Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2013
Таппасханова Е.О.,
к. э. н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Кабардино-Балкарского государственного университета
им. Х.М. Бербекова
Жамбекова Р.Л.,
д. э. н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга
Кабардино-Балкарского государственного университета
им. Х.М. Бербекова
Лигидов Р.М.,
к. э. н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Кабардино-Балкарского государственного университета
им. Х.М. Бербекова
Проблема подготовки кадров – одна из центральных проблем в менеджменте любого уровня и в кадровой политике предприятий всех форм собственности.
Знания, умения, творческие и новаторские способности работников составляют основу долгосрочных преимуществ, обеспечивая стабилизацию и экономический рост предприятий, благосостояние и безопасность страны и её регионов. Отсюда вопросу подготовки высококвалифицированных кадров в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на региональных уровнях придаётся первостепенное значение.
Учитывая стратегические задачи развития Кабардино-Балкарской Республики, стратегические задачи по созданию в Северо-Кавказском федеральном округе туристическо-рекреационного кластера, разработанные руководством Российской Федерации планы по созданию международного финансового центра, а также большую потребность на рынке труда в высококвалифицированных кадрах, актуальной задачей для Республики остаётся дальнейшая подготовка специалистов по разным направлениям и специальностям.
Исходя из современных требований к подготовке квалифицированных кадров с учётом быстро меняющихся условий требуются и изменения в подходе к кадровой политике с целью формирования высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства Республики.
Это нашло отражение в уже реализованной на сегодняшний день Программе Президента Кабардино-Балкарской Республики по подготовке кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики на 2007–2011 годы.
Кабардино-Балкария одна из первых в России стала использовать практику направления на обучение потенциальных управленцев в ведущие международные бизнес-школы стран Европейского союза. Подобную программу до этого не использовал ни один из субъектов Российской Федерации. Предварительно прошли обучение английскому языку в Республике и получили международный языковый сертификат IELTS с целью дальнейшего зачисления в международные бизнес-школы в рамках Программы 250 человек. Около 122 человек из них получили за рубежом престижное европейское бизнес-образование в бизнес-школах Великобритании, Испании, Швейцарии и Франции. Затраты на обучение оплачивались за счёт средств бюджета Республики, компенсировались также расходы на перелёт и проживание студентов.
Более того, каждый из них в течение всего срока обучения получал от Республики ежемесячную стипендию в размере 500 евро [1].
Так, было организовано обучение менеджеров за рубежом, в Англии в университете города Бат. Университет известен тем, что предъявляет довольно серьёзные требования к уровню подготовки абитуриентов в профессиональном и языковом отношении.
Впечатляет и состав участников программы MBA университета. В составе слушателей был самый разнообразный контингент. Абитуриентами были люди возрастом от 25 до 45 лет, то есть не только уже состоявшиеся профессионалы, но и молодые и креативные менеджеры. Представляет интерес опыт их работы. Так, немногим менее половины участников обучения, начиная от среднего и высшего звена и заканчивая директоратом, были менеджеры таких известных транснациональных корпораций, как Tamura Corp,HP KPMG, LG, Samsung, Motorola Fitch, Canon, HP, Bank of Beijing, PWC, Bechtel Group, Deutsche Kreditbank, Deloitte и так далее. Что примечательно, университет использует ряд мер для поддержки социальной активности студентов через большое количество разнообразных студенческих сообществ и клубов [2].
В Республике взят курс на привлечение во власть молодёжи: действуют молодёжные правительства, парламент. Программа дала возможность многим молодым людям получить образование в бизнес-школах Европейского союза и использовать его для своего карьерного роста и новых профессиональных возможностей и также для трудоустройства на территории Республики и за её пределами.
В Республике с целью совершенствования кадровой политики вот уже несколько лет формируется кадровый управленческий резерв, в котором в 2013 г. числились 151 человек, в муниципальном – 525 человек. Мужчины среди резервистов составляют 75%, женщины – 25%, молодёжь до 35 лет – 24%. Из резерва 37 человек назначены на различные должности. Формирование кадрового резерва в Республике и его использование – это ещё и «антикоррупционная мера, препятствующая продвижению людей, которые не соответствуют занимаемой должности» [3].
В настоящее время в Республике реализуется принятая постановлением Правительства КБР от 22 декабря 2011 г. № 415-ПП (ред. от 10.09.2012) республиканская целевая Программа подготовки кадров для Кабардино-Балкарской Республики на 2012–2015 годы. К основным целям Программы относятся: подготовка управленческих кадров с современным уровнем европейского образования для народного хозяйства Кабардино-Балкарии и повышение качества образовательного уровня специалистов Республики.
Программа предполагает решение следующих задач:
– создание кадрового потенциала специалистов и управленцев, соответствующий его европейскому уровню бизнес-образования;
– обучение специалистов различных неэкономических специальностей в международных школах (университетах);
– на основе изучения передового зарубежного опыта повышение квалификации специалистов и внедрение современных технологий бизнеса и управления;
– повышение уровня владения специалистами разговорным и письменным английским языком.
Предполагается обучить в результате реализации Программы 880 специалистов по оптимистичному варианту и 660 специалистов по базовому варианту. Реализация Программы осуществляется по четырём основным направлениям [4].
По первому направлению обучение проходит в международных бизнес-школах.
Ежегодно в рамках данного направления за счёт средств республиканского бюджета будут обучаться до 50 специалистов в бизнес-школах Европейского союза. Обучение специалистов проводится по программам «Мастер делового администрирования» (МВА), магистратуры и иным программам. При конкурсном отборе слушателей предпочтение получают те претенденты, которые желают обучаться по направлениям, связанным с экономической сферой, куда относятся:
– финансово-кредитная сфера;
– туристическо-рекреационная сфера;
– сельскохозяйственное производство и переработка;
– производственная и инновационная сфера;
– информационные технологии в экономике.
Второе направление – обучение в международных бизнес-школах специалистов, которые напрямую с экономической сферой не связаны. По данному направлению ежегодно будут обучаться по различным программам и специальностям, которые не относятся к приоритетным, более 10 специалистов. Это такие направления, как социальная сфера, искусство, архитектура и так далее.
Третье направление реализации Программы – краткосрочные зарубежные курсы повышения квалификации в приоритетных для Кабардино-Балкарской Республики отраслях. С этой целью ставится задача – для ознакомления с лучшим мировым опытом по различным отраслям народного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики организовать тематические курсы и различные стажировки. Для реализации данного направления будут использованы услуги переводчиков, которые дадут возможность избежать проблемы владения иностранными языками. Ежегодно предполагается обучать до 60 таких слушателей.
Следующее направление Программы – обучение английскому языку. По Программе ежегодно будут обучаться языку 100 – 200 специалистов для получения международного языкового сертификата IELTS.
В рамках программы, рассчитанной на 2012–2015 гг., в дополнение к подготовке по экономическим специальностям с 2012 г. начали отправлять на учёбу за границу и по другим специальностям врачей, строителей, архитекторов. По всем направлениям планируется ежегодно обучать свыше 200 человек. Все административные расходы оплачиваются за счёт средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарии, в том числе:
– обучение в бизнес-школах;
– проживание специалистов в местах подготовки кадров;
– рейсы из Москвы и обратно;
– выплата ежемесячной стипендии в 500 евро (стипендия, выплачиваемая за период обучения, в том числе в каникулярное время);
– прочие расходы, относящиеся к организации обучения.
Отбор участников Программы осуществляется по следующим критериям:
– быть жителем Кабардино-Балкарской Республики;
– иметь высшее образование;
– владеть английским языком, как разговорным, так и письменным, и подтвердить это языковым сертификатом IELTS на уровне не ниже 6,0 баллов;
– иметь стаж работы не меньше одного года.
Для реализации Программы необходимо также её информационное обеспечение, что предполагает освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации. Информационное обеспечение будет также осуществляться с помощью создания и выпуска презентационных и рекламных материалов, подготовки теле- и радиопередач, организации «круглых столов» и других мероприятий с участниками Программы.
Общий объём финансирования Программы в 2012–2015 гг. за счёт средств республиканского бюджета КБР составит 348 850 тыс. рублей (табл. 1) [5]:
2012 г. – 16 000 тыс. рублей;
2013 г. – 109 250 тыс. рублей;
2014 г. – 111 300 тыс. рублей;
2015 г. – 112 300 тыс. рублей.
В целом количество обученных человек по Программе (по базовому показателю) всего – 660, в том числе:
2012 г. – 160 человек;
2013 г. – 130 человек;
2014 г. – 150 человек;
2015 г. – 220 человек.
Следует отметить, что Кабардино-Балкария представляет собой регион с туристическо-рекреационной специализацией. Республика владеет огромным туристическо-рекреационным потенциалом. В КБР насчитывается 187 предприятий, осуществляющих деятельность в сфере курортов и туризма. Из них: 142 – это места массового размещения отдыхающих, 32 туристические фирмы и 13 предприятий, предоставляющих туристическо-экскурсионные услуги. Республика готова единовременно разместить около 15 тыс. туристов и отдыхающих [6].
КБР имеет весомые объективные условия за короткое время стать одним из самых развитых туристических районов мира. Тем более что развитие туризма, как было отмечено в недавних правительственных документах, признано приоритетным направлением в государстве и обществе. Отсюда для КБР особое значение имеет проблема совершенствования системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма. И решать её, с нашей точки зрения, необходимо прежде всего с учётом новейших тенденций XXI в.:
– усиления глобализации экономики;
– развития и стремительного роста конкуренции;
– миграции капитала и рабочей силы;
– стремительного развития сферы услуг, особенно туризма, культуры и отдыха;
– вступления России во Всемирную торговую организацию;
– использования новейших технологий;
– увеличения доходов населения и продолжительности жизни людей.
Следует учитывать также особенность туристической деятельности, которая заключается в том, что она имеет многопрофильный характер. Такое обстоятельство приводит к определённым противоречиям в деле подготовки кадров для туристическо-рекреационной сферы и её соответствия современным требованиям.
Развитие туристическо-рекреационного комплекса, как известно, ведёт к развитию смежных отраслей, что, естественно, создаёт, с одной стороны, потребность в новейших технологиях обслуживания туристов и потребности в формирования для них специалистов, а с другой – есть потребность в многообразных специалистах, имеющих разнообразные профессии. Поэтому для всех стран и регионов характерны две основные системы подготовки кадров для туристической сферы [7]:
– подготовка специалистов для предприятий, конкретно участвующих в производстве турпродукта;
– подготовка специалистов для смежных отраслей экономики страны.
Как первая, так и вторая система подготовки кадров должны иметь образовательные уровни.
Высший образовательный уровень даёт возможность готовить менеджеров, которые могут определять направление и задачи работы, стратегию и тактику отрасли или отдельного предприятия (турменеджер, менеджер гостиницы и другие). Подготовка кадров такого уровня осуществляется в учебных заведениях по программам магистра и бакалавра.
Средний образовательный уровень характерен для работников, которые обеспечивают технологическую последовательность обслуживания (менеджер по резервированию мест, турагент, метрдотель ресторана). В их функцию также входит согласование взаимодействия с другими технологическими звеньями. Данный уровень образования получают в высших и средних специальных учебных заведениях, колледжах, лицеях, которые занимаются подготовкой специалистов по менеджменту определённых технологических процессов бакалаврского уровня. Поэтому этот уровень образования еще называют управленческо-технологическим.
Самый низкий уровень (технологическо-исполнительный) представляют работники, которые выполняют конкретные задачи и обеспечивают удовлетворение индивидуальных потребностей заказчика или реализацию определённого вида услуг. Это обеспечивают учебные заведения, в которых обучают массовым профессиям: официанта, повара, тренера. К ним относятся: колледжи широкого профиля и специализации, различные центры, школы, кypcы.
Приведённая нами система подготовки кадров для туристическо-рекреационной сферы даёт возможность проводить многовариантную подготовку специалистов для туристическо-рекреационной сферы в условиях динамично изменяющегося рынка [8].
Однако успешность решения данной задачи во многом зависит от совместных усилий всех заинтересованных сторон:
– органов государственной власти;
– высших учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для туриндустрии;
– организаций, работающих в туристической сфере;
– специалистов по психологии;
– научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами становления личности.
Исследование системы подготовки кадров для сферы туризма в Кабардино-Балкарии показало, что существует необходимость внедрения в процесс подготовки кадров в регионе принципов непрерывного образования, включающего несколько уровней.
Первый уровень профессиональных знаний должен реализоваться ещё в школе, где учащиеся в лицеях (лицейных классах) кроме общеобразовательных дисциплин изучают дисциплины, дающие первичные знания по туризму и рекреации, социальной анимации, спортивно-оздоровительному и экскурсионному туризму. В школе необходимо построить систему отбора учеников, которая позволяла бы выявлять ребят с сервисной ментальностью.
Второй уровень – получение профессиональных знаний, которые можно получить в училищах, техникумах и колледжах. В эти учебные заведения могут поступать выпускники школ для продолжения своего профессионального образования. В данном случае имеет место система среднего специального образования.
Третий уровень профессиональных знаний – это высшее образование, в системе которого всё большее значение приобретает сертификационное и интерактивное обучение, которое позволяет расширить профессиональную мобильность специалиста.
Подготовка персонала такого уровня проводится в учебных заведениях по программам магистра и бакалавра.
Ещё в 1998 г. исходя из запросов времени Кабардино-Балкарский государственный университет стал готовить студентов для соответствующей сферы экономики. Сегодня в университете подготовкой специалистов заняты две выпускающие кафедры. В 2004 г. в университете была открыта учебно-практическая лаборатория сервиса и туризма, которая и сегодня успешно функционирует. Студенты в лаборатории могут получать практические навыки по специальности на основе полученных теоретических знаний на аудиторных занятиях. Кроме собственных, базы практик имеются в Приэльбрусье и Абхазии.
В университете с 2011 г. готовят бакалавров по направлению «гостиничное дело».
Областью профессиональной деятельности бакалавра гостиничного бизнеса являются развитие и реализация услуг индустрии гостеприимства туристических регионов. После окончания бакалавриата выпускник готов для проведения различных мероприятий в индустрии гостеприимства. Свои знания он может, например, успешно применять в организации процесса обслуживания потребителей гостиничных услуг, проектировании услуг и технологий обслуживания, организации производства и управления на предприятиях гостеприимства, внедрения инновационных технологий в гостиницах на основе научных подходов и принципов.
Бакалавры гостиничного дела имеют возможность работать в таких организациях, как: проектные и проектно-производственные институты и компании, научно-исследовательские организации (рекреационные и краеведческие), органы власти и управления субъектов РФ и муниципальных образований. Они будут востребованы в гостиницах и гостиничных комплексах; предприятиях, связанных с удовлетворением потребностей человека в социально-культурных услугах, туристических и ресторанных комплексах, музеях, образовательных учреждениях. Выпускники могут работать по профессиям: хостес, администратор гостиницы, управляющий отелем, метрдотель.
Подготовку бакалавров направления «гостиничное дело» в КБГУ ведут высококвалифицированные преподаватели. Выпускающей кафедрой по направлению подготовки «гостиничное дело» является кафедра экономики и менеджмента в туризме, которая с 1998 г. осуществляет подготовку студентов в области туризма и гостиничного бизнеса. Многие выпускники кафедры стали руководителями туристических фирм и менеджерами гостиниц.
После окончания бакалавриата у выпускников есть возможность поступить в магистратуру и заниматься исследовательской работой в области анализа туристических ресурсов региона, оценки возможностей рекреационного потенциала, организации деятельности туроператора (турагентства) на рынке туристических услуг, экскурсионного обслуживания, развлекательно-зрелищных и спортивных мероприятий, гостиничного обслуживания и организации питания, охраны природных туристическо-рекреационных ресурсов.
Кабардино-Балкарский государственный университет с 2012 г. стал готовить также бакалавров и магистров по направлению 100400 «Туризм», имеющих широкий профиль подготовки: технология и организация экскурсионных услуг, технология и организация спортивно-оздоровительных услуг, технология и организация туроператорских и турагентских услуг, технология и организация транспортных услуг, технология и организация развлечений.
Выпускники имеют возможность заниматься самой разной деятельностью, начиная с приема гостей и заканчивая маркетинговыми исследованиями. Студенты в процессе обучения должны обязательно изучить два иностранных языка. Успешная профессиональная деятельность в сфере туризма предусматривает формирование речевых навыков. Эти требования учтены при определении объёма учебных часов. Для этого в процессе обучения для студентов предусмотрены несколько практик, за время которых они могут получить необходимые умения и навыки, тем более что обычно практика занимает длительный период.
К области профессиональной деятельности бакалавра по туризму относится удовлетворение потребностей клиентов в качественных услугах, предоставляемых индустрией туризма (операторские и агентские, гостиничные, экскурсионные, услуги общественного питания и другие).
В профессиональной подготовке специалистов для сферы туризма и рекреации большое значение имеет четвёртый уровень профессиональных знаний, или так называемое последипломное образование, где большое значение приобретает система дополнительного образования.
Таким образом, принципы многоуровневого и непрерывного образования должны конкретизироваться в следующих программах обучения: школа – лицей – училище – колледж – вуз – переподготовка, повышение квалификации, приобретение второй специальности, стажировка внутри страны, зарубежная стажировка и работа там же по найму.
Развитие системы непрерывного обучения для подготовки специалистов для туристическо-рекреационной сферы будет только тогда эффективным, когда будут объединены, скоординированы, а иногда и скооперированы усилия таких организаций, как учебные центры, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации как главные учебно-методические центры, сеть курсов по подготовке и переподготовке организаторов, учебных групп, школ, семинаров.
Анализ ситуации, связанной с состоянием человеческих ресурсов для туризма и отдыха, подтверждает тот факт, что существует необходимость корректировки существующей системы образования, основанной на трёх теоретических и методологических составляющих её реализации:
– построение профессионально-квалификационной структуры людских ресурсов и занятости населения в национальной системе туризма;
– разработка теоретических и методологических основ профессионального образования специалистов;
– создание правовых рамок для обеспечения эффективного функционирования образовательных учреждений туристического профиля.
Итак, чтобы кадровая система соответствовала современным требованиям развития туристическо-рекреационной сферы в Кабардино-Балкарии, необходимо:
1. Для определения потребности в специалистах в сфере туризма и рекреации в регионе, как в территориальном, так и в профессиональном разрезе, проводить маркетинговое исследование.
2. Проводить мероприятия по созданию в Республике единой системы подготовки и переподготовки кадров.
3. Вести подготовку в двух направлениях: с одной стороны, необходимо вести подготовку специалистов для туристических и рекреационных предприятий, с другой стороны, подготовку кадров для смежных отраслей.
4. Разрабатывать соответствующие методики подготовки и переподготовки специалистов по отдельным туристическим профессиям.
5. В обязательном порядке проводить сертификацию специалистов в сфере туристических и рекреационных услуг.
6. Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров создать региональный центр.
7. Использовать опыт развитых стран мира по обеспечению туристическо-рекреационной сферы научно-методической базой.
8. Систематически проводить в Республике научно-практические конференции, посвящённые туризму и рекреации, принимать активное участие в туристических мероприятиях, проводимых за рубежом.
9. Опираться при формировании кадровой политики на самые современные и передовые тенденции, имеющиеся в мировом туризме.
Учитывая, что быстро развивающаяся сфера туризма требует приложения сил всё большего количества грамотных и креативных специалистов, профессионалов в этой важнейшей сфере региона, госкомпания «Курорты Северного Кавказа» поставила задачу в ближайшее время разработать техническое задание для Северо-Кавказского федерального университета. Основная задача задания – подготовка специалистов, необходимых для работы на курортах Северного Кавказа.
Будет использована практика целевого обучения. Разработка технического задания и его уровень будут определяться не только количеством специалистов, но и уровнем их квалификации и образования. Спросом также будут пользоваться специалисты гуманитарного профиля. Будут востребованы ещё и те специалисты, которые будут предлагать очень высокий уровень содержательного отдыха, знакомить с культурой самого Кавказа и её регионов, с менталитетом. В связи с этим предстоит подготовка ещё большой группы людей, задача которых будет заключаться в организации всей инфраструктуры культурного досуга. Это такие специалисты, как историки, социологи, причём с обязательным владением иностранными языками [9].
Таким образом, основными направлениями подготовки кадров в КБР являются: формирование профессиональных менеджеров с современным европейским образованием, повышение эффективности работы как отдельных организаций, так и экономики в целом путём внедрения лучших международных практик, формирование кадрового резерва Республики. В то же время при разработке кадровой политики следует учитывать туристическо-рекреационную специализацию региона и использовать при подготовке кадров принципы многоуровневого и непрерывного образования.
Литература
1. Сотни специалистов из КБР пройдут обучение в Европе [Электронный ресурс]. URL: stavropolye.tv/sfdnews/view/40746. Дата обращения: 17.06.2013.
2. Мы уверены, что народы Кабардино-Балкарии в состоянии сделать всё, чтобы её жители уезжали – в деловую поездку, на учебу или соревнования – только для того, чтобы вернуться, став лучше и сильнее [Электронный ресурс]. URL: economykbr.ru/info/8090/. Дата обращения: 18.06.2013.
3. В Нальчике обсудили формирование кадровых резервов СКФО [Электронный ресурс]. URL:. news-kbr.ru/index.php?newsid=2300. Дата обращения: 15.07.2013.
4.Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., Кудашева М.З. Основные направления подготовки кадров для сферы туризма региона // Сборник 1-й Международной научной конференции «European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches (Европейские прикладные науки: современные подходы в научных исследованиях). – Штутгарт, Германия, декабрь 2012.
5. Постановление Правительства КБР от 22 декабря 2011 г. № 415-ПП (ред. От 10.09.2012) «О Республиканской целевой программе «Программа подготовки кадров для Кабардино-Балкарской Республики» на 2012–2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru. Дата обращения: 15.07.2013.
6. Отчет за 2012 год в сфере туризма КБР [Электронный ресурс]. URL: rjespublika-sport35.webnode.ru/products/proshlo-zasjedanije-kolljegii-po-itogamdjejatjelnostiministjerstva-za-2012-god-i-zadachakh-na-2013-god/. Дата обращения: 19.07.2013.
7. Гринько С.А. Рынок подготовки туристских кадров: реалии и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: tourlib.net/statti_tourism/grinko.htm. Дата обращения: 19.07.2013.
8. Герасименко В.Г. Трансформация международного туризма и её отражение в процессе подготовки кадров // Региональный сборник научных трудов по экономике. – Донецк: Прометей, 2010.
9. СКФУ будет готовить специалистов для «Курортов Северного Кавказа» [Электронный ресурс]. URL: votpusk.ru/news.asp?msg=469168. Дата обращения: 4.08.2013.