Управление стоимостью – новый приоритет управления бизнесом



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2006




д-р техн. наук, профессор,
генеральный директор
«РОЭЛ Консалтинг»

Тренев Н.Н.,
д-р экон. наук, ведущий
специалист группы РОЭЛ, с.н.с. ЦЭМИ РАН

Деньги вкладываются в бизнес-активы ради извлечения прибыли. Снижающаяся процентная ставка вводит в зону внимания отдаленную прибыль, переключая внимание с текущей доходности на долговременную. Долговременная доходность выражается в капитализации. На первое место выходит управление стоимостью.

Многие собственники российского бизнеса сами создавали свои предприятия и являются высшим менеджментом, участвующим в оперативном управлении. Потребность в отделении собственников от оперативного управления обусловлена естественным старением акционеров, их желанием при жизни воспользоваться результатами своего труда.

Отделение собственников от оперативного управления возможно с помощью формирования механизмов контроля и построения системы управления. При этом можно отметить, что многие собственники страдают иллюзией: собственник считает, что он контролирует бизнес, если участвует в оперативном управлении.

Собственник действительно контролирует бизнес, если он сумел построить механизмы контроля и систему управления. При их отсутствии участие в оперативном управлении мало что дает: контроль 5—7 факторов, а больше собственник физически не в состоянии контролировать, не может качественно изменить ситуацию в большой системе современного управления. Поэтому построение системы управления и механизмов контроля — вторая важнейшая задача корпоративного управления.

Решения глобальных задач современного бизнеса требует объединения усилий, привлечения других собственников. Привлечение собственников — привлечение инвестиций. Формирование инвестиционной привлекательности — третья важнейшая задача корпоративного управления в России.

Система управления стоимостью

Снижение процентной ставки в России приводит к смещению центра тяжести с разовых сделок и единовременного извлечения прибыли на долговременные прибыли и капитализацию (см. рис. 1). Фактически стоимость бизнеса заключается в стоимости будущих прибылей, взятых с учетом временной стоимости денег.

Рис. 1. Потребность в управлении стоимостью

Ориентация на капитализацию приводит к тому, что все управленческие решения рассматриваются не с точки зрения текущей доходности, а с точки зрения их влияния на капитализацию (см. рис. 2). При этом возникает проблема ликвидности капитализации, то есть возможности превращения ее в деньги при возникновении такой необходимости.


Рис. 2. Вход в объект

При принятии решения прежде всего необходимо поставить цель. Что мы хотим:
— получить долговременную прибыль;
— обеспечить приток наличности;
— закрыть «дырку» в системе бизнеса.

Первая цель — генеральная цель. Вторая и третья — инструментальные цели, реализация которых необходима для достижения генеральной. Поэтому прежде всего определяется текущая потребность.

Если текущая потребность — рост капитализации, то исследуются рынки, возможности и условия продажи. Только на основе этих факторов формируется, анализируется поле потенциального выбора.

Для объектов потенциального поля выбора устанавливаются поражающие факторы, отрицательно влияющие на стоимость. Оценивается величина этого влияния. Исследуется возможность полного или частичного устранения таких факторов.

Смотрится эффект от устранения поражающих факторов. Анализируется устойчивость эффекта к факторам риска и форс-мажора. Решение принимается на основе учета итоговых: эффекта, риска, вложений.

Капитализация, то есть стоимость бизнеса, превращается в наличные с помощью продажи бизнеса полностью или частично. Большей частью при этом продается пакет акций. Акции легче всего продать на финансовых рынках. Чем более развиты финансовые рынки, тем легче, дешевле и быстрее капитализация переводится в наличные деньги. Доступ к финансовым рынкам обусловливает ряд требований, большей частью касающихся защиты прав акционеров и прозрачности системы управления.

Основным бизнесом является приобретение недооцененных промышленных активов. Конечная цель приобретения — продажа, поэтому продаже и росту капитализации подчинены все основные бизнес-процессы. С этой целью был разработан и внедряется специальный бизнес-процесс работы с недооцененными активами — магистраль (рис.3).

Рис. 3. Магистраль повышения стоимости, на примере РОЭЛ ГРУПП

Надо ли магистраль формализовывать или ее можно оставить неформализованной, на уровне идеологии? Для России на этот вопрос можно предложить следующий ответ. Существенная часть собственников бизнеса приобрела его путем приватизации в 90-х годах. Для участия в приватизации необходимо было иметь положение, оборотной стороной которого является возраст. С тех пор прошло 15 лет. Срок небольшой с точки зрения истории и весьма существенный с точки зрения человеческой жизни.

Снижающаяся с возрастом способность обрабатывать объемы информации заставляет переходить на формальные методы управления.

Механизмы контроля

Приватизация была эпохой передела собственности. Собственность доставалась сильнейшему. Вместе с тем проходящее время и уходящие силы заставляют собственников бизнеса искать пути его сохранения. Эпоха передела собственности сменяется эпохой создания институтов ее сохранения. Механизмы контроля и системы управления принадлежат к числу таких институтов.

Механизмы контроля опираются на:
— прозрачность потоков: материально-финансовых; информационно-аналитических; административно-управленческих;
— распределение полномочий;
— баланс полномочий и ответственности.

Прозрачность потоков, точнее их истинность, подтверждается аудиторской проверкой. Аудиторы должны подчиняться акционерам, а не исполнительной власти — в противном случае аудиторы не стимулируются защищать интересы собственников.

Достигается прозрачность путем реинжиниринга. Бизнес-процессы должны быть осмысленными и доступными пониманию, пусть даже путем разбиения на подпроцессы. Любое «слепое» или темное пятно следует рассматривать как потенциальное место размытия прибыли. Распределение полномочий исключает чрезмерную концентрацию власти. Баланс полномочий и ответственности позволяет спрашивать за принимаемые решения.

Механизмы формирования инвестиционной привлекательности

Период создания первоначального капитала в России уже пройден. Во многом исчерпан и потенциал развития за счет привлечения заемного капитала. В то же время существует ряд объективных причин, требующих развития и укрупнения бизнеса. К их числу относится потребность в проведении НИОКР и маркетинговых исследований, построении и развитии товаропроводящих сетей, привлечении высококвалифицированных специалистов и построении системы управления. Все это дорогостоящие удовольствия и под силу только крупному бизнесу.

Потребность в развитии бизнеса обусловливает потребность в привлечении собственного капитала. Собственный капитал можно привлечь только в инвестиционно-привлекательную компанию.

Основной фактор инвестиционной привлекательности — хорошая доходность при разумном риске. Поэтому бизнес компании должен быть устойчивым и обеспечивать долгосрочные прибыли. Другими словами, инвестиционно-привлекательная компания хорошо позиционирована.

Потенциальная прибыль, обеспечиваемая хорошим позиционированием компании, должна доходить до инвестора. Помешать этому могут:
управленческие ошибки;
увод прибыли;
хищения.

Управленческие ошибки возникают вследствие:
— слабой системы управления;
— недостаточных опыта и квалификации руководства, в том числе и в первую очередь высшего.

Особенно критичны опыт и квалификация высшего руководства, так как:
— от них зависят квалификация и опыт среднего и низшего персонала;
— низший и средний персонал не имеет возможности совершать ошибки такого масштаба, который доступен высшему руководству.

Увод прибыли и хищения различаются между собой используемым инструментарием и предотвращаются:
— прозрачностью материально-финансовых потоков;
— механизмами контроля.

Инвестору важно, чтобы прибыль возникала и доходила до места назначения. Соответственно, механизмы инвестиционной привлекательности обеспечивают:
— позиционирование компании;
— минимизацию рисков: управленческих; увода прибыли; хищений;
— прозрачность ситуации для инвестора.

Обеспечение инвестиционной привлекательности стоит денег, которые, однако, оборачиваются снижением цены привлекаемых средств:
— собственных;
— заемных.

Вложения в инвестиционную привлекательность эффективны до тех пор, пока маржинальные издержки по ее обеспечению приближаются снизу к маржинальной выгоде — снижению стоимости привлекаемых денег — от ее введения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тренев Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Леонтьев С.В., Масютин С.А., Тренев В.Н. Стратегии успеха. Обобщение опыта реформирования российских промышленных предприятий. — М: Новости, 2000.
3. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. — М.: ПРИОР, 2000.
4. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура. — М.: ПРИОР, 2000.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста