Состояние рынка упаковочных материалов



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2003



аналитик компании «Abercade Consulting»

Человек быстро привыкает к хорошему. Буквально 10 лет назад для многих в России в диковинку были красочные удобные флаконы и коробочки. В отечественных магазинах заново открывали для себя удобства картонной тары, а деревянные ящики все реже появлялись на торговых складах. Мы быстро привыкли к ярким рядам на полках универмагов и научились уделять большое внимание внешним характеристикам продукта.

Спрос, как известно, рождает предложение. Отечественная индустрия упаковки растет темпами, которые вызывают зависть у большинства мировых производителей. Все усложняющаяся структура отрасли и повышающаяся конкурентность предъявляют новые требования к профессионализму и информационной обеспеченности участников рынка.

Специалисты компании Abercade Consulting более трех лет занимаются исследованиями на рынке упаковочной продукции. Жестяная упаковка, картонная тара, оберточная бумага и этикеточные клеи — вот только неполный перечень объектов исследований компании за последний год.

В большинстве сегментов индустрии упаковки непрекращающийся рост ведет как к расширению и модернизации производителями существующих мощностей, так и к увеличению инвестиций в новое строительство.

Получив положительные финансовые результаты в 1998 году, многие производители картона стали постепенно увеличивать вложения в техническое перевооружение производства. Только в 1999 году общий размер инвестиций в основной капитал предприятий отрасли увеличился более, чем в 3,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Часть инвестиций была направлена и в гофрокартонное производство1.

В июне в городе Сергиев Посад Московской области состоялся запуск нового производства гофротары и гофрокартона. Инициатором проекта явилась компания ООО ТПГ «Артемакс». Проектная мощность нового производства составила 46 млн. кв. метров гофрокартона в год. В настоящее время фабрика осуществляет выпуск гофротары из закупаемого гофрокартона (кройка коробок, нанесение высечек и т.д.). Продукция находит широкое применение у производителей молочных продуктов.

Теперь предполагается самим производить трехслойный гофрокартон и различные изделия из него (гофроящики различных размеров с возможностью нанесения 3-х цветной печати).

Продукция завода будет поставляться предприятиям пищевой, легкой, ликероводочной и строительной промышленности. Область применения гофрокартона и гофротары очень широка. В отличие от других видов упаковки (стеклянной, пластиковой, деревянной и т.д.), картонно-бумажную тару используют предприятия, производящие практически все товарные группы.

В настоящее время основной спрос (65%) на гофротару формирует пищевая промышленность. На втором месте по уровню потребления находятся предприятия, производящие товары бытовой химии и фармацевтику — около 10%.

Около 5% спроса (в основном на качественную пятислойную гофротару) формируют производители бытовой техники. Значительные объемы гофротары традиционно потребляют табачная, парфюмерно-косметическая и стекольная промышленность.

После кризисных времен начала 1990-х рынок производства гофропродукции неуклонно растет. А с 1998 г. среднегодовые темпы прироста производства составляют 12%.

По данным маркетингового исследования2 потребность в гофротаре (гофроящики, лотки, листы и т.д.) у крупных предприятий, расположенных в городе Сергиев-Посад и его окрестностях, составляет 1620 тыс. м2 ежемесячно (19440 тыс. м2 — ежегодно)3.

Общий объем производства картона всех видов в России составил в 2002 году 2396,7 тыс.т, что почти на 10% больше прошлогодних показателей4.

В последние годы постепенно менялась структура картонного производства — доля тарного картона увеличивалась (рис.). Если в 1985 году на долю тарного картона приходилось всего 47,2% от всего выпускаемого картона, то, начиная с 1997 года, доля тарного картона в общем объеме производства составляла ежегодно около 70%. Роль картонной тары существенно выросла из-за изменения структуры спроса на разные виды картона (в частности, сократился спрос на полиграфический картон и вырос на упаковочный картон) и за счет вытеснения с рынка других видов тары (прежде всего, деревянной).

Структура картонного производства

Рис. Структура картонного производства

Все российские компании, участвующие в той или иной степени в производстве гофропродукции, можно разделить на следующие группы:

I группа

  • компании, производящие только сырье (или комплектующие) для гофрокартонного производства, — картон для плоских слоев, гофрированную бумагу (Котласский ЦБК, Братский КЦК, Сыктывкарский ЛПК, Марийский ЦБК, Сокольский ЦБК, ОАО «Караваево», Неманский ЦБЗ, «Светогорск», Алатырская БФ и др.);

II группа

  • компании, имеющие полный цикл гофрокартонного производства — от сырья для производства гофрокартона до готового гофрокартона и тары из него (Архангельский ЦБК, Селенгинский ЦКК, КБК г. Набережные Челны, Пермский ЦБК, Брянская бумажная фабрика и др.);

III группа

  • компании, производящие гофрокартон и гофротару из частично закупаемого сырья (Каменская БКФ, «Картонтара» г. Майкоп) или полностью закупаемого сырья («Stora Enso Packaging», «AssiDoman Packaging St.Petersburg», компании SCA, «Гофрон», «Союз», «ГОТЭК», «Алтайкровля» и др.);

IV группа

  • компании, выпускающие тару из привозного гофрокартона (крой-коробок, нанесение высечек, нанесение печати). При этом набор имеющегося у них оборудования ограничен, не отличается разнообразием — резательные и просекательно-рилевочные станки, станки для изготовления картонной тары сложной конфигурации, наборы самодельных приспособлений и, как исключение, печатная флексографическая машина.

В составе всех групп есть предприятия, для которых гофрокартон и тара из него не являются основными видами производимой продукции (Архангельский ЦБК, Рязанский КРЗ, Московский картонажно-полиграфический комбинат и др.).

Непосредственными участниками производства гофропродукции, являющейся предметом настоящего исследования, являются компании II, III и IV-й групп.

Доля продукции II группы на рынке гофропродукции оценочно составляет более 35%; доля III группы — более 50%, доля IV группы — около 15%.

Наиболее распространенной является практика совмещения производства гофрокартона и упаковки из него. Иначе у предприятия по производству тары должен быть постоянный основной поставщик, который гарантирует непрерывность процесса создания упаковочной продукции.

Деление на группы носит довольно условный характер, так как рынок постоянно претерпевает изменения, в результате чего часть компаний из числа производителей гофрокартона, вчера не имевших оборудования для производства картона для плоских слоев гофрокартона или бумаги для гофрирования, сегодня начинают производство опытных партий того или иного вида сырья для производства гофрокартона, либо, будучи производителями только сырья или только гофротары, становятся производителями гофрокартона.

Несмотря на возрастающую активность на российском рынке гофропродукции иностранных производителей, главными поставщиками гофрокартона и гофротары являются отечественные предприятия.

Доля семи крупнейших российских предприятий в суммарном производстве гофропродукции составляет более 50%, доля компаний со 100% иностранным капиталом — около 15%. По гофротаре соотношение следующее — 49,2% и 18%5.

По регионам России производство гофрокартона и тары распределено очень неравномерно. Более 60% производства сконцентрировано в четырех экономических районах: Центральном — 24,6%, Северо-Кавказском — 13,9%, Поволжском — 12,7% и Северном — 11,4%. Развито гофрокартонное производство в Западно-Сибирском, Дальневосточном, Волго-Вятском экономических районах и Калининградской области. Обусловлено такое распределение несколькими факторами. В частности, основные потребители продукции отрасли, предприятия пищевой и парфюмерно-косметической отрасли, сосредоточены именно в этих районах. Немаловажным фактором для иностранных компаний при размещении производств является также доступ к большим объемам макулатуры в представленных регионах.

Гофрокартонная тара, производимая российскими компаниями, по ряду параметров до сих пор уступает западным образцам. Стабильность сразу всех параметров качества выпускаемого гофрокартона на сегодняшний день могут обеспечить далеко не все предприятия. Основные претензии потребителей направлены на недостаточную прочность российского гофрокартона и гофротары и на ограниченные возможности по нанесению на гофрокартон многоцветной печати.

На сегодняшний день современным оборудованием располагают только некоторые крупные производители гофрокартона и гофротары и предприятия, построенные или приобретенные в собственность иностранными компаниями.

Лидерами в производстве высококачественного беленого гофрокартона и гофротары с многоцветной печатью остаются пока иностранные компании и их российские филиалы, работающие полностью на импортном оборудовании. Отечественные преприятия производят в основном бурый гофрокартон без дополнительной обработки поверхности, который не пригоден для нанесения печати. На гофрокартон с белым и облачным покровным слоем возможно нанесение печати до 4-х цветов (иногда до шести).

При этом российские ведущие предприятия имеют одно важное преимущество — они, в основном, производят чистый целлюлозный картон (например, качество картона с маркой «АЦБК» отмечено рядом международных престижных призов). Иностранные производители гораздо активнее применяют макулатурные включения.

Отрицательным моментом на российском рынке упаковки (как, впрочем, и на других рынках), особенно ярко проявившимся в последнее время, являются так называемые «ценовые войны»: периодически некоторые предприятия (либо только начинающие свое производство, либо предлагающие потребителю новую группу товаров или новую программу) вдруг выбрасывают на рынок свой товар (упаковку) по ненормально низким демпинговым ценам. Но зачастую, объявляя эти цены, они не могут насытить рынок.

Другой аналогичной моделью завоевания рынка является предоставление товарных кредитов с очень большими отсрочками по платежам (на несколько месяцев). Потом кредитор сам не выдерживает им же заданную нагрузку — и все возвращаются к нормальной работе, с потерями (и времени, и денег), обусловленными неразумными амбициями.

Рублевая выручка от продаж практически всех российских производителей еще в 1998 году выросла на 15%—25% по сравнению с 1997 годом (табл.1). Однако девальвация рубля привела к падению выручки в долларовом исчислении. В 1999 году ситуация на некоторых предприятиях начала улучшаться — наметился рост выручки от реализации в долларовом исчислении, у 6 производителей гофропродукции выручка превысила 25 млн. долл. США. При этом необходимо учесть, что ряд предприятий с такой выручкой являются многопрофильными: Архангельский ЦБК и Селенгинский ЦКК (выпуск целлюлозы, бумаги, упаковочного картона и др.), ОАО «Лисма» (выпуск электротехнической продукции), ЗАО «Рязанский картонно-рубероидный завод» (производство стройматериалов).

На большинстве крупных предприятий в 1999 году выросла рентабельность продаж. Самого высокого уровня рентабельности продаж достигли Картонно-бумажный комбинат (г. Набережные Челны) — 40,3% и ЗАО «Картонтара» (г. Майкоп) — 34,3%. На 9 предприятиях (помимо указанных) рентабельность продаж составила выше 20%.

Таблица 1

Выручка от реализации и рентабельность продаж
некоторых производителей гофропродукции в 1997-1999 гг.6

Название предприятия Выручка от реализации продукции, тыс. долл. США Рентабельность продаж, %
1997 1998 1999 1997 1998 1999
ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», г. Новодвинск, Архангельская обл. 334 814,6 203 079,3 138 882,8 1,5 5 17
Картонно-бумажный комбинат», г. Набережные Челны, Татарстан 62 771,1 42 670,5 39 756,6 16,5 24,1 40,3
ЗАО «Готэк», г. Железногорск, Курская обл. 45 818,9 26 591,2 30 844,7 5,5 8,3 20
ОАО «Селенгинский ЦКК», пос. Селенгинск, Бурятия 45 170,5 32 125,1 28 034,6 3,2 10,9 28,6
ЗАО «Рязанский картонно-рубероидный завод», г. Рязань 55 220,7 46 049,2 25 350,3 16,8 15,1 20,2
ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат», г. Москва 13 560,0 11 868,0 16 552,8 15,6 8,8 20
ЗАО «Гофрон», г. Кашира, Московская обл. 20 291,8 12 070,8 14 653,3 11,6 15,5 20,2
ЗАО «Неопак-Кубань», г. Тимашевск, Краснодарский край 12 464,9 9165,7 13 066,0 6,8 убыток 15,5
ЗАО «Картонтара», г. Майкоп 19 468,2 11 084,7 13 009,0 11,9 12,6 34,3
ОАО «Комсомолец», г. Коммунар, Ленинградская обл. 16 241,6 11 642,7 12 916,9 11,5 18,9 27,5
ЗАО «AssiDoman Packaging St.Petersburg» х 4994,2 11 804,1 х 30,3 26,3
ОАО «Производственно-экспериментальная фабрика «Союз», г. Москва н/д 9988,9 11 275,1 н/д 4,2 17
ОАО «Каменская бумажно-картонная фабрика», г. Кувшиново, Тверская обл. 17 600,9 11 923,4 10 858,6 1,2 4,9 13,3
ОАО «Кондровская бумажная компания», г. Кондрово, Калужская обл. 25 235,4 14 567,7 10 275,6 12,7 6,9 0,5
ЗАО «Stora Enso Packaging» х 480,7 9671,9 х 9,1 2,8
ОАО «Уралбумага» (Пермский целлюлозно-бумажный комбинат»), г. Пермь 14 020,0 6084,3 9256,3 убыток убыток 9,5
ОАО «Алтайкровля», г. Новоалтайск, Алтайский край 16 729,7 11 143,3 9150,4 6,3 5,4 6,8
ОАО Уссурийский картонный комбинат «Примснабконтракт», г. Уссурийск, Приморский край 31 157,8 15 852,7 9127,6 10,3 9,4 14,8
ОАО «Азовтара», г. Приморко-Ахтарск, Краснодарский край 7101,8 3505,4 3196,3 3,6 7,7 10,7
Брянская бумажная фабрика, г. Брянск 1067,9 623,8 1449,4 1,9 11,9 26,9
ОАО «Юго-Восточная промышленная компания «Картонтара», г. Москва 9675,8 3329,7 1413,3 3,0 убыток убыток

Лучше всего о перспективах рынка в ближайшие годы свидетельствуют планы развития основных производителей тарного картона на 2003-2005гг. Большинство из них декларируют на этот период планы по поддержке объемов роста производства в среднем на 10-15% ежегодно. Инвестиционные программы предприятий свидетельствуют об уверенности управленцев отрасли в достижении подобных результатов.

В 2003 году Архангельский ЦБК планирует довести объем реализации продукции до 271 млн. долларов, что на 12,5% больше финансового результата 2002 года.

Архангельский ЦБК — общепризнанный лидер по выпуску целлюлозы, бумаги и упаковочного картона. АЦБК на сегодняшний день располагает самым современным оборудованием среди российских предприятий.

Производство крафт-лайнера из сульфатной небеленой целлюлозы и нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы осуществляется на КДМ-1 фирмы «Valmet» (Финляндия), флютинга — на КДМ-2 Ижевского завода тяжелого бумагоделательного оборудования.

Проведенные в последние годы реконструкция и модернизация картоноделательных машин позволили повысить не только качество, но и экологическую безопасность как самой продукции, так и, собственно, производства. Работа в этом направлении продолжается, и в ближайших планах АЦБК — реконструкция КДМ-1.

Выпуск гофрокартона осуществляется на гофроделательном агрегате немецкой фирмы BHS. Проектная мощность агрегата составляет 100 млн. кв. метров в год.

Тара из гофрокартона производится на оборудовании французской фирмы «Martin» — автоматической линии и слоттерах. Мощность оборудования по производству гофротары составляет 60 млн. кв. метров в год.

Постоянно обновляются и модернизируются и другие виды оборудования, что способствует росту производства и повышению качества целлюлозы, идущей на изготовление картона на КДМ-1 (речь идет о приобретении оборудования австрийской фирмы «Ленцинг Техник» для промывки и сортирования массы для производства картона).

ЗАО «Stora Enso Packaging» до конца 2003 года планирует завершить строительство картонажного завода в Арзамасском районе Нижегородской области, с учетом второй очереди сумма инвестиций по проекту составит 40 млн. евро. Проектная мощность завода составит 120 млн. куб. м в год, на которую завод выйдет за период в 4,5 года. Инвестиционное соглашение между компанией и Правительством Нижегородской области предполагает освобождение от части налогов на имущество, землю и прибыль в течение 5 лет. В этом случае окупаемость проекта составит 9 лет.

Динамика показателей рынка тарного картона отражает общие тенденции, характерные для отечественной индустрии упаковки. Рост спроса на качественную упаковку в пищевой, парфюмерно-косметической, фармацевтической и других отраслях обеспечивает благоприятный климат для развития производства и дистрибуции упаковочной продукции. В свою очередь повышение требований потребителей конечной продукции толкает производителей на поиски новых решений в области упаковки и предоставляет прекрасные возможности для выпуска высококачественных и высокорентабельных изделий.

В 2003 году темпы роста российского рынка гофропродукции составят оценочно 104—106% к уровню 2002 года, а его объем — соответственно 1720—1750 млн. м2.

При расчете были учтены следующие факторы:

  • По группе 26-ти крупнейших компаний, формировавших в 2002 году около 84% российского рынка гофропродукции, совокупные темпы роста производства в 2003 г. составят 106,3%, суммарный объем производства составит около 1482 млн. м2 (показатели рассчитаны на основании средневзвешенной оценки менеджеров предприятий динамики спроса на 2003 год и оценки объемов производства на собственном предприятии в 2002 году). При этом динамика темпов роста производства в разных сегментах рынка будет существенно различаться. Темпы роста в сегменте гофротары сложной высечки, изготавливаемой по размерам заказчика, будут превышать данный показатель, в то время как темпы роста в сегменте стандартной тары могут оказаться существенно ниже среднего показателя. Наиболее низкие темпы роста производства ожидаются в сегменте рынка товарного гофрокартона. Это прежде всего обусловлено тем, что в 2002 году многие компании, изготавливающие тару из закупаемого гофрокартона, установили оборудование по его производству.
  • При сохранении тенденций 2002 года группой прочих компаний будет произведено не более 190 млн. м2 гофропродукции.
  • Можно также ожидать сохранения на прежнем уровне или дальнейшего снижения импортных поставок на российский рынок гофропродукции, прежде всего за счет поставок из Белоруссии, в которых достаточно велика доля товарного гофрокартона. Расчетный объем импортных поставок из этих соображений не превысит 100 млн. м2.
  • Динамика экспортных поставок будет напрямую зависеть от полученных квот на отлов рыбы. За основу можно взять средний показатель за 2001-2002 гг. — около 50 млн. м2.

По приведенным данным расчетный объем рынка гофропродукции в 2003 году составит 1720 млн. м2, или 104% от уровня объема рынка 2002 года. Однако если предположить, что темпы роста отраслей, формирующих спрос на гофропродукцию в 2003 году вырастут, то объем рынка гофропродукции будет иметь более высокий показатель: оценочно — 1750 млн. м2.

По мнению многих участников рынка на рынке гофрокартона в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение спроса на гофропродукцию, в частности, на транспортную тару сложной высечки.

Прогнозируемые на ближайшие 2-3 года перспективы развития российской промышленности достаточно благоприятны (при стабильно высоких мировых ценах на нефть). Минэкономики прогнозирует рост рынка к 2005 г до 3000 млн. м2. Однако делается существенная оговорка, что данный прогноз ориентируется на «соответствующий подъем экономики».

О перспективности рынка свидетельствуют:

  • наличие значительной сырьевой базы для развития гофрокартонного производства;
  • внедрение прогрессивных технологий на ряде крупных предприятий-производителей гофропродукции;
  • рост спроса на гофропродукцию со стороны компаний-потребителей как за счет роста их собственного производства, так и за счет более активного использования тары и упаковки из гофрокартона.

Благоприятные перспективы отрасли связаны также с тем, что уже сегодня, по мнению большинства производителей гофрокартонной тары, рынок стал более предсказуемым, а компании, входящие в группу лидеров, усилили свои позиции и добились существенного роста продаж.

Гофрокартон занял место в товарной группе, пользующейся наиболее устойчивым спросом.

Более подробный анализ рынков пищевой упаковки будет представлен компанией «Abercade Consulting» в серии отчетов «Индустрия упаковки 2003», посвященных исследованию рынков всех типов пищевой упаковки Российской Федерации. Трехлетний опыт исследований данного рынка позволил специалистам компании наиболее развернуто представить большинство предприятий производителей различных типов упаковки, этикеток, рынок полиграфических услуг в РФ, а также уникальные данные по рынку мешочной бумаги и рынку клея.

По всем исследуемым компаниям дается полная информация: контактные данные, ассортимент и объем выпускаемой продукции, применяемое оборудование и производственные связи.

По каждому типу упаковочных материалов дано структурированное описание соответствующего рынка, включая емкость, потенциал развития, его конъюнктуру и данные импорта/экспорта.

Наряду с мониторингами потребления упаковочной продукции, полиграфии и клеев, анализом динамики развития и конъюнктуры рынков оберточной бумаги и одноразовой посуды специалисты компании «Abercade Consulting» предлагают заинтересованным лицам включение в общие отчеты детально раскрытых и проанализированных дополнительных вопросов по тематике исследований.

Компания «Abercade Consulting» открыта для сотрудничества со всеми участниками и потенциальными игроками на рынке упаковочной продукции. Одной из целей нашей компании является дальнейшее развитие инфраструктуры рынка упаковки. Мы считаем, что профессиональное информационное обеспечение принятия решений на высоко конкурентном рынке – необходимый залог успеха предприятия.

1 По данным государственного комитета по статистике РФ.

2 По результатам исследовательского проекта компании Abercade Consulting под названием «Индустрия упаковки—2003», в рамках которого проведен подробный анализ российского рынка упаковки. В серии исследований представлены данные о большинстве предприятий-производителей различных типов упаковки и этикетки, потреблении расходных материалов в полиграфической отрасли РФ. Также представлены уникальные исследования рынка мешочной бумаги и клея. О компаниях дается полная информация, а по каждому типу упаковочных материалов — структурированное описание соответствующего рынка, включая емкость, потенциал развития, его конъюктуру и данные импорта/экспорта. Кроме того, по специальному заказу в общие отчеты включен анализ дополнительных вопросов по тематике исследований.

3 Данные из отчетов по проведенному исследованию (см. выше).

4 По данным государственного комитета по статистике РФ.

5 По данным издательства ЦКБ-Пресс.

6 По данным, собранным из источников Государственного комитета по статистике РФ и Государственного таможенного комитета РФ.

 

 

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста