Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2003
к.э.н., Вятский государственный университет
(фрагмент статьи)
В целях обеспечения единого подхода к анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках МАП Российской Федерации утвержден «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках». Данный порядок может быть использован: при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке отраслевых и региональных программ демонополизации; при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции; в процессе анализа социально-экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках. Кроме того, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике утвержден статистический инструментарий для изучения конъюнктуры потребительского рынка, для организации государственного статистического наблюдения за внутренней торговлей в 2003 году и статистического наблюдения за деятельностью предприятий потребительского рынка.
Центральным моментом в оценке конъюнктуры конкурентного потребительского рынка является характеристика скорости и тенденций развития потребительского рынка, устойчивости динамического процесса. Однако в представленных законодательных и нормативных актах такие характеристики конъюнктуры конкурентного рынка, как устойчивость, колеблемость, цикличность не нашли отражения, что затрудняет единую оценку тенденций развития конкурентного рынка в целом. Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим руководство, организацию и проведение работ в области экономической конъюнктуры в Российской Федерации и ее регионах, также не приводятся разъяснения сущности данных показателей при оценке рыночной ситуации.
Состояние конъюнктуры конкурентного потребительского рынка, изменения, происходящие в ней в результате воздействия различных факторов, могут быть оценены количественно с помощью экономических показателей, к которым относятся показатели внутреннего товарооборота; показатели внешней торговли; показатели кредитно-денежной сферы; а также данные об объеме капиталовложений; данные о заказах; цены и др.
При оценке и анализе тенденций развития потребительского рынка могут быть использованы такие методы исследования динамических процессов, как построение трендовых и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных регионов по темпам роста определенных экономических индикаторов рынка, а также индексный метод. Индексный метод позволяет оценить вектор и скорость развития потребительского рынка; отразить количественные компоненты динамики; отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения рынка.
Перспективы развития конкурентного потребительского рынка, а, следовательно, и масштабы коммерческого риска в большей степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. С одной стороны, динамика товарооборота отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой стороны, изменения товарооборота определяют потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.
Одним из объективных показателей изменения рыночной ситуации является индекс товарооборота, который характеризует изменение совокупной стоимости проданных товаров (денежной выручки от торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.
Динамика индексов физического объема розничного товарооборота отражает динамику количественного фактора товарооборота и позволяет выявить основные тенденции развития потребительского рынка России в сравнении с развитыми странами (табл. 1). Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о различных уровнях развития потребительских рынков развитых западных и бывших социалистических стран.
Таблица 1
Динамика индексов физического объема розничного товарооборота
(в сопоставимых ценах; 1990 = 100)
1991
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
Россия |
95
|
91
|
91
|
96
|
93
|
87
|
95
|
105
|
111
|
Болгария |
55
|
56
|
51
|
51
|
39
|
48
|
57
|
59
|
62
|
Великобритания |
99
|
107
|
110
|
117
|
120
|
124
|
130
|
132
|
138
|
Венгрия |
90
|
78
|
74
|
73
|
77
|
84
|
86
|
87
|
88
|
Германия |
106
|
99
|
101
|
100
|
101
|
99
|
100
|
102
|
104
|
Италия |
97
|
87
|
89
|
95
|
98
|
99
|
98
|
99
|
101
|
Канада |
90
|
109
|
110
|
116
|
121
|
125
|
130
|
134
|
138
|
Польша |
104
|
126
|
132
|
141
|
145
|
150
|
137
|
145
|
144
|
Румыния |
75
|
80
|
92
|
81
|
84
|
80
|
78
|
75
|
78
|
США |
98
|
115
|
120
|
125
|
133
|
144
|
153
|
155
|
160
|
Франция |
100
|
100,2
|
99,9
|
101
|
104
|
106
|
107
|
108
|
109
|
Япония |
102
|
98
|
99
|
97
|
92
|
89
|
88
|
87
|
89
|
Тенденцию развития потребительского рынка отражают абсолютные показатели. Основные показатели деятельности организаций и предприятий розничной торговли и общественного питания Российской Федерации, отражающие масштаб рынка и деловую активность, представлены в таблице 2 (см. в журнале).
Представленные в табл. 2 данные свидетельствуют о снижении в начале нового тысячелетия масштабов потребительского рынка по сравнению с 90-ми годами прошлого века (темп роста числа крупных и средних организаций розничной торговли составил 95,06%, общественного питания — 100%; темп роста числа малых организаций розничной торговли составил 98,65%, общественного питания — 92,37%). На этом фоне можно отметить возросшую деловую активность предприятий, о чем свидетельствуют положительные тенденции изменения оборота розничной торговли (общественного питания) и инвестиций в основной капитал.
Тенденции развития рынка могут быть наглядно выражены графически. Нанесенные на график уровни или темпы чаще всего отражают неравномерность развития: ускорения, замедления, скачки подъема и спада и т.д. Колебания нанесенных на график уровней можно сгладить (элиминировать) с помощью трендовых линий, таких как линейной, полиномиальной, логарифмической, степенной, экспоненциальной, линейной фильтрации. Трендовая линия характеризует основную тенденцию развития рынка. Она может быть также использована для прогноза, точнее, экстраполяции, т. е. распространения сложившихся тенденций на будущий период. Преимущество статистической трендовой модели заключается в более высокой степени надежности, она позволяет экономически интерпретировать параметры уравнения тренда.
Технический способ позволяет визуально оценить отклонения фактических уровней ряда от линии, характеризующей тенденцию, и дать атрибутивную оценку степени устойчивости: высокая, низкая и т.д. Например, динамика индексов физического объема оборота розничной торговли по регионам Российской Федерации (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году), экспоненциальный и полиномиальный тренды подтверждают относительную неустойчивость динамического развития потребительских рынков большинства федеральных округов, обусловленную как внутренними свойствами рынка, так и внешними причинами (рис. 1 и 2 (см. в журнале)).
Рис. 1. Динамика индексов товарооборота
(по регионам Российской Федерации, в сопоставимых ценах)
и экспоненциальный тренд
Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2003