Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2005
1. |
Насколько Вы знакомы с деятельностью компании «Ионесси»? |
||||||
1. Я никогда не слышал об этой компании. |
3,3% |
||||||
2. Я знаю название этой компании, и ничего более. |
7,4% |
||||||
3. Я знаю, что эта компания занимается производством обуви. |
89,3% |
||||||
2. |
Вы знакомы с продукцией, производимой компанией «Ионесси»? |
||||||
1. Нет, я никогда не видел продукцию, произведенную компанией. |
37,3% |
||||||
2. Да, я видел продукцию, произведенную компанией, но никогда не приобретал. |
38%. |
||||||
3. Да, я приобретал продукцию, произведенную компанией. |
9,9% |
||||||
4. Да, я сейчас имею в своем гардеробе продукцию, произведенную компанией. |
4,1% |
||||||
3. |
Как одним словом Вы охарактеризуете свое отношение к продукции компании «Ионесси»? |
||||||
1. Отрицательное. |
25,6% |
||||||
2. Безразличное. |
45,5% |
||||||
3. Благожелательное. |
18,2% |
||||||
4. |
Насколько Вы оцениваете качество продукции компании «Ионесси»? Шкала: -2 = очень низкое качество, +2 = очень высокое качество. |
||||||
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
|||
3,3% |
17,4% |
43% |
19,8% |
5,8% |
|||
5. |
Насколько Вы оцениваете продукцию компании «Ионесси», с точки зрения соотношения цена/качество? Шкала: -2 = цена не соответствует качеству, +2 = цена соответствует качеству. |
||||||
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
|||
1,7% |
14,9% |
42,2% |
22,3% |
8,2% |
|||
6. |
Насколько Вы оцениваете ассортимент продукции компании «Ионесси»?Шкала: -2 = слишком узкий ассортимент, +2 = достаточно широкий и разнообразный ассортимент. |
||||||
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
|||
8,3% |
28,1% |
34,7% |
14,9% |
3,3% |
|||
7. |
Насколько Вы оцениваете продукцию компании «Ионесси», с точки зрения соответствия тенденциям современной моды?Шкала: -2 = совершенно не соответствует, +2 = абсолютно соответствует. |
||||||
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
|||
9,9% |
35,5% |
30,7% |
9,9%. |
3,3% |
|||
8. |
Насколько важными Вы считаете следующие характеристики продукции любой обувной компании? Шкала: -2 = совершенно не важна, +2 = очень важна. |
||||||
Высокое качество |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
||
- |
- |
4,2% |
13,2% |
71,9% |
|||
Соответствие цены качеству |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
||
- |
1,7% |
6,6% |
33,9% |
47,1% |
|||
Достаточно широкий и разнообразный ассортимент |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
||
2,5% |
7,4% |
16,5% |
24% |
38,9% |
|||
Соответствие тенденциям современной моды |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
||
4,1% |
8,3% |
14,9% |
38% |
24% |
|||
9. |
Пол |
||||||
1. Женщина |
52,9% |
||||||
2. Мужчина |
47,1% |
||||||
10. |
Возраст |
||||||
1. 18-35 лет |
33,9% |
||||||
2. 36-55 лет |
44,6% |
||||||
3. Более 56 лет |
21,5% |
||||||
11. |
Размер семьи |
||||||
1. Один человек |
9,9% |
||||||
2. Два человека |
15,7% |
||||||
3. 3-4 человека |
65,3% |
||||||
4. 5 человек и более |
9,1% |
||||||
12. |
Ежемесячный доход на семью |
||||||
1. До 3000 рублей |
11,5% |
||||||
2. 3000-5999 рублей |
37,2% |
||||||
3. 6000-9999 рублей |
38% |
||||||
4. 10000-20000 рублей |
8,3% |
||||||
5. Более 20000 рублей |
5% |
||||||
Для измерения отношения респондентов к продукции ЗАО «Ионесси» была выбрана следующая модель:
Аоj = åвij × eij ,
где Аоj – отношение респондента j к продукции ЗАО «Ионесси».
вij –сила мнения респондента j, что продукция ЗАО «Ионесси» имеет характеристику i.
eij – оценка значимости характеристики i для респондента.
i = 1, …, n, n – число значимых характеристик.
j = 1, …, m, m – количество респондентов.
По результатам проведенного опроса данные ответов на вопросы 4, 5, 6 и 7 интервью - вij - сила мнения респондентов, что продукция ЗАО «Ионесси» имеет характеристику i (n = 4):
1. высокое качество;
2. соответствие цены качеству;
3. достаточно широкий и разнообразный ассортимент;
4. соответствие тенденциям современной моды.
Оценка значимости этих характеристик для респондента (eij) – данные ответа на вопрос 8 интервью.
Вопросы 4-8 проведенного интервью сформулированы в виде шкал отношения, основанных на самоотчете. В частности использовалась модификация семантической дифференциальной шкалы – шкалы Степпела.
Вопрос 3 интервью предназначен для определения отношения респондентов к продукции предприятия. Однако такое измерение отношения потребителей узко, односторонне и субъективно. Поэтому за основную меру отношения был взят расчетный показатель Аоj.
Результаты измерения отношения респондентов к продукции ЗАО «Ионесси» можно представить как частоту попадания показателя Аоj в один из следующих интервалов: [-16; -5]; (-5; +5); [+5; +16]. Данные интервалы были сформированы на основании того, что минимальное и максимальное значения Аоj, рассчитанного по выбранной модели могут быть равными –16 и +16 соответственно. Этими значениями заданы крайние границы показателя Аоj. В рамках определенных границ возможно равномерное деление на три интервала: [-16; -5]; (-5; +5); [+5; +16], которым было присвоено соответствующее отношение: отрицательное, безразличное и благожелательное.
Частота попадания показателя Аоj в один из указанных интервалов приведена в таблице 2.
Таблица 2
Распределение респондентов по отношению к продукции ЗАО «Ионесси»
Отношение |
Интервал |
Количество человек |
Отрицательное |
[-16; -5] |
21 чел. |
Безразличное |
(-5; +5) |
51 чел. |
Благожелательное |
[+5; +16] |
36 чел. |
Социально-демографические характеристики респондентов определялись с помощью закрытых вопросов 9, 10, 11 и 12.
Для определения уровня доходов респондентов использовалась следующая модель:
dj = Dj / k ,
где dj – ежемесячный доход на одного человека семьи респондента j.
Dj – ежемесячный доход на семью респондента j.
k – размер семьи респондента j.
j = 1, …, m, m – количество респондентов.
Если dj £ 1500 руб. Þ ежемесячный уровень доходов респондента j признается низким.
Если 1500 руб. < dj £ 5000 руб. Þ ежемесячный уровень доходов респондента j признается средним.
Если dj > 5000 руб. Þ ежемесячный уровень доходов респондента j признается высоким.
Распределение респондентов по уровню доходов представлено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение респондентов по уровню доходов
Низкий |
45 чел. |
Средний |
67 чел. |
Высокий |
9 чел. |
На третьем этапе кластерного анализа определялась "пригодность" выбранных признаков сегментирования. Степенью "пригодности" поведенческого признака сегментирования считается наличие корреляции между рассчитанной суммарной оценкой отношения потребителей к продукции предприятия (Аоj) и предполагаемым социально-демографическим признаком. Для расчета попарного коэффициента корреляции использовался статистический пакет STATGRAPHICS.
Была выявлена зависимость между такими признаками сегментирования, как отношение к продукции предприятия, пол и возраст респондентов. Эти переменные признаны «пригодными» для сегментирования рынка для ЗАО «Ионесси». Переменная уровень доходов признана «не пригодной».
На завершающем этапе реализации кластерного метода были сформированы три сегмента. Сегменты (кластеры) потребителей формировались объединением в группы респондентов со сходным отношением к продукции компании.
В результате построения кластеров выявлены три типа потребителей обуви в зависимости от поведенческого признака – отношения к продукции ЗАО «Ионесси».
Выявленным обобщенным сегментам рынка были присвоены названия: «отрицательно настроенные», «безразличные» и «благожелательные» потребители.
С одной стороны, эти группы характеризуются определенным потребительским отношением к продукции предприятия, а с другой — они достаточно однородны и по социально-экономическим, и по демографическим признакам.
Сегмент I — «отрицательно настроенные» потребители. Это самый однородный по составу сегмент; средний по численности, сюда отнесено около 30% респондентов; самый «женский» тип — женщины составляют 83% и самый молодой — средний возраст женщин 32 года, мужчин — 34 года.
Сегмент II — «безразличные» потребители. По численности он превосходит другие выделенные сегменты. К нему отнесено 53% респондентов. По полу данный сегмент считается смешанным, так как мужчины и женщины представлены в нем практически в равном количестве – 52% против 48% соответственно. По возрасту данный тип старше, чем «отрицательно настроенные» потребители. Основной частью (66%) это люди среднего возраста от 36 до 55 лет, однако молодые люди представлены в этом кластере в достаточном количестве (25%), чтобы считать его смешанным по двум возрастам.
Сегмент III — «благожелательные» потребители. Он малочисленный, по проведенной классификации сюда отнесено 17% респондентов. По полу – это смешанный тип, хотя мужчины занимают в нем большую часть – 67%. По возрасту данный тип самый старший, основу его составляют лица старше 35 лет – 91%, из них старше 56 лет – 48%.
В полученных группах потребители однородны по признакам, а различия между группами значимы, поэтому можно считать кластеры построенными.
Сегментирование красноярского рынка модельной обуви позволило ЗАО «Ионесси» сформировать стратегию позиционирования, в рамках которой расставить акценты в рекламных сообщениях и в рекламной кампании в целом, использовать полученные результаты как основу для разработки маркетинговых программ, и в конечном счете, способствовало усилению конкурентной позиции предприятия на рынке.
Литература
1. Алексеев А. А. Сегментирование потребителей услуг // www. statsoft. Ru
2. Анн Х., Багиев Г. Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2005
3. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Финпресс», 2000.
4. Дж. О’Шонесси Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. под ред. Д. О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2001
5. Зюмина Н. В. Балашов А. А. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - №6
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Кантуревского. – СПб.: Издат-во «Питер», 1999
7. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2005
8. Манюхин А. Е. Методические вопросы сегментирования рынка // www. ipmconsult. ru
9. Паршин А. А. Методы и принципы сегментного анализа в маркетинге // www. marketing. spb. ru
10. Пиотровский А. Денисов А. Кластерный анализ как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений // Практический маркетинг. – 2001. - №5
11. Словарь терминов // www. index. ru
12. Шабуня О. Е. Энциклопедия маркетинга // www. marketing. spb. r
Также по этой теме: