Совершенствование материального стимулирования персонала энергокомпаний за экономию топлива и материалов



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2009


Тимофеев А.В.,
к. э. н., доцент кафедры
менеджмента и маркетинга
РХТУ, Москва

Одно из важнейших направлений развития энергокомпаний – это формирование эффективной системы энергосбережения. Проведение активной политики энергосбережения, сочетающей методы государственного регулирования и рыночные механизмы, позволяет сократить совокупные затраты на обеспечение надёжного энергоснабжения благодаря внедрению энергосберегающих технологических процессов и оборудования, а также проведению организационно-технических мероприятий. Различают внеэкономические и экономические методы стимулирования энергосбережения.

К внеэкономическим методам относятся установление норм и ограничений в области энергопотребления, совершенствование учёта и контроля топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), разработка государственных стандартов энергоёмкости (энергопотребления, потерь  энергии) и их внедрение, информирование потребителей об эффективности изделий и  оборудования с точки зрения экономии энергии.

К экономическим методам стимулирования экономии энергии относят совершенствование  системы установления цен и тарифов на энергоносители, а также цен на энергопотребляющие  аппараты, оборудование,  установки; премирование за экономию энергоресурсов; регулирование налогов, применение штрафов в случае расточительного потребления энергии; выдачу льготных кредитов и безвозмездных субсидий на осуществление мер по энергосбережению. В настоящее время экономические стимулы энергосбережения в нашей стране, как и системы контроля, учёта и надзора за использованием ТЭР, недостаточно эффективны, несмотря на федеральную целевую программу «Энергосбережение России».

Необходимым условием широкого распространения мероприятий по экономии энергии является представление надлежащей информации производителям и потребителям энергоресурсов и установление технических стандартов для проектировщиков и специалистов. Это относится в равной мере как к сфере производства, так и к сфере потребления энергии. В них должны содержаться данные о вредных выбросах в окружающую среду, оценке эффективности энергетического оборудования, показателях энергопотребления, которые определяют выбор и использование энергосберегающей технологии.

На развитие работ в области энергосбережения оказывают воздействие условия, стимулирующие передачу энергосберегающих технологий, наличие собственных средств на финансирование и возможностей привлечения других источников, формирование соответствующего хозяйственного механизма.

В электроэнергетике важными показателями работы по энергосбережению являются удельные расходы топлива на производство электроэнергии и расход её на транспорт в электрических сетях. Удельные расходы топлива в электроэнергетике России выше, чем в промышленно развитых странах. Так, удельный расход топлива на тепловых электростанциях (ТЭС) России составляет 344 грамма условного топлива на киловатт?час (г.у.т/кВт?ч), а на ТЭС Германии – 310 г.у.т./кВт?ч, на лучших ТЭС и ГТУ мира – 280 г.у.т./кВт?ч (отставание российской теплоэлектроэнергетики по данному показателю составляет соответственно 11 и 23%) [1]. При этом следует учитывать широкое использование комбинированного производства электрической и тепловой энергии в России, которое, прежде всего, и позволяет достичь существенного снижения удельного расхода топлива, то есть сравнение с мировыми лидерами по конденсационным станциям будет ещё более проигрышным. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в структуре затрат ТЭС топливо составляет 65–75% и более. Резервы экономии ТЭР на тепловых станциях связаны с модернизацией энергооборудования, оптимизацией режимов его работы в энергосистемах и непосредственно на электростанциях. Существенное влияние на снижение удельных расходов топлива оказывают ввод в действие новых современных энергоблоков (в том числе парогазовых установок), дальнейшее развитие теплофикации, вывод из работы устаревшего, изношенного оборудования.

Основные пути снижения удельных затрат электроэнергии на её транспорт – это оптимизация режимов работы энергосистем, улучшение их сбалансированности, насыщение их устройствами регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, улучшение качества электроэнергии.

По отрасли «Электроэнергетика» ежегодный объём экономии топлива и энергии должен составлять только за счёт технологических мер 18 млн тонн условного топлива (т.у.т.) к 2010 г. [2]. Кроме технологических мер, Программа энергосбережения в электроэнергетике включает подпрограммы управления спросом на энергию, организационные меры, НИОКР. В частности, подпрограмма организационных мер предусматривает расширение сферы нормирования, внедрение эффективных систем материального стимулирования энергосбережения.

Проблемы в области энергосбережения остаются. Важными причинами неудовлетворительного состояния энергосбережения в стране являются следующие [3]:
- общественная неосознанность необходимости переориентации приоритетов развития экономики страны с производства энергии на энергосбережение;
- общее несовершенство экономической системы;
- отсутствие полноценного организационного механизма по реализации идеологии  энергосбережения во всех сферах хозяйства и регионах страны.

Представляется, что механизм по реализации энергосбережения должен представлять систему управления энергосбережением, охватывающую сферу законодательства; организационные формы планирования и регулирования энергосбережением; методы экономического стимулирования во всех звеньях производства, распределения и потребления энергии; хозяйственные структуры для практической реализации энергосберегающих мероприятий по заказам предприятий, организаций и граждан.

Мои исследования показали, что важнейшими направлениями экономии ТЭР на тепловых электрических станциях являются (по убыванию их значимости):
- совершенствование энергетического оборудования, требующее значительных капиталовложений;
- изменение режима эксплуатации энергетического оборудования и доли теплофикационной выработки;
- повышение качества ремонтов энергетического оборудования;
- изменение состава и повышение качества используемого топлива.

Для экономии ТЭР (прежде всего топлива) на ТЭС важны и организационные факторы. К наиболее значимым организационным факторам, влияющим на экономию топлива, отношу:
- нормирование удельного расхода топлива на ТЭС;
- наличие средств учёта и контроля топлива и качество их эксплуатации;
- организацию премирования за экономию топлива;
- обеспеченность подразделений тепловой электростанции нормативной технологической и  организационно-технической документацией;
- обеспеченность энергопредприятия кадрами;
- повышение квалификации работников.

К основным факторам, влияющим на эффективность использования энергоресурсов (прежде всего топлива) на тепловых электростанциях, отношу:
1. Технико-технологические:
1.1. Состояние оборудования (его износ).
1.2. Прогрессивность технологии.
1.3. Оптимальность режимов работы оборудования.
2. Законодательные и нормативные:
2.1. Совершенствование законодательной базы
2.2. Состояние корпоративной нормативной базы.
3. Информационно-аналитические:
3.1. Обеспечение полноты и качества информационной базы (состояние приборов учёта; уровень средств по сбору и передаче данных; оперативность сбора и обработки информации).
3.2. Наличие и применение аналитических систем (качество методологического обеспечения и алгоритмов аналитических программ; оперативность проведения анализа и принятия управленческих решений).
4. Финансово-экономические:
4.1. Уровень финансовых возможностей.
4.2. Экономическая обоснованность мероприятий.
5. Мотивационные и стимулирующие:
5.1. Материальная заинтересованность персонала.
5.2. Психологическая заинтересованность персонала.

Для организации экономии топлива на ТЭС большое значение имеет анализ потерь топлива по данным отчётов «О тепловой экономичности оборудования тепловых электростанций…» (форма 3-тех) [4]. Кроме того, следует учитывать данные, полученные по результатам энергетических обследований станций (включая инструментальные замеры) [5; 6]. Оценка потерь может быть выполнена по отклонению от нормативных показателей с учётом фактических режимов работы ряда станций.

Примерная структура потерь по технико-экономическим показателям (ТЭП), учитываемым на ТЭС, по ряду тепловых электростанций представлена ниже:
1) присосы воздуха по тракту котла (?Lрух) – 15–30%;
2) температура уходящих газов (tух) – 10–20%;
3) вакуум в конденсаторе турбины (Р2) – 10–20%;
4) температура питательной воды (tпв) – 10–20%;
5) давление пара в регулируемых отборах турбины (Ротб) – 5–15%;
6)потери пара и конденсата (G пот) – 5–15%;
7) внеплановые пуски (остановы) турбин и растопки котлов (?Вп) – 5–15%;
8) расход электроэнергии на питательные насосы (Эпн) – 1–10%;
9) расход электроэнергии на циркуляционные насосы (Эцн) – 1–10%;
10) расход электроэнергии на тягу и дутьё (Этд) – 1–5%;
11) расход электроэнергии на пылеприготовление (Эпп) – 1–5%;
12) расход электроэнергии на теплофикационную установку (Эту) – 1–5%;
13) расход электроэнергии на гидрозолоудаление (Эрзу) – 1–5%;
14) давление острого пара (Ро) – 1–5%;
15) температура острого пара (tо) – 1–5%.
16) содержание влаги в мазуте (W) – 1–5%.
17) давление водорода в корпусе генератора – 1–5%.

Структура может существенно отличаться для различных станций.

Потери топлива на станциях достигают 2500–5000 т.у.т. в год [7; 8]. К сожалению, системы премирования за экономию топлива, применяемые на ТЭС, недостаточно эффективны. Анализ нескольких десятков положений по премированию персонала за экономию топлива показал, что в настоящее время на электростанциях используются несколько типов методик распределения премиальных средств. Обычно премия за экономию топлива начисляется на тарифную часть заработной платы работника, исчисленную за фактически отработанное время с учётом коэффициента приведения, определяющего значимость профессии (должности). Такая система не отражает реальный вклад цехов (отделов), вахт (бригад) и отдельных работников в выполнение технико-экономических показателей, влияющих на экономию топлива.

На ряде ТЭС перешли к коллективному премированию за экономию топлива.

При этом сумма начисленной премии зависит от трудового вклада коллектива каждого структурного подразделения, который представляет фиксированную долю в общей стоимости сэкономленного топлива, выплачиваемой электростанции. Указанная доля не зависит от значений реально достигнутых ТЭП [9]. Теоретические исследования и практика показали, что распределение премиальных средств между коллективами и внутри них между работниками наиболее целесообразно производить пропорционально их потенциальному и реальному вкладу в экономию топлива.

Потенциальный, возможный вклад в экономию топлива позволяет выделить те коллективы и работников, труд которых наиболее значим для достижения лучших конечных результатов, при этом не гарантируя им оплату, если потенциальный вклад не будет реализован в отчётном периоде. Фактический вклад представляет оценку реальной деятельности.

Считаю, что организация премирования работников ТЭС за экономию топлива требует наличия:
1) нормативных документов для определения абсолютной величины сэкономленного топлива на ТЭС;
2) средств учёта и контроля за технологическим процессом в достаточном количестве;
3) должностных инструкций для персонала ТЭС.

В разработанной мной методике для достижения наиболее полного соответствия коллективных и личных интересов задачам экономии топливно-энергетических ресурсов премия за экономию топлива начисляется на весь коллектив структурного подразделения. Начисление индивидуальной премии может быть организовано для тех работников, вклад которых в экономию топлива не связан с результатами работы структурного подразделения.

В разработанной методике премирование работников ТЭС за экономию топлива производится в три этапа:
1) на первом этапе общая сумма премии, начисленная ТЭС за экономию топлива,  распространяется по цехам, функциональным отделам, группам персонала (далее – по структурным подразделениям). На ТЭС может быть выделено до 7–8 цехов и 5 функциональных отделов. Работники общестанционного персонала, которые не вошли в цехи и отделы, но выполняют одинаковые или сходные функциональные обязанности, могут быть сведены в группы персонала (например, в одну группу вошли все начальники смен станции, во вторую – инспекторы по эксплуатации и технике безопасности);
2) на втором этапе общая сумма премии, начисленная каждому структурному подразделению, распределяется по участкам, бригадам, сменам, лабораториям;
3) на третьем этапе производится расчёт премии каждому работнику.

Премирование персонала ТЭС за экономию топлива может производиться по результатам работы за квартал.

Размер премиальных средств, начисленных на цех, отдел, группу персонала, напрямую зависит от их потенциального и реального вклада в экономию топлива. Оценка потенциального участия коллектива производится по величине базового коэффициента трудового вклада, отражающего влияние коллектива структурного подразделения, группы персонала на экономию топлива:
1) величина базового коэффициента трудового вклада (КТВб) определяется по сложившейся за предшествующие 3–5 лет структуре премиальных выплат персоналу, скорректированной с учётом мнений ведущих специалистов станции, полученных в результате анкетирования, и опыта работы энергопредприятий отрасли;
2) оценка потенциального вклада также учитывает величину тарифной составляющей фонда заработной платы (ФЗП) премируемых работников структурного подразделения, определённого по штатному расписанию, что позволяет в наибольшей мере стимулировать работу с меньшей численностью;
3) потенциальный вклад каждого работника измеряется величиной базового коэффициента трудового участия, определяемой экспертно;
4) величина КТВб зависит от вида сжигаемого топлива и организационной структуры ТЭС;
5) КТВб является постоянной величиной и устанавливается каждому структурному подразделению администрацией энергопредприятия.

Реальный вклад каждого структурного подразделения в экономию топлива измеряется оценочным коэффициентом трудового вклада (КТВо), который определяется по конкретным результатам работы в отчётный период.

Начисление премии по каждому структурному подразделению производится на фонд заработной платы работников, включённых в перечень премируемых за экономию топлива (ФЗПт ш.р.), определённому по их тарифным ставкам, должностным окладам в соответствии со штатным расписанием. ФЗПт ш.р. является постоянной величиной. Изменения могут вноситься, если меняется штатное расписание, изменяется величина тарифных ставок (должностных окладов) работников, премируемых за экономию топлива.

Величина премии за экономию топлива каждого структурного подразделения (Пс.п.j) определяется по формуле:

где Птэс – общая сумма премии за экономию топлива, начисленная ТЭС в целом за отчётный период, тыс. руб.; ФЗПт ш.р. – фонд заработной платы работников, включенных в перечень премируемых за экономию топлива, по каждому структурному подразделению, тыс. руб.; КТВбj – базовый коэффициент трудового вклада каждого (j) структурного подразделения, в долях; КТВоj – оценочный коэффициент трудового вклада каждого (j) структурного подразделения, в долях; n – количество структурных подразделений (изменяется от 1 до j).

Оценочный коэффициент трудового вклада прямо зависит:
1) по цехам – от достигнутого в отчётном периоде уровня технико-экономических показателей, на которые персонал цеха оказывает непосредственное влияние (их учёт прост и налажен на ТЭС);
2) по функциональным отделам и группам персонала – от выполнения в отчётном периоде тех основных функций, которые влияют на экономию топлива.
Работа оценивается в баллах – от 2 до 5. Оценкой в 5 баллов оценивается работа, отвечающая требованиям должностных и производственных инструкций и других нормативных документов, имеющихся на ТЭС, а также максимальное проявление инициативы. При ухудшении показателей работы (превышение сроков, снижение качества работы, отсутствие инициативы и т. п.) оценка снижается. Балльная оценка широко применяется за рубежом при организации премирования работников технологически сложных производств [10–14];
3) оценочный КТВ определяется по нормативно-ранговому методу, достоинствами которого являются:
- возможность получить сопоставимую оценку реального трудового вклада сравниваемых структурных подразделений и групп персонала;
- отсутствие понижающих поправочных коэффициентов (по сути, штрафов);
- возможность устранить конфликты в связи с распределением премии;
- возможность учесть особенности непрерывных производств, когда на конечный результат влияет большинство, а иногда и все структурные подразделения (сбой в одном подразделении ведёт к отсутствию экономии по станции в целом);
4) оценочный КТВ может быть определен как по номограмме, так и по расчётной формуле:

где Vi – степень влияния оценочного показателя на экономию топлива данного структурного подразделения (постоянная величина в долях); i – количество оценочных показателей для каждого структурного подразделения (изменяется с 2 до 5);
Rквi – оценка структурного подразделения по показателю (в баллах, изменяется с 2 до 5 баллов). Сам КТВо изменяется с 1 до 2;
5) разработанный механизм определения фактического вклада структурных подразделений в экономию топлива позволяет увеличивать или снижать размер премиальных выплат подразделению на 25–30%;
6) сходные принципы используются при распределении премии за экономию топлива по бригадам, сменам, лабораториям, участкам и работникам.

В механизме оценки фактического вклада цехов ТЭС в экономию топлива количество оценочных показателей для отдельных цехов колеблется от четырёх-пяти до двух. При этом используются комплексные оценочные показатели, интегрирующие влияние наиболее значимых первичных показателей. В качестве последних выбраны те, на которые цех оказывает непосредственное влияние, а их учёт прост и налажен на ТЭС. В прил. 1 представлены исходные данные для расчёта КТВо котлотурбинного цеха (КТЦ) газомазутной ТЭС.

Комплексный оценочный показатель – суммарный показатель выполнения технологических параметров (Кт) – учитывает:
- давление (Ро) и температуру (tо) острого пара;
- температуру питательной воды (tп.в.) и уходящих газов (tух).

Оценка по Кт для КТЦ определяется по формуле:

Суммарный показатель, характеризующий расход электроэнергии на собственные нужды (Кэ), учитывает:
- расход электроэнергии на тягу и дутьё (Этд);
- расход электроэнергии на питательные (Эпн) и циркуляционные насосы (Эцн);
- расход электроэнергии на теплофикационную установку (Эту);
- расход электроэнергии на пылеприготовление (Эпп) и гидрозолоудаление (Эгзу) (для пылеугольных станций).

При этом факторы, формирующие Кэ, учитывают до 89–90% потерь электроэнергии на станции [15]. Оценка по Кэ для КТЦ определяется по формуле:

Сходно определяются комплексные оценочные показатели для других цехов станции. В прил. 2 представлен фрагмент шкалы в баллах для цехов в зависимости от изменения технико-экономических показателей.

Оценочные показатели и веса их значимости для коллективов отделов управления, групп персонала определяются исходя из тех функциональных задач, которые ими выполняются. При этом количество установленных оценочных показателей и веса их значимости могут быть изменены. В качестве примера в прил. 3 приводятся оценочные показатели и веса их значимости, установленные для производственно-технического отдела.

Для определения оценочного КТВ может быть использована номограмма. Например, работа производственно-технического отдела была оценена по первому показателю в 4 балла, по второму – в 5, по третьему и четвертому, соответственно, – в 3 и 5 баллов.

Тогда мера участия отдела в экономии топлива, полученной электростанцией, будет определяться суммой полученных оценок (4, 5, 3, 5). По номограмме находим оценку первого показателя (4) и проводим горизонтальную линию до пересечения с линией оценок (5) по второму показателю (линия аb). Из точки пересечения (b) проводим вертикальную линию до пересечения с линией оценок (с) по третьему показателю. Затем из точки c проводим горизонтальную линию cd до пересечения с линией оценок (5) по четвёртому показателю. Восстановив из точки d перпендикуляр на шкалу значений КТВо, получим численное значение КТВо производственно-технического отдела, равное 1,69 (рис. 1). Предложенная методика (или её элементы) внедрена на ряде зарубежных и отечественных станций.

В рамках общей методологии могут быть использованы и другие механизмы определения оценочного КТВ. Точность расчётов может быть существенно повышена при использовании функциональных иерархических моделей, отражающих изменение удельного расхода топлива в зависимости от первичных показателей. При этом может быть сформирована алгоритмическая сеть, составленная с учётом расчетных формул интегрального метода факторного анализа [16]. Расчёты могут быть автоматизированы, что позволяет выполнять их в темпе самого производственного процесса. В результате повысится оперативность материального стимулирования работников за экономию топлива.

Особенностью электроэнергетики является работа в режиме регулирования энергопотребления. Широкое применение дифференцированных по времени суток тарифов, сезонных тарифов, информационных и технических мероприятий по выравниванию графиков нагрузок могут несколько снизить остроту проблемы, но не устранять её. В связи с этим перед ТЭС, регулирующими нагрузку, объективно возникает проблема оптимизации пусковых режимов работы оборудования, в том числе за счёт материального стимулирования работы персонала. Указанную проблему можно решать в нескольких основных направлениях [17–20]. Во-первых, проводя технические мероприятия по повышению манёвренности работы оборудования (например, за счёт автоматизации пусковых режимов). Однако в результате автоматизации пусков изменяется характер труда оперативного персонала: его задачей становится оптимизация режимов работы оборудования на основе координации действий автоматических устройств. Во-вторых, данная проблема может решаться проведением организационных мероприятий, в частности, за счёт изменения численности персонала в сменах (с учётом режимов работы оборудования). При этом считается, что нагрузка эксплуатационного персонала КТЦ в период пуска (остановки) оборудования резко увеличивается [21]. В-третьих, данная проблема может решаться за счёт широкого применения психофизиологических методов работы с оперативным персоналом  (например, использование метода системной психической саморегуляции). Анализ ошибочных действий оперативного персонала ОАО «Мосэнерго» показал, что ошибки работников (15,7% их общего количества) часто происходят в последние часы ночной смены (6–7 часов утра), когда на фоне утомления персонала происходит набор нагрузки, что предъявляет повышенные требования к нервно-психологическому состоянию работника. Четвёртое направление заключается в совершенствовании систем оплаты труда и стимулирования с учётом влияния режимного фактора. Например, на ряде ТЭС, регулирующих нагрузку, работникам, участвующим в пусках и остановках оборудования, введена надбавка к тарифу за ухудшение условий труда. Данный  подход является во многом вынужденной мерой из-за отсутствия других механизмов стимулирования персонала. При этом не учитывается количество пусков, надёжность и экономичность их проведения.

Вместе с тем для ТЭС, регулирующих нагрузку, могут быть предложены методические подходы к организации премирования эксплуатационного персонала котлотурбинного цеха, учитывающие показатели пусковых режимов. Для этого мной разработан алгоритм расчёта потерь топлива при пусках после остановок в резерв, позволяющий отражать особенности эксплуатации основного энергооборудования на конкретной тепловой электрической станции [9].

Используемые в производстве сырьё и материалы подразделяются на основные и вспомогательные. В электроэнергетике к основным материалам относится топливо, а вспомогательные материалы включают:
- ремонтные материалы и запасные части (аккумуляторы, краны, лампы, электроприводы);
- горюче-смазочные материалы (бензин, машинное масло, смазка);
- инструменты и приспособления (ключи гаечные, свёрла, молотки);
- приборы и оборудование (манометры, микрометры, синхронизаторы);
- химические вещества и реактивы (материалы ХВО);
- канцелярские принадлежности (бумага, клей);
- специальную и санитарную одежду (брюки ватные, валенки, каски);
- производственный и хозяйственный инвентарь (грабли, лопаты).

При этом в структуре затрат ТЭС доля материалов обычно составляет 4–7%.

К сожалению, на многих предприятиях премирования за экономию вспомогательных материалов нет, что часто связано с отсутствием норм расхода на вспомогательные материалы. В прил. 4 представлен алгоритм разработки норм расхода на вспомогательные материалы, который включает подготовительные, информационно-аналитические и расчётно-аналитические операции.

Изложенные методологические и методические подходы к стимулированию экономии топлива и материалов могут использоваться не только в электроэнергетике, но и в других отраслях  (например, химической и нефтехимической промышленности).

Литература
1. Шидловский А.К., Федоренко Г.М. Инновационно-технологические приоритеты модернизации в электроэнергетике // Электротехника. – 2004. – № 6.
2. Любимова Н.Г. Внутрифирменное планирование в электроэнергетике. – М.: ИУЭ ГУУ, ИПКгосслужбы, 2006.
3. Тимофеев А.В., Дубоносов В.П. О формировании системы стимулирования энергосбережения в электроэнергетике // Энергетическое строительство. – 1994. – № 4.
4. РД 34.08.552–95 «Методические указания по составлению отчёта электростанции и  акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования». – М.: СПО ОРГРЭС, 1995.
5. РД 153–34.0–09.162–00 «Положение по проведению энергетических обследований организаций РАО «ЕЭС России». – М.: СПО ОРГРЭС, 2000.
6. РД 153–34.1–09.163–00 «Типовая программа проведения энергетических обследований тепловых электрических станций и районных котельных акционерных обществ энергетики и электрификации России». – М.: СПО ОРГРЭС, 2000.
7. Новикова О.В., Косматов Э.М., Голубев С.Е., Романов С.Н. Проблемы внедрения систем учёта и повышения качества анализа ТЭП ТЭС // Инновационное развитие топливно-энергетического комплекса: проблемы и возможности. – К.: Знания Украины, 2004.
8. Новикова О.В., Косматов Э.М. Использование принципов системного подхода при формировании политики энергосбережения на ТЭЦ // Системный анализ в проектировании и управлении: Труды 7-й международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
9. Тимофеев А.В. Экономическое стимулирование персонала энергопредприятий в переходный период к рынку: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 1993.
10. Тимофеев А.В. Опыт организации оплаты и стимулирования труда на предприятиях (в том числе энергетических) зарубежных стран. – М.: ЦОТэнерго, 1991.
11. Тимофеев А.В. Некоторые особенности политики заработной платы в развитых  капиталистических странах и возможности использования зарубежного опыта в отечественной электроэнергетике // Экспресс-информация. Сер. «Экономика энергетики и энергетического строительства». – 1990. – Вып. 12.
12. Чингос Питер Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. – М.: ИД «Вильямс», 2004.
13. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. проф. д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
14. Тимофеев А.В. Изучение и обобщение зарубежного опыта организации оплаты труда в условиях использования акционерной формы собственности. – М.: ЦОТэнерго, 1993.
15. Артюх В.М., Литвак В.В. Потери электроэнергии в оборудовании собственных нужд электростанции // Электрические станции. – 2007. – № 2.
16. Токарев О.П. Совершенствование методики анализа расхода топлива на тепловых  электростанциях: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 1996.
17. Мадоян А.А. Повышение маневренности и эффективности использования тепловых электростанций. – М.: Энергоатомиздат, 1987.
18. Прокопенко А.Г., Мысак И.С. Стационарные, переменные и пусковые режимы энергоблоков ТЭС. – М.: Энергоатомиздат, 1990.
19. Лазарев С.В., Костицин С.А., Крючкова Е.В. Опыт работы ОАО «Мосэнерго» по охране труда и психофизиологическому обеспечению безопасности деятельности персонала в современных условиях // Электрические станции. – 2007. – № 12.
20. Савостьянов В.А. Полная автоматизация технологических операций на энергоблоке 800 МВт на Березовской ГРЭС-1 // Электрические станции. – 2005. – № 5.
21. Пальцев Ю.П., Рощин А.В. Гигиена труда на современных тепловых электростанциях. – М., 1989.

Примечания: 1) индексом «Н» обозначены нормативные величины соответствующих технико-экономических показателей за месяц, имеющиеся в отчётной форме;
2) нормативные величины, отмеченные «*», могут быть установлены ТЭС с учётом особенностей эксплуатации; 3) в том случае, если в отчётном месяце значение Ро, tо, tух превысило допустимые по критерию надёжности, то оценка по соответствующему показателю за квартал может быть снижена до 2 баллов.

02.04.2015

Также по этой теме: