Теоретические основы управления инновационной деятельностью вуза: понятие и виды инноваций и инновационной деятельности ВУЗаа



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2012


Романова И.М.,
д. э. н., профессор кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток


Ефремова П.В.,
аспирант кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток


В статье рассмотрены подходы к определению понятий «инновация» и «инновационная деятельность», выявлены основные недостатки существующих определений.


Выделены основные черты понятий «инновация» и «инновационная деятельность».


Сформулированы авторские определения терминов «инновация» и «инновационная деятельность». Раскрыта структура и дана характеристика инновационной деятельности вуза.

Определение базовых терминов, характеризующих сущность любого понятия, является исходной точкой для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому мы считаем необходимым разобраться в основном понятийном аппарате и уделяем особое внимание исследованию сущности базовых понятий «инновация» и «инновационная деятельность».


В экономической литературе существуют определенные различия в подходах к определению сущности инноваций. Многие авторы отмечают большое социально-экономическое значение термина «инновация» и подчеркивают необходимость выработки единого толкования термина, отмечая, что в противном случае его применение на практике будет не только не полезным, но, более того, и вредным.


Терминологические неточности порождают сложности в обсуждении проблем инновационной деятельности, в разработке направлений инновационного развития в конкретных учреждениях и в значительной степени затрудняют возможности оценки инновационной деятельности на всех уровнях [10].


Термин «инновация» происходит от латинского novatio, что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки in, которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно innovatio – «в направлении изменений» [10]. Буквальный же перевод английского слова innovation представляется как «введение инноваций», хотя большинство отечественных исследователей инновационных процессов сходятся во мнении, что наиболее удачный синоним для английского слова innovation в русском языке – это «нововведение» [1; 8; 19].


Существуют различные точки зрения относительно периода возникновения термина «инновация» в значении «нововведение»; кроме того, появление данного термина связывают с разными сферами деятельности. По мнению А.В. Непомнящего и В.И. Писаренко, термин появился к концу XIII в. во французском языке и к середине XVI в. – в английском для обозначения нового в лингвистике и правоведении [11]. Но все же большинство исследователей этой проблемы гораздо чаще относят понятие «инновация» к экономической теории и датируют его применение в этой области с начала XX столетия.


Первым экономистом, предложившим дополнить статическую теорию общего равновесия  анализом динамических процессов: описать причины и содержание движения экономики между равновесными состояниями, был Й. Шумпетер.


Автор был глубоко убежден в особом характере воздействия технического прогресса на экономический рост. Главная внутренняя причина экономического развития, по мнению автора, связана с творчеством человека, а новаторы-предприниматели – это те, кто способен реализовать новые идеи в эффективные экономические решения. Будучи знакомым с работами российского ученого Н. Кондратьева и в целом принимая предложение об исторической периодизации экономической жизни по длинным волнам, Шумпетер настаивал на инновационной природе длинных волн. Он развил данную гипотезу, представив экономическое развитие как последовательность восходящих пульсаций, обусловленных распространением соответствующих кластеров взаимосвязанных изобретений.


Итак, инновация, по Шумпетеру, это изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности [20].


Со времен Й. Шумпетера многие исследователи инноваций и инновационной деятельности давали свои, авторские, определения экономической категории «инновация», наиболее полно отражающие широкий круг явлений, скрывающихся за данным термином, что объясняет все дискуссии и несогласия, возникавшие и продолжающие возникать на этой почве. Некоторые авторы связывают сложность определения термина «инновация» прежде всего с тем, что это слово само по себе имеет в русском языке два значения: это может быть и процесс, и результат процесса. Подобные противоречия есть в любом языке, при этом известен и способ их преодоления: путем издания стандарта, в котором термин определяется, и впоследствии специалисты соблюдают данный стандарт. Однако в нашей стране соответствующий нормативный акт пока не был принят.


Проанализировав отечественную и зарубежную экономическую литературу по проблеме исследования, можно отметить, что существует три подхода к толкованию термина «инновация»:
– отождествление инновации с процессом (действием, совокупностью мероприятий, деятельностью, вложением средств); – определение инновации как конечного результата процесса;
– рассмотрение инновации одновременно и в качестве процесса, и в качестве конечного результата.


По той причине, что количество подходов к определению термина «инновация» достаточно велико, ниже будут приведены лишь некоторые из множества определений, проанализированных авторами данной статьи (табл. 1).



Одни из представленных выше определений более полные, другие же слишком узкие. Однако большинство авторов, отождествляющих инновацию с процессом, сводят сущность термина «инновация» к перечислению стадий инновационного процесса (создание, освоение и распространение инноваций) или к видам инноваций (продукт, услуга, технология и др.).


Рассмотрим ниже иной подход в определении термина «инновация» (табл. 2).




Некоторые авторы отождествляют понятия «результат интеллектуальной деятельности» и «результат инновационной деятельности», а также сводят сущность инноваций к видам инноваций (продукт, услуга, технология, др.). Ряд авторов в качестве синонимов термина «инновация» используют понятия «нововведение» и «новшество», которые, на наш взгляд, не являются тождественными друг другу.


Отношение исследователей к содержанию термина «инновация» прошло более чем столетнюю эволюцию. В процессе развития инновационной теории значение термина «инновация»   становилось все более полным, каждый ученыйисследователь старался ухватить саму суть,  сделать определение развернутым и емким. На сегодняшний день существуют работы авторов, предлагающих третий подход в понимании термина «инновация». Г.Г. Азгальдов и А.В. Костин предлагают под инновациями понимать нововведения в любой сфере человеческой деятельности, представляющие собой процесс (или результат процесса), направленные на необходимое и достаточное выполнение некоторых определенных условий, среди которых авторы называют: охраноспособность; соизмеримость произведенных инновационных продуктов по своим качествам и свойствам с мировым уровнем; способность инновационного продукта к обеспечению в потреблении эффекта не меньшего, чем заранее установленная нормативная величина, и др. Авторы называют данное определение наиболее успешным, так как оно, по их мнению,  подходит для всех, даже частных, случаев инноваций [1].


Итак, прежде чем давать свое определение термину «инновация», отметим, в чем, по нашему мнению, недостатки вышеприведенных определений:
– отождествление инновации с процессом, действием, совокупностью мероприятий,  деятельностью, вложением средств;
– сведение определения сущности инновации к видам инноваций (продукт, услуга, технология и др.);
– отождествление понятий «инновация», «новшество», «нововведение», «новые мысли», «новые подходы»;
– отождествление понятий «результат интеллектуальной деятельности» и «результат инновационной деятельности».


Основываясь на представленных выше подходах и определениях термина «инновация», выделим его основные черты:
– инновация является конечным результатом инновационной деятельности;
– инновация приносит ряд эффектов (экономический, социальный, научно-технический, экологический) субъектам инновационной деятельности и обществу в целом;
– инновация удовлетворяет конкретные общественные потребности;
– инновация характеризуется практической воплощенностью;
– характерной особенностью инноваций является связь с новизной, заменой или изменением.


Таким образом, инновация – это конечный результат инновационной деятельности, направленный на удовлетворение конкретных общественных потребностей и приносящий ряд эффектов (экономический, социальный, научно-технический, экологический) субъектам инновационной деятельности и обществу в целом.


Как уже отмечалось выше, инновация является ключевой категорией инновационной теории, с помощью которой исследователь может определить суть и специфику инновационных процессов и, соответственно, особенности управления ими.


Поэтому мы в нашем исследовании остановимся на рассмотрении вопросов типологии и систематизации инноваций. В зарубежной и отечественной экономической литературе существует широкий спектр мнений по структуре совокупности инноваций, составу и характеристике их классификационных признаков.


Большинство известных классификаций базируется на научном методе, в основе которого – расчленение системы объектов и их дальнейшая группировка с помощью обобщенной модели. Существует огромное многообразие классификационных оснований, но для разработки всех них исходным пунктом служит классификация, предложенная Й. Шумпетером, который выделял базисные и вторичные нововведения [20].


По той причине, что отдельные типы инноваций, выделенные по тем или иным признакам, могут дублировать друг друга, мы постарались выделить и представить наиболее значимые классификационные признаки (табл. 3).




Выделенные признаки позволяют систематизировать совокупность инноваций.


Классификация инноваций дает возможность определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью.


Инновационный процесс может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу. Инновационный цикл предполагает наличие обратной связи между потребителем инновации и научной сферой. Деятельность по организации и  осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и научных  исследований, опытно-конструкторских разработок и решений для создания или  усовершенствования продукта (технологии, процесса).


Различные авторы дают следующие определения инновационной деятельности (табл. 4).


На основе приведенных определений выделим основные черты инновационной деятельности:
– инновационная деятельность – это процесс;
– инновационная деятельность включает научные, технологические, организационные,  финансовые и коммерческие преобразования;
– инновационная деятельность направлена на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений.


Отсюда инновационная деятельность – это процесс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих преобразований, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений.


В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей – реализацию инноваций.


Выделяют следующие виды инновационной деятельности:
– научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
– проведение испытаний, технологические работы, подготовка производства;
– приобретение (продажа) лицензий (ноу-хау, патентов);
– инвестиционная деятельность, необходимая для осуществления инновационной деятельности;
– сертификация, стандартизация инновационных продуктов;
– маркетинговые решения осуществления инновационной деятельности;
– выбор, организация рынков сбыта инновационного продукта;
– подготовка кадров для инновационной деятельности и т. д. [8].


Объектами инновационной деятельности являются:
1) инновационные проекты и программы;
2) результаты интеллектуальной творческой деятельности;
3) технологии, оборудование и процессы;
4) инфраструктура производства и предпринимательства;
5) иные новые организационно-технические, финансово-экономические решения, существенно улучшающие качество и эффективность производственного, управленческого, коммерческого или иного процесса.


Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности. К таким организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, как российского, так и иностранного происхождения. К физическим лицам относятся граждане РФ и иностранные граждане. К субъектам инновационной деятельности относятся также органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления [8].


Инновационная деятельность лежит в основе научно-технического и социального прогресса любого общества. Для повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо ускорение процессов интеграции науки, образования и производства, вовлечение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. На сегодняшний день высшее учебное заведение рассматривается как центр системной интеграции инновационной активности страны.


Инновационный потенциал вузов является основой продуктивного сотрудничества с предприятиями реального и финансовых секторов экономики. Под влиянием динамично развивающейся внешней среды, возведения знаний и информации в разряд категорий современного общества и основных факторов роста эффективности общественного производства вузы вынуждены расширить свои базовые функции, к которым относят: производство, накопление, хранение, передачу и распространение знаний.


Итак, выделяют три базовых вида деятельности, осуществляемой вузом: образовательную (образовательные программы, учебно-методический комплекс и т. д.), научную (технико-технологические решения, научно-методические разработки и т. д.), социально-культурную (студенческие концерты, спортивные мероприятия и т. д.). Указанные в качестве примеров базовые продукты, так же как и базовые виды деятельности классического вуза, трансформируются путем внедрения инноваций в образовательный, научный и социально-культурный процессы. Это обусловлено изменением роли вуза в современном обществе, ориентацией на быстрый практический результат [13].


Вузы вступают в непрерывный процесс взаимодействия с различными сферами современного общества. Вузам, как открытым образовательным системам, свойственны не только процессы равновесного обмена со средой, но и процессы развития, которые организуют и упорядочивают среду инноватики, тем самым вовлекая ее в процессы изменения образовательной деятельности. Расширяется сфера взаимодействия вузов: с бизнесом, государственными структурами, академией наук, усиливается их социально-культурная роль. Результатом такого непрерывного саморазвития является изменение не только состояния и структуры вузаинноватора, но и инновационной среды его деятельности.


Поэтому вузы, выбравшие путь внедрения инноваций, осознают необходимость непрерывного взаимодействия с образовательной, научной, государственной, профессиональной сферами и обществом в целом. Кроме того, интеграция вузов с перечисленными сферами современного общества усиливает мотивы активизации инновационной деятельности вузов (будь то стремление к росту и лидерству или же реакция на давление со стороны конкурирующих университетов) [13].


Для того чтобы произвести и коммерциализировать инновационные продукты, вузу необходимы инновационные инструменты управления. Инновационные продукты вуза условно можно разделить на внутренние и внешние, причем внутренние продукты являются источниками и инструментами для создания внешних.


Отсюда следует, что эффективность деятельности вуза, его конкурентоспособность напрямую зависят от того, насколько эффективно в нем используются современные методы анализа и управления, в том числе и инновационные.


Причем университеты с инновационным подходом к управлению должны решить самостоятельно, какие инновационные инструменты им необходимы для эффективного управления и в какой наиболее оптимальной для университета форме они должны существовать.


Российские университеты вовлечены в глобальный процесс преобразования системы высшего образования, в котором вуз, являясь открытой системой, под влиянием внешней среды вынужден расширить свои базовые функции и выбрать инновационный путь развития. Инновационная деятельность встала в перечень основных для современных вузов и явилась неотъемлемым условием соответствия университетов мировым образовательным стандартам, а также возможностью оставаться основой динамичного и эффективного развития национальной экономики. Управление любой деятельностью, в том числе и инновационной, требует четкой формулировки предмета, целей и конкретных управленческих задач, что невозможно без четкого понимания базовых понятий и категорий.


Для того чтобы лучше понять причину и сущность данных преобразований, в целях настоящего и дальнейших исследований данной проблематики, авторы уделили столь пристальное внимание базовым терминам, а именно: «инновация» и «инновационная деятельность», проанализировав существующие трактовки и дав свои, авторские, определения данным понятиям.


Используемые источники
1. Азгальдов Г.Г. К вопросу о термине «инновация» /Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин. [Электронный ресурс]. URL: labrate.ru/articles/azgaldov-kostin_doklad_2009–2_about-innovation.htm
2. Баранчеев В.П. Маркетинг инноваций (радикальные и «подрывные» инновации – хайтек-маркетинг) : учебник – М. : ООО «Фирма «Благовест-В»», 2007.
3. Бездудный Ф.Ф. Сущность понятия «инновация» и его классификация / Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева // Инновации. – 1998. – № 2–3.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. – М. : Дело Лтд, 1994.
5. Гамидов Г.С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г.С. Гамидов, В.Г. Колосов, Н.О. Османов. – СПб. : Политехника, 2000.
6. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент : справочное пособие / П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели. – СПб. : Наука, 1997.
7. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998– 2000 годы: одобрена постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 // Российская газета. – 1998. – 19 августа.
8. Маховикова Г.А. Инновационный менеджмент : учебное пособие / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. – 2011.
9. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2004.
10. Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. – М. : Вита пресс, 2001.
11. Непомнящий А.В. Инновационное образование: достижения и перспективы /А.В. Непомнящий, В.И. Писаренко // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 7. – С. 14–19.
12. Никсон Ф. Инновационный менеджмент. – М. : Экономика, 1997.
13. Носкова Е.В. Инновационная деятельность классического университета: основные элементы и современный опыт / Е.В. Носкова, Е.А. Тюрина, М.М. Третьяков // Вестник ТОГУ. – 2009. – № 4. – С. 103–111.
14. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика : учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. -е изд., перераб. и доп. – М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
15. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М. : Политиздат, 1989.
16. Проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной   нновационной политике».
17. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. – М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
18. Харин А.А. Управление развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза : дис. … канд. экон. наук. – М., 2006.
19. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2005.
20. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М. : Прогресс, 1982.
21. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. – М. : Прогресс, 1974.
22. Догсон М. Управление технологическими инновациями: международный и стратегический подход. – Оксфорд Юниверсити Пресс, 2000.
23. Менш Г. Технологический тупик: инновации преодолевают депрессию / Герхард Менш. – Кембридж, Массачусетс : Издательство «Балингер», 1979.
24. ОЭСР «Руководство Фраскати 1993 года». Измерение научно-технической деятельности. – 5-е изд. – Париж, 1993.
25. Руководство Осло ОЭСР. – 2-е изд. – 1997. [Электронный ресурс]. URL: oecd.org
26. РотвеллР. The changing nature the innovation process // Техновация. – 1993.

07.08.2017

Также по этой теме: