Управленческие инновации XXI века



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2010


Чечурина М.Н.,
к. т. н., доцент,
декан факультета
мировой экономики
и международных отношений
Мурманского государственного
технического университета,
профессор кафедры международных
 экономических отношений

Из всех видов инноваций управленческие до нынешнего века меньше всего привлекали внимание учёных.

Очевидно, это связано с тем, что введение технических, технологических инноваций даёт ощутимые, а часто и измеримые конкурентные преимущества объекту управления. Эффект, который даёт совершенствование управления через введение новшеств, не так заметен, зачастую неизмерим. Не оценивается и то, что именно обновлённая система управления делает возможным реализацию технологических инноваций, что именно управленческие инновации (УИ) обеспечивают эффективный переход от исходного состояния системы в желаемое.

Ясно, что управленческие инновации связаны с успешными нововведениями в сфере управленческой деятельности. Потребность в управленческих инновациях как на уровне общества, так и на уровне организации возникает в случае проблем двух типов.

Во-первых, проблемы недостижения цели, падения управляемости (рост организации, уровней управления, задержка в принятии и реализации управленческих решений).

Источником возникновения этого типа проблем являются противоречия между:
– новыми технологиями производства и устаревшими методами, процессами и структурами управления (управленческой технологией);
– поставленными целями и нехваткой ресурсов, несоответствием ресурсов (человеческих, сырьевых, финансовых, временных, информационных);
– поставленными целями и нерациональной системой организации их достижения (процедуры принятия решений, распределение полномочий и ответственность руководителей, управление персоналом).

Во-вторых, проблемы неиспользования возможностей эффективной работы системы на основе имеющегося инновационного потенциала.

Управленческие инновации в этом случае направлены на повышение конкурентоспособности (страны, фирмы, товара); повышение финансовой устойчивости функционирования, увеличение капитализации компании. Управленческие инновации позволяют решать задачи, которые ранее вообще не решались в системе управления. (Например, оценивать конечный результат труда управленцев и их вклад в результаты работы организации для установления соответствующей оплаты труда.) Так, А.И. Пригожин [1] ввёл понятие «управленческая прибыль» как результат (в том числе и экономический) эффективной управленческой деятельности не только за счёт принятия новой системы бухгалтерского учета или финансового менеджмента, но и за счёт управленческих нововведений. Пригожин назвал управленческую прибыль «неопознанным ресурсом» организации.

Попробуем дать определение понятию «управленческая инновация». В научной литературе имеется немного попыток определить это понятие. Проанализируем некоторые из них. А.Б. Титов [2]: «Управленческие инновации – это новые формы и методы работы, используемые аппаратом управления». Думаем, что это определение слишком сужает содержание и смысл этого интересного вида инноваций. Другое определение [3]: «Управленческие инновации есть любое организационное решение, система, процедура или метод управления, существенно отличающийся от сложившейся практики и впервые используемый в данной организации». В качестве примера называются методы бухгалтерского учёта, оценки и подготовки кадров, экономико-математические модели, системы планирования, впервые примененные в данной организации. Определение относится лишь к внутриорганизационным нововведениям и никак не задевает развитие УИ на макроуровне: создание УИ, их распространение (диффузия) и использование. Е.Т. Гребнев [4]: «Под управленческим нововведением понимается любое целенаправленное изменение технологии управления, ориентированное на замену существующего механизма управления или его элементов с целью ускорения, облегчения или улучшения выполнения поставленных задач». Аналогичное определение, связывающее управленческие инновации с управленческими технологиями, даётся и А.В. Матвеевым [5]: «Управленческая инновация – это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых управленческих технологий, методов и организационных форм».

В этих определениях управленческая инновация связывается с понятием «управленческая технология» («технология управления»), которая меняется редко. В определениях имеются в виду не новые управленческие технологии, а новые управленческие процессы либо технология управленческих процессов (хотя Гребнев в примечании к данному им определению отмечает, что речь идёт о расширительной трактовке термина «технология управления», включающей не только процедурные, но и информационно-технические, научно-познавательные и психологические стороны управления). Представляется, что более обоснованно связывать управленческие инновации с управленческой деятельностью в оперативном (тактическом) плане и с технологией управления – в стратегическом.

Размером интересно определение П.И. Ваганова [6]: «Управленческие инновации (нововведения) – целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированных на замену элементов системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла предприятия, технологий и предприятия в целом. Управленческие инновации реализуются в трёх основных формах адаптационных механизмов – структурных, административных и информационных – и направлены на разработку соответствующих управленческих воздействий».

Представляется, что автор, желая объять все стороны управленческих инноваций, добился полной неясности и излишней наполненности подробностями этого определения с потерей тем не менее некоторых составляющих (например, на уровне крупных объектов управления).

Управленческие инновации тесно связаны с персоналом. Поэтому им оказывается большее сопротивление при введении в организацию. Новые организационные структуры, методы выработки решений, формы стимулирования работников сталкиваются с человеческими интересами. Стабильность является значимой человеческой ценностью, а введение инноваций всегда связано с нарушениями стабильности, преодолением инерции сложившегося порядка. Последствия управленческих инноваций менее предсказуемы, чем последствия технических (технологических) инноваций. Не всегда осуществляется переход от исходного состояния в желаемое. Это связано с ограниченной способностью людей принимать и реализовывать адекватные управленческие решения.

Чтобы представить множество разновидностей управленческих инноваций, попробуем классифицировать их по содержанию управленческой деятельности, направлениям деятельности предприятий, объекту управления.

В таблице 1 представлена разновидность УИ по содержанию управленческой деятельности.

В табл. 2 представлены разновидности УИ по направлениям управленческой деятельности предприятия.

В табл. 3 представлены разновидности УИ по объекту управления.


Характер изменения места, роли и видов управленческих инноваций в современной экономике связан со сменой парадигмы в управлении. В условиях глобализации управляемыми объектами являются: государства, их региональные интеграционные объединения, транснациональные корпорации (ТНК), мировой финансовый рынок, а также само общество. Указанные объекты вырабатывают собственную стратегию поведения в ответ на вызовы глобализации.

Признаками, которые характеризуют смену парадигмы в управлении, являются:
– переориентация от массового производства – стандартизированного, регламентированного, бюрократического – к производству с быстрой сменяемостью моделей, технологий; производству по индивидуальным заказам;
– ускорение изменений – сокращение жизненного цикла продуктов и услуг, технологий; смена поколений сложной техники сегодня так быстра, что не успевают окупаться затраты на создание продуктов предыдущего поколения;
– разнообразие запросов потребителей, подвижность ресурсов, повышение роли субъективных факторов при разработке и реализации управленческого решения.

Мы полагаем, вслед за А. Субетто, что новая парадигма – это креативно-инновационный характер управления. «Новый тип менеджмента – креативный, активно использующий технологию творчества, механизмы которого ориентированы на высокую динамику рыночной конъюнктуры, что определяет новаторство предпринимательства в направлениях креатизации всех сфер деятельности фирмы: поддержание постоянного притока новых идей, предложений, изобретений, ускорение рыночной реализации новшеств, поиска новых форм хозяйствования» [7].

Идея инновационного управления реализуется в переходе от прямого администрирования к формированию мотивационных систем, обеспечивающих развитие творческой инициативы управляемых объектов. Её воплощению способствуют современные информационные технологии, позволяющие в реальном масштабе времени вести диалог управляющих структур и управляемых объектов. Этот принцип реализован в концепции многоуровневого управления, разработанной в Эдинбургском университете и положенной в основу долгосрочной государственной программы инновационного развития Великобритании. В программе предусмотрен переход от чисто административных методов управления к методам стимулирования творческой инициативы на всех уровнях. Программа предполагает согласование действий по инновационному и социально-экономическому развитию на региональном, страновом и межстрановом уровне, например в Европейском союзе. При этом учитываются коммерческие риски, повышение доходов населения, развитие образования и здравоохранения, социальная защита, обеспечение занятости населения, адаптация местных рынков к инновационным продуктам и услугам. Концепция многоуровневого управления реализуема лишь при развитии структур гражданского общества, местного самоуправления, объединений научных, профессиональных, культурных обществ и негосударственных некоммерческих организаций правозащитного, медицинского, образовательного и других типов, которые активны пока только в развитых странах. Именно в этом ключе находит подтверждение идея инновационного управления как создающая новые ценности и выгоду как организации, так и субъектам, входящим в ее состав.

Для XXI в. приметно развитие глобального управления, когда происходит создание наднациональной системы управления (международные организации, неправительственные объединения, транснациональные корпорации, региональные интеграционные объединения). Идея наднациональных институтов управления реализована в рамках Европейского союза, где осуществляется как политическое, так и экономическое управление (например, в сфере финансов, торговли). Причём в этом случае присутствуют элементы как позитивной, так и негативной интеграции. Позитивная интеграция предусматривает модель управления, обеспечивающую  защиту прав потребителей, охрану окружающей среды, то есть по сути социальную ориентацию. Негативная интеграция направлена на устранение национальных барьеров для создания рынков больших масштабов. Введение общей европейской валюты (евро) и вся программа Экономического и валютного союза относятся к негативной интеграции. Страны ЕС испытывают экономический шок в связи с тем, что при различном уровне развития они брошены один на один справляться с возникающими трудностями. При этой ситуации в выигрыше оказывается бизнес, как наиболее транснационализованный игрок.

Для компаний XXI в. характерно влияние как инновационного развития общества в целом, так и инновационного управления. На уровне компании это проявляется в развитии внутрифирменного предпринимательства – создание внутренних венчуров для реализации идей и изобретений сотрудников. На межфирменном уровне инновацией является создание сетевых структур как новой и организационной формы, базирующейся на сочетании конкуренции и кооперации. Кооперация в рамках общей информационной, научно-технической, финансовой и маркетинговой сети дополняет конкуренцию как главный принцип рыночных отношений. Это позволяет концентрировать интеллектуальный потенциал, производственные, финансовые и маркетинговые ресурсы всех участников сети и разделять риски в борьбе за рынок. Кооперация усиливает конкуренцию между сетями на мировом рынке.

Одной из самых эффективных новых форм является кластер – сообщество тесно связанных отраслей, опирающееся на конкуренцию и преимущества горизонтальных сетевых связей. Основоположник кластерной теории Майкл Портер под кластером понимает средоточение взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг и ассоциированных организаций в определённой области и на конкретной ограниченной территории. Классическим примерами считаются: кластер компьютерных технологий в Силиконовой долине (США), логистический кластер в Роттердаме (Нидерланды), кластер оффшорного программирования в Бангалоре (Индия). В развитых странах кластерные технологии используют не только для построения транснациональных кластеров, но и как один из элементов промышленной политики.

Кластер является антиподом отраслевого подхода, преобладающего в России. Развитие  отраслевых промышленных комплексов ограничивается рамками региональных или национальных возможностей. В то же время кластеры, особенно транснациональные, интегрируют различные отрасли, виды деятельности и международные проекты, генерируют инновационные процессы и повышают конкурентоспособность компаний кластера на мировом рынке. К сожалению, в России иногда смешиваются такие понятия, как территориально-промышленный комплекс (ТПК)1, где ядром является крупное промышленное предприятие, и кластер – наличие разветвлённых сетевых связей между большим количеством малых и средних предприятий.

Самые радикальные инновации в ближайшие пять лет ждут крупные корпорации мира. Эксперты IBM Global Business Services считают, что компания будущего должна быть «голодной до перемен», инновационной – за пределами самых смелых фантазий потребителей, глобально интегрированной и социально ответственной. Компании озабочены не защитой старых рынков, а завоеванием новых потребителей (и даже новых типов потребителей), осознают важность социальной ответственности. Они охотятся не за активами, а за компетентными людьми. Но особенно удивительным является то, что компании стали больше внимания уделять разработке бизнес-моделей, а не инновациям на производстве. Основные инвестиции идут на разработку новых форм ведения бизнеса.

Речь идёт о трёх типах инноваций: на уровне предприятия (изменение структуры и участие в партнёрских связях); на уровне дохода (новых способов получения прибыли от исходного  продукта, например, Apple, единственный из всех производителей телефонов, получает часть доходов операторов сотовых сетей); на уровне отрасли (создание абсолютно новой ниши – компании eBay и Google начали индустрию онлайновых аукционов и поиска в Интернете). Самые успешные компании открывают новые ниши.

Ещё одна инновация на уровне крупных компаний – просьюмеризм, когда потребители превращаются в сопроизводителей (Consumers + Producers = Prosumers).

Например, в индустрии игр наиболее активные игроки становятся авторами самых популярных игр. Компания Nike позволяет покупателям самим моделировать дизайн обуви у себя на сайте и делать обувь со своей подписью. Другое новшество – судьюсеризм, когда поставщик и производитель занимаются совместными разработками (Supplier + Producer = Suducer). Но это не интегрированные структуры, когда головная компания делает весь дизайн и размещает заказы у поставщиков. В данном случае поставщики сами оптимизируют дизайн и компоненты, им предоставляется бYольшая свобода. По сути, это – партнёрские отношения. Такие инновации получили широкое распространение в азиатских странах. Для них характерна и инновационная форма выхода на международные рынки. Если раньше компании строили свои мини-копии  в других странах (модель ТНК), то теперь в других странах строят только часть бизнеса (например, продажу и логистику), а само производство и бэк-офис могут находиться за тысячи километров. Это уже глобально интегрированная компания, а не транснациональная компания.

Таким образом, переход к новой парадигме креативно-инновационного характера управления в XXI в. породил целый ряд управленческих инноваций, которые по значимости зачастую  превосходят технические (технологические) инновации.


(1) ТПК, по советскому опыту, – это конгломерат предприятий, сформированный «сверху», централизованно, без учёта интересов самих предприятий.


Литература
1. Управленческие нововведения: неопознанные ресурсы // Управление персоналом. – 2000. – № 1.
2. Титов А.Б. Характеристика и принципы классификации инноваций / СПб. госуниверситет экономики и финансов. – СПб., 1998.
3. Управленческие нововведения в США. Проблема внедрения. – М. : Наука, 1986.
4. Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. – М. : Экономика, 1985.
5. Матвеев А.В. Управленческие инновации в деятельности руководителя коммерческой фирмы : автореферат дис. … к. э. н. / Рос. академия госслужащих при Президенте РФ. – М., 1999.
6. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций. – СПб. : СПбГУЭиФ, 2003.
7. Субетто А.И. Современный менеджмент и творчество // Достижения научно-технического прогресса : материалы семинара. – СПб. : ЛДНТП, 1991.

11.08.2016

Также по этой теме: