Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2002


аналитик еженедельника «Белорусский рынок»
 
Канунников Д.С.,
корреспондент еженедельника «Белорусский рынок»

Напомним, в июле 2001 г. на месяц-два вперед российскими турфирмами были распроданы шоп-туры по рынкам азиатских и европейских автопроизводителей, а заходящие, например, во Владивостокский порт теплоходы вновь, как и десять лет назад, напоминали новогодние елки — из-за густо уставленных на палубах разноцветных японских б/у авто.

В итоге «наши» основательно почистили мировые «автосвалки», оставив там миллиарды «зеленых» и перетащив весь утиль в родные пределы. Чем немало облегчили задачу ведущих автопроизводителей по утилизации автохлама.

Спусковым механизмом для очередного высвобождения энергии россиян послужила, казалось бы, мелочь — организованная утечка информации с заседания ранее малоизвестной комиссии Внешторга, моментально растиражированная СМИ.

В июле-августе 2001 г. только ленивый не писал о предполагаемом с 01.01.2002 г. 2—3-кратном повышении российских ввозных пошлин на иномарки, возраст которых превышает 6—7, а по некоторым слухам, и 5 лет. Не устояло перед соблазном и академичное «Радио Свобода», посвятив анализу последствий летнего 2001 г. автобума раздел передачи «Дело и деньги» от 11.08.2001 г. (проблемы защиты атмосферы, меры безопасности при эксплуатации старых авто, превращение России в ядерно-автомобильное кладбище). Эксперты «Радио Свободы» недоумевали — зачем же было затевать весь этот «сыр-бор» с пошлинами, если импорт старых машин в РФ к 2001 г. и без того сократился?!

Справка. В 2000 г. импорт подержанных иномарок в Россию вырос примерно в 1,5 раза — до 300—400 тысяч автомобилей в год (примерно 50% мощности АвтоВАЗа), в основном за счет роста доли машин, возраст которых не превышал 5 лет.

В итоге только в Западную Европу энергичные россияне инвестировали в 2001 г., по нашим оценкам, порядка 2,5 млрд. долл., причем не менее 0,5 млрд. из них пришлось на «утилизацию» автостарья. И этим немало поспособствовали оздоровлению экономической и экологической ситуации в еврозоне.

Капитализация предпочтений

Сопоставим показатели автоспроса московского авторынка (наиболее развитого в России) в начале автобума и в конце летнего сезона 2001 г., используя для этого объявления из московских выпусков газеты «Из рук в руки» (см. табл. 1).

Из таблицы видно, что общий спрос (с июля по конец сентября) на подержанные автомобили вырос на 4,8% при снижении потребности в аварийной технике на 4,5%. Одновременно спрос на б/у иномарки увеличился почти на 20, а на внутреннюю автопродукцию упал на 10,5%. Заметно — на 7,3% — снизилась заинтересованность москвичей в «ВАЗах», на 0,3% — в «Москвичах», при росте 0,7% потребности в легковых «ГАЗах».

Таблица 1

Показатели спроса на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])

Показатели

Ситуация к 13.07.01

Ситуация к 28.09.01

Объем спроса (шт.), в т.ч.:

743

779

                  - импорт

390

463

                  - автомобили производства СНГ

353

316

Индекс «импортСНГ»

1,1

1,47

Удельный вес в спросе битых и аварийных машин, %

66,0

61,5

Удельный вес в спросе моделей Ауди, %

6,7

8,3

      -«-                                 -«-      БМВ, %

6,2

5,1

      -«-                                 -«-     Мерседес, %

5,7

7,4

      -«-                                 -«-     VW, %

6,5

5,4

      -«-                                 -«-      Опель, %

3,5

4,5

      -«-                                 -«-      ВАЗ, %

38,4

31,1

      -«-                                 -«-      ГАЗ, %

3,5

4,2

      -«-                                 -«-      Москвич, %

4,8

4,5

Вероятно, к последствиям восточнославянского феномена «достоверного слуха» можно отнести и осенний скачок на дорогой (на 1,7% — «Мерседес», на 1,6% — «Ауди») и относительно дешевый («Опель» — 1%) импорт. Отметим попутно, что в момент, когда почти все нуждающиеся россияне отправились в дальние края за иномарками, те оставшиеся на московском рынке 60% потребителей битых и аварийных авто (если судить по общему спросу), вероятно, и представляли собой основную часть перекупщиков — реставраторов московского утиля. Следовательно, около 10% объема предложения московского авторынка — это восстановленные после аварии, утопленные или горелые машины. Что очень небезопасно для будущих их владельцев. Ощущая московский спрос «на все», в столицу РФ потянулись и поставщики неликвидной автотехники из ближнего зарубежья — с Беларуси, с Украины...

Попытаемся оценить ситуацию на московском вторичном авторынке с точки зрения предложения подержанных автомашин (см. табл. 2). За 2,5 месяца, то есть с момента утечки информации о предполагаемом росте российских таможенных пошлин, предложение подержанного импорта сократилось на 6,0%. Очевидно, сей феномен (напомним, спрос вырос на 4,8%) объяснялся активным изъятием из рыночного оборота наиболее ликвидной части автотехники, которая уже обрела своих инициированных слухами хозяев.

«Нечаянно» спровоцированный правительством РФ рост спроса на импорт привел к сентябрьскому 2001 г. снижению на 8,3% важного рыночного показателя — индекса «предложение/спрос», хотя по всем канонам в эту пору года его значение должно было бы возрасти раза в полтора. Ощутимо — на 4,5% — к сентябрю 2001 г. в московском предложении увеличился удельный вес подержанных «Жигулей» (напомним, спрос на них в рассматриваемом периоде сократился на 7,3%), но, как бы в утешение остальным местным автопроизводителям, несколько лучше стали раскупаться б/у «ГАЗы» (доля которых в предложении сократилась на 0,7% и на 0,7% возросла в спросе) и «Москвичи» (0,5 и 0,3% соответственно).

Учитывая предполагаемые критерии правительства РФ относительно возраста будущего подержанного импорта, интересно проследить качественные изменения в предложении иномарок как на территории России, так и в Беларуси — на пути европейских машин в РФ (см. табл. 3).

Таблица 2

Показатели предложения на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])

Показатели

Ситуация к 13.07.01

Ситуация к 28.09.01

Объем предложения (шт.), в т.ч.:

5695

5500

                  - импорт

3850

3620

                  - автомобили производства СНГ

1845

1865

Индекс «предложениеспрос» (общий)

7,7

7,06

Индекс «импортСНГ» (в предложении)

2,10

1,92

Удельный вес германских автомобилей (в предложении), %

31,0

30,9

           в том числе: - продукция VW-Груп, %

14,5

14,3

                                                  -  Мерседес, %

8,4

9,2

                                                  -  БМВ,  %

6,3

6,6

                                                   - Опель, %

3,8

4,2

Удельный  вес японских автомобилей (в предложении), %

11,4

16,4

      -«-              -«-     американских   -«-, %

10,7

14,2

      -«-              -«-     корейских         -«-, %

2,0

2,3

      -«-              -«-     французских     -«-, %

1,3

1,3

      -«-              -«-     итальянских     -«-, %

0,7

0,6

      -«-              -«-     российских      -«-, %, в т.ч.:

30,3

33,9

                                - ВАЗ, %

23,0

27,5

                                - ГАЗ, %

4,7

4,0

                                - Москвич, %

2,2

1,7

Ощутимо к октябрю 2001 г. «омолодилось» московское предложение моделей «Опель»: удельный вес возрастной группы 0—7 лет за 2,5 месяца вырос на 4,7% (до 45,9%). Доля их ровесниц среди «Ауди» составила 57,2% (рост на 1,3%), у дорогих «Мерседес» — заоблачные 71,5% (рост на 1,8%), характерные для весьма платежеспособной российской столицы. (Для сравнения: в столице Беларуси этот показатель не превышает 3,8%, Гродно — 10,5%, Смоленске — 7,1%.) Одновременно значительно сократилось (на 13,7% — до 41,6%) предложение популярных VW — из-за активных летне-осенних продаж, насытивших автопарк российской столицы.

В целом московский спрос на нестарые иномарки за лето 2001 г. подскочил в 1,5 раза! (Во многом благодаря шагам правительства РФ, которому состоятельный народ, судя по статистике, доверяет не очень.) Вырос и суммарный спрос на импортные подержанные автомобили — примерно до 60% от общего спроса (рост 7%). По этому показателю российская столица подтягивается к уровню западных регионов СНГ (Гродно — 72%, Брест — 75%, Минск — 78,3%) — о чем, вероятно, скорбят отечественные производители, прибегающие к малоэффективному протекционизму. Одно их может утешить — российская глубинка еще очень нескоро возлюбит подобным же образом атрибут капитализма — по причине бедности народонаселения. К примеру, в рязанском предложении доля дешевой российской автотехники в 3 раза превосходит импорт.

Таблица 3

Показатели конъюнктуры рынков подержанных легковых автомобилей
России и Беларуси 2001 г. [1—6].

  Беларусь, июль 2001 г. Россия
         

Москва

 

 
Гродно Минск Витебск Могилев Смоленск, июль 2001 г. сентябрь 2001г. июль 2001г. Рязань (июль 2001 г.)

Удельный вес (%) 0—7-летних автомобилей в общем предложении моделей

«Опель»

-

-

-

-

-

41,2

45,9

-

Ауди

5,1

8,3

0

5,9

11,5

55,9

57,2

10,0

VW

8,8

4,3

14,3

4,2

21

55,3

41,6

0

«Мерседес»

10,5

3,8

0

0

7,1

69,7

71,5

75

Спрос на иномарки:

возраст которых не превышает 7 лет, % от спроса на импорт

0

3,6

0

-

-

22,3

33,3

0

% от общего спроса

72

78,3

45,5

50,0

21,4

52,5

59,4

21,4

Индекс «предложение/спрос»:
общий

5,9

4,7

5,1

9,3

4,1

7,70

7,06

25,2

по импортным машинам

7,3

4,8

20,8

9,6

9,7

9,9

7,8

29,3

Индекс «предложение иномарок/ продукция СНГ»

8,7

4,1

2,8

2,93

1,04

2,10

1,92

0,33

При рассмотрении процесса процесса миграции иномарок с Запада на Восток хорошо заметны скачки в насыщенности автопарка регионов импортной техникой, которые не случайно совпадают с границами государств. Даже при действовавшем летом 2001 г. уровне российских таможенных пошлин «коэффициент перепада» на границе Белориссии и РФ менялся в 2,9—3, а между Польшей и Рязанью — в 1000 раз! В результате ожидаемого в РФ 2—3-кратного повышения пошлин на иномарки данный индекс европейско-азиатского перехода подскочит как минимум в 2 раза. Это значит, что на одну иномарку в предложении российских приграничных городов (Смоленск, Брянск и т.д.) будет приходиться не менее двух российских автомобилей (сейчас 1:1). Негативно российские нововведения отразятся и на Беларуси... Заметим, что в пределах только одной этой «буферной» страны индекс «иномарки/СНГ» (в предложении автомобилей) летом 2001 г. в направлении с запада на восток уменьшался в 3 раза — за счет более высокой платежеспособности западных белорусов и их лучшей осведомленности о достоинствах автотехники от ведущих мировых производителей.

В Минске дешевле, потому что беднее

Рассматривая сложившуюся к середине 2001 г. конъюнктуру на региональных авторынках, полезно оценить особенности ценообразования в трех славянских столицах (см. табл. 4). Бесспорным лидером — в смысле максимизации цены нестарых б/у автомобилей — конечно же, является Москва. Совсем немного последней уступает Варшава — несмотря на соседство Польши с неисчерпаемым авторынком Германии. Роль абсолютного аутсайдера в этой троице отведена Минску, где средняя цена, например, 5-летних «VW-Пассат» ниже варшавской на 30%, московской — на 55%. Парадокс становится понятным при сопоставлении средних зарплат в Беларуси (административно подтягивается к 100 долл. в месяц) и, например, в Польше (более 500 долл.).

 

 

Модель

Возраст,
лет

Средние цены, тыс. долл. США

Варшава

Гродно

Беларусь

Минск

Витебск

Могилев

Россия
Смоленск

Брянск

Москва

Рязань

«Ауди-80»

8

4,9

3,6

4,0

3,6*

4,1*

5,2*

5,5

6,4

7

6,5

4,5*

5,9*

7,3

6,8

«Ауди А4»

5

10,9

9,9

11,8

**

«Ауди-80»

11 и старше

3,7

1,53

1,21

1,9

2,13

1,63

2,05

2,78

2,33

«Ауди-100»

8

6,5

5,7

5,0

6,25

7,2

7,1

7

7,4

7,1*

7,3

7,0*

8,4

11 и старше

3,7

2,0

2,1

1,53

1,65*

2,31

2,2

2,24

«Ауди А6»

5

11,2

9,5*

12,5

12,9*

13,3

БМВ-3

8

6,5

3,3*

5,25*

6,7*

7,3

7

7,0

6,63

7,5

5

9,1

12,4

11 и старше

4,0

1,2

1,27

1,5*

1,3*

1,46

1,74

2,0

1,5

БМВ-5

8

6,7

6,0

6,3

7,5*

6,44

7

8,1

7,2*

9,70

5

10,2

8,5*

**

17,5*

9,6*

16,1

ВАЗ-2101

11 и старше

0,75

0,45

0,51

0,57

0,56

0,57

0,57

0,55

0,52

«Мерседес-190»

9

6,1

5,3

6,2

11 и старше

5,1

2,4*

2,23

2,56

«Опель-Омега»

8

4,7

3,1*

6,1

7

5,4

5,95

5,8

**

7,6

5

9,3

6,4*

6,9

8,98

11 и старше

3,5

1,56

1,42

1,65

2,0

2,0

2,1

«VW-Гольф»

8

4,7

2,3

3,63

3,6

**

5,0*

5,71

4,5*

7

5,4

4,2

**

5,87

5

6,5

5,0

**

7,6

8,26

11 и старше

3,3

1,63

1,45

1,7*

1,7*

1,2*

1,96

2,0

2,07

«VW-Пассат»

8

5,2

3,53

3,72

**

3,4*

5,3

5,75

7

5,6

4,9*

5,17

4,6*

6,98

5

7,7

5,95

5,5*

8,6*

9,21

11 и старше

4,0

2,01

2,01

1,62

2,0

3,4*

2,84

4,0

2,7

«Мазда-626»

8

5,4

4,07

5,2

5,75

7

6,28

4,0

**

6,28

5

7,7

4,7*

7,43

8,74

11 и старше

3,6

1,53

1,48

1,85

1,28

3,1*

1,9

2,5

1,7*

* Данные только по одному автомобилю.

** Нет данных.

В Беларуси, где около 70% бюджета средней семьи уходит на питание, голубой мечтой обывателя остается «дешевая иномарка в любом состоянии». Профессиональные продавцы б/у автомобилей здесь исчезают «как класс» в силу ничтожной покупательной способности основной массы белорусов.

 


(2000—2001 гг.), тыс. долл. США

Модель

Палм-Бич
  (февраль 2000 г.)

Киев
(январь 2001 г.)

Минск

Москва

ноябрь 2000 г.

июль 2001 г.

конец сентября 2001 г.

ноябрь 2000 г.

июль
2001

 

Также по этой теме: