Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2004
Магазины |
Физический объем продаж за год (тыс. кг) |
Выручка за год (тыс. руб.) |
Расходы за год (тыс. руб) |
Финансовый результат (тыс. руб.) [гр.2 + гр.3] |
|||
всего [гр.4 + гр.5 + гр.6] |
в том числе |
||||||
прямые издержки |
косвенные издержки |
покупная стоимость |
|||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Магазин № 1 |
326 |
5214 |
6839 |
2679 |
889 |
3272 |
–1625 |
Магазин № 2 |
2242 |
34 023 |
33 485 |
4820 |
6121 |
22 540 |
538 |
Магазин № 3 |
1357 |
21 622 |
21 587 |
4221 |
3709 |
13 656 |
35 |
Магазин № 4 |
937 |
15 088 |
18 051 |
6076 |
2557 |
9419 |
–2964 |
Магазин № 5 |
1786 |
25 427 |
27 151 |
4305 |
4878 |
17 968 |
–1725 |
Магазин № 6 |
1791 |
25 974 |
27 850 |
4939 |
4894 |
18 019 |
–1875 |
Магазин № 7 |
2926 |
46 890 |
41 393 |
3977 |
7992 |
29 424 |
5497 |
Магазин № 8 |
1575 |
25 981 |
25 277 |
5129 |
4302 |
15 846 |
704 |
Магазин № 9 |
1351 |
19 526 |
21 429 |
4160 |
3687 |
13 582 |
–1903 |
Магазин № 10 |
409 |
5775 |
8050 |
2824 |
1117 |
4109 |
–2275 |
Магазин № 11 |
986 |
16 200 |
17 433 |
4830 |
2692 |
9911 |
–1233 |
Магазин № 12 |
1206 |
19 262 |
20 128 |
4695 |
3297 |
12 136 |
–866 |
Магазин № 13 |
662 |
10 260 |
10 826 |
2351 |
1810 |
6662 |
–566 |
Магазин № 14 |
565 |
8732 |
9303 |
2064 |
1546 |
5693 |
–571 |
Магазин № 15 |
1102 |
17 335 |
17 378 |
3272 |
3014 |
11 096 |
–43 |
Магазин № 16 |
1463 |
24 555 |
21 606 |
2904 |
3993 |
14 709 |
2949 |
Магазин № 17 |
1382 |
20 783 |
22 556 |
4894 |
3771 |
13 891 |
–1773 |
Магазин № 18 |
2024 |
28 684 |
29 624 |
3722 |
5532 |
20 370 |
–940 |
Магазин № 19 |
482 |
7801 |
9164 |
3014 |
1314 |
4836 |
–1363 |
Магазин № 20 |
3711 |
58 704 |
53 539 |
6063 |
10 140 |
37 336 |
5165 |
Магазин № 21 |
1767 |
27 869 |
27 103 |
4514 |
4824 |
17 765 |
766 |
Магазин № 22 |
1430 |
21 107 |
21 178 |
2898 |
3903 |
14 374 |
–71 |
Магазин № 23 |
2695 |
49 493 |
40 359 |
5873 |
7364 |
27 122 |
9134 |
Магазин № 24 |
145 |
2244 |
1871 |
6 |
399 |
1465 |
373 |
ИТОГО: |
34 320 |
538 547 |
533 180 |
94 233 |
93 744 |
345 200 |
5366 |
В среднем: |
1430 |
22 439 |
22 216 |
3926 |
3906 |
14 383 |
224 |
Прибыль: |
25 160 |
||||||
Убыток: |
- 19 794 |
При расчете показателей, приведенных в таблице, принято во внимание следующие:
1. Нумерация магазинов, представленная в гр. А, сделана по формальному признаку и не связана с реальными номерами магазинов, которые присвоены им в организации.
2. Показатели гр. 1—7 изменены по сравнению с фактическими данными организации, но при этом все изменения были сделаны так, чтобы сохранить пропорции исходных величин.
3. Поскольку, во-первых, продовольственные товары имеют различную объемную плотность; во-вторых, ассортимент продаваемых товаров в разных магазинах неодинаков, то использовать фактические значения массы проданных через магазины товаров непосредственно в качестве физического объема продаж нежелательно. В связи с этим физический объем продаж (гр. 1) по каждому магазину представляет собой некоторую условную, а точнее сказать, приведенную величину. Для ее получения фактическая масса каждого отдельного вида проданного через магазин товара корректируется по его объемной плотности (процедура корректировки тривиальна с математической точки зрения; здесь же она пропущена ввиду громоздкости изложения), а затем полученные величины суммируются.
4. Выручка (гр. 2) представлена в соответствии с условиями налогообложения организаций розничной торговли в 2002 г.
5. Расходы организации (гр. 3) представлены как сумма:
|
прямых расходов магазинов (гр. 4) согласно аналитическому учету организации. В эту категорию расходов попали: материальные расходы магазинов; амортизация основных средств и нематериальных активов; оплата труда; социальные взносы; иные расходы, связанные непосредственно с деятельностью конкретного магазина; |
|
косвенных расходов магазинов (гр. 5). По каждому отдельно взятому магазину они сформированы как часть общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации, отнесенная на данный магазин пропорционально физическому объему продаж. Алгоритм распределения очевиден, а потому также опускается, чтобы не перегружать статью излишними деталями; |
|
покупной стоимости товаров по магазину (гр. 6). |
6. Финансовый результат по магазину (гр. 7) представляет собой разницу между выручкой (гр. 2) и расходами (гр. 3) магазина.
7. Данные по списку магазинов завершают две обобщающие строки. В первой из них приведены итоговые показатели по сети магазинов; во второй — средние значения физического объема продаж, выручки и расходов по сети магазинов.
8. В двух последних строках таблицы 1 свернутый финансовый результат по сети магазинов представлен развернуто — в виде суммы прибыли, полученной по рентабельным магазинам, и суммы убытков, полученной по нерентабельным магазинам.
Графическое решение задачи
На основе данных таблицы при помощи MS Excel сначала были построены точечные графики следующих зависимостей: «физический объем продаж(*) — выручка» (рис. 2) и «физический объем продаж — расходы» (рис. 3), — показанные в виде точек.
(*) На рисунках 2-5 оси абсцисс для краткости обозначены как "продажи"
Далее к этим точечным зависимостям при помощи MS Excel были подобраны линейные тренды, уравнения которых приведены на графиках (рис. 2 и 3). Поскольку исходные наборы точек временных рядов выручки и расходов располагались фактически на прямых линиях, то, соответственно, достоверность аппроксимации оказалась высока и составила 98,13% для тренда выручки и 99,20% для тренда расходов.
После этого полученные линейные тренды были совмещены на одном графике (рис. 4), также построенном при помощи MS Excel. Точка их пересечения соответствует точке безубыточности Qmin: для сети магазинов она оказалась равной примерно 1230 тыс. кг.
Этот же результат получается аналитическим путем, если решить образованное функциями трендов уравнение относительно аргумента — физического объема продаж:
15,806х = 13,871х + 2379,7,
— откуда следует, что
Рис. 2. Распределение выручки по магазинам в 2002 г.
Рис. 3. Распределение издержек (покупной стоимости и коммерческих расходов) по магазинам в 2002 г.
Рис. 4. Нахождение точки безубыточности работы магазинов для условий 2002 г.
Рис. 5. Уточнение точки безубыточности работы магазинов для условий 2002 г. (без магазина № 23)
Если сравнить найденную точку безубыточности (1230 тыс. кг) со средним фактическим объемом продаж по магазинам (1430 тыс. кг), приведенным в таблице, то выявленная разница, составляющая примерно 14%, может быть интерпретирована как причина, обусловившая рентабельную в целом работу сети розничной торговли.
Однако если «примерить» найденную точку безубыточности на распределение магазинов по физическому объему продаж (гр. 1 таблицы), то вывод будет не столь радужным: из 24 магазинов 10 имеют физический объем продаж ниже точки безубыточности.
Но фактически убыточными являются даже не эти 10 магазинов, а все 15 (гр. 7 таблицы), а это нужно понимать в том смысле, что точка безубыточности, видимо, даже еще выше найденной величины 1230 тыс. кг.
Объяснение этому простое. Все дело в том, что исходные ряды данных, аппроксимированные линейными функциями, не полностью совпадают с линиями трендов, а представляют некоторое поле точек, разбросанных вдоль линии тренда. В частности, на рисунке 2 бросается в глаза точка, соответствующая магазину № 23 (продажи 2695 тыс. кг, выручка 49,5 млн. руб.): видно, что данная точка удалена от линии тренда сравнительно дальше, чем точки остальных магазинов. Если мы воспроизведем процедуру построения графиков, представленных на рисунках 2 и 3, но уже без этого магазина, то обнаруживается, что параметры трендов несколько изменяются, а точность аппроксимации возрастает: 99,16% для тренда выручки (было 98%) и 99,13% для тренда расходов, что подтверждает гипотезу о «возмущающем» влиянии данного магазина на статистику всей сети. Не приводя полученных графиков непосредственно, ограничимся рассмотрением лишь функций получающихся трендов: в частности, для выручки у = 15,492х и для расходов у = 13,821х + 2423,4.
Если теперь вновь составить уравнение для нахождения точки безубыточности:
15,421х = 13,821х + 2423,4,
и решить его (графически это решение представлено на рис. 5), то результат составит
Обнаруживается, что точка безубыточности, найденная без магазина № 23 (который несколько «портит» картину — правда, в сугубо математическом смысле, потому что в действительности это самый прибыльный магазин), выше достигнутого в 2002 г. среднего объема продаж: 1450 тыс. кг против 1430 тыс. кг, или на 1,4%. Это означает, что в отсутствие магазина № 23 финансовый результат торговой сети должен быть отрицателен. И действительно, именно это наблюдается, если взглянуть на финансовый результат без вклада в него магазина № 23: в этом случае предприятие имело бы убыток в сумме около 3,8 млн. руб. Очевидно, что уточненная величина точки безубыточности ближе к реальному положению, тем более что она также лучше отражает реальное соотношение убыточных и прибыльных предприятий (гр. 7 таблицы).
Содержательная интерпретация результатов решения задачи
Таким образом, ситуация проблемная и требует внимания от руководства предприятия. При прочих равных условиях необходимо стремиться к тому, чтобы средний физический объем продаж на магазин составлял величину не ниже 1450—1500 тыс. кг, — однако ясно, что данный ориентир применим не ко всем магазинам — рекомендации должны быть дифференцированными. В частности, набор предложений мог бы быть таким:
|
уровень продаж 1500 тыс. кг реально достижим (где постепенно, а где сравнительно быстро) для следующих магазинов: № 3 (1357 тыс. кг), № 4 (937 тыс. кг), № 9 (1351 тыс. кг), № 11 (986 тыс. кг), № 12 (1206 тыс. кг), № 15 (1102 тыс. кг), № 17 (1382 тыс. кг), № 22 (1430 тыс. кг). Средства должны быть самыми разнообразными — оптимизация ассортимента, маркетинг, реклама, экономия на прямых издержках, гибкая ценовая политика; |
|
в двух случаях — магазины № 5 (1786 тыс. кг) и № 6 (1791 тыс. кг) — объем продаж даже выше, чем точка безубыточности, однако эти магазины тем не менее являются убыточными. Очевидно, что в отношении них особое значение приобретают экономия прямых издержек и оптимизация ассортимента; |
|
наконец, есть группа магазинов, в отношении которых сложно обойтись без организационных мероприятий. Речь идет, в частности, о магазинах со сравнительно небольшими объемами продаж: № 1 (326 тыс. кг), № 10 (409 тыс. кг), № 13 (662 тыс. кг), № 14 (565 тыс. кг), № 19 (482 тыс. кг). Поскольку достижение ими безубыточного объема продаж в ближайшей перспективе представляется маловероятным, то, возможно, имеет смысл подумать над тем, чтобы сдать их в аренду (до лучших времен) или же продать. |
Также по этой теме: