Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2014
Дресвянников В.А.,
доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
менеджмента и маркетинга Пензенского филиала Финансового
университета при Правительстве РФ
В статье представлены базовые положения концепции интеллектуального менеджмента. Рассмотрены предпосылки его создания. Изложены содержание его функций, их взаимосвязь. Раскрыты особенности интеллектуального менеджмента как особого вида менеджмента организации.
В современной мировой экономике интеллект социально-экономической системы (СЭС) (человека, группы людей, коллектива, общества) является важнейшим видом ресурса. Интеллектуальная деятельность СЭС, являющейся хозяйствующим субъектом, рассматривается наряду с производством материальных продуктов (оказанием услуг) как основная производственная деятельность, а её результаты, интеллектуальные продукты, обладают стоимостью и могут быть реализованы на рынках. При этом интеллектуальные продукты, так же как и рынки, на которых они продаются, растут и увеличивают долю в товарной структуре продаж.
В результате производственных и товарно-денежных отношений формируется интеллектуальный капитал, который имеет в условиях конкуренции по инновациям значительную ценность и является аналогично финансовому, материальному и трудовому капиталу постоянным источником дохода для его владельца.
Кроме того, в современных условиях смены технологических укладов, характеризующейся проникновением фундаментальной, а затем и прикладной науки, в глубинные законы мироздания и созданием сверхсложных технологий, дающих человеку новые сверхвозможности, возрастает значение интеллекта СЭС в связи с необходимостью:
– быстрого освоения в хозяйственной деятельности передовых технологий, для того чтобы попасть «на гребень» зарождающейся отрасли и осуществлять динамичный «экономический виндсерфинг»;
– осторожного использования этих технологий, для того чтобы не допустить экологической катастрофы, критического расслоения общества по возможностям не только в сфере потребления и уровне жизни, но и в образовании, здоровье, долголетии, даже, что вполне возможно, не допустить уничтожения человека как биологического вида.
Во всех сферах управленческой и хозяйственной деятельности любой СЭС в настоящее время упор делается на информацию, знания, инновации и качество принимаемых решений, что усиливает значение интеллекта и интеллектуальной деятельности.
Во многом это связано с цикличностью мировой экономики, ужесточением конкуренции, истощением природных ресурсов, насыщением рынков товарами. Глобализация и стремительное развитие коммуникационных технологий подводят мировое сообщество к созданию коллективного разума, ноосферы.
При управлении СЭС возрастает значение прогнозной деятельности («увидеть, что нас ожидает»), направленной на ближние и дальние горизонты, и значение проектной деятельности («создать мир таким, как мы его видим»), что требует значительных интеллектуальных усилий. Всё это обусловливает необходимость интеллектуализации управления СЭС, которое, к сожалению, сегодня во многом основано на традициях, инстинктах и предпочтениях лиц, принимающих решения и исходящих из потребностей низшего порядка. Вследствие этого управление СЭС во многом ориентировано на оперативную деятельность и получение кратковременных выгод.
По моему мнению, существующие концепции управления, в том числе концепции управления знаниями и интеллектуальным капиталом, не отвечают новым социально-экономическим условиям. Они отстранены от самого человека как основы СЭС любого иерархического уровня. В связи с этим считаю, что целесообразно сформировать особый вид менеджмента – интеллектуальный менеджмент (ИМ), сущность которого заключается в управлении СЭС любого уровня иерархии с позиции структуры и функционирования интеллекта человека.
Ключевыми особенностями такого управления являются:
– его органичность и гуманизм;
– его близость к социально-психологической сущности СЭС, которая при этом рассматривается прежде всего как «система людей»;
– возможность его непрерывного самосовершенствования;
– последовательность освоения и применения, начиная с нижнего уровня («управление собой») с переходом на последующие уровни («управление другими», группами, организациями, сообществами).
ИМ использует прежде всего достижения современной психологии, которая успешно проявляет себя в маркетинге, управлении персоналом организации, персональном менеджменте и других сферах управления.
Концептуальную основу ИМ составляет многофакторная структура интеллекта человека, которая позволяет охватить все проявления его психической деятельности и социально-экономического поведения [1; 2].
Исходя из многофакторной структуры интеллекта, базовыми функциями ИМ являются:
1) управление восприятием (УВ) – интеллектуальная деятельность (ИД), которая обеспечивает построение концептуальной информационной модели реального мира, а также создание оперативной информационной логистики;
2) управление эмоциями (УЭ) – ИД, которая осознает эмоциональные реакции СЭС и субъектов, с которыми она взаимодействует, создаёт продуктивную эмоциональную атмосферу её жизнедеятельности, внутреннюю эмоционально-энергетическую мотивацию;
3) управление мышлением (УМ) – ИД, которая детализирует информационную модель реального мира и рационализирует поведение СЭС с учётом эмоциональных реакций и эмоциональной атмосферы СЭС;
4) управление творчеством (УТ) – ИД, создающая информационную модель новой реальности и имеющие экономическую ценность интеллектуальные продукты;
5) управление социумом (УС) – ИД, формирующая продуктивные социально-культурные отношения как внутри СЭС, так и с субъектами внешней среды;
6) управление хозяйством и правом (УХП) – ИД, направленная на создание новой реальности и включение интеллектуальных продуктов в экономико-правовые и рыночные отношения с созданием инноваций и формированием интеллектуального капитала СЭС.
Указанные функции ИМ образуют системную логическую последовательность с обратной связью (рис. 1).
В этом процессе осуществляется следующее преобразование:
Существующая реальность → Интеллектуальная деятельность → Операционная преобразующая деятельность → Новая реальность.
Отмечу ряд особенностей функций ИМ:
1. Управление восприятием. «Восприятие» рассматривается гораздо шире, чем современные маркетинговые исследования рыночной среды и стратегический PESTанализ. Оно формирует мировоззрение СЭС как живой сущности, имеющей свои идеологические, политические взгляды на мир, социальные и иные ценности. Результатом являются чёткая идентичность СЭС, её позиционирование в общественном и временном пространствах. В этой связи СЭС не может быть вне общественной деятельности, ограничиваясь узкорыночной формулировкой миссии.
В то же время «Восприятие» – оперативная функция, постоянно обеспечивающая СЭС требуемой для её текущей деятельности информацией.
Таким образом, имеет место двойственность и разнополярность этой функции.
В связи с этим для СЭС становятся важными интеллектуальные умения перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному, а также умения деконцентрироваться и концентрироваться, формировать и использовать долговременную и кратковременную «память» (информационные базы данных).
2. Управление эмоциями. С точки зрения теории интеллекта эмоциональное состояние и эмоциональные реакции СЭС влияют на принятие решений и её поведение, в связи с этим управление индивидуальными, групповыми, коллективными и общественными эмоциями, формирование требуемого настроения СЭС, её ощущений и чувств являются, по моему мнению, очень важными. Трудно рассчитывать на то, что СЭС, находясь в подавленном, угнетённом или тревожном эмоциональном состоянии, способна на активную, продуктивную деятельность, направленную на развитие; в лучшем случае это адаптация и выживание.
Аудит и контроль эмоционального состояния СЭС осуществляется посредством рефлексии в различных формах: обратной связи от элементов СЭС, независимого мнения взаимосвязанных с ней СЭС, собственной отстранённой оценки – «взгляда со стороны».
При управлении эмоциями целесообразно построение «карты эмоций», отражающей эмоциональные состояния СЭС и отдельных её подсистем. На основании «карты эмоций» осуществляются корректировка эмоционального состояния СЭС и переход в нужные состояния в соответствии с поставленными целями, характером осуществляемой деятельности, сложившимися или прогнозируемыми условиями внешней среды.
Управление эмоциями подразумевает также понимание и учёт эмоциональных состояний других СЭС, с которыми взаимодействует данная.
3. Управление мышлением. Управление мышлением является центральной позицией в представленной управленческой системе. Главная задача управления мышлением – расширить мыследеятельность так, чтобы она присутствовала во всех функциях ИМ. Иначе говоря, мышление рассматривается как связующая управленческая деятельность. Образно её можно представить в виде «пропитывающей подложки», на которую кладутся остальные функции. На практике далеко не всегда эта ключевая интеллектуальная функция менеджмента проявляет себя в полной мере, а как известно, «сон разума рождает чудовищ». Менеджеры, принимая непредсказуемые, инстинктивные управленческие решения, разрушают СЭС.
Мышление неразрывно связано с восприятием. Чем активней оно проявляет себя при восприятии реальной действительности, тем более адекватной реальному миру является его текущая информационная модель (модель «Как есть»). Вместе с тем, тем более осуществима на практике желаемая текущая модель (модель «Как должно быть») и модель, направленная в будущее (модель «Как себя видим»).
Очень важна роль мышления при управлении эмоциями СЭС. Это связано с тем, что первой реакцией лица, принимающего решения, является эмоциональная реакция, которая зачастую непосредственно переходит в поступок, имеющий негативные последствия. Мышление в этом случае выполняет роль непредвзятого эксперта-критика, позволяя устраниться от эмоций и принять взвешенное рациональное решение.
Мышление в процессе управленческой деятельности можно представить в виде потока, который сгущается при движении от функции к функции. Мышление переходит от абстрактной формы к конкретной и в конечном счёте воплощается в реальных хозяйственных процессах с получением материального результата.
4. Управление творчеством. На современном этапе развития общества управление творчеством, креативностью обеспечивает создание инноваций и непрерывное инновационное развитие организации. Кроме того, творческие решения направлены на адаптацию СЭС к окружающей среде либо изменение её, преобразование существующей реальности в новую.
Управление творчеством базируется на сочетании управления эмоциями и мышлением.
Управление творчеством направлено на создание интеллектуальных продуктов, обладающих новизной и востребованных на рынках. Соответственно от его эффективности во многом зависит структура и величина интеллектуального капитала, которым располагает СЭС.
5. Управление социумом. Социальные отношения в СЭС проявляют себя как формально, так и неформально. Их важнейшая особенность заключается в том, что, с одной стороны, они нематериальны и, следовательно, слабоосязаемы и слабоуправляемы. С другой стороны, их влияние на производственные отношения, хозяйственную деятельность СЭС является, можно сказать, решающим, что обусловливает важность данной функции.
Социум тесно связан с эмоциями, которые составляют его основу, и, следовательно, управление социальными отношениями СЭС начинается с управления её эмоциональными состояниями.
Базовой подсистемой управления социальными отношениями является управление культурой, которое, в свою очередь, осуществляется посредством воспитания и самовоспитания.
Управление социумом тесно связано с управлением творчеством, так как оно позволяет создать продуктивно-творческую среду, вовлечь в творческие процессы массы людей.
6. Управление хозяйством и правом. Данная функция, завершающая процесс интеллектуального менеджмента, материализует информационные модели в следующих основных направлениях:
1) создание новой реальности, то есть изменения самой СЭС или окружающей её среды;
2) производство и коммерциализация интеллектуальных продуктов и инноваций;
3) формирование интеллектуального капитала СЭС.
Последняя функция – это логическое завершение и квинтэссенция ИМ, так как только в случае успешной материализации информационных моделей и создания необходимых экономико-правовых отношений можно считать сам процесс управления эффективным.
В заключение отмечу, что ИМ не противоречит классическому менеджменту, а является надстройкой над ним. Базовые функции классического менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) используются в ИМ как управленческие инструменты.
По моему мнению, ИМ не потребует создания особой управленческой надстройки, так как главное в нём – вовлечение в интеллектуальное управление как можно большего количества людей, начиная с уровня самоменеджмента.
Литература
1. Дресвянников В.А. Содержание и структура понятия «интеллектуальный капитал человека». Актуальные вопросы современной науки и образования. – [Электронный ресурс]: Общероссийская электронная научная конференция на основе интернетфорума. – Научно-инновационный центр, Красноярск, 2009–2010. Режим доступа URL: e-conf.nkras.ru/konferencii/2009/Dresvjannikov.pdf
2. Дресвянников В.А., Лосева О.В. Человеко-ориентированная структура интеллектуального капитала как основа развития социально-экономической системы //Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 6.