Факторы, влияющие на формирование бренда города(продолжение статьи)



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2013


Грошев И.В.,
д. э. н., д. пс. н., заслуженный деятель науки РФ, профессор,
проректор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина


Степанычева Е.В.,
к. э. н., ст. преподаватель кафедры «Управление персоналом и маркетинга»
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина


В статье рассматриваются особенности формирования бренда города, выделяются три основные категории его ценностей. Анализируются ключевые характеристики бренда города, а также представляются и описываются составляющие психологической структуры городского бренда и факторы, влияющие на процесс его формирования.

.

В предыдущей статье мы указали на то, что с позиций целевых потребителей бренд города формируется под влиянием факторов, которые включаются в психологическую структуру бренда: статус города; облик города; «душа» города; городской фольклор; стереотипы о городе; городская мифология; эмоциональные связи с городом (эмоции, чувства, ожидания, надежды, связанные с городом, и отношение к нему) и городская символика (название, флаг, герб, эмблема, девиз, гимн и т. п.).


Подробно были рассмотрены первые три составляющие структуры бренда. В данной работе мы проанализируем остальные факторы, влияющие на формирование бренда города.


Городским фольклором можно назвать записанное устное народное творчество, бытующее в городе [10, с. 459]. Понятие городского фольклора иногда отождествляется с понятием постфольклора – фольклора нового типа, возникающего в городе; области словесности, тексты которой развиваются по фольклорным схемам, но не подходят под формальное определение фольклора. Прежде всего к постфольклору относятся: письменный фольклор, городская песня, слухи, сплетни, фразеологические клише, анекдоты, частушки, предания и в меньшей степени легенды.


В структуре городской словесности выделяют следующие уровни:


1. Общегородской фольклор. Он не связан с самоидентификацией жителей конкретных городов и по содержанию не относится к сугубо городской тематике.


1.1. Фольклор, соотносимый с традициями определенных субкультур и обусловленный  особенностями их быта.


1.2. Вся словесность, бытующая в городах и во многом совпадающая с «негородским» фольклором (например, общенародные слухи и толки, рассказы о сверхъестественных явлениях).


2. Собственно городской фольклор – совокупность текстов «городского» содержания, связанная с конкретным городом.


2.1. Фольклор об истории города, личностях, объектах городской среды.


2.1.1. Носителями выступают сами горожане. Тексты служат социально-адаптивным целям, а также повышению статуса города. Их рассказывают для воспитания любви к родному городу, сознательного приобщения к известным культурным ценностям. С их помощью создается определенный образ города.


В настоящее время они часто воспринимаются через печатные источники, средства массовой информации. Данный вид текстов актуализируется во время образовательно-воспитательных бесед и мероприятий, экскурсий, разговоров с гостями города как в рамках города, так и за его пределами. Основными жанрами являются предания и легенды.


2.1.2. Носителями выступают иногородние жители. Тексты служат созданию мнения о чужом городе. Порой некоторые сюжеты, связанные с каким-либо городом, лучше известны за его пределами. Основными жанрами являются слухи и толки.


2.2. Собственно городской фольклор. Носителями являются только жители конкретного города. По всем параметрам – смысловым, формальным, функциональным – это тексты «для себя» и «о себе». Они не связаны с образом города и поэтому, как правило, не выносятся за его пределы [16, с. 544–545]. Без специальных пояснений данные тексты не понятны жителям других городов.


Из рассмотренных различных уровней городской словесности входит в состав образа города только фольклор об истории города, личностях и объектах городской среды. Поэтому более подробно будет анализироваться только этот вид фольклора. Основными жанрами данного вида фольклора являются предания, легенды, слухи, толки. Определим каждый из этих жанров.


Предание – это «сюжетно-поэтическое эпическое повествование в прозе, которое, порой с известной долей вымысла, рассказывает о давно минувших событиях, реальных исторических лицах, а также объясняет происхождение многих географических названий» [11, с. 10]. Исследователи [4, 7, 11 и др.] выделяют ряд основных признаков преданий:
– предания говорят о достоверных исторических событиях, реально живших людях, происхождении названий существующих или существовавших в прошлом городов, сел, озер и др.;
– для любого предания характерен особый ретроспективный взгляд на события, о которых в нем говорится, который определяет специфический угол зрения на прошлое с позиции настоящего;
– предания поясняют историческое событие или комментируют тот или иной факт действительности.


Предания разделяются на исторические и топонимические. Первый тип преданий повествует о памятных событиях истории и об исторических лицах. Второй – о происхождении географических объектов и населенных пунктов, об основании поселений, о курганах, о реках в виде живых существ. Исторические предания часто являются одновременно и топонимическими, когда содержат объяснение того, откуда произошли названия отдельных географических мест и поселений.


Легендой называют «рассказ с функцией укрепления религиозной веры, опирающийся на народно-христианские представления и включающий обязательный мотив «чуда»» [16, с. 552]. С точки зрения тематики сюжетов легенд данные тексты классифицируются на космогонические (об истории миротворения), легенды о происхождении животного и растительного мира, легенды с религиозно-апо кри фичес кими сюжетами, рассказы о наказании злых и вознаграждении добрых людей, легенды о судьбе и смерти, социально-утопические легенды (о кладах, золотом веке, далеких землях и др.) и легенды об исторических событиях и лицах [11, с. 8–10]. Только легенды последнего типа связаны с образом конкретного города.


В легендах данного типа вымышленные, сверхъестественные мотивы сочетаются с действительными историческими фактами. От топонимических преданий эти легенды отличаются наличием в них не просто вымысла, а религиозно-библейских мотивов. Легенды в городе активно не бытуют. Исследователи чаще сталкиваются с воспоминаниями и рассказами жителей о бытовавших ранее легендах [16, с. 554].


Слухи и толки составляют едва ли не самую значительную часть городского фольклора. Они касаются всего, что есть и происходит в городе. Функцией слуха выступает заполнение информационного вакуума, утверждение или отрицание какого-либо факта. Функция толка – интерпретация факта в соответствии с традиционными представлениями [16, 555].


Социальным стереотипом представления о городе можно назвать совокупность упрощенных обобщений, стандартизированное, устойчивое, эмоционально насыщенное и, как правило, предубежденное представление о городе и его жителях, полярное по знаку оценки, не допускающее сомнений в его истинности и позволяющее воспринимать социальные объекты шаблонно согласно ожиданиям.


Стереотипы возникают вследствие многих причин. Рассмотрим классификацию источников стереотипов, выделенную Д. Майерсом [12, с. 449–471].


1. Социальные источники:
социальное неравенство. Неравный статус создает и формирует почву для предрассудков. Во-первых, предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, кто имеет власть и богатство.


Во-вторых, человек, принадлежащий к любой группе, склонен оценивать собственную группу выше, чем другие. Этот феномен называется внутригрупповой пристрастностью (тенденция благосклонного отношения к собственной группе) [12, с. 453]. В-третьих, чем важнее для человека его принадлежность к определенной группе (социальная идентичность), тем более сильными предрассудками он реагирует на угрозы (реальные и потенциальные), исходящие от другой группы;
конформизм (некритическое принятие и следование доминирующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам). Человек принимает существующие стереотипы вследствие потребности нравиться и быть принятым, чтобы быть как все.


2. Эмоциональные источники:
агрессия и фрустрация (состояние психической дезорганизации, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и проявляющееся сочетанием подавленности с напряжением и тревогой). Человек, как правило, переадресовывает свою злость на других людей или события. Этот феномен называется «смещенной агрессией». Когда причиной фрустрации является конкуренция групп за дефицитные ресурсы, предрассудки дают о себе знать с особой силой;
потребность в статусе. Предрассудки более сильны у тех, кто занимает невысокое социально-экономическое положение или чье положение резко ухудшилось. В данном случае ощущение превосходства, которое дают предрассудки, позволяет человеку повысить свой статус в собственных глазах;
авторитарные тенденции личности. Д. Майерс отмечает, что не все люди в одинаковой мере подвержены влиянию стереотипов [12]. Существует тип личности, для которого стереотипизация мышления характерна в большей степени. Такая личность называется авторитарной. Авторитарная личность в принципе неустойчива и стремится к обретению безопасности на основе социальной иерархии и включенности в группу. Для такой личности характерна уверенность в том, что высшие ценности присущи исключительно ее собственной группе.


3. Когнитивные источники:
категоризация (организация окружающего мира в процессе мышления путем группировки объектов). Благодаря этому процессу объекты (в данной работе – город(а)) группируются по какому-либо признаку (например, по размеру), и об этих группах складывается стереотипное представление.


Вследствие этого же процесса категоризации жители какого-либо города образуют единую группу в представлении человека. Д. Майерс пишет, что «человеку свойственно преувеличивать сходство внутри групп и различия между группами. Однако это не распространяется на группы, к которым человек принадлежит, и различия между членами этих групп в представлении человека не стираются» [12, с. 430];
различительные стимулы (благодаря им выделенным группам присваиваются определенные признаки). Различительными стимулами являются не похожие на других люди, особые случаи и яркие события. Все они легко запоминаются, но редко бывают репрезентативными. Появление двух редких событий (например, представитель меньшинства совершает необычное преступление) может сформировать иллюзорную взаимосвязь между людьми и поведением. В результате о каких-либо группах объектов – типах городов, жителях конкретного города, жителях района города и др. – судят на основании небольшого числа ярких событий и выдающихся личностей.


Социальные стереотипы довольно устойчивы. Придавая определенное направление  интерпретациям и памяти, они заставляют людей «обнаруживать» доказательства в их поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому стереотипы устойчивы к изменениям. Также они живут отчасти и из-за поддержки средств массовой информации [12, с. 459].


Существует три основных подхода к пониманию и интерпретации понятия городской мифологии:
1. Бытующие в городе рассказы о разного рода чрезвычайных событиях.
2. Широко распространенные заблуждения по поводу тех или иных городских объектов.
3. Особый тип восприятия города [15, с. 415].


Современные исследователи бренда утверждают, что «миф – это виртуальный фундамент бренда» [4, с. 167]. Отечественные исследователи в области рекламы и брендинга [4, 8 и др.] сопоставляют желания потребителей именно с мифами. Они аргументируют свою позицию тем, что каждый стремится мифологизировать свойства приобретаемого товара или услуги, для того чтобы чувствовать себя комфортно.


Можно сказать, что человек покупает вместе с предметом его миф, созвучный с желаниями, с идеальной картиной мира, приобретает нечто большее – радость от покупки, подъем сил, которые, в свою очередь, являются частью товара и характеризуют его ценность.


Миф города можно определить как эмоционально окрашенное и каким-либо образом озвученное коллективное и индивидуальное представление об актуальных для носителей мифа необычных моментах истории, жизнедеятельности, жителях города и его городском пространстве, в которых город мыслится как целостный «живой» культурный организм, которые воспринимаются как верные, но достоверность которых логически недоказуема.


Мифы города имеют следующие свойства:
1. Изменчивость. Для каждого исторического периода характерны свои мифы.
«Мифы изменяются, впитывая современность и новые взгляды на мир, благодаря чему остаются современными» [5, с. 70].
2. Подвижность смыслов [5, с. 68]. Данное свойство подразумевает различные, порой противоположные, оценки каких-либо явлений, объектов или их свойств в мифах в разные периоды.
3. Постепенность появления. Благодаря неединовременности появления мифов сформировалось их современное разнообразие. Случись единовременное рождение мифов, коллективная память сохранила бы лишь наиболее яркий из них [5, с. 69].
4. Наличие объектов или их свойств, классифицируемых как неопределенные.
Например, такие оценки города, как великий, большой, красивый и т. д., не могут быть точно определены, и для каждого человека означают что-то свое.
5. Способность влиять на создание и изменение действительности.
6. Способность воздействовать на чувства человека и его творчество.
7. Наличие компенсаторного механизма [5, с. 71]. Согласно данному свойству городской мифологии все, что относится к непосредственной среде обитания человека – город, район, улица и т. д., оценивается более положительно, чем подобные объекты, к которым человек не имеет отношения.


Миф города выполняет следующие функции:
1) формирует у человека цельный образ города;
2) предлагает особый способ осмысления города, отодвигая на второй план рациональное осмысление;
3) создает особые признаки городской среды;
4) благодаря мифу происходит отождествление объективных городских характеристик с восприятием города [5, с. 67]. Город, в котором каждому жителю видна лишь его некая часть, а большая часть не видна, воспринимается со значительной долей воображения. Миф снимает вопрос об адекватности воображения реальности;
5) миф выступает как один из критериев идентификации с группой – разделяя представления о городе с некоторой группой, человек идентифицирует себя с ней;
6) миф благодаря вере в него влияет на поведение человека [9, с. 571].


Городские мифы создаются людьми. Часто мифы создаются выдающимися и известными деятелями города (поэтами, писателями и людьми других творческих профессий, политиками, общественными деятелями). Н.Ф. Дмитриевская пишет, что «для этого необходима дистанция между подхватывающими миф людьми и автором, отстраненным наблюдателем, не заботящимся о судьбе идеи» [5, с. 73].


Авторами мифов могут также быть обычные горожане. Их мифы распространяются в их  ближайшем окружении и обычно умирают со смертью автора. Мифы могут создаваться отдельными группами. Важнейшую роль в создании городских мифов играют средства массовой информации (СМИ). Н.Б. Кириллова пишет, что «газета обладает убеждающей силой документа, телевидение преподносит реальные факты в отличие, например, от кино, где имеется художественный вымысел» [6, с. 144].


Городской бренд обладает следующими свойствами:
изменчивость. Бренд города не статичен и изменяется во времени. Он складывается и изменяется как стихийно, так и целенаправленно под влиянием следующих факторов: 1) экономическая ситуация (экономический расцвет – негативный фактор для бренда города. В годы благополучия город исчезает из жизни большинства людей. В годы упадка, наоборот, может происходить активное формирование брендов);
2) неожиданные перемены (они провоцируют видение скрытых сторон жизни города);
3) государственная и градостроительная политика (способствует установлению иерархии городов по величине, значимости, хозяйственным функциям, что существенно влияет на отношение к ним населения. Благодаря государственной и отчасти градостроительной политике сложились определенные бренды столиц, провинциальных городов, городов-храмов, городов-ярмарок);
4) технические новации (обладают свойством оттеснять все, существовавшее до них, и сглаживают различия между городами. Таким образом, данный фактор имеет отрицательную роль в сохранении образов в сознании целевых потребителей) [5, с. 113–114];
историчность (вплетенность в конкретный исторический контекст). Бренд города всегда вплетен в некоторый исторический контекст и социальную ситуацию. Он не может быть вне нации, менталитета, мировоззрения;
относительная устойчивость. Устойчивость бренда города зависит от его яркости, места города в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов. Например, бренды Рима, Венеции, Парижа являются относительно статичными [5, с. 114–115];
комплексность. Все элементы бренда города взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет переосмысление других черт;
плюрализм точек зрения. Не существует какой-то одной точки зрения, с которой можно было бы охватить город как единое целое. Данное свойство относится прежде всего к большому городу [5, с. 107];
зависимость от объективных характеристик городского развития.


Методики формирования и продвижения бренда связаны двумя инструментами – разработка стратегии развития города и конструирование его визуальных и вербальных образов (рис. 1).



Стратегия развития города. Стратегия развития представляет собой документ, определяющий долгосрочное направление развития города, задающий приоритеты и направляющий его развитие. Наличие стратегического документа является ключевым механизмом конструирования бренда города и его позиционирования в информационном пространстве, в силу того что в стратегии определяется то, каким образом сама власть видит свой город и каким образом она его представляет вовне, а также определяются целевые аудитории, в установлении коммуникации с которыми территория максимально заинтересована. В стратегии определяется видение города в будущем, что являет собой основу для формирования (или актуализации) бренда города.


Выделим наиболее важные роли городов, отражаемые в стратегическом видении:


1) осознание необходимости выявлять, понимать и продвигать интересы территории;


2) видение конкретных целевых аудиторий («пользователей» города) в качестве основных объектов социально-экономической политики города;


3) видение города как товара, который необходимо продать целевым аудиториям – инвесторам, туристам, потенциальным жителям и сторонним группам влияния. Часто главной целевой аудиторией видятся собственные жители (внутренний маркетинг), активное включение которых необходимо для решения тех или иных местных проблем;


4) большое внимание к имиджу города как одному из важнейших нематериальных активов и ресурсов развития: анализ существующего имиджа города и участие в его формировании.Таким образом, стратегией создается развернутое обоснование бренда, что является первым этапом его формирования и продвижения.


Следующим шагом является декомпозиция и операционализация стратегии до набора целей и задач, которые призваны определять положение города в конкретных областях, признаваемых властью города актуальными для его развития.


Конечной точкой декомпозиции стратегических целей является формирование вербальных и визуальных образов, представляющих собой предельно концентрированное сообщение адресным группам. Среди инструментов, решающих данную задачу, можно выделить слоган, имиджевое позиционирование, визуальные символы, события и м ероприятия.


Качественный слоган формирует платформу для укрепления позиции бренда города. Вариантом использования всеобъемлющего слогана является формулирование темы, которая станет основанием специальных маркетинговых программ, ориентированных на конкретные целевые группы.


Другим инструментом является имиджевое позиционирование, предполагающее декларирование городом своей миссии, предназначения на региональном, национальном и международном уровнях в определенных целевых аудиториях.


Сложность позиционирования города состоит в том, чтобы наиболее отчетливо акцентировать преимущества и уникальные качества города, выгодно выделяющие его из территориальной среды аналогичных мест. При формировании позиции города важно принимать во внимание, что бренд представляет собой двуединую систему, элементы которой можно условно определить как внутренний и внешний образы. Внутренний образ формируется в сознании постоянных и потенциальных жителей. Внешний образ – это набор впечатлений и ассоциаций, связанных с данным городом, формирующийся в сознании туристов, инвесторов, бизнес-кругов и деловых посетителей (рис. 2).


Современный имидж города определяется прежде всего качеством информационной работы с целевыми группами потребителей (федеральные органы, инвесторы, туристы).


Имидж города представляет собой совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу его особенностей. Это субъективное представление о городе может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на его территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т. д.). Имидж города – очень разноплановый, эмоционально окрашенный, иногда искусственно создаваемый, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей.



По воспринимающему имидж субъекту можно выделить подаваемый и принимаемый имиджи. Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их города остальным населением территории. Принимаемый имидж – мнение жителей других населенных пунктов о данном городе. Если подаваемый и принимаемый имиджи значительно отличаются друг от друга, значит, субъекты имиджа неверно позиционируют свой город.


В каждый определенный период город может оказаться в одной из пяти имиджевых позиций.


1. Слишком привлекательный имидж. Слишком привлекательный имидж означает высокую степень востребованности города со стороны его адресных групп, что влечет проблемы размывания имиджа элитности.


2. Позитивный имидж – привлекательный имидж города для жизни, ведения бизнеса и отдыха. Иными словами, позитивный имидж означает адекватное положительное восприятие города его целевыми группами, что также означает эффективную эксплуатацию бренда города. Показателем того, что город воспринимается позитивно, является феномен формирования ассоциативных привязок к брендам подобных городов со стороны бизнес-структур и некоммерческих организаций.


3. Слабый имидж. Слабый имидж может быть следствием либо недостаточности потенциала города (малочисленность населения, географическая удаленность, недостаток ресурсов и т. д.), либо недостаточной освещенности преимуществ города в информационном пространстве. Подобные города могут иметь привлекательные характеристики, но не быть способными трансформировать их в конкурентные преимущества.


4. Противоречивый имидж. Многие города имеют противоречивый имидж, в связи с тем что люди придерживаются противоположных точек зрения относительно некоторых характеристик места. Безусловно, любой город, имеющий даже самый, казалось бы, положительный имидж, может восприниматься некоторыми, например, группами населения крайне негативно в силу наличия определенных индивидуальных, субъективных, внутриличностных установок. В данном контексте речь идет преимущественно о диаметрально противоположных массовых представлениях о городе, которые оказывают значимое влияние на его имидж в целом.


Стратегическая задача компании по продвижению бренда города с противоречивым имиджем заключается в том, чтобы усилить звучание позитивной части имиджа и одновременно нейтрализовать его негативно воспринимаемые аспекты.


5. Негативный имидж. Негативный имидж приписывается городам, которые явно непривлекательны для туристов, бизнеса и даже самих жителей.


На имидж города влияет так называемый субимидж города, т. е. имидж того или иного объекта/субъекта, входящего в состав города. Субимидж города – это комплекс ассоциативных представлений, сгруппированных вокруг базового представления о некотором объекте, который ассоциативно связан с имиджем города [7, с. 128]. Для региона субимиджами являются: имидж субрегиона (например, района города), регионального лидера, региональной компании, фирмы. Субимиджи оказывают значительное влияние на имидж города – имидж региональной компании может стать «визитной карточкой» города, а отрицательный имидж района города, в котором произошла, к примеру, технологическая авария, испортить образ всего города. А.Е. Кирюнин отмечает, что отрицательный имидж субрегиона легко переносится на имидж региона, в то время как положительный на него практически не влияет [7, с. 130–131].


Специалисты приводят следующие параметры, определяющие имидж города:
1) качество жизни – наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения;
2) кадровые ресурсы – подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям;
3) инфраструктура – транспорт, связь, гостиницы, бытовые услуги и пр.;
4) высокие технологии – способность территории развивать и поддерживать  высокотехнологичные отрасли;
5) капитал – масса капитала, сконцентрированная на территории в виде собственных и привлеченных средств;
6) контролирующие органы – рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма;
7) инфраструктура бизнеса – доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита,  рекламы, права, информации, PR;
8) власть – команда личностей, компетентность членов команды, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам [14, с. 58–59];
9) экологическая обстановка;
10) богатая культурная жизнь, сохранение исторических достопримечательностей;
11) общий психологический фон и его оценка населением (так называемая самооценка населения);
12) положительные упоминания о городе в федеральных и зарубежных СМИ.


Городская символика. Визуальные символы являются порой наиболее значительной составляющей бренда города. Многие из них глубоко укоренены в сознании людей и постоянно изображены на официальных документах города, брошюрах, рекламных щитах, видеоматериалах и пр.


Чтобы быть успешным, визуальный символ должен усиливать центральную идею (суть) бренда.


Имидж города может также формироваться и продвигаться посредством организации определенных мероприятий, событий и конструирования информационных поводов на этой основе. Успешно организованное событие, вышедшее за масштабы города, обеспеченное соответствующими методами PR-коммуникации, может создать крепкий бренд города.


Конструирование информационных поводов связано с наличием определенной традиции организации массовых мероприятий – праздников, фестивалей, конференций, выставок и прочих, имеющих всероссийский или международный резонанс, которые ежегодно практически в один и тот же период помещают город в информационное поле, актуализируют для российского и мирового сообщества его значимость и ценность, напоминают об его уникальностях, в связи с чем служат поддержанию, укреплению и развитию его имиджа.


Одной из наиболее популярных тем является организация торжеств в городе в честь известной личности, ассоциированной с данным городом.


Таким образом, лицо города может определяться традиционными мероприятиями: праздниками, фестивалями и прочими событиями, которые делают город уникальным и привлекают ищущих уникальные места туристов. Мощным средством формирования положительной ассоциации является наличие связи знаменитой фигуры с определенным городом.


Мероприятия по продвижению бренда города осуществляются по направлениям, представленным на рис. 3.


Основными коммуникационными элементами брендинга города выступают:


1. Символика города – флаг, герб, гимн города. Сегодня становится популярным разработка индивидуального слогана города. Фильм или презентация города – эффективный инструмент его брендинга.



 

2. Интернет (сайт администрации, городской портал, форум, афиша событий города, справочная информация, сайт знакомств и пр.). Сегодня наличие собственного сайта – необходимое условие для развивающегося города. При этом важно не только создать сайт, но и сделать его современным, наполненным новейшими технологиями, удобным в навигации. Он должен быть действующим, постоянно обновляемым и информационно насыщенным. Традиционные СМИ (печать, радио, телевидение) во многом уже уступают Интернету, например, в скорости и объеме передаваемой информации, в сравнительно недорогом обслуживании, в охвате аудитории и пр.


3. Имиджевые публикации и интервью в средствах массовой информации федерального, регионального и местного масштаба.


4. Событийный маркетинг включает как организацию общегородских мероприятий,  конференций, выставок регионального, российского и мирового масштаба на территории города, так и участие делегации администрации города в крупнейших инвестиционных и экономических форумах страны.


5. Городская архитектура. Подобно тому, как человека встречают по одежке, так и города во многом воспринимаются и оцениваются гостями преимущественно по местам прибытия и убытия (аэропортам, вокзалам) и отдельным (прежде всего центральным) районам и улицам. Наружная реклама также формирует облик города.


6. Информационные брошюры, каталоги, сувенирная продукция города должны нести общую концепцию его бренда.


Таким образом, в процессе создания бренда города можно отметить три основных этапа: четкое понимание целей и задач, определение конкурентного преимущества, а затем использование основных инструментов брендинга и учет факторов, влияющих на формирование бренда города.


Используемые источники
1. Абышева Ю.Ю. Разные целевые группы в одной программе как источник конфликта (на примере продвижения идеи столичности в Нижнем Новгороде //Нижний Новгород в историко-культурной традиции России: Материалы VI международной научно-практической конференции по региональной культуре (22 сентября 2004 г.). – Hижний Новгород, 2005. – С. 66–72.
2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. – М., 2001. – 312 с.
3. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. – СПб., 2004.
4. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Системный бренд-менеджмент. – М. : Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5. Дмитриевская Н.Ф. Образ города как социальный феномен. – СПб. : Питер, 1999.
6. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М., 2005.
7. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. – М. : ЭксмоПресс, 2000.
8. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. – М. : Академический проект, 2008.
9. Коршунов Г.П. Миф // Социология : энциклопедия. – Минск, 2003. – С. 571–573.
10. Кравченко С.А. Фольклор // Социологический энциклопедический русско-английский словарь. – М., 2004.
11. Легенды и предания земли Нижегородской : учеб. пособие. – Нижний Нов город, 2001.
12. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998.
13. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. – СПб., 2003.
14. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг теорий. – М., 2012.
15. Равинский Д.К. Городская мифология // Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 412–445.
16. Разумова И.А. Несказочная проза провинциального города // Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 567–604.

20.03.2019

Также по этой теме: