Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2002
аналитик еженедельника «Белорусский рынок»
Канунников Д.С.,
корреспондент еженедельника «Белорусский рынок»
Напомним, в июле 2001 г. на месяц-два вперед российскими турфирмами были распроданы шоп-туры по рынкам азиатских и европейских автопроизводителей, а заходящие, например, во Владивостокский порт теплоходы вновь, как и десять лет назад, напоминали новогодние елки — из-за густо уставленных на палубах разноцветных японских б/у авто.
В итоге «наши» основательно почистили мировые «автосвалки», оставив там миллиарды «зеленых» и перетащив весь утиль в родные пределы. Чем немало облегчили задачу ведущих автопроизводителей по утилизации автохлама.
Спусковым механизмом для очередного высвобождения энергии россиян послужила, казалось бы, мелочь — организованная утечка информации с заседания ранее малоизвестной комиссии Внешторга, моментально растиражированная СМИ.
В июле-августе 2001 г. только ленивый не писал о предполагаемом с 01.01.2002 г. 2—3-кратном повышении российских ввозных пошлин на иномарки, возраст которых превышает 6—7, а по некоторым слухам, и 5 лет. Не устояло перед соблазном и академичное «Радио Свобода», посвятив анализу последствий летнего 2001 г. автобума раздел передачи «Дело и деньги» от 11.08.2001 г. (проблемы защиты атмосферы, меры безопасности при эксплуатации старых авто, превращение России в ядерно-автомобильное кладбище). Эксперты «Радио Свободы» недоумевали — зачем же было затевать весь этот «сыр-бор» с пошлинами, если импорт старых машин в РФ к 2001 г. и без того сократился?!
Справка. В 2000 г. импорт подержанных иномарок в Россию вырос примерно в 1,5 раза — до 300—400 тысяч автомобилей в год (примерно 50% мощности АвтоВАЗа), в основном за счет роста доли машин, возраст которых не превышал 5 лет.
В итоге только в Западную Европу энергичные россияне инвестировали в 2001 г., по нашим оценкам, порядка 2,5 млрд. долл., причем не менее 0,5 млрд. из них пришлось на «утилизацию» автостарья. И этим немало поспособствовали оздоровлению экономической и экологической ситуации в еврозоне.
Капитализация предпочтений
Сопоставим показатели автоспроса московского авторынка (наиболее развитого в России) в начале автобума и в конце летнего сезона 2001 г., используя для этого объявления из московских выпусков газеты «Из рук в руки» (см. табл. 1).
Из таблицы видно, что общий спрос (с июля по конец сентября) на подержанные автомобили вырос на 4,8% при снижении потребности в аварийной технике на 4,5%. Одновременно спрос на б/у иномарки увеличился почти на 20, а на внутреннюю автопродукцию упал на 10,5%. Заметно — на 7,3% — снизилась заинтересованность москвичей в «ВАЗах», на 0,3% — в «Москвичах», при росте 0,7% потребности в легковых «ГАЗах».
Таблица 1
Показатели спроса на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])
Показатели |
Ситуация к 13.07.01 |
Ситуация к 28.09.01 |
Объем спроса (шт.), в т.ч.: |
743 |
779 |
- импорт |
390 |
463 |
- автомобили производства СНГ |
353 |
316 |
Индекс «импортСНГ» |
1,1 |
1,47 |
Удельный вес в спросе битых и аварийных машин, % |
66,0 |
61,5 |
Удельный вес в спросе моделей Ауди, % |
6,7 |
8,3 |
-«- -«- БМВ, % |
6,2 |
5,1 |
-«- -«- Мерседес, % |
5,7 |
7,4 |
-«- -«- VW, % |
6,5 |
5,4 |
-«- -«- Опель, % |
3,5 |
4,5 |
-«- -«- ВАЗ, % |
38,4 |
31,1 |
-«- -«- ГАЗ, % |
3,5 |
4,2 |
-«- -«- Москвич, % |
4,8 |
4,5 |
Вероятно, к последствиям восточнославянского феномена «достоверного слуха» можно отнести и осенний скачок на дорогой (на 1,7% — «Мерседес», на 1,6% — «Ауди») и относительно дешевый («Опель» — 1%) импорт. Отметим попутно, что в момент, когда почти все нуждающиеся россияне отправились в дальние края за иномарками, те оставшиеся на московском рынке 60% потребителей битых и аварийных авто (если судить по общему спросу), вероятно, и представляли собой основную часть перекупщиков — реставраторов московского утиля. Следовательно, около 10% объема предложения московского авторынка — это восстановленные после аварии, утопленные или горелые машины. Что очень небезопасно для будущих их владельцев. Ощущая московский спрос «на все», в столицу РФ потянулись и поставщики неликвидной автотехники из ближнего зарубежья — с Беларуси, с Украины...
Попытаемся оценить ситуацию на московском вторичном авторынке с точки зрения предложения подержанных автомашин (см. табл. 2). За 2,5 месяца, то есть с момента утечки информации о предполагаемом росте российских таможенных пошлин, предложение подержанного импорта сократилось на 6,0%. Очевидно, сей феномен (напомним, спрос вырос на 4,8%) объяснялся активным изъятием из рыночного оборота наиболее ликвидной части автотехники, которая уже обрела своих инициированных слухами хозяев.
«Нечаянно» спровоцированный правительством РФ рост спроса на импорт привел к сентябрьскому 2001 г. снижению на 8,3% важного рыночного показателя — индекса «предложение/спрос», хотя по всем канонам в эту пору года его значение должно было бы возрасти раза в полтора. Ощутимо — на 4,5% — к сентябрю 2001 г. в московском предложении увеличился удельный вес подержанных «Жигулей» (напомним, спрос на них в рассматриваемом периоде сократился на 7,3%), но, как бы в утешение остальным местным автопроизводителям, несколько лучше стали раскупаться б/у «ГАЗы» (доля которых в предложении сократилась на 0,7% и на 0,7% возросла в спросе) и «Москвичи» (0,5 и 0,3% соответственно).
Учитывая предполагаемые критерии правительства РФ относительно возраста будущего подержанного импорта, интересно проследить качественные изменения в предложении иномарок как на территории России, так и в Беларуси — на пути европейских машин в РФ (см. табл. 3).
Таблица 2
Показатели предложения на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])
Показатели |
Ситуация к 13.07.01 |
Ситуация к 28.09.01 |
Объем предложения (шт.), в т.ч.: |
5695 |
5500 |
- импорт |
3850 |
3620 |
- автомобили производства СНГ |
1845 |
1865 |
Индекс «предложениеспрос» (общий) |
7,7 |
7,06 |
Индекс «импортСНГ» (в предложении) |
2,10 |
1,92 |
Удельный вес германских автомобилей (в предложении), % |
31,0 |
30,9 |
в том числе: - продукция VW-Груп, % |
14,5 |
14,3 |
- Мерседес, % |
8,4 |
9,2 |
- БМВ, % |
6,3 |
6,6 |
- Опель, % |
3,8 |
4,2 |
Удельный вес японских автомобилей (в предложении), % |
11,4 |
16,4 |
-«- -«- американских -«-, % |
10,7 |
14,2 |
-«- -«- корейских -«-, % |
2,0 |
2,3 |
-«- -«- французских -«-, % |
1,3 |
1,3 |
-«- -«- итальянских -«-, % |
0,7 |
0,6 |
-«- -«- российских -«-, %, в т.ч.: |
30,3 |
33,9 |
- ВАЗ, % |
23,0 |
27,5 |
- ГАЗ, % |
4,7 |
4,0 |
- Москвич, % |
2,2 |
1,7 |
Ощутимо к октябрю 2001 г. «омолодилось» московское предложение моделей «Опель»: удельный вес возрастной группы 0—7 лет за 2,5 месяца вырос на 4,7% (до 45,9%). Доля их ровесниц среди «Ауди» составила 57,2% (рост на 1,3%), у дорогих «Мерседес» — заоблачные 71,5% (рост на 1,8%), характерные для весьма платежеспособной российской столицы. (Для сравнения: в столице Беларуси этот показатель не превышает 3,8%, Гродно — 10,5%, Смоленске — 7,1%.) Одновременно значительно сократилось (на 13,7% — до 41,6%) предложение популярных VW — из-за активных летне-осенних продаж, насытивших автопарк российской столицы.
В целом московский спрос на нестарые иномарки за лето 2001 г. подскочил в 1,5 раза! (Во многом благодаря шагам правительства РФ, которому состоятельный народ, судя по статистике, доверяет не очень.) Вырос и суммарный спрос на импортные подержанные автомобили — примерно до 60% от общего спроса (рост 7%). По этому показателю российская столица подтягивается к уровню западных регионов СНГ (Гродно — 72%, Брест — 75%, Минск — 78,3%) — о чем, вероятно, скорбят отечественные производители, прибегающие к малоэффективному протекционизму. Одно их может утешить — российская глубинка еще очень нескоро возлюбит подобным же образом атрибут капитализма — по причине бедности народонаселения. К примеру, в рязанском предложении доля дешевой российской автотехники в 3 раза превосходит импорт.
Таблица 3
Показатели конъюнктуры рынков подержанных легковых автомобилей
России и Беларуси 2001 г. [1—6].
Беларусь, июль 2001 г. | Россия | |||||||
Москва
|
||||||||
Гродно | Минск | Витебск | Могилев | Смоленск, июль 2001 г. | сентябрь 2001г. | июль 2001г. | Рязань (июль 2001 г.) | |
Удельный вес (%) 0—7-летних автомобилей в общем предложении моделей |
||||||||
«Опель» |
- |
- |
- |
- |
- |
41,2 |
45,9 |
- |
Ауди |
5,1 |
8,3 |
0 |
5,9 |
11,5 |
55,9 |
57,2 |
10,0 |
VW |
8,8 |
4,3 |
14,3 |
4,2 |
21 |
55,3 |
41,6 |
0 |
«Мерседес» |
10,5 |
3,8 |
0 |
0 |
7,1 |
69,7 |
71,5 |
75 |
Спрос на иномарки: |
||||||||
возраст которых не превышает 7 лет, % от спроса на импорт |
0 |
3,6 |
0 |
- |
- |
22,3 |
33,3 |
0 |
% от общего спроса |
72 |
78,3 |
45,5 |
50,0 |
21,4 |
52,5 |
59,4 |
21,4 |
Индекс «предложение/спрос»: | ||||||||
общий |
5,9 |
4,7 |
5,1 |
9,3 |
4,1 |
7,70 |
7,06 |
25,2 |
по импортным машинам |
7,3 |
4,8 |
20,8 |
9,6 |
9,7 |
9,9 |
7,8 |
29,3 |
Индекс «предложение иномарок/ продукция СНГ» |
8,7 |
4,1 |
2,8 |
2,93 |
1,04 |
2,10 |
1,92 |
0,33 |
При рассмотрении процесса процесса миграции иномарок с Запада на Восток хорошо заметны скачки в насыщенности автопарка регионов импортной техникой, которые не случайно совпадают с границами государств. Даже при действовавшем летом 2001 г. уровне российских таможенных пошлин «коэффициент перепада» на границе Белориссии и РФ менялся в 2,9—3, а между Польшей и Рязанью — в 1000 раз! В результате ожидаемого в РФ 2—3-кратного повышения пошлин на иномарки данный индекс европейско-азиатского перехода подскочит как минимум в 2 раза. Это значит, что на одну иномарку в предложении российских приграничных городов (Смоленск, Брянск и т.д.) будет приходиться не менее двух российских автомобилей (сейчас 1:1). Негативно российские нововведения отразятся и на Беларуси... Заметим, что в пределах только одной этой «буферной» страны индекс «иномарки/СНГ» (в предложении автомобилей) летом 2001 г. в направлении с запада на восток уменьшался в 3 раза — за счет более высокой платежеспособности западных белорусов и их лучшей осведомленности о достоинствах автотехники от ведущих мировых производителей.
В Минске дешевле, потому что беднее
Рассматривая сложившуюся к середине 2001 г. конъюнктуру на региональных авторынках, полезно оценить особенности ценообразования в трех славянских столицах (см. табл. 4). Бесспорным лидером — в смысле максимизации цены нестарых б/у автомобилей — конечно же, является Москва. Совсем немного последней уступает Варшава — несмотря на соседство Польши с неисчерпаемым авторынком Германии. Роль абсолютного аутсайдера в этой троице отведена Минску, где средняя цена, например, 5-летних «VW-Пассат» ниже варшавской на 30%, московской — на 55%. Парадокс становится понятным при сопоставлении средних зарплат в Беларуси (административно подтягивается к 100 долл. в месяц) и, например, в Польше (более 500 долл.).
Модель |
Возраст, |
Средние цены, тыс. долл. США |
||||||||
Варшава |
Гродно |
Беларусь Минск |
Витебск |
Могилев |
Россия |
Брянск |
Москва |
Рязань |
||
«Ауди-80» |
8 |
4,9 |
3,6 |
4,0 |
3,6* |
4,1* |
5,2* |
5,5 |
6,4 |
— |
7 |
6,5 |
— |
— |
— |
4,5* |
5,9* |
7,3 |
6,8 |
— |
|
«Ауди А4» |
5 |
10,9 |
— |
9,9 |
— |
— |
— |
— |
11,8 |
** |
«Ауди-80» |
11 и старше |
3,7 |
1,53 |
1,21 |
1,9 |
2,13 |
1,63 |
2,05 |
2,78 |
2,33 |
«Ауди-100» |
8 |
6,5 |
5,7 |
5,0 |
— |
— |
— |
6,25 |
7,2 |
7,1 |
7 |
7,4 |
7,1* |
7,3 |
— |
— |
7,0* |
— |
8,4 |
— |
|
11 и старше |
3,7 |
2,0 |
2,1 |
1,53 |
1,65* |
2,31 |
2,2 |
2,24 |
— |
|
«Ауди А6» |
5 |
11,2 |
9,5* |
12,5 |
— |
— |
12,9* |
— |
13,3 |
— |
БМВ-3 |
8 |
6,5 |
3,3* |
5,25* |
— |
— |
— |
6,7* |
7,3 |
— |
7 |
7,0 |
— |
6,63 |
— |
— |
— |
— |
7,5 |
— |
|
5 |
9,1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
12,4 |
— |
|
11 и старше |
4,0 |
1,2 |
1,27 |
1,5* |
1,3* |
1,46 |
1,74 |
2,0 |
1,5 |
|
БМВ-5 |
8 |
6,7 |
6,0 |
6,3 |
— |
— |
7,5* |
— |
6,44 |
— |
7 |
8,1 |
— |
7,2* |
— |
— |
— |
— |
9,70 |
— |
|
5 |
10,2 |
8,5* |
** |
— |
— |
17,5* |
9,6* |
16,1 |
— |
|
ВАЗ-2101 |
11 и старше |
0,75 |
0,45 |
0,51 |
0,57 |
0,56 |
0,57 |
0,57 |
0,55 |
0,52 |
«Мерседес-190» |
9 |
6,1 |
— |
5,3 |
— |
— |
— |
— |
6,2 |
— |
11 и старше |
5,1 |
2,4* |
2,23 |
— |
— |
— |
— |
2,56 |
— |
|
«Опель-Омега» |
8 |
4,7 |
3,1* |
— |
— |
— |
— |
— |
6,1 |
— |
7 |
5,4 |
5,95 |
5,8 |
— |
— |
— |
** |
7,6 |
— |
|
5 |
9,3 |
6,4* |
6,9 |
— |
— |
— |
— |
8,98 |
— |
|
11 и старше |
3,5 |
1,56 |
1,42 |
1,65 |
— |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
— |
|
«VW-Гольф» |
8 |
4,7 |
2,3 |
3,63 |
— |
3,6 |
** |
5,0* |
5,71 |
4,5* |
7 |
5,4 |
— |
4,2 |
— |
— |
** |
— |
5,87 |
— |
|
5 |
6,5 |
— |
5,0 |
— |
— |
** |
7,6 |
8,26 |
— |
|
11 и старше |
3,3 |
1,63 |
1,45 |
1,7* |
1,7* |
1,2* |
1,96 |
2,0 |
2,07 |
|
«VW-Пассат» |
8 |
5,2 |
3,53 |
3,72 |
** |
3,4* |
— |
5,3 |
5,75 |
— |
7 |
5,6 |
4,9* |
5,17 |
4,6* |
— |
— |
— |
6,98 |
— |
|
5 |
7,7 |
— |
5,95 |
5,5* |
— |
— |
8,6* |
9,21 |
— |
|
11 и старше |
4,0 |
2,01 |
2,01 |
1,62 |
2,0 |
3,4* |
2,84 |
4,0 |
2,7 |
|
«Мазда-626» |
8 |
5,4 |
— |
4,07 |
— |
— |
— |
5,2 |
5,75 |
— |
7 |
6,28 |
— |
4,0 |
— |
— |
— |
** |
6,28 |
— |
|
5 |
7,7 |
4,7* |
7,43 |
— |
— |
— |
— |
8,74 |
— |
|
11 и старше |
3,6 |
1,53 |
1,48 |
1,85 |
1,28 |
3,1* |
1,9 |
2,5 |
1,7* |
* Данные только по одному автомобилю.
** Нет данных.
В Беларуси, где около 70% бюджета средней семьи уходит на питание, голубой мечтой обывателя остается «дешевая иномарка в любом состоянии». Профессиональные продавцы б/у автомобилей здесь исчезают «как класс» в силу ничтожной покупательной способности основной массы белорусов.
(2000—2001 гг.), тыс. долл. США
Модель |
Палм-Бич |
Киев |
Минск |
Москва |
||||
ноябрь 2000 г. |
июль 2001 г. |
конец сентября 2001 г. |
ноябрь 2000 г. |
июль |