Состояние мирового рынка маркетинговых исследований



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 1999


 аспирант кафедры МЭ и МЭО Дипломатической академии МИД РФ

 Бурный рост числа участников внешнеэкономической деятельности в России в 90-е гг. повлек за собой появление актуальных проблем, связанных с обеспеченностью высшего руководства компаний качественной и своевременной маркетинговой информацией о зарубежных рынках. Информация, получаемая в ходе проведения маркетинговых исследований, дает возможность принятия адекватных и эффективных управленческих решений в условиях обостряющейся международной конкуренции.

Следует отметить, что маркетинговые исследования на внешних рынках представляют собой второй уровень сложности по сравнению с маркетинговыми исследованиями на внутреннем рынке за счет дополнительных внешних факторов и связанной с ними большей сложностью получения и обработки необходимой информации. Поэтому проведение соответствующих мероприятий на зарубежных рынках силами собственного отдела маркетинга не всегда приемлемо. Это приводит к необходимости прибегать к услугам иностранных или российских исследовательских компаний. Однако подавляющее большинство руководителей российских внешнеэкономических организаций не обладают комплексными и системными данными о состоянии мирового рынка маркетинговых исследований, а также тех организаций, которые занимаются изучением внешних рынков. Данная статья представляет собой попытку решить эту проблему.

По некоторым данным, к 1 сентября 1999 г. в 99 странах мира насчитывалось более 8500 коммерческих структур, специализирующихся в организации и проведении маркетинговых исследований1. Непосредственно сам рынок маркетинговых исследований можно охарактеризовать как рынок несовершенной конкуренции, а именно монополистической конкуренции. Это объясняется как большим количеством на данном рынке потребителей и исследовательских компаний, характеризующихся высокой степенью концентрации, что означает удержание «в руках» нескольких компаний большей части анализируемого рынка, так и значительной дифференциацией предлагаемых ими услуг.

Индустрию маркетинговых исследований можно отнести к категории переходной отрасли, переходящей из состояния роста в состояние зрелости и находящейся в самом начале ценностной цели. Между тем, индустрия маркетинговых исследований выступает в качестве поставщика промежуточного товара, то есть информации, полная стоимость которой будет включена производителями непосредственно в стоимость конечного продукта. При этом «затраты на проведение маркетинговых исследований в зависимости от их комплексности и продолжительности могут быть как менее 10 тыс. долл., так и превышать 700 тыс. долл.»2.

В связи с постепенным изменением потребностей заказчиков, которые начинают требовать от исследовательских компаний более скрупулезного изучения рынков в глобальном масштабе, и появлением новых исследовательских технологий, индустрия маркетинговых исследований может перейти в состояние появившейся отрасли, и показать рост своих основных экономических параметров.

В целом выручка специализированных исследовательских компаний поступает из многочисленных источников (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные источники поступления выручки исследовательских компаний

Индустрия Процент
Товары кратковременного пользования
Средства массовой информации и реклама
Фармацевтика и средства гигиены
Правительство
Телекоммуникации
Товары долговременного пользования
Средства передвижения
Финансовые услуги
Розничная торговля
Путешествия, туризм
Развлечения
Политика
Другое
Итого
32,7
18,7
17,2
6,0
4,6
4,4
3,6
3,4
1,4
1,1
1,0
0,2
5,7
100

Источник: Jack Honomichl, «Who’s spending it, and on what», Marketing News, Vol. 32, No. 12, June 8, 1998, p. 5.

Данные таблицы 1 показывают, что основные заказчики маркетинговых исследований являются производителями товаров краткосрочного пользования, представителями средств массовой информации и рекламы, а также продуцентами фармацевтических товаров и средств гигиены. На долю вышеперечисленных заказчиков приходится 68,6% всей выручки, получаемой компаниями, которые специализируются в организации и проведении маркетинговых исследований.

Состояние всего мирового рынка маркетинговых исследований можно проследить на основании имеющихся тенденций развития данной отрасли. Например, в 1978 г. объем мировой индустрии маркетинговых исследований составлял всего 1500 млн. долл.3. Однако вследствие постепенного усиления международной интеграции и глобализации мировой экономики уже в 1996 г., согласно данным европейского сообщества социальных и маркетинговых исследований (ESOMAR), мировой объем рынка маркетинговых исследований составил 11097 млн. долл. (см. табл. 2). В сравнении с 1995 г. рост данного показателя составил 9%. При этом весь европейский рынок возрос в 1996 г. на 10%, а его доля составила 46% общемирового рынка исследовательских услуг по сравнению с 45% в 1995 г. Рынок США увеличился на 9% и составил 36% всего мирового рынка. Японский рынок маркетинговых исследований, напротив, показал снижение в 1996 г. на 6%, что привело к уменьшению доли японского рынка по отношению к общемировому рынку с 10% до 9%.

Таблица 2

Объем мирового рынка маркетинговых исследований в 1996 г.

Региональные
рынки
Мировой
оборот
в млн. долл.
% от
общемирного
оборота
Индкс
1996/1995
ЕС 15
Остальная европа
Всего Европа
США
Япония
Другие страны
Всего
4656
441
5067
3940
947
1143
11097
42
4
46
36
9
10
100
110
127
110
109
94
106
109

Источник: http://www.esomar.nl/press.html

Следует отметить, что, начиная с 1996 г., аналитики ESOMAR стали впервые учитывать в своих расчетах новые европейские рынки. В число новых европейских рынков стали входить рынки таких стран, как: Болгария, Венгрия, Польша, Россия, Словения, Чехия и Югославия. При этом германский рынок в 1996 г. по-прежнему оставался самым крупным (1171 млн. долл.), показав рост в 7%, за ним следовал рынок Великобритании (1045 млн. долл.), возросший на 10%, и Франции (883 млн. долл.), увеличившись на 3%. Совокупный оборот этих трех основных рынков составил около 2/3 всего оборота европейского рынка маркетинговых исследований. Далее, по степени уменьшения следовали рынки Италии, Испании и Нидерландов. Однако наиболее быстрый рост показали рынки России (увеличение на 139%), Чехии (на 27%), Швеции и Норвегии (на 15%)4.

Расчет объема мирового рынка маркетинговых исследований с 1997 г. стал проводиться экспертами ESOMAR уже не в долларах, а в евро. Таким образом, в 1997 г. рынок маркетинговых исследований составил 10435 млн. евро (11833,29 млн. долл.), показав увеличение на 18%, если расчет производить в евро, и 12%, если расчет производить в национальных валютах (см. табл. 3). Столь большая разница в росте была объяснена экспертами значительными колебаниями валютного курса евро против других национальных валют.

Таблица 3

Объем мирового рынка маркетинговых исследований в 1997 г.

Региональные
рынки
Мировой
оборот
в млн. евро.
(млн. долл.)*
% от
общемирного
оборота
Индкс
1996/1995
Индекс
в нацио-
нальных
валютах
1997/1996
ЕС 15
Остальная европа
Всего Европа
США
Япония
Другие страны
Всего
4314(4892,08)
374(424.12)
4688(5316,19)
3900(4422,6)
875(992,25)
972(1102,25)
10435(11833,29)
41
4
45
37
8
9
100
115
113
115
126
114
108
118
112
120
112
113
113
108
112

* 1 евро = 1.134 долл. США

Источник: http://www.esomar.nl/press/idustry_study.html

Из таблицы 3 следует, что европейский рынок маркетинговых исследований остается самым крупным в мире, даже несмотря на некоторое снижение его доли с 46% в 1996 г. до 45% в 1997 г. Доля рынка США в течение анализируемого года увеличилась на 1% и составила 37% общемирового рынка исследовательских услуг. Относительная доля японского рынка продолжила снижаться и в 1997 г., достигнув уровня в 8%. На рынки остальных стран мира приходится только 9% всего общемирового оборота исследовательских компаний.

Наиболее крупным европейским рынком стал рынок Великобритании, который показал 25% роста и достиг уровня 1192 млн. евро. Затем следуют рынок Германии — 22% роста (1035 млн. евро) и Франции — 16% (749 млн. евро). Как и в предыдущие годы, итальянский, испанский и нидерландский рынки занимают четвертое, пятое и шестое места соответственно.

Экстраполяция выше представленных данных позволяет предположить, что к концу 1999 г. объем мирового рынка маркетинговых исследований может составить около 14318 млн. долл.

Однако вся трудность определения совокупных общемировых затрат на проведение маркетинговых исследований заключается в том, что практически ни в одной стране мира не существует системы лицензирования или сертификации исследовательской деятельности (официальные данные учитывают выручку только тех фирм, которые публично заявляют о том, что маркетинговые исследования являются основным видом их деятельности). Это приводит к тому, что до сих пор никто даже не пытался в полной мере рассчитать не только фактические затраты компаний на исследовательские мероприятия, но и общее количество такого рода компаний5.

Кроме того, в ходе проведения анализа было выявлено, что в отличие от крупных исследовательских компаний, которым выгодно представлять себя с лучшей стороны для поддержания высокой репутации в деловых кругах, небольшие компании стараются вообще не афишировать результаты своей исследовательской деятельности, что снижает официальные показатели объема мирового рынка маркетинговых исследований.

В связи с вышесказанным представляется, что указанные объемы мирового рынка маркетинговых исследований не исчерпываются данными, опубликованными европейским сообществом социальных и маркетинговых исследований (ESOMAR), так как в данной отрасли действуют в том числе и многочисленные конкурентные силы.

Делая попытку анализа конкурентных сил, влияющих на состояние всей отрасли, следует отметить, что помимо соперничества среди существующих исследовательских фирм на отрасль оказывают прямое давление и заказчики исследований, в последние годы требующие все более досконального изучения целевых рынков, что в том числе приводит к буму слияний и поглощений среди исследовательских компаний. Главными причинами объединения компаний в области маркетинговых исследований (как и в других отраслях) является «поиск новой ниши на рынке, диверсификация деятельности, стремление к повышению конкурентоспособности или просто расширение фирмы»6. Конфиденциальность информации, которая касается объединений исследовательских компаний, и скоротечность этого процесса приводят к тому, что становится все труднее наблюдать за ходом его развития.

Кроме того, наблюдается еще и косвенное давление со стороны покупателей информации, которое выражается в их стремлении проводить изучение рынка силами собственного отдела маркетинговых исследований (внутренний способ), не прибегая к услугам специализированных исследовательских компаний (внешний способ). Это также приводит к искажению официальных данных, касающихся общемировых затрат на проведение маркетинговых исследований, так как они не учитывают расходы фирм, осуществляющих изучение рынков своими силами.

Для того чтобы заполнить этот пробел в официально публикуемой информации, необходимо знать средний уровень затрат на маркетинговые исследования в коммерческих организациях. Так, согласно некоторым данным к началу 90-х гг. в зарубежных странах затраты компаний на проведение маркетинговых исследований составляли в среднем шесть долларов на каждую тысячу долларов реализованной продукции7.

Эти данные имеют под собой все основания предположить, что совокупные ежегодные затраты на маркетинговые исследования компаний, которые вовлечены в систему международных экономических отношений могут достигать 60 млрд. долл. Однако данный показатель может быть несколько ниже (около 50 млрд. долл.) за счет того, что часть этих денежных средств поступает непосредственно в распоряжение специализированных исследовательских компаний, совокупные обороты которых учитываются официально публикуемыми данными.

Кроме давления со стороны заказчиков маркетинговых исследований на состояние отрасли влияют и другие конкурентные силы. Например, это могут быть рекламные агентства, консультационные фирмы, различные государственные структуры, университеты, институты, а также независимые аналитики, которые, как правило, на несистематической основе занимаются изучением отдельных направлений маркетинговых исследований с использованием ограниченного набора методов сбора информации. Денежные средства, получаемые вышеперечисленными конкурентными силами на проведение маркетинговых исследований, также не учитываются при расчетах объема мирового рынка маркетинговых исследований, что негативно сказывается на состоянии всей анализируемой отрасли, так как в целом снижается потенциальная привлекательность исследовательского бизнеса для многих из его участников.

В то же время косвенным подтверждением успешного развития рынка маркетинговых исследований может служить исследование, проведенное компанией Survey Sampling, Inc. в 1995 г. методом почтового опроса среди компаний, специализирующихся в предоставлении исследовательских услуг (см. табл. 4). В ходе опроса анализу подверглась готовность зарубежных исследовательских организаций к набору новых сотрудников в 1996 г., и произошедшие изменения в составе персонала по сравнению с 1995 г.

Таблица 4

Среднее количество сотрудников в исследовательских организациях в 1995 г.

1995 год

Количество сотрудников
в исследовательских организациях

  1-4 чел. 5-19чел. 20+ чел. Всего
Среднее сокличество
персонала
Изменения к предыду-
щему году в %
Ожидаемые изменения
в следующем году в %

2,1

-2,0

13,3

9,4

4,5

1,6

50,1

6,4

3,3

23,2

6,0

3,4

Источник: http://www.surveysampling.com/home.html

Данные таблицы 4 позволяют заметить, что в течение 1995 г. количество персонала всех исследовательских компаний увеличилось на 6%, и это даже несмотря на снижение численности персонала на 2% в небольших компаниях (от 1 до 4 человек). Тем не менее в 1996 г. малые исследовательские фирмы ожидали у себя увеличение количества работников на 13,3%, а крупные компании (20 и более сотрудников) ожидали рост числа занятых только на 3,3%. Однако крупные компании обеспечивают работой 81,33% всех специалистов в области маркетинговых исследований, что свидетельствует об их потенциальной возможности набирать в свой штат наиболее квалифицированных работников и о высокой концентрации самого рынка маркетинговых исследований.

Между тем, прежде чем перейти к определению долей рынка наиболее весомых компаний в области маркетинговых исследований, необходимо классифицировать все исследовательские компании, оперирующие на международном уровне в зависимости от широты предоставляемых услуг для более удобного анализа и последующего практического использования представленного материала. Представляется, что все компании в области маркетинговых исследований можно подразделить на две широкие категории:

1. Фирмы, оказывающие своим клиентам полный комплекс услуг. Это так называемые комплексные исследовательские компании (full service companies). В данном случае прослеживается определенная закономерность между размером исследовательских организаций, территориальной широтой деятельности и степенью комплексности предоставляемых ими услуг. А именно, к числу комплексных исследовательских компаний, как правило, относятся крупные фирмы, обладающие многочисленными филиалами по всему миру, что подтверждает превалирующие мнение о глобализации мировой экономики. Как правило, в таких фирмах около 40-70% совокупной выручки составляют доходы, полученные от их заграничных филиалов. В то же время в сферу их деятельности входит выполнение всех исследовательских задач с применением полного набора методов сбора и анализа информации. Как показывает практика, реальное количество такого рода компаний может составлять не более 20% (около 1700 фирм) от общего числа исследовательских фирм. Следует также отметить, что исследовательские компании, услуги которых носят комплексный характер, охватывают своими исследованиями практически любые аспекты жизнедеятельности человека — от анализа рынка сельского хозяйства до изучения рынка биотехнологий. Однако, несмотря на то, что такого рода компании являются комплексными, они могут различаться по своей специализации, отдавая приоритет изучению определенных целевых рынков.

2. Фирмы, либо специализирующиеся в изучении отдельных секторов экономики, задач маркетинговых исследований, либо использующие отдельные методы сбора информации. При этом следует отметить, что анализу подвержены практически все сектора экономики и производимые товарные группы. В данном случае можно предположить, что число компаний, концентрирующихся как на анализе отдельных секторов экономики, так и на использовании отдельных методов сбора информации, может составлять порядка 80% (около 6800 фирм) от общего числа исследовательских компаний. При этом соотношение такого рода компаний между собой находится приблизительно в равных пропорциях.

В целом столь весомый численный перекос в сторону фирм, не проводящих комплексные исследования, который наблюдается на рынке маркетинговых исследований, может быть объяснен тем обстоятельством, что проведение всеобъемлющих исследовательских мероприятий подразумевает под собой вовлечение в этот процесс большого количества человеческих и материальных ресурсов, доступных практически только крупным исследовательским организациям.

Следующим шагом в определении текущего состояния индустрии маркетинговых исследований может быть попытка выявления наиболее крупных исследовательских компаний, которые обладают разветвленной сетью дочерних фирм по всему миру, вносящих наибольший вклад в развитие всей отрасли в целом. С этой целью можно воспользоваться данными американской ассоциации маркетинга (АМА), которая систематически публикует текущий список 25 крупнейших исследовательских компаний мира. Так, на долю 25 компаний, специализирующихся в области маркетинговых исследований (по данным 1997 г.), приходится свыше 60% всего мирового рынка маркетинговых исследований, что составляет более 6666 млн. долл. В свою очередь на долю десяти самых крупных исследовательских компаний приходится около 43% всего мирового оборота в данной сфере деятельности, что в денежном выражении составляет 4500 млн. евро или 5213 млн. долл. Эти данные также являются подтверждением высокой концентрации рынка маркетинговых исследований.

В то же время следует отметить, что пять из вышеуказанных компаний зарегистрированы на территории стран Европы (The Kantar Group Ltd., Sofrus Group S.A., Gfk Holding A.G., IPSOS Group S.A., Infratest Burke A.G.), а остальные пять компаний (AC Nielsen Corp., Cognizant Corp., Information Resources Inc., NFO Worldwide Inc., Westat Inc.) — на территории США, что говорит о доминировании компаний из данных регионов мира на рынке маркетинговых исследований.

В 1998 г. совокупная выручка 25 мировых лидеров в области маркетинговых исследований увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 1997 г. на 8,6%, и достигла уровня в 7300 млн. долл.

При этом в 1998 г. также продолжился процесс слияний и поглощений на данном рынке. Это привело к тому, что в течение 1998 г. вышеуказанные 25 фирм приобрели около 40 независимых исследовательских компаний, совокупная выручка которых к моменту приобретения составляла 785,6 млн. долл.8. Кроме того, данный процесс привел к ликвидации, как юридического лица, исследовательской компании Cognizant Corp., которая по всем своим показателям еще в 1997 г. находилась на втором месте после ACNielsen Corp. На месте Cognizant Corp. образовались два самостоятельных субъекта права — IMS Health, Inc. и Nielsen Media Research, которые до 1998 г. были составными частями Cognizant Corp.

В итоге слияний и поглощений состав десяти самых крупных компаний мира в области маркетинговых исследований в 1998 г. несколько изменился.

Данные свидетельствуют о том, что совокупная выручка десяти мировых лидеров в сфере маркетинговых исследований в 1998 г. составила 5186 млн. евро или 5855 млн. долл. Таким образом, вышеуказанные данные имеют под собой все основания заключить, что совокупная выручка десяти крупнейших компаний мира в течение 1998 г. увеличилась на 15,25%. При этом по-прежнему в десятке компаний представлены только компании США и Западной Европы. А именно, The Kantar Group Ltd., Taylor Nelson Sofres, Gfk Group A.G., IPSOS Group S.A. являются представителями европейских стран, а остальные шесть компаний (AC Nielsen Corp., IMS Health Inc., Information Resources Inc., NFO Worldwide Inc., Nielsen Media Research, Westat Inc.) зарегистрированы в США.

Следует отметить, что деятельность лидера исследовательского бизнеса, компании AC Nielsen Corp. началась еще в 1923 г. и к настоящему моменту распространяется на более чем 80 стран мира, в том числе и на Россию. При этом 72,6% ежегодной выручки поступает из заграничных филиалов компании. Несмотря на то, что AC Nielsen Corp. предоставляет полный комплекс услуг, у нее имеются четыре основных направления деятельности, а именно: 1. измерение розничной торговли, которое подразумевает под собой сканирование штрих-кодов осуществленных покупок и аудит розничной торговли; 2. анализ средств массовой информации в 16 странах с измерением их аудитории и указанием затрат на рекламу; 3. исследования, выполняемые по индивидуальным заказам клиентов; 4. анализ потребительской панели, которая включает в себя более 116000 домашних хозяйств в 15 странах и позволяет определить демографические особенности потребителей, количество товаров и услуг, которые были приобретены, частоту и места совершения покупок, а также средние затраты на конкретный вид товара.

При этом компания AC Nielsen Corp. получила в период с 1994 г. по 1997 г. следующие доходы от конкретных направлений своей деятельности (см. табл. 5).

Таблица 5

Основные типы услуг и получаемые от них доходы компании AC Nielsen Corp.

Типы услуг

млн. долл.

  1997 1996 1995 1994
Измерение розничной торговли
Анализ потребительской панели
Исследования, выполняемые
под индивидуальный заказ
Анализ СМИ
Всего
989
98

191
120
1392
974
83

188
144
1359
983
72

172
99
1281
912
55

58
67
1092

Источник: http://acnielsen.com/investor/biz/

Данные таблицы 5 позволяют заметить, что компании наибольшие доходы приносят измерение розничной торговли и исследования, выполняемые под индивидуальный заказ.

Сфера деятельности корпорации IMS Health Inc. распространяется на 74 страны. Основной упор в работе сделан на изучение фармацевтического рынка и рынка медицинского оборудования, а также средств гигиены. При этом около 62% всей корпоративной выручки поступает из зарубежных представительств корпорации9.

В группу компаний The Kantar Group Ltd. входит более десяти исследовательских компаний. Наиболее крупными из них являются такие компании, как Research International, Millward Brown International, MRB Group Ltd., Kantar Media Research, Goldfarb Consultants и другие. Поэтому The Kantar Group Ltd. имеет возможность анализировать практически все страны и сектора экономики10.

Taylor Nelson Sofres начала свою деятельность в 1965 г., и в качестве основных направлений исследований выступают потребители, средства массовой информации, сферы финансов и охраны здоровья. Филиалы данной компании расположены в 35 странах мира, где работает более 4500 человек. При этом 70,5% выручки головной компании поступает от ее заграничных филиалов11.

Information Resources Inc. образовалась в 1978 г. и в основном занимается изучение розничной торговли практически всех товарных групп в 17 странах12.

NFO Worldwide Inc. занимается маркетинговыми исследованиями с 1946 г. В настоящий момент имеет представительства в 32 странах и в основном проводит изучение товаров кратковременного пользования, сферы финансов, телекоммуникаций, туризма, фармацевтики, а также промышленности. При этом имеет одну из самых больших панелей в мире — более 550000 домохозяйств во всем мире13.

Nielsen Media Research Inc. действует с 1936 г. в двух странах — США и Канаде. Специализируется на изучении средств массовой информации и рекламы, а также аудитории сети Интернет14.

GfK Group A.G. осуществляет маркетинговые исследования с 1934 г. На настоящий момент имеет представительства в более чем 33 странах и занимается изучением всех отраслей экономики. Следует отметить, что 49,3% ежегодной выручки поступает от ее заграничных представительств15.

IPSOS Group S. A. начала свою деятельность с 1975 г. и имеет представительства в 20 странах мира. Общее число служащих составляет 1538 человек. Помимо маркетинговых исследований занимается и социологическими опросами населения16.

Westat Inc., будучи образованной в 1961 г., помимо маркетинговых исследований выполняет анализ различных федеральных социальных программ в США, сферы образования, окружающей среды, энергетического комплекса и других жизненно важных отраслей народного хозяйства. Отличительной особенностью Westat Inc. от других мировых лидеров в данной области является то обстоятельство, что данная корпорация работает только на территории США17.

Однако большие исследовательские компании не распространяют свою деятельность на все страны мира. Поэтому помимо использования крупных исследовательских компаний в области маркетинговых исследований руководители российских предприятий имеют возможность привлечь к этой работе более мелкие местные компании различных стран, действующие на региональном уровне. Наиболее полными базами данных по местным компаниям различных стран обладают региональные ассоциации маркетинговых исследований.

Руководители российских внешнеэкономических компаний, пользуясь вышеуказанными данными, смогут определить круг фирм, специализирующихся в проведении маркетинговых исследований и способных их осуществлять практически во всем мире с использованием наиболее прогрессивных методов сбора и анализа информации. В свою очередь грамотное применение на практике результатов маркетинговых исследований сможет обеспечить отечественным предприятиям прочные позиции на мировых рынках сбыта, и тем самым гарантировать устойчивое экономическое развитие России в будущем постиндустриальном обществе.

______________________

1 http://www.worldopinion.com/home

2 Douglas Foster and John Davis, Mastering Marketing (London: Macmillan Publishing), 1994, p. 86.

3 http://www.mrsa.com.au/market1.htm

4 http://www.esomar.nl/press/industry_study.html

5 http://www.worldopinion.com/talk?msg=635.

6 БИКИ №17 (7907), 13 февраля 1999, с. 5.

7 William R. Dillon, Thomas J. Madden, and Neil H. Firtle, Marketing Research in a Marketing Environment, 2nd ed. (Homewood, Ill.: Richard D. Irwin), 1990, p. 853.

8 Jack Honomichl, «International research companies consolidate revenues further in ’98", Marketing News, Vol. 33, No. 19, September 13, 1999, p. 7.

9 http://www.imshealth.com.

10 http://www.wpp.com.

11 http://www.tnagb.com.

12 http://www.infores.com.

13 http://www.nfor.com.

14 http://www.nielsenmedia.com.

15 http://www.gfk.com.

16 http://www.ipsos.com.

17 http://www.westat.com.

Также по этой теме: