Компьютерный рынок: настоящее и ближайшее будущее



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2001


специалист по маркетингу компании «Астерия групп», г. Екатеринбург
 
Тихонова Л.В.,
независимый консультант по маркетингу, г. Екатеринбург

Компьютерный бизнес — одна из самых динамично развивающихся сфер как российской, так и мировой экономики. Однако охвативший недавно США кризис в области информационных технологий, вызвавший существенное падение индекса Доу-Джонса, заставляет нас обратить внимание на положение компьютерного рынка в России и сверить наши ожидания здесь с ожиданиями наших иностранных коллег, буквально повернувшихся спиной к этому, казалось бы, многообещающему бизнесу.

Никто не будет отрицать, что компьютеры, компьютерные и информационные технологии являются мощным источником повышения эффективности труда практически в любой сфере деятельности человека. Интерес к компьютерному бизнесу как со стороны западных инвесторов, так и предприятий развитых стран позволял этой отрасли очень быстро развиваться все предшествующие годы. Однако уже в октябре 2000 г., по данным NPD Intelect, после одного из самых удачных по продажам персональных компьютеров (ПК) этого показателя месяцев 2000 г. произошло снижение в США на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ноябре, по данным PC Data, этот показатель демонстрировал снижение на 17,5% [1]. В итоге в конце декабря 2000 г. индекс Доу-Джонса упал на 2,51%, а главный индикатор состояния американских высокотехнологичных компаний опустился на 7,12%, достигнув самой низкой точки котировок за последние полтора года. Акции американских компаний, специализирующихся на высоких технологиях (Интернет, спутниковая связь, компьютерная техника и программное обеспечение), можно теперь приобрести за 50% от их прежней цены [2]. В ряду компаний, наиболее существенно ощутивших спад, можно назвать ведущие компьютерные компании AT&T, IBM, Hewlett Packard и Cisco. Американские аналитики объясняют эту неожиданную тенденцию насыщением местного рынка, где произошел фундаментальный сдвиг в структуре спроса на технологические продукты. Компьютеры перестали продаваться прежними темпами не потому, что цены на них недостаточно низки, а потому, что покупателям они просто не нужны. Страна с наибольшим количеством персональных компьютеров на душу населения в мире достигла наивысшей точки развития компьютерного рынка.

В странах Европы, Ближнего Востока и Африки, согласно прогнозам International Data Corporation (IDC), спад активности в области информационных технологий прогнозируется только в 2002 г. (см. рис. 1 "Рост затрат на информационные технологии в странах Европы, Ближнего Востока и Африки").

При этом наибольший спад ожидается в области продаж традиционных рабочих станций, наметившийся уже в 2000 году. Что касается персональных компьютеров, их продажи будут увеличиваться на протяжении всего предсказываемого периода на 7—10% в год1.

В России же компьютерный рынок (прежде всего рынок аппаратных средств) еще очень далек от насыщения, и сегодня можно оценить его потребности удовлетворенными на 10—20%. Динамика рынка персональных компьютеров в России показана в таблице 1.

Таблица 1

Динамика рынка персональных компьютеров в России смотреть таблицу >>

Кризис 1998 года сократил возможности российских предприятий и значительно снизил объемы закупок компьютеров, при том что потребности в технике продолжали возрастать. Действительно, оснащенность российских предприятий современной компьютерной техникой была низкой как в 1998 г., так и в 1999 г. При росте конкурентных требований к инвестициям в оснащение предприятий компьютерной техникой удовлетворенность этих требований остается и по сей день низкой, хотя закупки компьютерной техники возрастают. Благодаря такой ситуации России не грозит существенный спад в области закупок компьютеров при условии финансовой стабильности. Подтверждение этой тенденции демонстрирует статистика компании Dataquest. Согласно ей, по итогам 2000 г. рынок персональных компьютеров в России уже продемонстрировал самые быстрые темпы роста во всей Европе: в четвертом квартале объем продаж компьютерной техники в стране увеличился по сравнению с тем же периодом 1999 г., почти на 30%2.

С качественной точки зрения российский компьютерный рынок представлен как компьютерами известных международных марок, так и техникой отечественной сборки, успешно конкурирующей с так называемыми «брендами» по соотношению «цена—качество». Согласно опросу, проведенному на сайте www.asteria.ru, по Уральскому региону выяснилось, что основная масса покупателей предпочитает компьютеры российской сборки — 73,3%, «брендовые» компьютеры предпочитают 26,7% опрошенных. Лидером «брендовых» компьютеров, по результатам опроса, является IBM, за которой следует Compaq (рис. 2).

Рис. 2. Предпочтения международных марок персональных компьютеров в России

Рис. 2. Предпочтения международных марок персональных компьютеров в России

Источник: «Астерия груп», январь 2001 г.

В США, по данным компании Gartner Dataques, ведущими марками также являются Compaq, IBM и Dell: на Compaq приходится 27.3% продаж, на IBM — 16.4% и на Dell — 14.9%. Вместе они охватывают более 58% рынка1.

В странах Европы, Ближнего Востока и Африки пятерка ведущих марок включает Compaq, Fujitsu-Siemens, Dell, IBM и Hewlett-Packard (табл. 2).

Таблица 2

Лидеры компьютерного рынка Европы, Ближнего Востока и Африки смотреть таблицу >>

Источник: International Data Corporation (IDC), 1999 г.

Compaq является лидером продаж ноутбуков и серверов, занимает также прочные позиции в отношении настольных компьютеров. Hewlett-Packard уверенно чувствует себя на рынке настольных компьютеров и продолжает наращивать свое присутствие в секторе ноутбуков и на розничном рынке. IBM показала рост продаж в секторах ноутбуков и серверов. У Dell — очень существенный рост и намерение выиграть следующий раунд борьбы, который пройдет в Интернете. Неплохие результаты продемонстрировали и Apple, и такие игроки, как Tiny Computers, Medion и Cibox, — это еще одно свидетельство того, что рынок по-прежнему остается открытым.

В условиях такой высокой конкуренции среди ведущих фирм очень большую роль играет как реклама иностранных марок, так и продвижение со стороны российских производителей компьютерной техники. Наиболее распространенным средством рекламы компьютерной техники, по мнению посетителей сайта www.poll4all.ru — одного из крупнейших сайтов, специализирующихся на опросах общественного мнения, — является реклама в специализированных журналах — ее отметили 42,1% опрошенных, на втором месте находится реклама в Интернете — 38%, далее следует телевизионная реклама — 31%. Реклама на радио, рекламных щитах и прочие виды рекламы являются менее популярными.

При этом аудитория Интернета отмечает, что, несмотря на разнообразие представленных марок фирм—производителей компьютеров, они в большей степени склонны приобретать будущий настольный компьютер «по частям», полностью доверяя себе его сборку — 56,1% опрошенных. Доверили бы сборку специалистам 39,2% опрошенных, но лишь 29,8% согласились бы оплатить услуги сборщика.

Опрос на www.poll4all.ru относительно ноутбуков показал, что 12% Интернет-аудитории имеют собственный ноутбук, на котором постоянно работают. 65% опрошенных отметили, что хотели бы его иметь, но более половины из них не могут себе этого позволить ввиду высокой цены, а четверть — что собираются его приобрести в ближайшем будущем. 3,5% желающих иметь ноутбук не смогут себе позволить подобной траты ни сейчас, ни в будущем. 83% опрошенных отметили, что ноутбук более всего нужен тому, кто ездит в командировки1.

Несмотря на небольшую распространенность работы с ноутбуком, фактор мобильности для пользователя ПК приобретает все большую роль. По этому сейчас получает наибольшее развитие производство переносных и карманных компьютеров, постепенно превращаемых в универсальные переносные станции, подключенные к Интернету и способные работать в режиме он-лайн. В скором времени прогнозируется переход их из ранга малодоступной дорогостоящей продукции и переориентация на более массового покупателя.

Как при покупке ноутбука, так и, в большей степени, при приобретении настольного компьютера, по данным исследования, проведенного компанией «Астерия групп» (см. рис. 3 "Критерии при покупке компьютера частными лицами (5 — максимальная оценка, 1 — минимальная)"), основными критериями при выборе компьютера со стороны частных лиц являются конфигурация и цена. Высокое значение также имеют мультимедийные возможности компьютера и гарантия. Среднюю оценку значимости получили такие факторы, как дизайн, марка производителя и сроки поставки.

Источник: «Астерия групп», январь 2001 г

Это усредненная картина, которая претерпевает небольшие изменения в зависимости от сферы деятельности опрашиваемого. Так, марка компьютера, по результатам опроса, имеет большое значение для инженера/программиста, но не имеет значения для научного работника. Дизайн компьютера наиболее значим для студентов, но наименее значим для менеджеров по автоматизации. Цена очень важна для управляющих, наименее же чувствительны к ней служащие.

В отношении корпоративного рынка — рынка организаций, на котором в роли покупателя выступают всевозможные предприятия и учреждения, — критерии выбора партнера по поставке необходимой техники существенно отличаются. И причина такого расхождения в том, что в отличие от частных лиц, совершающих разовые покупки компьютерной техники для домашних нужд, корпоративные клиенты предпочитают долгосрочное сотрудничество, включающее не только поставку техники, но и обучение работе на ней, техническое обслуживание, консультации, проектные работы и прочие сервисные услуги. Поэтому большинство из них отдают предпочтение комплексному подходу и выбирают себе в партнеры системного интегратора. Подобные требования со стороны рынка корпоративных клиентов определяют еще одну тенденцию, которая будет активно проявляться в ближайшее время — слияние всех высоких технологий в один суперстандарт и повышение требований к сервисному сопровождению со стороны поставщиков.

Согласно исследованию, проведенному компанией «Астерия групп» в декабре 2000 г., ведущим критерием при выборе партнера по поставкам компьютерной техники является качество работы с клиентом — его отметили как важный фактор более 80% опрошенных. Следующим по важности фактором является цена, третий по важности фактор — профессионализм. Среднюю степень значимости имеют территориальная близость партнера и длительные партнерские отношения. Наличие скидок отметили как важный фактор около 30% опрошенных. Рекомендации имеют решающее значение лишь для 18% опрошенных.

Таким образом, для корпоративного клиента наиболее важны: хорошее гарантийное и послегарантийное обслуживание, умеренные цены, гибкая система скидок и существенные скидки при повторном приобретении.

Рис. 4. Критерии выбора партнера по поставкам

Источник: «Астерия групп», декабрь 2000 г.

Как показало проведенное исследование корпоративного рынка Урала, в большей степени организации в 2001 г. планируют модернизировать технику и расширять парк персональных компьютеров — признак того, что именно такие виды оборудования будут пользоваться наибольшим спросом в текущем году (рис. 5 "Мероприятия, планируемые на предприятии в 2001 г. для его развития").

Результаты, приведенные выше, позволяют сделать косвенную прогнозную оценку потенциального спроса на рынке в текущем году. Можно также отметить, что первоначальный спрос в высокотехнологичных компаниях со стороны корпоративных клиентов относится к приобретению компьютеров и комплектующих, затем — сетевых решений и поставки коробочного и специализированного программного обеспечения.

Источник: «Астерия групп», декабрь 2000 г

Таким образом, рынок компьютерной техники в России в дальнейшем будет развиваться по пути, проложенному западными странами, с той лишь разницей, что попроизводство в данной области будет осуществляться не российскими фирмами, а западными и восточными партнерами, имеющими высокотехнологичные линии производства микросхем и других науко-, капитало- и трудоемких элементов современных персональных средств обработки данных. Укрепление позиций российских компьютерных фирм возможно в отношении последующей сборки компьютеров, а также интеграции компьютерной техники в общую систему взаимосвязей на предприятии. Возможно также наращивание позиций российских производителей программного обеспечения, которые уже сейчас завоевали авторитет среди пользователей.

Литература

 

1. Производители ПК останутся без праздника // ZDNet UK — 22.12.00.

2. Гостева Е., Михайлов А. Хроника пикирующего рынка // Сегодня. — 22.12.2000. — № 285.

 

_______________________

1 IDC, 2000 — www.idc.com.

2 Россия лидирует по продажам продуктов Intel в регионе EMAR // CNews — 01.02.2001. — www.cnews.ru.

_______________________

1 http://www3.gartner.com.

_______________________

1 Опрос проведен с помощью анкетирования посетителей сайта www.poll4all.ru. Всего опрошено 149 человек. Структура опрошенных: 59% — специалисты, служащие, 12% — руководители предприятий, 25% — учащиеся, 2% — предприниматели, 1% — рабочие, 1% — неработающие/пенсионеры. Область работы/учебы опрошенных: 42% — информационные технологии, 31% — бизнес, управление, 17% — наука, образование, 6% — промышленность, 3% — СМИ, по 1% — искусство и медицина.

 

Также по этой теме: