Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2012


Стеценко Ю.В.,
директор по коммуникациям
Международного института
маркетинговых исследований «ГфК-Русь»

Совместное исследование Ассоциации европейского бизнеса (AEБ) и Международного института маркетинговых исследований «ГфК-Русь» изучает вопросы привлекательности ведения бизнеса в России для иностранных компаний, комфорт ведения бизнеса, перспективы выхода на российский рынок, работу иностранцев и востребованность их услуг.

Об исследовании
Исследование Ассоциации европейского бизнеса «Стратегии и перспективы развития компаний-членов АЕБ в России» (Strategies and Prospects of AEB Member Companies In Russia) проводилось в апреле–мае 2012 г. в сотрудничестве с Международным институтом маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь»(1).

Данные опроса сравнивались с результатами, полученными в рамках прошлогоднего исследования. Опрос проводился среди членов AEБ.

Методика опроса – онлайн и личные интервью с топ-менеджерами компаний – членов АЕБ.

В 2012 г. в опросе участвовало 86 компаний. Компании, принявшие участие в исследовании, являются разнопрофильными: были представлены рынки профессионального сервиса,  автомобильный рынок, финансовый рынок, рынок инжиниринга, фармацевтический рынок и др.  Численность сотрудников опрошенных компаний разнится от 50 до 5000 человек.

Национальный вопрос
Одним из ключевых вопросов исследования стал вопрос о работе иностранцев в России и о востребованности их услуг. По данным опроса, большая часть сотрудников европейских компаний – россияне и меньшая – граждане европейских стран.

Единственное исключение касается должности генерального директора. На этой позиции в европейских компаниях, работающих в России, более востребованы европейские граждане. Стоит отметить, что по сравнению с 2011 г., когда 62% генеральных директоров были европейцами, в 2012 г. этот показатель снизился до 55%.

Это свидетельствует о тенденции к увеличению числа топ менеджеров-россиян.


(1) GfK – одна из ведущих компаний на рынке маркетинговых исследований в мире. 11 000 экспертов GfK ежедневно работают над тем, чтобы понять, как люди живут, что думают и что покупают более чем на 100 рынках по всему миру.
Российское подразделение концерна GfK – Международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь» был образован в 1991 г. В настоящее время в компании работают более 320 специалистов.


Интересно, что в HR-отделах компаний на российском рынке в 2011 г. трудилось 10% европейцев и 90% россиян. В 2012 г. данное соотношение изменилось.

Россиян в HR стало на 3% меньше, увеличилось число европейцев (12%), а также появились сотрудники – граждане иных стран.

Выход на российский рынок
Среди наиболее популярных причин для выхода на российский рынок, как и в 2011 г., были названы большой потенциал рынка (2012 – 93%, 2011 – 87%), позитивное развитие рынка (2012 – 91%, 2011 – 85%), большой объем рынка (2012 – 85%, 2011 – 82%).

Также одной из главных причин стало наличие квалифицированного персонала (2012 – 66%, 2011 – 63%). Интересно, что противоречие между ответами респондентов, которое отмечалось в 2011 г., сохранилось. Называя среди факторов прихода в РФ наличие квалифицированной рабочей силы, многие компании отмечают в качестве недостатка нехватку квалифицированных профессионалов.

В 2011 г. 43% компаний называли в качестве причин для выхода на российский рынок также и низкие заработные платы сотрудникам. В 2012 г. ситуация заметно изменилась, и среди факторов, обусловливающих выход компании на российский рынок, низкие заработные платы назвали лишь 24% респондентов.

Российская экономика и условия ведения бизнеса в России
Анализ исследований 2011 и 2012 гг. показывает, что компании все более положительно оценивают состояние российской экономики, а также комфорт ведения бизнеса. Также компании – члены AEБ стали отмечать улучшение состояния бизнеса компании в целом.

87% участников опроса отметили, что в 2012 г. оборот их компании вырос, в 2011 г. об этом заявило лишь 69% компаний.

Оценивая состояние экономики страны на начало 2012 г., половина респондентов отметили, что все происходит в соответствии с их ожиданиями (2012 – 58%, 2011 – 51%). Одна треть респондентов отметила, что состояние экономики России гораздо лучше ожидаемого. В 2011 и 2012 гг. 11% респондентов указали, что состояние экономики России хуже ожидаемого.

Интересно, что 74% компаний – членов AEБ (в 2011 – 72%) планируют увеличение инвестиции. Снижение таковых не планирует ни одна компания (в 2011 г. – 4%). В ближайшие три года 84% опрошенных компаний ожидают увеличение роста оборота (в прошлом этот показатель составил 79%), а прибыли – 77% (в прошлом году – 69%).

Рыночные ожидания
59% компаний ожидают роста экономики в своей отрасли и 70% для экономики России в целом. При этом 33 и 16% соответственно ожидают стабильности в развитии экономики.

При этом зарубежные предприятия чувствуют себя уверенно в кратко-, средне- и долгосрочных перспективах. Об этом заявили около двух третей организаций.

Влияние на бизнес факта вступления России в ВТО
55% опрошенных компаний говорят о том, что вступление в ВТО позитивно повлияет на компании, ведущие бизнес в РФ. 28% компаний не ожидают никакого влияния. Возможность негативного влияния предполагают лишь 8% компаний-респондентов.

Оценивая эффект от вступления России в ВТО, 26% компаний ожидают появления преимуществ, 49% отмечают возможность скорее положительного, чем отрицательного эффекта.

Условия и комфорт ведения бизнеса в России
Одним из основных факторов, влияющих на ощущение комфорта при ведении бизнеса в России, для европейских компаний является задержка платежей. Оценивая длительность задержек, большинство респондентов отмечают, что они находятся в пределах одного месяца (36%), 26% заявляют, что они составляют срок менее 14 дней.

Стоит отметить, что снизилась доля компаний, которые отмечают задержки от 1 до 3 месяцев и более длительные задержки (показатель с 29% снизился до 21%, с 5 до 2% соответственно).

Компании стали чаще обращаться в суд по поводу финансовых разногласий. В 2011 г. 37% респондентов смогли получить позитивное решение, в этом году этот показатель достиг отметки в 43%.

Взаимодействие с потребителями, поставщиками и государственными органами
По сравнению с прошлым годом увеличилась доля ответов, отмечающих позитивные отношения с поставщиками.

Что касается взаимодействия с государственными органами, то здесь позитивное  взаимоотношение, например с таможенной службой, отмечают лишь 7% опрошенных компаний. 9% опрошенных говорят о благоприятных отношениях с налоговыми органами, 8% – с регистрирующими органами, и иными органами – только 5%. По сравнению с прошлым годом ситуация мало изменилась.

Интересно отметить, что оценки ожидания изменений условий ведения бизнеса из-за коррупции и бюрократии упали по сравнению с прошлым годом. При этом в качестве основного препятствия европейские компании отмечают государственные регулирующие ограничения.

Влияние выборов президента России на привлекательность бизнеса в РФ
Подавляющее большинство компаний не ожидают каких-либо изменений в связи с выборами президента в отношении привлекательности ведения бизнеса (65%). Почти 20% отмечают возможность увеличения таковой, тогда как противоположного мнения придерживаются только 8% опрошенных компаний.

Индекс настроения GfK-AEB Barometer: оценка текущего состояния и состояния в будущем
Индекс GfK-AEB Barometer, как и в прошлом году, достаточно высокий.

В прошлом году он составлял 155 пунктов, в 2012 г. он возрос до 159. При этом индекс ожидания (168 пунктов) выше индекса текущего состояния (141 пункт).

В целом можно сказать, что оптимизм европейских компаний в отношении ведения бизнеса в России за прошедший год усилился.

Используемый источник
Исследование Ассоциации европейского бизнеса (AEБ) в сотрудничестве с Международным институтом маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь», апрель–май 2012.

06.03.2017

Также по этой теме:


Яндекс.Метрика