Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2005
|
производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной и другими видами интеллектуальной деятельности с их знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний; |
|
с использованием знаний и навыков в результате интеллектуального труда разрабатываются инновационные идеи и создаются предметы интеллектуального труда — объекты интеллектуальной собственности (на этой стадии могут приобретаться права на использование этих объектов, владельцами которых являются сторонние организации). |
Кроме того, деньги используются также на увеличение созданного интеллектуального потенциала:
|
на обучение и переподготовку специалистов, в результате чего увеличивается объем знаний специалистов, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки; |
|
на повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологии коллективной работы; |
|
на мотивацию интеллектуального труда, повышение творческой активности, совершенствование бизнес-технологий и т.п. |
На второй стадии превращений интеллектуальные элементы капитала обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Вложенные в инновационную продукцию предметы интеллектуального труда предопределяют качество продукции. Интеллектуальный капитал в этом процессе выступает в роли интеллектуального инструментария (орудия интеллектуального труда) и в то же время является предметом интеллектуального труда (объекты интеллектуальной собственности, которые создаются и внедряются в инновационную продукцию посредством интеллектуального инструментария).
Интеллектуальный капитал внедряется в продукцию на всех этапах ее создания: в материалах, из которых производится продукция, в комплектующих элементах, в станках, оснастке и инструментах, которые используются в производственном цикле, в упаковке и т.д. Вложенный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает стоимость, и чем выше уровень достигнутого качества, тем больше величина созданной стоимости.
На третьей стадии кругооборота капитала продукция становится товаром и из товарной формы капитал превращается в денежную форму. Реализуемый товар имеет рыночную стоимость, которая определяется материальной и интеллектуальной составляющими. Через интеллектуальную составляющую стоимости продукции реализуется интеллектуальный капитал, превращаясь в денежную форму.
Интеллектуальный капитал участвует в образовании товарной формы капитала также маркетинговыми активами, и прежде всего имиджем фирмы, ее товарным знаком, что также обеспечивает создание стоимости. Чем более известна фирма и чем шире ее клиентская база и связи, тем большая величина стоимости может быть реализована в товаре. Потребитель, приобретая товар на рынке, платит не только за его качество, но и за уверенность в том, что декларируемое тит не только за его качество, но и за уверенность в том, что декларируемое требуемое качество товара достигнуто в процессе создания продукции.
На этой стадии могут быть реализованы и объекты интеллектуальной собственности посредством как заключения лицензионных договоров на производство созданных брендов, так и прямой продажи прав на владение объектами интеллектуальной собственности.
На вырученные деньги (при правильной организации бизнеса) производится преумножение интеллектуального капитала с переходом вновь на первую стадию превращения капитала. Схема постоянного движения и преобразований интеллектуального капитала представлена на рис.
Рис. Схема движения и преобразований интеллектуального капитала организации
Управление ИК должно обеспечить его постоянное движение и преобразования по рассмотренной замкнутой схеме. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального потенциала любой организации. Созданный однажды и нереализуемый в дальнейшем интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций.
Для управления движением ИК в замкнутом цикле через три стадии его превращений необходимы количественные показатели для оценки:
|
на первой стадии — уровня достигнутого интеллектуального потенциала организации, определяющего эффективность сделанных инвестиций в создание и преумножение ИК; |
|
на второй стадии — эффективности использования ИК в создании инновационной и интеллектуальной продукции; |
|
на третьей стадии — целесообразной величины инвестиций на дальнейшее преумножение интеллектуального капитала и мотивации повышения интеллектуального потенциала организации. |
Предложенный в [2] количественный показатель — стоимостная оценка интеллектуального потенциала организации, на наш взгляд, достаточно удобен для постановки и решения задач управления ИК на первой стадии его превращений. Этот показатель учитывает изменения всех составляющих интеллектуального капитала организации.
Для управления ИК на второй и третьей стадиях какие-либо количественные показатели до настоящего времени не были разработаны, в то время как необходимо производить оценки:
|
результатов использования интеллектуального капитала при создании интеллектуальной составляющей инновационной продукции; |
|
целесообразных объемов инвестиций в цикле превращений ИК. |
2. Оценка результатов использования ИК
Интеллектуальный капитал, как это показано на схеме (рис.), на второй стадии превращений обеспечивает создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции — ее качества. При этом под качеством следует понимать совокупность свойств продукции (услуг), определяющих ее пригодность к применению [6]. Соответственно продукция более высокого качества имеет большую ценность на потребительском рынке, так как более полно удовлетворяет общественные потребности за счет приданных этой продукции свойств. Большая ценность предопределяет и большую стоимость продукции с более высоким качеством. Все это является результатом использования интеллектуального капитала, который на второй стадии превращений выступает в роли интеллектуальных элементов производительного капитала.
Таким образом, для оценки результатов использования ИК в создании инновационной продукции необходимо оценить долю стоимости интеллектуальной составляющей в общей стоимости этой продукции, т.е. оценить стоимость качества, стоимость тех потребительских свойств продукции, которые были ей приданы в процессе создания и которые сделали продукцию инновационной.
Затратный подход к такой оценке не может быть продуктивен, так как большие затраты могут быть не эффективно использованы при совершенствовании продукции. В таких случаях говорят: гора родила мышь. В то же время блестящая инновационная идея и соответствующее этой идеи техническое решение могут с минимальными затратами обеспечить создание бренда, востребованного потребительским рынком. Полученный прирост качества приведет к приросту стоимости усовершенствованной продукции. Величину прироста стоимости продукции определяет потребитель совместно с продавцом, исходя из заинтересованности и возможностей потребителя и интересов производителя инновационной продукции. При этом продавец будет стремиться получить за товар столько, сколько позволит покрыть как все финансовые затраты производителя, так и свои собственные, а также получить с потребителя за качество продукции. Потребитель будет оплачивать приобретаемую продукцию по имеющимся возможностям.
В этом случае рыночную стоимость Ср продукции следует определять в виде:
Ср = Зс + Ск ,
где |
Зс |
— |
сумма всех видов затрат на создание и реализацию единицы продукции; |
Ск |
— |
рыночная стоимость качества продукции. |
Массовый потребитель является лучшим экспертом для оценки качества продукции в условиях рыночной экономики. Поэтому полученная от такой экспертной группы оценка с высокой достоверностью позволяет установить стоимость качества продукции, а следовательно, и долю интеллектуальной составляющей в стоимости продукции (Dи):
Dи = (Ср - Зс) / Ср .
Этот показатель Dи следует применять для оценки эффективности использования интеллектуального капитала конкретной организации, создавшей определенную инновацию.
В качестве усредненного по отрасли промышленного производства показателя эффективности использования интеллектуального капитала удобнее употреблять значение роялти (R), которое определяет величину отчислений от выручки, получаемой лицензиатом от реализации производимой в соответствии с лицензионным договором продукции. Действительно, эти отчисления получает лицензиар, который разработал и внедрил бренд, используя свой интеллектуальный капитал. Именно за это он и должен получать долю от выручки лицензиата.
Второй статьей доходов от использования интеллектуального капитала организации является прямая реализация создаваемой интеллектуальной собственности в виде передачи прав на использование этой собственности полностью или частично (по лицензионному договору). В этих случаях интеллектуальная собственность выступает в качестве интеллектуальной продукции, произведенной на второй стадии превращений интеллектуального капитала.
Ассортимент этой интеллектуальной продукции составляют:
|
объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.п.); |
|
объекты авторского права (программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем, произведения науки и т.п.); |
|
ноу-хау (неопубликованные объекты промышленной собственности и авторского права, техническая и коммерческая документация по организации и проведению инновационных мероприятий при реализации новых технических решений и другая подобная документация). |
Объекты промышленной собственности и авторского права становятся товаром на рынке интеллектуальной продукции с момента оформления патентов и авторских свидетельств, обеспечивающих владельцам этих объектов права на эксклюзивное их использование.
Ноу-хау, являясь также товаром на рынке интеллектуальной продукции, не имеет правового закрепления за владельцами этого вида собственности. В связи с этим передача ноу-хау (за соответствующее вознаграждение) производится чаще всего при оформлении лицензионных договоров на право производства патентованной продукции. В этом случае ноу-хау содержится в технической документации, в рекомендациях лицензиара лицензиату по организации работ, в передаваемом в процессе обучения персонала опыте организации работ при производстве лицензионной продукции и т.п.
В перечисленных и в других вариантах реализации интеллектуальной продукции на рынке происходит передача собственности новым владельцам. Для оценки результатов реализации этого вида продукции естественно использовать получаемую от продаж прибыль.
Следует заметить, что первый путь реализации интеллектуального капитала — прямая продажа интеллектуальной собственности — имеет негативную сторону. Такая реализация ИК ведет к снижению интеллектуального потенциала организации, если продажа интеллектуальной собственности производится не в рамках лицензионного договора. Поэтому продажа патентов и свидетельств целесообразна лишь в случаях, когда организация не в состоянии самостоятельно реализовать имеющийся интеллектуальный капитал в собственной инновационной продукции.
3. Оценка целесообразности инвестиций в интеллектуальный капитал
В идеальном случае часть доходов, получаемых на третьей стадии превращений интеллектуального капитала, должна использоваться для наращивания, преумножения интеллектуального потенциала организации, чтобы обеспечить постоянное движение и превращения ИК, как показано на схеме (рис.). Каковы же должны быть целесообразные инвестиции в новые разработки, которые обеспечат успешное развитие интеллектуально-инновационной деятельности организации, позволят повысить ее интеллектуальный потенциал и эффективно реализовывать все новые и новые объекты интеллектуальной собственности?
Прежде всего необходимо определиться с тем, в каких организациях и отраслях производства выгоднее инвестировать наращивание интеллектуального капитала. Это можно сделать на основании анализа показателя эффективности использования интеллектуального капитала Dи. Чем больше величина этого показателя, тем очевиднее целесообразность инвестирования интеллектуально-инновационной деятельности организации, тем выгоднее вкладывать деньги в увеличение ее интеллектуального потенциала. Для отраслей промышленного производства таким показателем является значение роялти (R). Величины этих показателей характеризуют возможности рынка, возможности потребителей продукции оплачивать достигаемое при ее совершенствовании качество, а следовательно, и использованный интеллектуальный капитал.
Так как показатель эффективности использования интеллектуального капитала является функцией двух переменных — рыночной стоимости продукции Ср и суммы всех затрат на создание и реализацию единицы продукции Зс, то инвестиции в интеллектуальный капитал организации будут более выгодны там, где выпускается:
|
более дорогая продукция, например авиация и космос, вооружение всех видов, радиоэлектроника и т.п.; |
|
продукция, для которой затраты на производство и реализацию незначительны относительно ее рыночной стоимости, например информационные технологии (затраты на изготовление и продажу носителей информации существенно ниже стоимости тех программных продуктов, которые на них записываются); |
|
продукция с большими объемами реализации, например, многие бытовые приборы, современное медицинское оборудование, системы связи и т.д.; |
|
продукция отраслей промышленного производства с большими значениями величины роялти, например самолетостроение и космос, вооружение, станкостроение, судостроение, электроника и т.д. |
В связи с тем что реально инвестируются конкретные проекты, для преумножения интеллектуального капитала при переходе с третьей стадии его развитие на первую стадию следующего цикла инвестируемая организация должна выдвигать проект создания будущей инновации. Величина инвестиций в этом случае зависит от той прибыли, которую предполагается получить от реализации инновационной продукции. При этом долю вложений в преумножение интеллектуального капитала от общей величины инвестиций проекта следует определять величиной роялти. Кроме того, мотивация интеллектуального труда и вложения в развитие корпоративной культуры, повышение квалификации, обучение и переподготовку специалистов на этой стадии развития интеллектуального капитала должны определяться полученными организацией доходами от реализации созданной инновационной и интеллектуальной продукции с учетом значения показателя эффективности использования интеллектуального капитала Dи.
Выводы
1. Для эффективного использования интеллектуального капитала необходимо обеспечить его постоянное движение по замкнутой схеме (рис.) через три стадии превращений:
|
создание и наращивание интеллектуального потенциала, кадрового капитала и интеллектуальной собственности; |
|
создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции и интеллектуальной продукции; |
|
получение доходов от реализации ИК и дальнейшее преумножение интеллектуального капитала за счет отчислений от получаемых доходов и инвестирования новых инновационных проектов. |
2. Для управления ИК на каждой стадии его превращений необходимо использовать количественные показатели:
|
на первой стадии — величину интеллектуального потенциала организации (этот показатель разработан и его применение обосновано в [2]); |
|
на второй и третьей стадиях — показатель эффективности использования интеллектуального капитала организации Dи и величину роялти (R) для отраслей промышленности. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. — М.: Издательский центр «Акционер», 2002.2. Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал — показатель состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования // Финансовый менеджмент. — 2004. — № 5.
3. Селезнев Е.Н., Багов В.П. Оценка рыночной стоимости патента // Справочник экономиста. — 2003. — № 2.
4. Селезнев Е.Н., Багов В.П. Оценка рыночной стоимости лицензии и платежей по лицензионным договорам // Справочник экономиста. — 2003. — № 3.
5. Селезнев Е.Н., Ступаков В.С., Багов В.П. Обоснование взаимовыгодной формы платежей при заключении лицензионных договоров // Справочник экономиста. — 2003. — № 6.
6. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. академик Л. И. Абалкин. — М: Экономика, 1999.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике