McKinsey Global Institute о состоянии и перспективах экономики России



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2000


к. э. н., ведущий научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований
Российской академии наук

McKinsey Global Institute и Московское отделение компании «МакКинзи» по своей инициативе и на основе самофинансирования в течение 1988—1999 гг.провели исследование российской экономики.Заключительный доклад получил название«Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей». В исследовании анализируются причины низкой эффективности российской экономики. Опираясь на первичные данные о работе компаний, Институт изучил состояние и перспективы развития десяти отраслей и производств, а именно: черной металлургии, цементной промышленности,нефтедобывающей промышленности, молочной промышленности, кондитерской промышленности,жилищного строительства, розничной торговли продуктами питания, розничной торговли потребительскими товарами, гостиничных услуг,производства программного обеспечения. Конечно,этот набор отраслей далеко не полностью представляют всю российскую экономику, однако он вполне достаточен для определенных выводов и заключений.

Авторы ставили перед собой некоторые существенные ограничения. Так, они совершенно не касаются политических аспектов современного развития России. В конечном счете, в исследовании многие моменты не объясняются, а лишь констатируются. Поэтому в ряде случаев рекомендации авторов не имеют всесторонних обоснований, а звучат как добрые пожелания. При этом широко использовался принцип аналогии с использованием примеров преобразований в других странах.

Общая экономическая ситуация в России характеризуется следующим. Если за начальную точку отсчета принять 1992 г., то к концу 1999 г. внутренний валовый продукт (ВВП) в расчете надушу населения сократился на 40% и ныне составляет15% от уровня США. Уровень безработицы превысил 12%1.

Производительность труда в России находится на невысоком уровне. В среднем по десяти исследованным отраслям и производствам ее уровень достигает 19% от уровня США. Наиболее высокое место по производительности принадлежит производству программного обеспечения (38% от уровня США), самое низкое — цементной промышленности (7% от уровня США).

На предприятиях, созданных еще в советское время, производительность труда в I992 г.достигала примерно 30% от американского уровня. К настоящему времени этот показатель снизился вдвое. Объяснение этого феномена состоит в следующем: в компаниях не была проведена реструктуризация, хотя спрос на их продукцию резко сократился, особенно когда потребители смогли покупать импортные товары. Примерно четверть мощностей в российской промышленности сосредоточена сегодня на мелких или морально устаревших предприятиях, которые продолжают функционировать и содержать чрезмерный штат сотрудников.

Несколько иначе обстоит дело на предприятиях, появившихся после 1992 г.эффективность этих предприятий также низка.Практически не создается новых мощностей в нефтедобыче и в производстве потребительских товаров, хотя в этих отраслях Россия могла бы быстрее всего улучшить свои экономические показатели. Большинство новых предприятий или слишком малы, чтобы работать эффективно, или не используют современных технологий.

Положительный эффект конкуренции теряется из-за ее неравных условий, что ведет к снижению производительности. Как это ни парадоксально, в России наиболее эффективные предприятия зачастую оказываются наименее прибыльными, в результате высокопроизводительным компаниям не удается отвоевать более значительную долю рынка и вытеснить с него менее эффективные предприятия.

В девяти из десяти исследованных отраслей и производств главной причиной низких экономических показателей были неравные условия конкуренции. Обычно это неравенство вызвано стремлением органов власти решить социальные проблемы, возникающие в регионах.

С этой целью региональные органы власти предоставляют неэффективным предприятиям скрытие субсидии за счет федерального бюджета. Чаще всего речь идет о льготах по налоговым платежам и расчетам за энергоносители. Цель этих субсидий —предотвратить закрытие предприятий и рост безработицы. Но от подобных действий страдают предприятия, которые, по всем объективным критериям, работают сравнительно хорошо. Они не могут обеспечить достаточный объем инвестиций для своего расширенного воспроизводства.

В конечном счете, неравные условия конкуренции ведут к макроэкономической нестабильности, сокращению бюджетных доходов и росту расходов.

Неравенство условий конкуренции принимает самые разнообразные формы:

— неодинаковые ставки и режим налогообложения предприятий одной и той же отрасли;

— неравные условия распределения земли и государственных заказов;

— неравенство фактических цен на энергоресурсы для разных компаний одной и той же отрасли;

— неравенство административных требований, предъявляемых к различным компаниям;

— неравные условия применения законов, например в отношении прав на интеллектуальную собственность;

— неравные условия уплаты импортных пошлин;

— неравные условия доступа к экспортной инфраструктуре, контролируемой государством.

Неравенство условий конкуренции имеет некоторую специфику в отдельных отраслях.

В черной металлургии и цементной промышленности морально устаревшие предприятия продолжают функционировать благодаря тому, что оплачивают лишь малую долю стоимости потребляемой ими энергии (расходы на энергоносители — главная составляющая их себестоимости). Поскольку эти предприятия являются крупнейшими работодателями в своих городах2, муниципальные и региональные органы власти идут на все ради их сохранения.Этим заводам предоставляются скрытые субсидии на энергоносители, при этом не обращается внимания на их задолженность РАО «Газпром» и РАО«ЕЭС России». Эта задолженность накапливается на уровне местных газораспределительных организаций и энергоподразделений, которые зачастую контролируются региональными органами власти. Существующее законодательство и практика его применения делают банкротство предприятий невозможным. А это блокирует экономический рост во многих промышленных отраслях. Скрытые субсидии являются средством перераспределения ресурсов в пользу неэффективных предприятий и могут рассматриваться как штрафы, налагаемые на высокопроизводительные компании.

Что касается нефтедобывающей промышленности, то Россия располагает крупными, экономически привлекательными запасами нефти, которые могут стать источником дополнительной экспортной выручки и налоговых поступлений. Однако непредсказуемость экономической политики сдерживает инвестиции в разработку новых нефтяных месторождений.Сказывается также низкое качество соответствующего законодательства, в частности закона о разделе продукции. Поэтому принятие последнего не привело на практике к привлечению в отрасль иностранных инвестиций. В условиях не вполне свободных внутренних цен на нефть компании неохотно идут на крупные долгосрочные вложения средств.

В нефтедобыче также проявляется неэффективность применяемых способов решения социальных задач. Органы власти в последнее время намеренно ограничивают экспорт, несмотря на хорошую конъюнктуру на мировых рынках. Это делается ради обеспечения поставок нефтепродуктов по явно заниженным ценам так называемым стратегическим секторам — сельскому хозяйству и ВПК. Анализ положения дел в нефтедобыче России подводит авторов доклада к очень ответственному заключению, которое считаем целесообразным воспроизвести дословно:«Учитывая сегодняшний уровень истощения существующих нефтяных месторождений, политика ограничения экспорта может превратить Россию к2009 г. в импортера нефти, если же предоставить инвесторам, в особенности иностранным компаниям,имеющим доступ к дешевым источникам финансирования, необходимые гарантии,нефтедобыча в России могла бы удвоиться в течение десяти лет. Такого прироста хватило бы как для удовлетворения внутреннего спроса (даже при быстром росте российской экономики), так и для увеличения экспорта нефти не менее чем на 50%. Кроме того, это дало бы дополнительные налоговые поступления для выплаты компенсаций«стратегическим» отраслям3 в связи с либерализацией цен на нефть».

Авторы доклада рассмотрели три возможных варианта развития нефтедобычи в России (см. нижеприведенную схему).

Возможные сценарии развития нефтедобычи

Возможные сценарии развития нефтедобычи

Источник: анализ «МакКинзи».

В кондитерской промышленности региональные и муниципальные органы власти не дают эффективным компаниям, способным вкладывать средства в существующие кондитерские фабрики,сокращать штаты и повышать производительность труда. В арсенале местных органов власти есть многочисленные средства влияния на директоров предприятий, такие, например, как противопожарные, санитарные и другие проверки.Число такого рода проверок на предприятии может достигать 400 в год, то есть больше, чем одна проверка в день. Одновременно региональные органы власти могут оказывать поддержку неэффективным кондитерским фабрикам, тактически снимая с них обязательства по уплате местных налогов или помогая им платить меньше федеральных налогов. В результате и без того немногочисленные в отрасли иностранные компании, законопослушные и эффективно управляемые, оказываются менее прибыльными(после уплаты налогов), чем их низкопроизводительные местные конкуренты. Так,по данным за 1997 г., новые предприятия в кондитерской промышленности России, созданные иностранными инвесторами, имели производительность труда, достигающую 70% от уровня США, а российские фабрики — только 10%. В тоже время на фабриках первой группы прибыли не было, а был убыток в 7%; на фабриках же второй группы прибыль составила 17%. При этом фабрики первой группы владели 13% рынка, а фабрики второй группы — 74%.

А вот как обстоят дела в жилищном строительстве. Более половины объема всего жилищного строительства в России до сих пор финансируется государством. Хотя официально государственные заказы должны распределяться через систему тендеров, они почти неизменно достаются одним и тем же бывшим советским компаниям, тесно связанным с местными органами власти. В результате у этих компаний нет заинтересованности в повышении своей крайне низкой производительности труда, которая могла бы быть увеличена в четыре раза без значительных инвестиций. Смысл негласной сделки, которую заключают строительные компании с местными органами власти, заключается в получении заказов в обмен на сохранение рабочих мест.

Производительность труда в розничной торговле продуктами питания и потребительскими товарами находится на низком уровне из-за крайней малочисленности предприятий современных форм торговли:супермаркетов, гипермаркетов, крупных торговых центров, сетей магазинов. Доля супермаркетов —самой эффективной формы розничной торговли продуктами питания — составляет в России менее 1%рынка. Доля супермаркетов невелика потому, что из-за особенностей проводимой экономической политики современные магазины проигрывают оптовым рынкам и киоскам в конкурентной борьбе.Последние платят меньше налогов, подвергаются менее строгому контролю в отношении происхождения продаваемых товаров и получают более дешевый доступ к лучшим торговым площадкам. По данным «МакКинзи», в 1998 г. индекс средних цен на оптово-розничных рынках составлял83% от средней цены в гастрономах, а в супермаркетах (по оценке) — 96%. При этом супермаркеты платили государству 8% налогов, а оптово-розничные рынки — всего лишь 0,2%. Таким образом, более низкие цены на оптово-розничных рынках достигаются, во-первых, за счет фактического освобождения от уплаты налогов;во-вторых, за счет преференций, о которых говорилось выше; в-третьих, за счет более низкого качества продукции; в-четвертых, за счет более низкого качества обслуживания.

В производстве программного обеспечения сложилась специфическая обстановка. Неравные условия конкуренции здесь создают не органы власти, а особый вид участников рынка — компьютерные пираты. Поскольку продукция российских компаний, выпускающих пакеты программ, бесконтрольно тиражируется пиратами, у легальных производителей не хватает средств на разработку новых продуктов, в результате им трудно выживать на рынке. По данным за 1997 г., процент пиратского программного обеспечения от общего числа используемого в стране достигал в России 89%. Надо заметить, что и в США процент пиратства в этой области был также не таким уж малым — 27%.

Наряду с основной причиной низкой производительности труда в России —неравенством условий конкуренции — называются и некоторые другие. Среди них проблемы в области корпоративного управления, неадекватность инфраструктуры, слабость судебной системы.

Проблемы в области корпоративного управления являются следствием двух обстоятельств: перехода приватизированных предприятий в собственность их руководителей и необеспеченности прав акционеров. В связи с незащищенностью прав акционеров и неблагоприятным инвестиционным климатом директора предприятий заинтересованы в переводе средств компании в принадлежащие им торговые и иные фирмы, а не в реструктуризацию или инвестиции. Примеры такого поведения многочисленны и часто встречаются в металлургической, цементной и нефтедобывающей промышленности.

Ограничения мобильности рабочей силы наблюдаются довольно часто, что оказывает негативное воздействие на экономику. Подобные ограничения могут привести к обострению социальной напряженности в населенных пунктах с градообразующими предприятиями, однако они практически не ограничивают возможности растущих компаний набирать новых сотрудников.Например, в Москве, где считается, что рабочей силы недостаточно, можно легко высвободить и занять в других отраслях и производствах множество рабочих и специалистов, занятых в финансируемом государством жилищном строительстве. Решение социальных проблем,связанных с ограниченной мобильностью рабочей силы, особенно на не жизнеспособных градообразуюших предприятиях, вместе с тем помогло бы ослабить противодействие реструктуризации предприятий со стороны региональных и муниципальных органов власти.

Отсутствие независимости и слабость судебной власти затрудняют обращения в суд для устранения неравенства условий конкуренции. Тем не менее и в этих условиях частные компании находят способы заключения гарантированных сделок (например, оплата наличными в момент поставки) или обращаются в третейские судебные инстанции.

Недоверие к российской валюте и банкам,особенно после августовского кризиса 1998 г.,удерживает население от размещения в банках своих сбережений, которые впоследствии могли бы использоваться этими банками для кредитования предприятий.

Определенным препятствием для экономического роста является не развитость транспортной инфраструктуры. Хотя при этом авторы доклада не склонны преувеличивать негативные последствия этого фактора, полагая,что основной экономический потенциал России находится к западу от Урала. Возможно, что институт «МакКинзи» в данном случае проявил излишний оптимизм в отношении транспортной обеспеченности территории России.

Авторы доклада считают, что в ходе дальнейших экономических реформ следует обратить внимание прежде всего на сектора с высоким потенциалом роста. Устранение неравенства условий конкуренции, особенно в отраслях с высоким потенциалом роста, позволило бы России достичь устойчивых и быстрых темпов экономического роста — до 8% в год, что обеспечило бы удвоение ВВП на душу населения в течение предстоящего десятилетия.

Проведенный институтом «МакКинзи»анализ показывает, что наряду с нефтедобывающей промышленностью, где можно резко увеличить объем экспорта, рост объема производства произойдет в отраслях, производящих товары потребления(пищевая, легкая, автомобильная промышленность) в порядке замещения импорта, доля которого сегодня высока. Увеличится спрос на новые услуги.

В ходе отраслевого анализа было установлено, что около 75% старых (созданных до 1992г.) российских предприятий являются жизнеспособными при условии их модернизации и внедрения современной системы управления.Предполагая равенство условий конкуренции, есть основания утверждать, что подобная модернизация привела бы к росту объема производства на этих предприятиях в среднем на 40% при наличии инвестиций, не превышающих 5% от величины ВВП в год в течение пяти лет.

Прямые иностранные инвестиции можно привлечь в крупных объемах в отрасли с высокими темпами роста и в жизнеспособные предприятия при условии устранения неравенства конкуренции.Иностранные компании могли бы предоставить не только валюту, необходимую для закупок оборудования за рубежом, но и передовые управленческие технологии, без которых невозможна продуктивная эксплуатация этого оборудования4.

В одной только нефтедобывающей промышленности в ближайшие десять лет объем иностранных инвестиций может достигнуть 80 млрд.долларов США, что равняется примерно 3%российского ВВП, совокупного за весь прогнозируемый период. Иностранные нефтяные компании смогут также привнести опыт и технологии, позволяющие удвоить эффективность буровых работ на новых месторождениях.

В рассматриваемом докладе содержится много упреков в адрес местных органов власти,которые из-за ограниченности своего экономического кругозора часто выступают в роли тормоза рыночных преобразований, идущих в России. Но на этом фоне есть удачные исключения.Так, Новгородская область служит редким примером успешной экономической политики на региональном уровне. В область удалось привлечь больше прямых иностранных инвестиций на душу населения, чем подавляющему большинству российских регионов,включая расположенный рядом и имеющий прямой морской выход на западные рынки Санкт-Петербург.Причина успеха Новгородской области —упрощение административных процедур и порядка получения земельных участков, а также предоставление налоговых льгот инвесторам. В результате проведения такой политики начиная с1995 г. в области наблюдается экономический рост, а более половины выпускаемой промышленной продукции обеспечивается ныне высокопроизводительными компаниями с иностранными инвестициями.

Успехи Новгородской области особенно убедительны на фоне средних показателей по России в целом. В период 1995—1998 гг. среднегодовые темпы роста ВВП по России составили –2,7%, в Новгородской области — +3,8%. При этом в период1995—1997 гг. совокупный объем прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения по всем регионам России составил 9 долларов США, а в Новгородской области — 49. В 1998 г. доля продукции предприятий с прямыми иностранными инвестициями в общем объеме производства промышленной продукции в среднем по России составила 5,4%5,а в Новгородской области — 62,4%.

Хотя исследователи внесли в свою работу многие ограничения (не затронуты проблемы сельского хозяйства, газовой промышленности, угледобычи,отраслей ВПК, по существу нет регионального аспекта, не затронуты проблемы форм собственности, в том числе проблемы продажи земли в частную собственность и др.), она отличается оригинальностью и глубиной примененных подходов. Тщательное изучение рассматриваемого доклада, несомненно дает богатую пищу для определения путей дальнейшего реформирования российской экономики, для совершенствования экспортной базы страны, для повышения эффективности экспортно-импортных и иных внешнеэкономических связей.

______________________________________
1 Приведенные выше и последующие статистические данные могут не совпадать с официальными сведениями Госкомстата РФ. Однако они отражают позицию авторов исследования, являются результатом их собственных расчетов и оценок.
2 На отдельных металлургических заводах занято примерно от одной пятой до половины общей численности рабочей силы города.
3 Имеются в виду сельское хозяйство и ВПК.
4 Правда, справедливости ради следует напомнить,что западные компании далеко не всегда идут на продажу России самых совершенных видов оборудования и управленческих технологий.
5 Данные за первый квартал 1996 г.

 

Также по этой теме: