Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2010
Титов А.А.,
профессор кафедры
«Экономика труда» РЭА
им. Г.В. Плеханова,
Агаев И.Г.,
аспирант Института
экономики Азербайджана
Определяющую роль в современной политике играют сфера труда, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально ориентированной экономики. Важнейшим индикатором на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы.
Проблема занятости всегда злободневна. Большинство социальных, демографических, экономических явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, проходящих в сфере занятости.
В СССР сложился чрезвычайно высокий уровень занятости. В 1950-е гг. было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960-е гг. – 73% и в 1970-е гг. – 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку достиг предела. Практически стал одинаковым уровень занятости женщин и мужчин, хотя в конце 1950-х гг. значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. К началу 1970-х гг. уровень занятости населения в целом по стране характеризовался как сверхзанятость. Занятость же населения кризисного периода находится под влиянием преобразующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода.
Излишняя численность занятых на предприятиях и в организациях при спаде производства, работа без оплаты, снижение эффективности труда, непропорциональная связь между трудовым вкладом человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда многие занятые являются, по существу, безработными, – всё это проявления элементов развития системы занятости в последний год.
Ещё одна особенность российского рынка труда состоит в том, что формируется он стихийно. Ярким примером тому служит наличие гигантской неформальной занятости как возможности иметь основной или дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к кризисному состоянию рынка и меняющимся спросом на товары и услуги.
Безработица в современной экономике – не результат высвобождения работников в ходе совершенствования производства, а в основном следствие экономического кризиса.
Современный этап развития рынка труда в России характеризуется следующими особенностями:
1) рост безработицы;
2) изменение распределения рабочей силы по секторам экономики. Главным потребителем рабочей силы является частный сектор экономики. При этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями, пытаясь оптимизировать численность работников, повысить эффективность их использования;
3) многочисленность нуждающихся в трудоустройстве;
4) трудовой потенциал общества используется всё менее эффективно: объём производства сократился больше, чем численность занятых, а существовавший и ранее во многих организациях избыток рабочей силы стал вопиющим;
5) неполная занятость, обусловленная простоями предприятий;
6) территориальная дифференциация занятости. До 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена деловой активностью в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле;
7) размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости;
8) существенные различия между истинной численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
В развитии рынка труда кризисной экономики прослеживаются следующие явные особенности:
1) для такой экономики характерен рост естественной нормы безработицы.
Экономический спад обостряет проблему безработицы;
2) сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели занятости;
3) такое удерживание уровня занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда;
4) усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной рабочей силой. В кризисный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы;
5) рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.
Город Москва – социально-экономический регион Российской Федерации со специфическим рынком труда. Город-мегаполис сконцентрировал на своей территории практически все федеральные службы государственного управления, крупные научные, научно-технические и научно-производственные центры, промышленные предприятия, имеет разветвлённую систему городского хозяйства. На его территории зарегистрировано около 11,5 млн человек. Около 70% из них составляют трудовые ресурсы города (без учёта проживающих и работающих в городе граждан Подмосковья), а экономически активное население превышает 62%. Это больше, чем занято во всей экономике Республики Азербайджан, – 4 млн человек.
Сравнительные данные, характеризующие трудовые ресурсы Российской Федерации и г. Москвы, приведены в табл. 1.
По данным Мосгоркомстата, на начало 2008 г. в Москве уровень общей безработицы составлял 5,3% (по России – 7,8%), а уровень зарегистрированной безработицы – 0,4% (по России – 2,7%) относительно экономически активного населения. Следовательно, по показателям занятого населения г. Москва находится в более благоприятном положении в сравнении со страной в целом. При этом в столице существуют трудовые вакансии для служащих и рабочих.
Политика Правительства г. Москвы, направленная на перестройку города в основном из индустриально-промышленного в финансово-управленческий, и общие экономические и политические изменения, происходящие в стране, вызывали структурные изменения и в поотраслевом распределении работающих горожан. С расширением жилищно-административного строительства число рабочих мест в этой области производства увеличивается. Растёт число занятых в кредитно-финансовых и страховых организациях, на транспорте и учреждениях связи, в городской отрасли жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках. В основном за счёт этих отраслей формируется официальный банк данных вакансий города.
Мероприятия, предусмотренные программой содействия занятости населения, наряду с другими правительственными программами и мероприятиями способствуют предотвращению угрозы значительного роста открытой безработицы. Тем не менее негативные тенденции в экономике (спад производства, рост неплатёжеспособности) неблагоприятно сказываются на развитии рынка труда города.
В числе важнейших аспектов активной политики государства на рынке труда является направление, связанное с воспроизводством квалифицированных кадров, отвечающих требованиям не только сегодняшней экономике города, но и её будущего развития.
Профессионально-квалификационная структура занятого трудовой деятельностью населения Москвы всегда отличалась высоким образовательным уровнем и устойчивой тенденцией его роста. В то же время, как и в стране в целом, в Москве наблюдался «перекос» в сторону преобладания подготовки кадров индустриального труда. Кризис в профессиональном образовании наступил раньше, чем в стране начались рыночные преобразования. Рынок обострил проблемы воспроизводства кадрового потенциала.
Одни из них связаны с перестройкой структуры подготовки, требованиями повышения её качества, необходимостью быстрой адаптации к новым условиям и вхождением её в инфраструктуру рынка в качестве важнейшей составляющей. Другие вызваны кризисными явлениями в нашем обществе. Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения привели к изменению трудовой мотивации граждан и отношения их к профессиональному образованию. Для многих молодых людей получение полного среднего, а тем более профессионального образования сегодня теряет смысл или становится невозможным.
Усугубляющаяся социальная стратификация создает неравенство образовательных возможностей для разных слоёв общества. Начиная с 1992 г. наблюдается устойчивое снижение общей численности студентов в высших и средних специальных учебных заведениях и учащихся в профессионально-технических училищах Москвы.
Данные микропереписи населения 2006 г. указали на снижение образовательного уровня молодёжи в возрасте 15–19 лет. При этом в настоящее время 21% юношей и девушек этого возраста с неполным средним и более низким уровнем образования нигде не учатся (в 1990 г. их было 17%). Во многом это можно объяснить наблюдающимся в последние годы стремлением молодёжи заниматься мелкой коммерческой деятельностью, как правило достаточно доходной и не требующей образования.
Между тем сохраняется устойчивый спрос на профессиональные кадры. Качество рабочей силы достигается в результате специальной и длительной подготовки, поэтому рабочие места предоставляются и будут предоставляться скорее выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, чем высвобожденным работникам, даже после их переподготовки. Но в Москве растёт доля лиц, не имеющих профессии.
Москва исторически была центром подготовки квалифицированных кадров в государственном масштабе. Поэтому тенденция снижения кадрового потенциала столицы должна привлечь внимание властей города.
Анализ спроса на рабочие специальности и должности на предприятиях различных отраслей экономики показывает, что основное количество вакансий на рынок труда города поставляют такие отрасли, как промышленность, транспорт, строительство. Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, просвещение, культура не влияют на состояние банка вакансий.
Среди вакантных рабочих мест и должностей можно выделить три основные группы.
Первая группа – рабочие места и должности, на которые на рынке труда сформировался устойчивый спрос (водители общественного и грузового транспорта, медсёстры, санитарки, электрогазосварщики, страховые агенты). Ко второй группе относятся рабочие места и должности, для которых отношение количества вакансий к количеству ищущих работу близко к единице, спрос равен предложению (бондарь, гравер, красильщик). Третью группу составляют рабочие специальности и должности, на которые сложился устойчивый дефицит вакансий (горничная, администратор). Очевидно, что наиболее остро стоит вопрос трудоустройства работников этих специальностей.
Для всех вышеуказанных групп профессий общим является то, что, несмотря на наличие вакансий, они не заполняются полностью даже по специальностям, на которые существует устойчивый дефицит, и работу по данной специальности ищет большое число людей. Такое положение обусловлено рядом социально-экономических причин, и в первую очередь низким уровнем заработной платы.
В условиях разнообразных деформаций в России на современном этапе в сфере занятости населения происходит переход от хаотичного рынка труда к рынку труда корпоративно-бюрократического капитализма. Если оценивать происходящие в сфере занятости населения изменения, то в Москве первым делом появились отрицательные результаты «демократии и капитализма». Безработица, имеющая застойный характер и отнюдь не приводящая к росту эффективности труда, уже заявляет о себе, а полноценный рынок труда не сформировался.
Итак, первый феномен современной сферы занятости населения, к которому должно адаптироваться трудоспособное население, – это само наличие безработицы. Время поколебало мнение, что безработица – это плата за эффективный труд и в то же время фактор повышения эффективности труда.
Следующая особенность сферы занятости населения Москвы кризисного периода, вытекающая из наличия безработицы, – это диктат работодателя, который ряд исследователей называют «монопсоническим» (от слова «монопсония» – наличие одного покупателя и многих продавцов – положение, из которого покупатель извлекает массу выгод для себя). Именно такого рода диктат позволяет работодателю играть роль всемогущего хозяина при найме. Самая значительная выгода, к которой приводит работодателя монопсоническое положение в сфере занятости, – возможность опускать цену рабочей силы ниже прожиточного минимума. В итоге молодые работают крайне интенсивно на одной прилично, но несоразмерно трудозатратам оплачиваемой работе. Немолодые, чтобы обеспечить себе прожиточный минимум, работают на 3–4 низкооплачиваемых работах (на них легче устроиться).
Неотъемлемой чертой сферы занятости в эпоху кризиса является сочетание жестокой конкуренции при подборе персонала с корпоративно-личными связями, влияние которых усиливается при росте напряжённости рынка труда. Корпоративно-личные связи «просочились» и в чисто капиталистическую структуру сферы занятости: частные биржи и агентства по найму. Они также чувствуют напряжённость рынка труда: работодателей, которые способны оплачивать их услуги, становится всё меньше.
Сами государственные службы занятости переживают в настоящий момент не лучшие времена. Если руководствоваться сугубо официальной статистикой, то можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет переживает период экономического подъёма, позволившего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. А между тем снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей службы занятости оказывать помощь безработным.
Следующая по важности и по существу особенность сферы занятости – это наличие конкуренции рабочей силы, что зачастую сопряжено с конкурсами на вакантное рабочее место. Конкурсность и конкурентность – непривычные понятия для менталитета россиян. К этой стороне сферы занятости люди (особенно немолодые) адаптируются крайне неохотно, такую адаптацию можно назвать вынужденной.
К каким новым реалиям кризиса должно адаптироваться трудоспособное население в сфере занятости? Прежде всего, к отсутствию реальных гарантий занятости и защиты от безработицы, высокой и всё повышающейся напряжённости рынков труда и вытекающему отсюда монопсоническому диктату работодателя, а в определённой степени и государства.
Литература
1. Занятость населения России и проблема её регулирования в рыночном хозяйстве // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. – 2009. – № 5.
2. Воспроизводственные процессы крупного города в условиях кризисной экономики // Кадровик. – 2009. – № 7.
3. Данные Мосгоркомстата за 2008 г.: [Электронная версия]. – Режим доступа: mosstat.ru/.