Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2014
Воронина В.М.,
доктор экономичесикх наук,
профессор кафедры экономики и управления
на предприятии Оренбургского государственного университета
Федорищева О.В.,
старший преподаватель кафедры экономики и управления
на предприятии Оренбургского государственного университета
В статье рассматриваются вопросы совершенствования инструментального обеспечения оценки результативности бизнеса промышленных предприятий на основе «золотого правила экономики предприятия», характеризующего взаимосвязанное изменение темпов роста прибыли, выручки и активов. Сформулированы принципы построения динамического норматива как аналитического инструмента, расширяющего возможности обоснования эффективных управленческих решений.
Совершенствование практики управления промышленными предприятиями требует соответствующего инструментального и методического обеспечения. На фоне неутихающих научных споров о показателях, характеризующих эффективность бизнеса, особую актуальность приобретают индикаторы, с помощью которых можно с позиций рыночной экономики идентифицировать ситуацию и оценивать результаты деятельности. Эта задача решалась и решается по-разному.
«Золотое правило экономики предприятия» отражает одно из важнейших условий, соблюдение которого обеспечивает расширенное воспроизводство, устойчивость положения на рынке и, соответственно, развитие коммерческой организации. Речь идёт об изменении во времени прибыли, выручки и активов. При этом важное значение имеет не только динамика каждого показателя в отдельности, но (что очень важно) и их взаимосвязь, находящая отражение в формуле:
где – соответственно темпы изменения прибыли, объёма продаж продукции, активов. Данная формула «золотого правила экономики предприятия» в различной редакции (используются различные виды прибыли) достаточно часто приводится в специальной экономической литературе по управлению и финансам, например [1; 2; 3].
Прибыль – конечный финансовый результат функционирования промышленного предприятия (коммерческой организации). Прибыль используется в качестве основного показателя в целеполагании при построении целевых ориентиров. Устойчивая текущая прибыль является индикатором правильно выбранного направления движения предприятия.
Прибыль – это сложная экономическая категория. Несмотря на наличие достаточно обоснованных трудов по теории прибыли, единая концепция в отношении экономического содержания прибыли до сих пор не выработана. Это находит отражение в различных подходах и разнообразных сущностных определениях прибыли и прибыли применительно к промышленным предприятиям (фирмам).
В.В. Ковалёв выделяет три ключевых подхода: академический, предпринимательский, бухгалтерский [2]. При первом подходе прибыль определяется с учётом всех видов расходов, включая те, которые не находят отражение в системе бухгалтерского учёта. Во втором случае прибыль рассчитывается по результатам изменения рыночных оценок капитала собственников предприятия. Суть третьего подхода – прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами (затратами) предприятия, относимыми к отчётному периоду. Сущность и состав доходов и расходов определяются нормативными документами по бухгалтерскому учёту. Первые два подхода позволяют понимать экономическую природу прибыли, третий проецируется в бизнес-практику организаций.
Практическое использование «золотого правила экономики предприятия», прежде всего, для оценки эффективности деятельности, а также выявления кризис-факторов сдерживается рядом обстоятельств, требует терминологических и методических уточнений, вызванных прежде всего изменением нормативно-правового обеспечения бухгалтерской отчётности, включающей показатели прибыли, выручки, активов. Речь идёт о том, что в специальной экономической литературе достаточно часто можно встретить предложения об использовании в «золотом правиле экономики предприятия» балансовой прибыли. Но «балансовая прибыль», которая традиционно характеризовала прибыль отчётного периода, в настоящее время потеряла свой смысл и назначение [4, с. 154]. В действующей сегодня форме отчётности – бухгалтерском балансе (в разделе «Капитал и резервы») в соответствии с приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» [5] фигурирует сумма нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Прибыль отчётного периода (убыток) и нераспредёленная прибыль (непокрытый убыток) – понятия не идентичные. В форме «Отчёт о финансовых результатах» выделены следующие виды прибыли:
– валовая прибыль (убыток);
– прибыль (убыток) от продаж;
– прибыль (убыток) до налогообложения;
– чистая прибыль (убыток).
Показатель «Валовая прибыль (убыток)» представляет собой разницу между выручкой и себестоимостью продаж. Показатель «Прибыль (убыток) от продаж» рассчитывается как разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленческих расходов. Показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» отражает финансовый результат деятельности предприятия. Он рассчитывается следующим образом: прибыль до налогообложения = прибыль от продаж + доходы от участия в других организациях + проценты к получению – проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы.
Чистая прибыль – это часть прибыли до налогообложения, остающаяся в распоряжении собственников (акционеров) после начисления текущего налога на прибыль, а также с учётом изменения сумм отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств и прочих данных.
Исходя из экономического смысла вышеприведенных показателей прибыли и логики их расчёта, в «золотом правиле экономики предприятия» должен фигурировать показатель «прибыль до налогообложения» либо показатель «чистая прибыль». Этот вопрос решается в зависимости от контекста. На наш взгляд, предпочтение должно быть отдано чистой прибыли.
Устоявшейся ошибкой, строго говоря, можно считать и использование в формуле «золотого правила экономики предприятия» показателя «объём реализации». Ведь объём (чаще всего) предполагает использование натуральных (штуки, метры, тонны) или условно-натуральных показателей (тонны условного топлива, тонно-километры).
Более подходящим в смысловом отношении в данном контексте является показатель «выручка» (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин, то есть выручка-нетто).
Заметим, что выручка в соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 [6] признается в бухгалтерском учёте при соблюдении следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, которое закреплено в конкретном договоре или подтверждено иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции организация будет иметь увеличение экономических выгод. Уверенность есть, если организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределённость в отношении его получения;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Таким образом, «золотое правило экономики предприятия» в скорректированном варианте можно представить следующим образом
где – соответственно темпы изменения чистой прибыли, выручки-нетто, активов.
Алгоритм построения «золотого правила экономики предприятия» базируется на темпах роста по названным показателям. Как известно, темпы роста рассчитываются по формулам:
где Тбаз – базисный темп роста;
Тцеп – цепной темп роста;
Yi – i-й уровень ряда;
Y1 – начальный уровень ряда;
Yi–1 – уровень ряда, предшествующий i-му уровню ряда.
Темпы роста – это показатели соотношения уровней ряда. Темпы роста могут выражаться в разах или в процентах. Темпы изменения в процентах показывают, сколько процентов составляет один уровень по сравнению с другим.
Варианты управленческих решений, вытекающие из полученных результатов, зависят от анализируемых интервалов времени. При текущем управлении промышленным предприятием в расчёт принимаются два смежных календарных года. Для стратегического управления, когда нужно систематически выявлять скрытые симптомы кризиса и затем перейти к обоснованию соответствующего управленческого решения, информационная база анализа и диагностики должна быть расширена до большего числа лет. При этом первоначально рассчитываются цепные темпы роста, а на их основе средние темпы роста, характеризующие интенсивность изменения. Средние темпы роста, как известно, определяются по формулам простой средней арифметической, средней хронологической, средней геометрической.
Средний уровень для интервального ряда исчисляется по формуле простой средней арифметической, т.е. сумму уровней ряда делят на число уровней в соответствии с формулой
Средний уровень моментного ряда исчисляется по формуле средней хронологической
Средний темп роста исчисляется по формуле средней геометрической
где – средняя геометрическая величина;
Т1, Т2, …, Тn – цепной темп роста в процентах;
n – число уровней ряда.
Следует согласиться с тем, что «золотое правило экономики» характеризует экономический потенциал предприятия, его развитие, является индикатором экономической активности [3; 7]. Рост приведённых показателей в динамике свидетельствует о положительных тенденциях на предприятии при соответствии оптимальному (эталонному) соотношению. Несоблюдение указывает, что нарушено финансовое равновесие, и позволяет идентифицировать ситуацию как ненормальную, предполагающую существование явных или латентных кризис-факторов.
Прежде чем дать экспресс-оценку деятельности отдельным оренбургским предприятиям пищевой промышленности на основе «золотого правила экономики предприятия», приведём краткие сведения о них.
ООО молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» расположено в Оренбургской области в с. Ташла, создано в 1996 г. на базе обанкротившегося ТОО «Агрика». Предприятие производит молоко и молочные продукты более 60 наименований. На предприятии наблюдается снижающаяся платёжеспособность за 2009–2011 гг., колеблющаяся финансовая устойчивость, низкий уровень рентабельности, повышающийся незначительно.
ОАО «Новосергиевский маслозавод» находится в Оренбургской области в п. Новосергиевка. С 1992 г. является правопреемником ГП «Новосергиевский маслозавод», основанного в 1969 г. Основные виды выпускаемой продукции – молоко и молочная продукция. Масло сливочное пользуется постоянным спросом. Платёжеспособность повышается незначительно, имеется финансовая зависимость от внешних финансовых источников. ОАО «Новосергиевский маслозавод» имеет низкий уровень рентабельности, прибыль от продаж за 2011 г. отрицательная из-за значительного увеличения коммерческих расходов.
ОАО «Молкомбинат Бугурусланский» создано на базе Бугурусланского маслопрома, введённого в действие в 1946 г., находится в г. Бугуруслане. Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции: цельномолочную продукцию, сырную продукцию, масло сливочное. ОАО «Молкомбинат Бугурусланский» платёжеспособно, но за 2011 г. убыточно и, соответственно, нерентабельно.
Крупным конкурентом вышеназванных предприятий молочной промышленности в Оренбургской области является ООО «Оренбургский молочный комбинат». Предприятие расположено в г. Оренбурге, создано в 2006 г. на базе обанкротившегося ОАО «Оренбургский городской молочный завод». Основными видами выпускаемой продукции являются молоко и молочные продукты более 60 наименований. Предприятие платёжеспособно, финансовая устойчивость колеблется, уровень рентабельности за 2009–2011 гг. сравнительно низкий. Мощностные характеристики ООО «Оренбургский молочный комбинат» равны практически трети всех мощностей существующей переработки в области.
ЗАО «Оренбургский бройлер» находится в Оренбургской области, с. Татарская Каргала. Создано в 2002 г. на базе птицефабрики «Россия». На предприятии производятся мясо птицы и пищевые субпродукты, включающие более 25 наименований.
Платёжеспособность и финансовая устойчивость колеблются. За 2008 г., 2010–2011 гг. предприятие нерентабельно.
ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» (Оренбургская область, п. Юный) создано на базе ГП, основанного в 1973 г. Основными видами продукции являются мясо бройлеров, яйцо, мясная продукция (свыше 73 наименований). Совсем недавно стали выпускать продукцию молочного производства, мясо говядины и свинины на животноводческих фермах, находящихся в собственности птицефабрики. Уровень рентабельности на предприятии снижается.
ОАО «Оренбургский маслоэкстракционный завод» (г. Оренбург) является правопреемником ГП. Производит растительное масло, высокопротеиновый подсолнечный шрот. Имеет место колеблющаяся платёжеспособность и финансовая устойчивость, низкий колеблющийся уровень рентабельности, незначительно увеличившийся по результатам 2011 г.
ОАО «Оренбургский комбикормовый завод» находится в г. Оренбурге. С 1992 г. является правопреемником ГП «Оренбургский комбикормовый завод», созданного ещё в 1932 г. для обеспечения армии кормами. Производит комбикорма (более 17 наименований) и пшеничную муку. На предприятии наблюдается колеблющаяся платёжеспособность, финансовая неустойчивость, колеблющийся низкий уровень рентабельности продаж.
В таблице 1 приводятся соотношения среднегодовых темпов роста показателей чистой прибыли, выручки от продаж и активов предприятий пищевой промышленности Оренбургской области [8]. Эталонное соотношение темпов роста показателей прибыли, выручки от продаж, а также активов за 2008–2011 гг. не выдерживается. Исключение составляет лишь ОАО «Оренбургский комбикормовый завод» (2008–2011 гг.).
Сложившаяся картина говорит о наличии кризисных факторов и достаточно серьёзных проблемах. Общим для всех рассмотренных выше предприятий является низкий уровень рентабельности продаж, имеет место недопустимо высокий процент изношенности основных производственных фондов, недоиспользование производственных мощностей, несовершенство ценовой политики закупки молока у населения с целью переработки. В то же время каждое предприятие имеет свои собственные кризис-факторы: снижение качества молочной продукции, появление контрафактной продукции, невозможность расширения ассортимента по комбикормам, недобросовестная конкуренция. Однако при этом предприятия (ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский», ОАО «Новосергиевский маслозавод») имеют и перспективы развития, несмотря на наличие мощных конкурентов, крупных федеральных игроков «Юнимилк» и «ВиммБилль-Данн», а также местных оренбургских производителей – ООО «Оренбургский молочный комбинат», Саракташский, Медногорский и Орский молочные заводы.
«Золотое правило экономики предприятия» – это своего рода экономическая модель. Сравнение фактических показателей с моделью позволяет идентифицировать ситуацию как нормальную (если выдерживается соотношение заданных темпов роста) и как ненормальную (если соотношение заданных темпов роста не выдерживается).
Иначе говоря, можно сделать выводы уже по результатам экспресс-анализа. Это доступно не только руководителю, но и менеджерам других уровней. Более точная постановка диагноза предполагает развитие методологии темпового анализа прежде всего за счёт совершенствования собственно базы сравнения, разработки соответствующего норматива и интерпретации отклонений фактических значений от нормативных.
Для идентификации ситуации, касающейся интенсивности изменения темпов роста прибыли, выручки, активов, для оценки их темпов роста и, что самое важное, для обоснования последующих управленческих решений необходимо использовать динамический (плавающий) норматив.
Принципы построения динамического норматива можно сформулировать следующим образом:
1) эталонное соотношение должно быть скорректировано с учётом стадии жизненного цикла предприятия (создание, рост, зрелость, упадок). При этом на каждой стадии определяется индивидуальное соотношение между темпами роста прибыли, темпами роста выручки, темпами роста активов и должен указываться конкретный диапазон;
2) необходимо учитывать отраслевую принадлежность предприятия и региональные особенности;
3) при оценке динамики показателей прибыли, реализации продукции, работ и услуг, стоимости активов следует комплексно учитывать изменение уровня рентабельности. Темпы роста прибыли, выручки, стоимости активов могут и замедляться.
При постановке диагноза нужно исходить из того, что при этом должен сохраняться планируемый или прогнозируемый уровень рентабельности (продаж, активов);
4) динамический норматив должен использоваться для сравнения с фактическими значениями показателей;
5) на основе величины отклонений и динамики отклонений (принимаются во внимание квартальные, годовые, среднеквартальные и среднегодовые темпы роста) идентифицируется ситуация и осуществляется постановка диагноза.
Динамический норматив, построенный в контексте «золотого правила экономики предприятия», может служить индикатором, позволяющим уже по результатам экспресс-анализа оценить результаты деятельности промышленного предприятия. Использование принципов построения динамического норматива позволит разработать сам норматив (нормативное соотношение между показателями), а затем на основе выявленных отклонений фактических значений от заданных появляется возможность идентифицировать ситуацию с целью обоснования последующих управленческих решений достаточно широкого спектра.
Литература
1. Романова Л.Е., Давыдова Л.В., Коршунова Г.В. Экономический анализ: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.
2. Ковалёв В.В. Анализ баланса, или как понимать баланс. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2013.
3. Чернова А.Г. Анализ деятельности фирмы в соответствии «золотому правилу экономики предприятия». – Режим доступа: http: //science-bsea.narod.ru/2011/ekonom_2011_1/chernova_analiz.htm
4. Ковалёв В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практ. пособие. – М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2007.
5. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций». – Режим доступа: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141042
6. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99): утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н. – Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131606.
7. Надтока Т.Б., Виноградова А.Г. Экспресс-оценивание состояния предприятия на основе пропорций темповых показателей. – Режим доступа: archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_ Gum/inek/2011_6/120.pdf.
8. Федорищева О.В. Инструментальное обеспечение превентивной антикризисной диагностики на промышленных предприятиях. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. – СПб.
9. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. 10. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для вузов. – CПб. : Андреевский издательский дом, 2006.
11. Областной статистический ежегодник 2008: Стат. сб. территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2008.
12. Областной статистический ежегодник. Стат. сб. территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2000–2011.
13. Областной статистический ежегодник, 2009. Стат. сб. территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Ореyбург, 2009.
14. Румянцева Е.Е. Экономический анализ: учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2009.
15. Cтатистический ежегодник Оренбургской области. 2011 / Оренбургстат. – Оренбург, 2011.
16. Cтатистический ежегодник Оренбургской области. 2012 / Оренбургстат. – Оренбург, 2012.