Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2004


к.э.н., доцент, проректор понаучно-методической работе МИГМТ (МЭСИ),
действительный член Национальной академии туризма

Спрос и предложение на рынке детского туризма


Самой крупной структурой, финансирующей социальный детский туризм, является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), в бюджет которого из года в год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей.

Финансирование Фонда социального страхования РФ имеет одну главную отличительную особенность: выделяемые денежные ассигнования всегда остаются в пределах Российской Федерации, т.е. оплачиваются путевки только в собственные здравницы и лагеря. А это говорит о том, что наибольшим спросом пользуется внутренний туризм и, в основном, морские курорты Краснодарского края.

На рынке детского туризма ФСС выступает главным образом финансистом, выделяя ассигнования на приобретение путевок. Фонд имеет право самостоятельно приобретать путевки, а затем распределять их среди своих страхователей. Однако в последнее время наблюдается тенденция нецентрализованной закупки Фондом путевок, а именно выделение средств и принятие к зачету путевок, самостоятельно приобретаемых страхователями. Данная тенденция говорит о том, что основными покупателями на рынке социального детского туризма на сегодняшний день и в прогнозе на будущее выступают предприятия и частные лица, а за счет ежегодного финансирования спрос на путевки в детские оздоровительные и санаторно-курортные лагеря стабилен и высок.

Рынок детского туризма характеризуется такими направлениями, как отдых, оздоровление и лечение, экскурсионные туры для школьных групп по России (Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» и т.д.) и за рубежом (Чехия, Венгрия, Словения, Италия и другие страны Европы), а также отдых и обучение за границей (Турция, Италия, Греция, Кипр, Великобритания). Пользователями зарубежного туризма, как правило, являются частные лица, приобретающие туры для своих детей, и предприятия, имеющие возможность оплачивать туры для детей своих сотрудников за счет собственной прибыли.

Спрос на детский туризм, так же как и предложение, носит ярко выраженный сезонный характер и зависит, как правило, от школьных каникул: одна неделя — осенью и весной, две недели — зимой и три месяца — летом. Летний период считается самым «высоким» сезоном, поскольку именно в этот период и спрос, и предложение в равной степени высоки и стабильны.

На сегодняшний день на рынке детского туризма работает довольно значительное число туристских фирм, организующих летний детский отдых как в России, так и за рубежом. Наиболее глубокой специализацией и наработанными программами отличаются компании, уже не первый год работающие на рынке детского туризма, — такие, как «Согласие», «Ост-Вест», «Спектрум», «Апрель», «Аврора-Интур», «Орфей», «Спутник», «Криптонтур 2000», «КриСТ», «Ориент», «Каникулы», «Дельфин». Специальные программы детского отдыха предлагают крупные туроператоры «Солвекс», «Юнивер», «Афон», «Городское бюро путешествий».

Предложения по летнему детскому отдыху можно условно разбить на несколько групп:

  • детские лагеря и оздоровительные центры в России и за рубежом;
  • экскурсионные автобусные туры по городам России и Европы.

Детские экскурсионные туры пользуются наибольшим спросом во время школьных каникул (зимних, весенних и осенних), майских праздников, а также в начале лета. На организации подобных программ в основном специализируются операторы по внутреннему туризму — «Аврора-интур», «Солвекс», «Согласие», «Дельфин» и др.

Самым популярным видом детского туризма остаются летние лагеря. По виду отдыха их подразделяют на детские оздоровительные лагеря и центры (ДОЛ и ДОЦ), спортивно-оздоровительные лагеря и комплексы (СОЛ и СОК), международные детские лагеря и центры (МДЛ и МДЦ). Кроме того, выделяются лагеря санаторного типа, специализирующиеся на профилактическом лечении.

Как отмечают специалисты, занимаясь такого рода бизнесом, трудно рассчитывать на высокую норму прибыли. Нормальная рентабельность может быть достигнута только за счет больших объемов продаж или работы с собственными лагерями. Поэтому в последнее время многие туроператоры по внутреннему туризму, как правило при расчете цены путевки, предусматривают минимальную единичную прибыль, а совокупная прибыль обеспечивается за счет больших объемов продаж. Туроператоры, вкладывая средства в восстановление и модернизацию основных фондов для детского отдыха,  стараются приобретать эти лагеря в собственность или арендовать их на длительное время.

Но в то же время спрос на детский отдых является самым стабильным. По статистике туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом, примерно 80% их клиентов — дети, 15% — семьи, 5% — молодежь.

География предложений на рынке детского туризма в последние годы довольно обширна: Россия (Подмосковье, Центральная Россия, Черноморское и Азовское побережье Краснодарского края), Крым, а также дальнее зарубежье (Болгария, Словакия, Венгрия, Чехия и др.). Однако в силу того, что детский отдых особенно связан с фактором безопасности, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению объемов продаж по России и, в частности, по Подмосковью и Черноморскому побережью.

Предложений туроператоров достаточно много. Причем каждый оператор занимает определенную нишу на рынке: одни предлагают в основном оздоровительные и санаторные лагеря в России, другие — оздоровительные и языковые лагеря за рубежом; одни предлагают совместный турпродукт, другие — свой эксклюзивный.

В таблице 1 приводятся данные Госкомстата РФ о наличии действующих детских оздоровительных учреждений России и общая численность детей, отдохнувших в них за период с 1990 по 2002 гг.

Таблица 1

Количество действующих детских оздоровительных учреждений России
и количество детей, отдохнувших в них (тыс.)

Детские оздоровительные лагеря: 1990 1992 1994 1995 1996 1997
Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей
Для школьников с дневным пребыванием 33,1 1878,0 19,4 1374 25,2 1814,2 27,9 2097,8 25,6 1933,8 25,7 1933,8
Загородные оздоровительные 5,0 3400 3,8 1900 3,2 1631,5 3,2 1868,1 3,1 1774,1 3,1 1774,1
Труда и отдыха 14,6 1357,3 8,4 770,0 8,2 705,8 8,4 716,8 7,5 646,7 8,9 646,7
Профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и др. 2,5 392,2 1,6 207,2 2,7 297,4 3,5 341,0 3,4 327,6 3,6 327,6
Санаторного типа - 205,6 - 101,2 0,3 105,9 0,3 127,6 0,4 123,7 0,4 123,7
Всего   7233,1   4352,4 39,6 4554,8 43,3 5151,3 40 4805,9 41,7 4805,9

 

Детские оздоровительные лагеря: 1998 1999 2000 2001 2002
Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей Детс-кие лагеря В них детей
Для школьников с дневным пребыванием 28,2 1943,9 29,5 2165,4 32,8 2414,7 34,6 2929,0 35,5 2958,3
Загородные оздоровительные 3,1 1818,9 3,2 1887,9 3,3 2015,2 3,3 2128,2 3,3 1967,8
Труда и отдыха 7,0 612,6 7,0 563,6 8,0 583,4 8,9 638,7 7,7 538,9
Профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и др. 3,9 344,3 4,0 356,5 4,5 387,0 4,7 422,7 5,1 419,7
Санаторного типа 0,4 136,1 0,5 151,3 0,5 183,9 0,6 240,3 0,6 229
Всего 42,6 4855,8 44,2 5124,7 49,1 5584,2 52,1 6358,9 52,2 6113,7

Анализ статистических данных показывает, что в настоящее время изменяется не только количество детских оздоровительных учреждений, но и структура спроса на детский отдых. Так, в 90-х годах структура спроса на детский отдых была следующей (%):

26 — лагеря для школьников с дневным пребыванием;

47 — загородные оздоровительные лагеря;

18, — лагеря труда и отдыха;

5,4 — профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и другие лагеря;

2,8 — лагеря санаторного типа.

В 2002 г.:

48 — лагеря для школьников с дневным пребыванием;

32,2 — загородные оздоровительные лагеря;

8,8 — лагеря труда и отдыха;

6,9 — профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и др. лагеря;

3,7 — лагеря санаторного типа.

Анализируя полученную информацию, можно сделать вывод о том, что в настоящее время увеличивается спрос на лагеря для школьников с дневным пребыванием, профильные лагеря и лагеря санаторного типа при общем снижении потребности в загородных оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха.

Наибольшее количество детей (48%) в 2002 г. отдыхало в лагерях для школьников с дневным пребыванием — это почти в два раз больше (26%), чем в 90-е годы. При этом количество лагерей увеличилось лишь на 7% (в 1990 г. — 33,1 тыс., а в 2002 г. — 35,5 тыс.).

Анализ динамики изменения количества отдохнувших детей в загородных оздоровительных лагерях с 1990 по 2002 гг. позволяет сделать вывод о том, что спрос на этот вид отдыха всегда оставался высоким. Так, количество отдохнувших детей в 1990 г. составило 47% (3400 тыс. чел.), а в 2002 г. соответственно 32,2% (1967,8 тыс. чел.). И хотя спрос сократился в 1,5 раза, но при этом и общее количество лагерей сократилось также в 1,5 раза (в 1990 г. — 5 тыс., а в 2002 г. — 3,3 тыс.). Это свидетельствует о стабильной востребованности данного сектора рынка детского отдыха, и, при относительно небольшом количестве таких лагерей, спрос на них весьма высок. Следовательно, надо уделять особое внимание данному сегменту рынка, осуществлять восстановление и даже строительство новых загородных оздоровительных лагерей.

Количество лагерей труда и отдыха сократилось почти в 2 раза, при этом спрос на них сократился более чем в 2 раза.

Количество профильных лагерей, наоборот, увеличилось в 2 раза, при этом потребность в данном виде отдыха возросла лишь в 1,2—1,3 раза.

Традиционными российскими дестинациями, из года в год привлекающими к себе детские туристские потоки, являются Подмосковье, Центральная Россия и Краснодарский край.

Подмосковье и Центральная Россия — самые продаваемые летние детские направления за счет отсутствия транспортных расходов. Однако в основном все детские учреждения этих дестинаций испытывают на себе только местный спрос. Детский же отдых на побережьях Краснодарского края, несмотря на относительную дороговизну, стабильно популярен почти во всех российских регионах, особенно северных, за счет главного преимущества — наличия уникальных бальнеокурортов.

На сегодняшний день Краснодарский край является одной из самых перспективных и развиваемых дестинаций, включенных в «Концепцию развития туризма в Российской Федерации до 2005 года», одобренную распоряжением № 954-р Правительства РФ от 11 июля 2002 г.

По данным Госкомстата РФ, количество детских оздоровительных учреждений, осуществлявших свою деятельность в 2002 г. в Краснодарском крае — самой крупной здравнице России, — составило 714, из которых загородных оздоровительных лагерей — 115 (16,1% от количества по дестинации и 3,5% от количества по России). Общая численность детей, отдохнувших за лето 2002 г., составила 191600 человек, причем в загородных оздоровительных лагерях — 104300 человек (54,5% от численности по дестинации и 5% от численности по России), что является хорошим показателем для дестинации в целом.

Дестинация «Краснодарский край» представлена на рынке детского туризма курортами федерального значения Сочи, Анапа, Геленджик, а также курортами Туапсе, Ейск, Темрюк и др. Наиболее дорогостоящие — курорты Черноморского побережья, наиболее дешевые — Азовского.

Однако на рынке именно детского туризма среди черноморских курортов приоритет, несомненно, отдан Анапе, поскольку это единственный детский оздоровительный курорт России.

На летний сезон 2003 г. ведущие туроператоры рынка детского туризма предлагали самые разнообразные программы отдыха — как на внутреннем направлении, так и на международном. Более высокий процент предложений приходится на детские лагеря в пределах России (в основном Подмосковье и Черноморское побережье). На данный сегмент приходится наибольший спрос, поскольку он дотируется государством и предприятиями (за счет собственной прибыли). Лагеря за рубежом, а особенно те, в которых работает языковая школа, также пользуются спросом, однако в основном у частных лиц (родителей), которые и оплачивают пребывание в них.

Демографическая обстановка в России

Существенным фактором, способным оказать большое влияние на развитие детского туризма, является демография, причем основной интерес для данного исследования представляет анализ населения России по возрастному интервалу от 7 до 15 лет, составляющему основной сегмент детского туристского рынка.

По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстата), общая численность населения России составляет 143954391 человек. Численность населения моложе трудоспособного возраста, т.е. в возрасте от 0 до 15 лет, составляет 26765307 человек (примерно 18,6% от общей численности), из которых 17791856 человек (66,5%) — возрастная группа 7—15 лет и 8973451 человек (33,5%) — 0—6 лет1.

Таблица 2

Численность населения в возрасте ниже трудоспособного (0—15 лет)
по федеральным округам Российской Федерации

Федеральный округ Все население, чел. 0—15 лет Удельный вес в общей численности, % 0—6 лет Удельный вес в возрастной группе, % 7—15 лет Удельный вес в возрастной группе, %
Приволжский 31641824 6029836 19,1 1974946 32,8 4054890 67,2
Центральный 36481812 5974674 16,4 1985055 33,2 3989619 66,8
Южный 21471261 4532672 21,1 1608728 35,5 2923944 64,5
Сибирский 20542100 4058456 19,8 1366295 33,7 2692161 66,3
Северо-Западный 14259103 2388860 16,8 770873 32,3 1617987 67,7
Уральский 12520191 2385448 19,1 801026 33,6 1584422 66,4
Дальневосточный 7038100 1395361 19,8 466528 33,4 928833 66,6

Таблица 3

Десять регионов РФ с наибольшей численностью населения в возрасте 7—15 лет

Регион Численность, чел. Удельный вес в общей численности населения РФ в возрасте 7—15 лет, %
1 г. Москва и Московская область 1518687 8,5
2 г. Санкт-Петербург и Ленинградская область 646075 3,6
3 Краснодарский край 621408 3,5
4 Республика Башкортостан 588234 3,3
5 Свердловская область 539503 3,0
6 Республика Татарстан 513259 2,9
7 Ростовская область 507782 2,85
8 Тюменская область 452694 2,55
9 Челябинская область 450089 2,53
10 Республика Дагестан 409248 2,3

Статистические данные Госкомстата РФ на 1 января 2002 г., приведенные в таблицах 2 и 3 позволяют сделать следующие выводы.

Удельный вес численности населения в возрасте ниже трудоспособного в общей численности населения России составляет 18,6%, причем более чем наполовину (66,5%) данная возрастная группа представлена детьми в возрасте 7—15 лет.

Наиболее высокая численность детей в возрасте 7—15 лет преобладает в таких федеральных округах РФ, как Приволжский (22,8%), Центральный (22,4%) и Южный (16,4%). Однако если рассматривать по регионам, входящим в состав федеральных округов, картина несколько меняется, поскольку наиболее высокой численностью детей данной возрастной категории обладают г. Москва и Московская область Центрального округа (8,5%), г. Санкт-Петербург и Ленинградская область Северо-Западного округа (3,6%), Краснодарский край Южного округа (3,5%), Республика Башкортостан Приволжского округа (3,3%) и Свердловская область Уральского округа (3%).

Численность детей в возрасте 7—15 лет как в целом по России, так по отдельным ее регионам является на сегодняшний день хорошим показателем для рынка детского туризма России. Как правило, туристский рынок России ориентируется на две возрастные группы: ниже трудоспособного возраста (7—15 лет) и трудоспособного (16—54/59 лет). (Туристский рынок экономически развитых стран рассматривает и третью составляющую — пенсионеров, ласково называя их «пустые гнезда», «серебряные виски/голова», «третья весна» и пр.) По состоянию на 1 января 2002 г. на 1000 лиц трудоспособного возраста в России приходится 306 детей, что составляет 30,6%, а значит, почти 1/3 рынка потребителей составляют дети.

На развитие рынка детского туризма существенное влияние может оказать демографическая обстановка в будущем, которая тесно связана с социально-экономическим развитием России в целом.

На сегодняшний день существует прогноз численности населения до 2016 г., подготовленный Госкомстатом РФ. Расчет предположительной численности населения осуществлялся по трем вариантам, с учетом показателей рождаемости (наиболее интересен для настоящей работы), смертности и миграции2.

Основываясь на долговременных тенденциях и последних изменениях в показателях рождаемости (в 2002 г. отмечен рост числа родившихся, который начался в 2000 г. и продолжается по настоящее время), разработаны три сценария будущей эволюции рождаемости в России.

Оптимистичный вариант исходит из того, что наметившийся подъем рождаемости — долговременное явление. Согласно этому сценарию уровень рождаемости в 2015 г. составит 1,57 рождения при условии оптимистичного варианта социально-экономического развития страны: роста экономической активности, повышения уровня и качества жизни.

Пессимистичный сценарий исходит из соответствующего варианта социально-экономического развития. Предполагается, что сохранение сложившейся или ухудшение экономической ситуации в России, скорее всего, сделают маловероятным повышение рождаемости. Данный вариант предусматривает, что темпы снижения рождаемости будут замедляться, и уровень ее стабилизируется на минимальном, зафиксированном в Европе показателе 1,09, что произойдет после 2009 г.

Средний вариант также исходит из того, что рост уровня рождаемости в 2000—2002 гг. — закономерное явление и предполагает, что рост рождаемости постепенно замедлится, а ее уровень стабилизируется на отметке 1,4 рождения на 1 женщину.

Однако сегодня в разрезе возрастных групп данные по предположительной численности населения России приводятся по среднему варианту, и здесь наблюдается следующая картина: численность детей возрастной группы 0—15 лет вплоть до 2009 г. будет уменьшаться (с показателя 26765000 человек (2002 г.) до 21822000 человек (2009 г.)), а с 2010 г. она вновь начнет расти (21909000 человек (2010 г.) — 22698000 (2016 г.)). Подробная тенденция объясняется низкой рождаемостью в России до 2000 г. и ее возможным постепенным ростом с 2003 г. (1417139 родившихся) до 2010 г. (1507178 родившихся).

Предполагается, что численность детей в возрасте 7—15 лет в целом снизится на 33,8% — с показателя в 2002 г. (17792 тыс. человек) до показателя в 2011 г. (11773 тыс. человек), но затем вновь увеличится на 6,8% (2016 г. — 12575 тыс. человек).

Существующий прогноз демографической обстановки в России кардинально не изменит рынок потребителей детского туризма, однако сможет оказать существенное влияние на рыночную конкуренцию, а точнее — усилит конкурентную борьбу.

Некоторые проблемы развития рынка детского отдыха в России

Уровень развития туризма в стране тесно связан с общим уровнем и состоянием развития экономики. В экономически высокоразвитой стране сформирована инфрастуктура туризма (транспорт, средства размещения и питания, современные технологии и т.п.). Высокий уровень благосостояния населения порождает и высокий платежеспособный спрос на туристские услуги. Все это способствует развитию туризма.

Поскольку детский туризм является одной из составляющих туризма в целом, то все проблемы, которые возникают при его развитии, связаны с теми же факторами, которые препятствуют развитию туризма в целом, хотя, безусловно, имеются и чисто специфические моменты, присущие только детскому туризму.

Остановимся на некоторых проблемах, которые существуют на рынке детского туризма и препятствуют его развитию. Одними из важнейших являются проблемы, порожденные экономическими причинами. Прежде всего необходимо отметить, что массовый детский отдых не должен быть дорогим. Это связано с тем, что уровень благосостояния нашего населения в целом недостаточно высок. А поскольку в основной массе дети являются тем сегментом туристского рынка, которые не столь требовательны к уровню комфорта, и ради хорошего отдыха они согласны жить и вчетвером, и вшестером, и путешествовать в плацкартном вагоне, то этого можно достичь. Непритязательность детей к уровню комфорта может позволить уменьшить себестоимость тура. Но дешевая путевка может означать и низкую оплату для сотрудников и обслуживающего персонала, что в конечном итоге приводит к снижению привлекательности этой работы для сотрудников. В результате на работу принимаются сотрудники с низким уровнем профессиональной подготовки, что влияет на качество обслуживания, приводит к недостаточному надзору за детьми. Уровень подготовки персонала для работы в детских лагерях оставляет желать лучшего.

В настоящее время (в связи с принятием второй части Налогового кодекса РФ, что повлияло на повышение налогов) цены на путевки в лагеря стали расти. Другая проблема, которая влияет на стоимость путевки, — налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, то цены на путевки будут продолжать расти и может сложиться такая ситуация, что большинство родителей не смогут воспользоваться услугами наших лагерей из-за высокой стоимости путевок. В такой ситуации дешевле будет посылать детей на отдых за рубеж. Подобная практика, к сожалению, уже существует — например, отдых в Болгарии обходится дешевле, чем в Анапе.

Одной из важных проблем функционирования российских детских лагерей является связь. В отличие от заграничных предприятий, где все возникающие вопросы можно легко решить по телефону, в российских лагерях это вызывает большие затруднения, поскольку они располагаются, как правило, в сельской местности и, чтобы позвонить, нередко нужно ехать в областной центр. Как считают в компании «Ост-Вест», именно из-за данной проблемы всего 15% детских туров, реализуемых этой компанией, приходится на отечественные лагеря и Крым. В то время как Болгарию, Словению, Венгрию предпочитают 80% клиентов.

Также одной из основных проблем является и то, что значительная часть лагерей до сих пор имеют государственную или ведомственную принадлежность. Местным же органам самоуправления или руководителям предприятий, которые нередко не знают, как свести концы с концами, не до содержания лагерей. Потому эти детские учреждения и не работают, и разваливается то, что с таким трудом создавалось ранее.

Еще одной проблемой, препятствующей успешному развитию рынка детского туризма, является отсутствие необходимых экономических знаний у администрации лагерей. Это не позволяет ей осуществлять правильную политику ценообразования, что значительно влияет на заполнение лагерей и в конечном итоге на финансовые результаты их деятельности в целом. Отсутствуют хорошо налаженные связи и экономические отношения между турпредприятиями и лагерями. Для продвижения и реализации своего продукта администрация лагерей, как правило, не привлекает к сотрудничеству предприятия турбизнеса. Когда же администрация все же прибегает к услугам турпредприятий, в большинстве случаев она не желает предоставлять скидки на турпутевки, а если и предоставляет их, то только при условии загрузки лагерей в период межсезонья. При этом администрация лагерей совершенно не интересуется, по каким ценам путевки реализуются, что, безусловно, приводит к перепродаже путевок, конечная цена которых в итоге может значительно возрасти (в два раза). Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации — на сегодняшний день важнейшая проблема не только рынка детского туризма, но и всей курортной сферы России.

Кроме перечисленных проблем на современном этапе развития российского детского туризма существует такая проблема, как дифференциация предлагаемых услуг. Нынешнее состояние туриндустрии предполагает наличие всевозможных услуг для людей с различным достатком, а в лагерях такого разнообразия пока не наблюдается. И хотя оплата детского отдыха в основном осуществляется из ФСС и только небольшая часть ложится на родителей (8% из общих затрат), для успешного развития российского рынка детского туризма необходимо обратить на это внимание, расширяя и разнообразя предложение. Как показывает практика функционирования частных лагерей, это имеет большой экономический эффект.

Одной из важнейших проблем в области детского туризма является и отсутствие законодательства, регулирующего эту сферу бизнеса. Ситуация значительно изменилась бы с принятием соответствующего закона. Ведь даже термин «лагерь» в нашем законодательстве отсутствует. Правда, в 1998 г. был принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка», в котором были введены поправки, предусматривающие государственную защиту лагерей, финансирование из федерального бюджета отдыха и оздоровления детей и ряд других положений. Но этого недостаточно. В настоящее время разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время этот документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

Несмотря на существующие проблемы, на сегодняшний день детский отдых является одним из наиболее востребованных видов туризма, поскольку имеет непосредственное отношение к социальной сфере. Устойчивая потребность и все возрастающий спрос на детский отдых объясняются ростом благосостояния населения, с одной стороны, и возможностью финансирования детского отдыха за счет ФСС — с другой. Это способствует перепрофилированию многих здравниц и использованию их для организации оздоровления и отдыха детей (или семейного отдыха).

Растущая потребность в детском отдыхе удовлетворяется также за счет создания частных лагерей, которых на сегодняшний день насчитывается уже около тысячи.

1 Численность населения РФ по полу и возрасту: Статистический бюллетень / Госкомстат России. — М., 2002.

2 Предположительная численность населения РФ до 2016 года: Статистический бюллетень / Госкомстат России. — М., 2002.

 

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста