Маркетинговая оценка качества питания школьников (на примере г. Орла)



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2006




канд. техн. наук, инженер-радиолог НИИЛ ПЖП
Орловского государственного технического университета

Уварова В.И.,
канд. филос. наук, доцент, зав. лабораторией социальных технологий
Орловского государственного технического университета

Питание является важнейшим фактором, обеспечивающим гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, достаточную иммунологическую резистентность его организма к воздействию негативных факторов.

Многочисленные исследования состояния питания детей школьного возраста в России показали, что в последние годы по причине низкой покупательной способности родителей, а также недостаточного государственного финансирования школьного питания снизилось потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов. В результате ощущается дефицит полноценных белков, витаминов, минеральных веществ в питании большинства школьников.

В соответствии с основными положениями теории адекватного питания, разработанной отечественными учеными и принятой в качестве научной основы организации рационального питания, предусмотрены нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, в том числе для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет [6, 8].

Нарушения в структуре питания способствуют ухудшению состояния здоровья, снижению сопротивляемости организма к стрессам, малым дозам радиации, широкому распространению алиментарнозависимых заболеваний [7].

Социологический опрос проведен в г. Орле среди родителей, имеющих детей в возрасте от 7 до 15 лет. Отбор респондентов осуществлялся методом многоступенчатой выборки. На первом этапе методом механической выборки из 58 школ г. Орла были отобраны 4 средние школы. Шаг отбора был просчитан по формуле:

К=

N

,

 

n

 

где N — генеральная совокупность;
n — выборочная совокупность.

К=

58

=14.

 

4

 

 

Из общего списка школ была выбрана каждая 14-я школа. Затем методом собственно случайного отбора в каждой из четырех школ выбиралось по одному с 1-го по 9-й класс. Анкетирование родителей, чьи дети обучались в классах, попавших в выборку, проводилось методом сплошного опроса.

Всего были опрошены 723 респондента, из которых 22% составили мужчины, 78% — женщины. Возраст респондентов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Возрастной состав опрошенного населения

Возраст

До 30 лет

31—45 лет

46—55 лет

Старше 55 лет

%

12,5

68,6

13,6

5,3

 

Как следует из таблицы 1, подавляющее большинство родителей, имеющих детей школьного возраста, находится в возрастном интервале 31-45 лет. 88,5% респондентов имеют одного или двух детей (рис. 1). Многодетные семьи представлены в выборке в абсолютном меньшинстве, что полностью соответствует данным региональной статистики.

 

Рис. 1. Количество детей в семье

Уровень дохода в семьях с малолетними детьми в провинциальном городе невысок. Около половины опрошенных имеют среднемесячный доход на одного члена семьи в пределах 3 тыс. рублей, а категория респондентов с доходом, превышающим 5 тыс. рублей, составила лишь 19,1% (табл. 2).

Таблица 2

Среднемесячный доход на одного члена семьи (%)

601—800 руб.

801—1000 руб.

1001—2000 руб.

2001—3000 руб.

3001—4000 руб.

4001—5000 руб.

Более 5000 руб.

2,7

5,3

18,2

21,8

19,1

13,8

19,1

 

Количество детей в малообеспеченных семьях обратно пропорционально уровню среднемесячного дохода. На рисунке 2 представлена данная зависимость в семьях с доходом на каждого члена в пределах 1 тыс. рублей.

Рис. 2. Корреляция между количеством детей и минимальным (до 1 тыс. руб.) среднемесячным доходом на одного члена семьи

Низкий уровень дохода вынуждает семьи тратить большую его часть на питание. По данным опроса 64,7% респондентов расходуют на питание более половины семейного бюджета. Согласно международной статистике такие семьи считаются бедными. А 12,6% семей расходуют на питание даже более 70% семейного дохода (рис. 3).

Рис. 3. Доля семейного бюджета, расходуемая на питание

Однако сравнение приводимых социологических данных с аналогичными данными пятилетней давности позволяют сделать вывод об определенном повышении уровня жизни населения [1]. Так, в 2000 г. более половины семейного дохода тратили на питание 87,2% семей, в то время как в 2005 г. их доля снизилась до 64,7%. Более 70% бюджета в 2000 г. уходило на питание почти в каждой третьей семье, а через 5 лет подобная ситуация характеризовала только 12,6% семей.

В самом тяжелом положении сегодня оказываются многодетные семьи, которым приходится расходовать на питание практически весь семейный бюджет. Так, более 80% бюджета уходит на питание в 2% семей с 1 или 2 детьми, в 15% семей с 3 детьми и в 40% семей, воспитывающих более трех детей.

Для оценки качества детского питания в исследовании были поставлены следующие задачи:
- определение уровня потребления отдельных групп продуктов питания;
- установление отклонения от физиологической нормы потребления продуктов питания 2 возрастных групп: детей 7—8 лет и подростков 9—15 лет;
- определение зависимости структуры питания от половой принадлежности ребенка.

Была разработана методика социологического опроса, позволяющая респондентам указать объем среднесуточного потребления их детьми определенных продуктов. Для этого использовалась табличная форма вопроса, включающая 12 групп продуктов питания. В первой колонке приводились среднесуточные физиологические нормы потребления в граммах или штуках (например, яйца), что позволяло респонденту скоординировать собственные ответы. Во второй колонке респондент указывал фактическое суточное потребление ребенком данных групп продуктов.

При анализе результатов мы ориентировались на следующее деление:
а) превышение физиологической нормы потребления продуктов в пределах 50%;
б) превышение физиологической нормы потребления более чем на 50%;
в) потребление в пределах физиологической нормы;
г) потребление ниже физиологической нормы в пределах 50%;
д) отставание от физиологической нормы потребления более чем на 50%;
е) неупотребление данных продуктов.

Обратимся сначала к анализу полученных результатов по младшей группе детей (7—8 лет). Из всех продуктов в большей степени норме соответствует потребление сливочного и растительного масла. В пределах нормы их потребляют соответственно 63,8 и 53,2% детей. При этом 23,4% детей ежедневно съедают сливочного масла больше нормы, а каждый восьмой ребенок превышает ее более чем на 50%. Превышение потребления растительного масла не столь значительно и в основном не выходит за рамки 50-процентного (табл. 3).

Таблица 3

Фактическое потребление продуктов питания в сутки детьми 7—8 лет: норма и превышение (%)

 

В пределах нормы

Превышение нормы в пределах 50%

Превышение нормы более чем на 50%

1 — Хлебные продукты

38,3

14,9

14,9

2 — Картофель

34,0

21,3

21,3

3 — Овощи и бахчевые

19,1

34,0

12,8

4 — Фрукты и ягоды

25,5

38,3

12,8

5 — Мясо и мясопродукты

27,7

36,2

19,1

6 — Яйца

40,4

38,3

4,3

7 — Рыба и рыбопродукты

23,4

38,3

14,9

8 — Сахар и кондитерские изделия

31,9

31,9

6,4

9 — Масло растительное

53,2

19,1

4,3

10 — Молоко

21,3

36,2

14,9

11 — Масло сливочное

63,8

10,6

12,8

12 — Сыр

46,8

14,9

17,0

 

Около половины детей (46,8%) не выходят за рамки физиологической нормы потребления сыра, 40,4% детей соблюдают норму потребления яиц. Все остальные продукты потребляются представителями младшей возрастной группы с существенным отклонением от нормы. Самое большое несоответствие отмечено по группе овощей и бахчевых, потребление которых отвечает физиологической норме лишь у 19,1% детей.

Отклонение от нормы потребления может носить характер как злоупотребления, так и недополучения определенных продуктов питания. Научно доказано, что значительное превышение ежедневного потребления детьми отдельных продуктов со временем может негативно сказаться на состоянии их здоровья. Несмотря на это, в рационе 42,6% младших школьников нормы потребления картофеля превышены, а у 21,3% детей превышение выходит за рамки 50%. Более половины школьников (55,3%) съедают больше, чем требуется мяса и мясопродуктов, а 19,1% из них превышают норму потребления как минимум в 1,5 раза.

Особое внимание следует обратить на злоупотребление детьми сахара и кондитерских изделий, отмеченное 38,3% респондентов. Несмотря на то, что превышение нормы большинством младших школьников не выходит за рамки 50-процентного, вред, наносимый детскому организму данными продуктами, может оказаться существенным.

Не менее опасно для здоровья ребенка недостаточное потребление необходимых организму продуктов питания. Как следует из опроса, доля детей, недополучающих набор необходимых продуктов, заметно ниже потребляющих их в избыточном количестве. Существенное недополучение (более чем на 50%) отмечено по таким продуктам, как фрукты, ягоды (12,8%), масло сливочное и растительное (10,6%), рыба и рыбопродукты (8,5%). Чаще встречается не столь значительное отставание от нормы потребления продуктов (в пределах 50%). Оно отмечено по овощам и бахчевым у 23,4% детей, по молоку у 21,3%, по мясу и мясопродуктам у 14,9% младших школьников.

Полностью исключены из рациона 14,9% представителей рассматриваемой группы детей яйца, 4,3% детей вообще не едят овощей и бахчевых (табл. 4).

Таблица 4

Фактическое потребление продуктов питания в сутки детьми 7—8 лет: недополучение и неупотребление (%)

 

Не употребляю

Меньше нормы более чем на 50%

Меньше нормы в пределах 50%

1 — Хлебные продукты

17,0

14,9

2 — Картофель

6,4

17,0

3 — Овощи и бахчевые

4,3

6,4

23,4

4 — Фрукты и ягоды

12,8

10,6

5 — Мясо и мясопродукты

2,1

14,9

6 — Яйца

14,9

2,1

7 — Рыба и рыбопродукты

2,1

8,5

12,8

8 — Сахар и кондитерские изделия

8,5

21,3

9 — Масло растительное

8,5

10,6

4,3

10 — Молоко

2,1

4,3

21,3

11 — Масло сливочное

2,1

10,6

12 — Сыр

2,1

6,4

12,8

 

По мере взросления школьников их рацион заметно меняется. Вероятно, это происходит по двум причинам: с одной стороны, ослабевает контроль родителей за сбалансированностью питания детей, с другой стороны, подросток начинает самостоятельно регулировать потребление отдельных продуктов. В результате снижается доля чрезмерно потребляющих картофель, хлебные продукты, овощи и фрукты, рыбу и молоко. При этом выделяется группа школьников, в чьем рационе в полтора раза превышены физиологические нормы потребления сахара, кондитерских изделий и сливочного масла (16,5%), сыра (24,7%) и яиц (10,1%).

В старшей возрастной группе заметно увеличивается число подростков, недоедающих практически все необходимые согласно научно обоснованным нормам потребления продукты питания. Кроме того, формируется группа детей, вообще исключивших ряд продуктов из своего рациона. Например, масло сливочное и яйца не употребляют 17,1% подростков, рыбу и молоко — 9,5% школьников, сыр — 8,2%, растительное масло — 6,3%, овощи — 2,5%.

Сравнивая данные, полученные для 2 возрастных групп, приходим к заключению о том, что нарушение рациона младших школьников имеет тенденцию превышения физиологической нормы, в то время как нарушение нормы потребления продуктов питания подростками в большей степени связано с недополучением основных продуктов питания.

Превышение потребления детьми самых дешевых продуктов питания, таких как хлебные продукты и картофель, — результат низкого уровня материальной обеспеченности семей. Согласно данным опроса 25,6% детей из семей с доходом на каждого ее члена в размере до 2000 рублей отличаются превышением потребления хлебных продуктов, 37,% — превышением потребления картофеля. В то время как в семьях с доходом более 5000 рублей на человека завышенное потребление детьми хлебных изделий отмечено лишь у 3,7%, а картофеля — у 7,4% респондентов.

Недостаточное потребление детьми фруктов и ягод встречается в семьях с любым уровнем дохода, но частота встречаемости также различается. В семьях с доходом до 2000 рублей на одного человека меньше нормы едят фруктов и ягод 55,8% детей, а в семьях с доходом более 5000 рублей — 33,3% школьников.

Несмотря на выявленные отклонения от физиологической нормы потребления основных продуктов питания, следует отметить, что в целом рацион питания детей значительно более сбалансирован, чем рацион взрослого населения [5].

Некоторое влияние на предпочтение определенных продуктов питания связано с половой принадлежностью детей. Возрастные изменения потребления хлебных изделий и картофеля мальчиками незначительны. Девочки, взрослея, начинают снижать потребление калорийных продуктов. Вдвое уменьшается группа школьниц, соблюдающих физиологическую норму потребления хлебных продуктов, и почти в 4 раза увеличивается доля девочек, чье потребление не дотягивает до нормы. Отдельные школьницы вообще исключают хлебные изделия из своего рациона.

Аналогичная картина складывается и в отношении потребления девочками картофеля. Если 63% младших школьниц превышают норму потребления картофеля, и только 5% не дотягивают до нормы, то в возрасте 9—15 лет эти показатели превращаются соответственно в 21% и 41%.

По мере взросления мальчики все меньше едят овощей и бахчевых. Так, рацион школьников в возрасте 7—8 лет отстает от нормы по данному виду продуктов у 38,8% опрошенных, а рацион старших школьников — уже у 49,3%. Еще более очевидно возрастное сокращение потребления столь необходимых детскому организму продуктов питания у девочек. Если в младшей группе недополучали овощей и бахчевых 21% школьниц, то в 9—15 лет — 52,3%.

Согласно полученным данным особенно сложное положение складывается в отношении фруктов и ягод в группе школьников 9—15 лет обоих полов. Недополучение данных продуктов у мальчиков достигает 59,7%, у девочек — 46,8%. Таким образом, половина подростков лишается необходимого источника витаминов.

В отношении мясных продуктов выявлена тенденция усиливающейся с возрастом дифференциации детей. Это особенно заметно у мальчиков. Потребление мяса в пределах физиологической нормы в старшей возрастной группе снижается втрое. В то же время увеличивается доля подростков, как потребляющих мясные продукты сверх меры (с 45,1 до 52,3%), так и недополучающих их (с 19,3 до 35,8%).

Потребление яиц школьниками обоих полов с возрастом все более соответствует физиологической норме, хотя переедание данного вида продуктов превалирует над недополучением. Потребление рыбы и рыбопродуктов с возрастом школьников претерпевает существенные изменения. Более половины детей 7—8 лет обоих полов съедают рыбных продуктов больше нормы. В возрасте 9—15 лет подростки резко сокращают потребление рыбы. В результате меньше нормы рыбопродукты потребляют 41,7% мальчиков и 47,7% девочек, а каждый восьмой школьник и каждая двенадцатая девочка вообще рыбу не употребляют.

Доля школьников, злоупотребляющих кондитерскими изделиями, с возрастом увеличивается, особенно у девочек. Причем количество подростков, чье потребление кондитерских изделий превышают норму незначительно, даже снижается, зато доля превышающих физиологическую норму потребления сладостей более чем на 50% возрастает у мальчиков в 2 раза, а у девочек в 3 раза.

Потребление детьми молока с возрастом сокращается. Так, у мальчиков доля потребляющих молоко меньше физиологической нормы или вообще его не употребляющих увеличивается с 19,4 до 28,4%, у девочек с 31,6 до 37,6%. Подростки, полностью исключившие молоко из своего рациона, в 3 раза чаще встречаются среди девочек.

Потребление сливочного масла по мере взросления все меньше соответствует физиологической норме. Как у мальчиков, так и у девочек увеличивается доля недостаточного и чрезмерного потребления масла. Особенно заметно возрастает доля подростков, превышающих норму потребления масла более чем в 1,5 раза.

Качество питания детей в школе не устраивает большинство родителей (рис. 4).

 

Рис. 4. Оценка качества питания детей в школе их родителями

Более требовательны к качеству школьного питания родители девочек. Причем уровень требовательности, а следовательно неудовлетворенность родителей увеличивается пропорционально возрасту школьниц. Обратная тенденция проявляется в оценке качества школьного питания мальчиков: чем старше ученик, тем выше родительская оценка качества его питания в школе (рис. 5).

Рис. 5. Удовлетворенность родителей качеством школьного питания детей разного пола и возраста

Существенно влияет на оценку качества школьного питания детей уровень дохода респондентов. Обратно пропорциональная зависимость оценки качества питания детей в школе от семейного дохода представлена на рисунке 6.

Рис. 6. Удовлетворенность качеством питания детей в школе в зависимости от уровня дохода на одного члена семьи

В большей степени удовлетворены качеством бесплатного школьного питания представители многодетных семей. Так, вполне удовлетворены качеством питания в школе лишь 13,6% родителей единственного ребенка, 15,9% родителей двоих детей, 17,6% родителей троих детей и 60% родителей, имеющих четырех и более детей.

Несмотря на обеспеченность бесплатного питания детей во всех школах города Орла, большинство родителей (81,7%) ежедневно дают детям деньги на дополнительное питание. Среди родителей, неудовлетворенных качеством школьного питания, создают условия для дополнительного питания своему ребенку 90,8% респондентов. Но и родители, вполне удовлетворенные качеством школьных обедов, чаще предпочитают обеспечить ребенку возможность при желании купить что-либо дополнительно. Так поступают 64,5% представителей данной группы родителей.

Маленькие девочки (7—8 лет) получают от родителей деньги на дополнительное питание реже, чем их ровесники. По мере взросления школьницы получают деньги все чаще, в то время как школьников, напротив, начинают ограничивать в средствах, видимо из опасения, что деньги будут потрачены не по назначению.

Согласно полученным данным семейный бюджет не влияет на выделение детям средств на дополнительное питание. Видимо, родители предпочитают экономить на чем угодно, но не на питании собственных детей. Исключением являются только многодетные семьи, имеющие четверых и более детей. По всей видимости, ежедневное выделение денег на дополнительное питание детей в школе является непосильным бременем для подавляющего большинства многодетных семей (рис. 7).

Рис. 7. Влияние количества детей в семье на выделение им средств на дополнительное питание в школе

Суммы, ежедневно выделяемые детям на дополнительное питание в школе, колеблются в основном в пределах 10—20 рублей. Менее 10 рублей, также как и более 20 рублей на ребенка в день выделяют немногие семьи (рис. 8).

Рис. 8 . Сумма, ежедневно выделяемая детям на дополнительное питание в школе

На сумму выделяемых детям средств на дополнительное питание в школе влияет только минимальный и максимальный семейный доход. Так, самая большая категория школьников, получающих от родителей до 5 рублей в день, представляет семьи с доходом до 1000 рублей на каждого члена семьи (38,5%). Напротив, более 15 рублей в день чаще получают дети из семей с доходом более 5000 рублей на человека (48,3%).

Пол ребенка незначительно влияет на размер выделяемых денег на дополнительное питание в школе. С возрастом школьников сокращается доля получающих до 3 рублей в день и увеличивается доля детей, имеющих до 20 рублей в день. Количество детей, получающих от родителей более 20 рублей в день, по мере их взросления не увеличивается, а у мальчиков даже сокращается (табл. 5).

Таблица 5

Сумма, ежедневно выделяемая детям на дополнительное питание в школе (%)

Сумма

Мальчики

Девочки

 

7—8 лет

9—15 лет

7—8 лет

9—15 лет

До 3 руб.

7,4

2,0

6,7

5,0

4—5 руб.

14,8

11,8

13,3

12,9

6—10 руб.

37,0

41,2

33,3

36,6

11—15 руб.

14,8

17,6

20,0

11,9

16—20 руб.

7,4

15,7

13,3

19,8

Более 20 руб.

18,5

11,8

13,3

13,9

 

Как уже отмечалось выше, в многодетных семьях в основном ограничиваются бесплатным школьным питанием. Если же деньги на дополнительное питание родители все же выделяют, то сумма не превышает 3 рублей на ребенка.

Проведенное исследование позволило установить:
- потребление детьми продуктов питания не в полной мере соответствует физиологическим нормам, соответствие составляет по разным видам продуктов от 19 до 64%;
- наиболее существенные отклонения от физиологической нормы потребления в сторону недополучения отмечены по группе овощей и фруктов, а в сторону злоупотребления — картофеля;
- рацион младших школьников (7—8 лет) более сбалансирован, чем рацион подростков (9—15 лет);
- в подростковом возрасте формируется категория «сладкоежек», чье потребление сахара и кондитерских изделий превышает физиологическую норму более чем в 1,5 раза;
- большая часть родителей не удовлетворены качеством школьного питания, требовательность к которому возрастает пропорционально материальной обеспеченности семей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Т., Полякова Е., Уварова В. Маркетинговая оценка состояния питания школьников в Орловской области // Маркетинг. № 5. 2000. С. 36—41.
2. Федеральный Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». — «Собрание законодательства Российской Федерации«. № 2. 10.01.2000.
3. Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». — www.gimi.ru/zakon.php.
4. Концепция государственной политики в области здорового питания населения России на период до 2005 г. — «Собрание законодательства Российской Федерации». № 34. 24.08.98.
5. Уварова В.И., Волков Г.О., Евдокимова О.В. Исследование уровня удовлетворения физиологических потребностей населения в продуктах питания // Маркетинг в России и за рубежом. № 1. 2006. С. 48—53.
6. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.3.2.1078-01). — М.: ИнтерСЭН, 2002.
7. Беляев Е.Н. Качество и безопасность продуктов детского питания в России: медико-биологические требования и результаты мониторинга/ Е.Н. Беляев, В.А. Тутелян // Вопросы питания. 1996. № 5. С. 8—12.
8. Малыгина В.Ф, Рубина Е.А. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. — М.: Экономика, 1988.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста