочетание основной маркетинговой и вспомогательной цветовой стратегий с целью получения синергического эффекта от их согласованного воздействия на выбор потребителей. Цвет при этом выступает инструментом спецификации основной стратегии, ее уточнения, конкретизации.

В связи с актуализацией концепта простоты в маркетинговых решениях современных фирм все чаще используется комбинация «упрощение + цвет». Так, компания МТС в ходе ребрендинга 2006 г. сделала явный акцент на простоту, запустив слоган «Просто МТС», которую подчеркивает красно-белая корпоративная гамма, апеллирующая к инновационности, активности, лидерству, уверенности. В отношении цветов так называемой «основной триады» (красного, белого и черного) наблюдается «своеобразная генерализация – как и у первобытных людей, они выступают в качестве универсальных символов, охватывающих основные стороны жизни человека» [1, с. 109] и воздействующие на глубинные «платы» его бессознательного. Видимо, черно-бело-красная гамма рекламной коммуникации воздействует на всеобщие ценности. Не случайно ее использует, например, международная гуманитарная организация «Красный крест»: ролик «Red Cross & Euro 2008: The One» был выполнен исключительно в трех базовых цветах и при помощи лаконичной, минималистской графики.

В свою очередь маркетинговая стратегия «Сбербанка» сочетает концепт простоты (слоган «Просто. Профессионально») с зеленым корпоративным цветом, акцентирующим стабильность, безопасность, уверенность, надежность. Концепция рекламной кампании сигарет Kent Nanotek направлена на сочетание идеи простоты («Лаконичность изящна. Стиль в простоте. Компактность необходима» – цитата из рекламного буклета) с минималистичным черно-белым оформлением. Сок «Caprice Красный» в конце 2006 г. был выдвинут на рынок под слоганом «Прекрасный в своей простоте». В женской рекламе внимание адресатов часто привлекается посредством комбинации «цвет + блеск»: например, бальзам-ополаскиватель Elseve «Цвет и блеск» от L’Oreal (слоган «Ваш цвет защищен, его блеск еще интенсивнее»), губная помада Color Fever Gloss от Lancome (слоган «Чувственный блеск сияющих цветов»).

Использование современными фирмами различных методов, инструментов и каналов цветового воздействия на выбор потребителей сочетается с типичными ошибками, своего рода «ловушками» цветового маркетинга:

1. «Ловушка» стохастичности – распространенная модель маркетинговых манипуляций с цветом, не имеющих достаточного логического и эмпирического обоснования, базирующихся на интуиции и стереотипах, финансируемых и разрабатываемых по остаточному принципу.

К сожалению, очень часто выбор цвета бренда и его рекламного сопровождения случаен и продиктован отнюдь не задачей повышения эффективности маркетинговой стратегии. Это особенно характерно для малого и среднего бизнеса, субъекты которого практикуют стереотипные цветовые приемы, в результате сливаясь с фоном рыночной среды. В крупных компаниях маркетологи в большей степени озабочены необходимостью краткосрочной максимизации объемов продаж, а не стратегически ориентированным повышением эмоциональной полезности потребителей. К тому же современные дизайнеры вновь и вновь игнорируют значение цветового выделения, тяготея к монохромной функциональности или стандартным цветовым гаммам.

Цветовые маркетинговые решения редко принимаются после детальных исследований потребительских предпочтений. Хрестоматийным стал пример неудачной попытки компании «Мир детства» вывести на башкирский рынок детскую одежду фиолетового цвета. К удивлению руководства фирмы спрос был близок к нулю, что привело к значительным убыткам. Причиной явилось банальное незнание местных традиций: фиолетовый цвет в Башкирии – исторически цвет траура. За рубежом консультации с колористами (специалистами по цвету) относятся к рутинному элементу изменения маркетинговой стратегии, и тем более ребрендинга. В России спрос на услуги колористов со стороны предпринимательского сообщества все еще крайне низок.

2. «Ловушка» прямолинейности – типичный способ неверных маркетинговых действий российских фирм, связанных с попытками выделения бренда путем предельно простых цветовых решений и применения «грубых» технологий цветового кодирования.

Осознание достаточно высокого уровня насыщения потребительских рынков и рост конкуренции стимулируют отечественных маркетологов и бренд-менеджеров к широкому применению элементов цветового маркетинга. Проблемой остается низкое качество используемых приемов и инструментов. Наиболее часто практикуется «лобовая атака» потребителей с помощью агрессивного красного цвета. Именно он чаще всего фигурирует на биллбордах и в печатной рекламе российских фирм, что можно квалифицировать как массовую попытку активного возбуждения спроса. Однако у потребителей такого рода цветовые воздействия вызывают в лучшем случае недоумение, а в худшем – отторжение, но никак не симпатию и доверие к брэнду. Трудно выбрать между красным, красным и красным... При этом потребительское сообщество фактически рассматривается как гомогенная система, а фирменные палитры и цветовые характеристики рекламы игнорируют специфику цветовых предпочтений различных аудиторий, специфику разных ценовых ниш рынка и т. д. Остаются без ответов многие вопросы, например, когнитивным потребностям какой категории потребителей соответствует «локальный цвет холодного лимона» в рекламном сообщении?

3. «Ловушка» расфокусированности – широко распространенный подход к использованию элементов цветового маркетинга, выражающийся в отсутствии четких пред- ставлений о целевой аудитории и, соответственно, в непоследовательных, стратегически несвязанных решениях.

Наглядный пример – рекламная кампания пива «Клинское светлое» под слоганом «Зеленая бутылка» (2008 г.). Остается неясной логика маркетологов, поскольку зеленые бутылки характерны и для других марок пива (например, «Дон», Heineken, Tuborg Green и др.), а «Балтика № 0 Безалкогольное» вообще поставляется в премиальной зеленой бутылке. В столь монохромной рекламной среде зеленый цвет бутылки трудно признать фактором эффективной дифференциации. Данная «ловушка» характерна и для зарубежных компаний, в том числе и транснациональных. Так, корпорация Adidas еще в 1983 г. запустила марку кроссовок Adicolor, которым покупатель мог придать любой цвет по своему выбору. Однако новация оказалась невостребованной рыночной средой: за двадцать лет была продана всего лишь тысяча пар цветной обуви.

Таким образом, цветовые маркетинговые технологии являются перспективным объектом научных исследований и практических инноваций. Четко сфокусированная, логически и эмпирически обоснованная цветовая коммуникация способна укрепить, повысить и выгодно оттенить статус бренда, товарной марки или отдельного товара.

Литература

  1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Егоров А. Красная майка лидера // Компания. – 2006. – № 19.
  3. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Об использовании некоторых статусных понятий в рекламных сообщениях // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 1.
  4. Павлова Е. Белые ночи // Vogue. – 2007. – № 5.
  5. Романова Т., Корюкин К. Магазины для «умножадных» // Ведомости. – 2006. – 9 июня.
  6. The Profit of Color! – Режим доступа: http://www.colormarketing.org/uploadedFiles/Media/The%20Profit%20of%20Color!%20-%20FINAL%204%2007.pd....

Также по этой теме: