Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2002
менеджер по продажам,
ТОО "Экологическая научно-производственная лаборатория", г. Москва
Хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. Эти товары являются стратегическим, так как играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной независимости и безопасности страны. Следовательно, организация маркетинговой деятельности хлебобулочных предприятий должна проводится с учётом государственных интересов и в духе социальной политики.
Это особенно важно в настоящее время в связи с тяжёлой социально-экономической и демографической обстановкой в России. По данным Госкомстата России[3], численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 41,2% и 34,7% соответственно в I и II кв. 2000 г., а естественная ежегодная убыль населения с 1995 г. до настоящего времени составляет 700-800 тыс. человек.
Подобная ситуация требует обеспечения населения качественными хлебобулочными изделиями, доступными по цене, а также сбалансированного учёта интересов предприятий (получение прибыли) и всего общества в целом. Такой комплекс задач обеспечивается широким применением за рубежом[4] и той или иной мере в России[2] концепции просвещённого, социально-ответственного и социально-этического маркетинга.
С целью дальнейшего обоснования этой концепции маркетинга в г. Нижнем Новгороде в I кв. 2001 г. было проведено маркетинговое исследование, целью которого было определение сбытовой политики и конкурентных цен хлебобулочных изделий.
В данной работе использованы результаты исследований, опубликованные в периодической печати до 2000 г. [1], и результаты проведённого исследования в I кв. 2001 г. в г. Нижнем Новгороде. В процессе исследования использовались методы опроса покупателей в различных торговых точках г. Нижнего Новгорода, результаты которого дополнялись наблюдениями лиц проводивших опрос. Опрос был проведён автором статьи при содействии нескольких помощников с разрешения руководства каждого конкретного торгового предприятия, в котором проводился сбор информации и от имени этих организаций. Опрос представляет собой непосредственную беседу исследователя с людьми, с целью получения интересующих его данных, которые оформляются в виде заранее подготовленной анкеты (приложение 1). Выборка опрашиваемых осуществлялась методом случайного отбора, с обеспечением представительства в ней различных социальных и возрастных групп.
В результате проведённого опроса покупателей установлена более высокая насыщенность рынка хлебобулочными изделиями в 2001 г., по сравнению с 1996-1997 г. (таблица 1) и оценивается покупателями как высокая (90%) и достаточная (9%).
Таблица 1
Оценка потребителями насыщенности рынка хлебобулочными изделиями
Наименование |
1996-1997 г.г. |
I кв. 2001 г. |
||
Количество опрошенных покупателей, чел. |
Удельный вес покупателей в общем числе опрошенных, % |
Количество опрошенных покупателей, чел. |
Удельный вес покупателей в общем числе опрошенных, % |
|
Высокая |
198 |
13,02 |
505 |
90,02 |
Достаточная |
821 |
53,98 |
50 |
8,91 |
Удовлетворительная |
380 |
24,98 |
6 |
1,07 |
Слабая |
122 |
8,02 |
0 |
0,00 |
Итого |
1521 |
100,00 |
561 |
100,00 |
Изменилась и “география” реализации хлебобулочных изделий. В 1996-1997 г.г. они продавались в универсамах, магазинах “Продукты”, “Свежий хлеб”, “Горячий хлеб” и “Хлеб”. В настоящее время хлебные магазины стали универсальными, а хлебобулочная продукция продаётся в максимальном приближении к покупателю: в универсамах, минимаркетах, на рынках, с машин, в контейнерах, ларьках, с лотков вблизи остановок общественного транспорта, причём всегда свежий или горячий, чаще в упаковке, продаётся в течение всего дня без обеденного перерыва и ночью.
Заметной отличительной особенностью рынка хлебобулочных изделий в регионе в 2001 г. является значительная разница (до 40%) в цене одного вида изделия в разных торговых предприятиях.
В таблице 2 представлены результаты исследований цен хлеба “Дарницкого” и батона “Раменского”. Наиболее распространённая цена была принята за основную, к ней были отнесены цены, отличающиеся на ± 2%. Эти же сорта хлебобулочных изделий реализовывались по ценам “повышенным” (> 4,2%), “пониженным” (< 10%) и “низким” (< 40%). По основной и повышенной цене реализовывалась продукция крупных хлебозаводов через систему торговых предприятий; по пониженной цене - продукция частных предпринимателей через магазины общественных благотворительных фондов; по низкой цене реализовывался товар в магазинах частных предприятий, которые сами производят его на мини-пекарнях.
Таблица 2
Сведения о состоянии рынка хлебобулочных изделий в I кв. 2001 г.
Категория цены |
Отличие цены от основной, % |
Количество человек в очереди |
Количество изделий в одной покупке, шт. |
||
Хлеб “Дарницкий |
Батон “Раменский |
Хлеб “Дарницкий |
Батон “Раменский |
||
Основная |
± 2,0 |
± 2,0 |
0-1 |
0,5-1 |
1 |
Повышенная |
> 4,2 |
> 10,0 |
0 |
0,5-1 |
1 |
Пониженная |
< 6,3 |
< 10,0 |
1-3 |
0,5-2 |
1-2 |
Низкая |
< 27,0 |
< 40,0 |
10-40 |
1-4 |
1-10 |
Необходимо отметить, что продажа хлебобулочных изделий по низким ценам не является кратковременной кампанией, а осуществляется уже несколько лет при постепенном увеличении объёма, несмотря на то, что рынок хлебобулочных изделий в определённой степени монополизирован, а цены несколько завышены. В настоящее время реализуется уже десятки тонн в сутки, что равняется мощности 1-1,5 хлебозаводов, но и этого количества недостаточно для удовлетворения существующего спроса на недорогие хлебобулочные изделия, т.к. при появлении этой продукции в продаже она быстро распродаётся, при наличии очередей за таким хлебом (таблица 2).
При дальнейшем исследовании, в результате наблюдения и опроса покупателей была проведена демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий по возрастному признаку (рис. 1) отдельно для каждой цены, представленной в таблице 3.
Таблица 3
Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий
Категория населения |
Повышенная цена |
Основная цена |
Пониженная цена |
Низкая цена |
||||
Количе- ство по- купок |
Удель- ный вес в % к итогу |
Количе- ство по- купок |
Удель- ный вес в % к итогу |
Количе- ство по- купок |
Удель- ный вес в % к итогу |
Количе- ство по- купок |
Удель- ный вес в % к итогу |
|
Трудоспособное население |
416 |
84,04 |
435 |
75,00 |
214 |
37,02 |
100 |
22,03 |
Пенсионеры |
69 |
13,94 |
122 |
21,03 |
347 |
60,03 |
340 |
74,89 |
Недостигшие трудоспособного возраста |
10 |
2,02 |
23 |
3,97 |
17 |
2,94 |
14 |
3,08 |
Итого |
495 |
100,00 |
580 |
100,00 |
578 |
100,00 |
454 |
100,00 |
Рис.1. Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий
Из рис1. видно, что большая часть покупателей в торговых предприятиях с основными и повышенными ценами относится к трудоспособному населению, с пониженными и низкими ценами - к пенсионному возрасту.
Появление на рынке хлебобулочных изделий по низким ценам привело к росту ценовой конкуренции и снижению цен в других магазинах, что в конечном итоге создаёт условия для повышения благосостояние населения.
На встречах покупателей с производителями хлебобулочных изделий, продаваемых по низким ценам, установлено, что они проводят социальную политику фирму с главной задачей обеспечить население доступными всем продуктами питания, в т.ч. и хлебобулочными. Добивается этого фирма за счёт управления полным циклом по производству и реализации хлебобулочных изделий – сами закупают зерно, мелют муку, пекут хлеб и продают в сети своих магазинов по низкой цене и при этом закладывается минимальная прибыль на единицу продукции.
Вышеизложенное является конкретным примером применения концепций просвещённого, социально-ответственного и социально-этического маркетинга на российском рынке хлебобулочных изделий и позволяет сделать следующие выводы:
- рынок хлебобулочных изделий в настоящее время характеризуется высокой насыщенностью, однако, несмотря на это, существует неудовлетворённый спрос на хлебобулочные изделия, доступные по цене для категорий населения с низкими доходами;
- в г. Нижнем Новгороде уже долгое время осуществляется продажа населению хлебобулочных изделий по низким ценам, при этом учитываются интересы, как покупателй так и производителей;
- в настоящее время организация маркетинговой деятельности на предприятиях, выпускающих хлебобулочные изделия должна осуществляться с использованием концепции социально-ориентированного маркетинга; учёта социально-экономической и демографической обстановки в России, при которой учитываются интересы покупателей, предприятий и всего общества в целом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросный лист
- Место проведения опроса _________________________________________________________
- Как часто вы посещаете наш магазин ?
- Почему Вы купили хлеб в нашем магазине ?
- Как вы оцениваете обеспеченность населения вашего района хлебобулочными изделиями ?
- Сколько хлебобулочных изделий Вы приобрели ?______________________________________
- Почему Вы приобрели большое количество хлебобулочных изделий?
- Устраивает ли Вас график работы нашего магазина ?
- Возраст ___________________________________
- Род занятий ___________________________________
каждый день обычно не посещаю зашёл(a) в первый раз
удобное расположение выгодная цена cлучайный выбор
магазина
широкий ассортимент свежесть и качество другое
других товаров хлеба
высокая достаточная удовлетворительная слабая
большая семья свежесть хлеба выгодная цена другое
да нет Если “нет” укажите желаемый___________________________
Фамилия И.О., проводившего опрос __________________________________________________
Литература
1. |
Александров, Ю.А.. Рычков В.А., Терещенко Н.Н. Анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий //Маркетинг в России и за рубежом. 1998, N2, c.82. |
2. |
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика - М.: Финпресс:, 1998. |
3. |
Госкомстат Pоссии. Pоссийский статистический ежегодник.- М: Московский издательский дом. 2001. |
4. |
Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: "Ростинтер", 1996. - 704 с. |
5. |
Cоколова Т.В. Маркетинговое исследование сбытовой сети хлебобулочных изделий.//Маркетинг в России и за рубежом, 1999, N4, c.27. |