Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2013
Корсун А.В.,
аспирант кафедры менеджмента и маркетинга
РХТУ им. Д.И. Менделеева
Кукушкин И.Г.,
доцент кафедры экономической теории
РХТУ им. Д.И. Менделеева
Федоренко А.В.,
к. э.н., соискатель учёной степени
РХТУ им. Д.И. Менделеева
Образование кластеров набирает обороты, что объясняется положительным опытом кластеризации экономик [1]. Кластерный подход в России на сегодняшний момент признан одним из эффективных средств повышения конкурентоспособности, технологического развития национальной экономики и инвестиционной привлекательности страны [2]. Самое известное определение кластера принадлежит М. Портеру: «Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления пост индустриальной экономики» [3].
Майкл Энрайт, основоположник теории «регионального кластера», дополняет это определение мыслью, что конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, где главную роль играют базовые – исторические, географические, природно-климатические условия и прочие аспекты, такие как близость к рынкам сбыта и капитала.
При этом территориальная близость между участниками кластеров имеет принципиальное значение: это непрерывный диалог, совместная работа на благо общего дела, успехи которого превращаются в положительный имидж для всех участников кластера. Отсюда, вернее, «сюда» – признание мировой общественности и новые инвестиции. Конкурентоспособность такого образования выше, чем у обособленной компании, которая старается «выжить» в условиях экономически суровой глобальной реальности.
К основным признакам, характеризующим устойчивое развитие кластера, предлагаем отнести:
1) использование наилучших на рассматриваемый период технологий, обеспечивающих динамичное развитие как производственных предприятий, так и предприятий последующей переработки;
2) обеспечение социальной защищённости персонала предприятий кластера не ниже среднего уровня по отрасли;
3) установление оптимального баланса между потребляемыми и создаваемыми ресурсами;
4) выполнение всех обязательств как внутри регионального объединения, так и с внешними стейкхолдерами.
Ключевую роль в процессе кластеризации чаще всего играют крупные интегрированные компании. Под интегрированной компанией предлагаем понимать совокупность хозяйствующих субъектов, вовлечённых в производство, переработку и распределение товаров и услуг с увеличением добавочной стоимости, осуществляющих централизованную координацию деятельности. Наиболее распространённым примером интегрированной компании является холдинг.
По мнению авторов, именно интегрированные компании как возможные якорные организации, наиболее полно использующие природные блага территории, могут быть заинтересованы в создании кластера и способны к его организации в силу следующих причин:
- во-первых, зачастую целью бизнеса интегрированных компаний является
максимизация прибыли, достижение которой возможно в результате минимизации расходов и увеличения объёмов продаж;
- во-вторых, интегрированная компания, имеющая постоянный приток средств, обладает достаточным количеством средств и ресурсов для создания кластерных отношений с другими участниками экономики;
- в-третьих, интегрированные компании в силу размаха деятельности располагают сетью налаженных деловых связей с другими участниками экономических процессов региона и страны;
- в-четвёртых, повторимся, именно интегрированная компания наиболее полно использует природные ресурсы и блага на территории региона, которые, по сути, принадлежат каждому жителю данного региона;
- в-пятых, зачастую предприятия, входящие в состав интегрированной компании, действуют на больших территориях.
Мы считаем, что идеей возникновения интеграционных структур является максимизация эффектов деятельности участников объединения, а главной целью является увеличение прибыли и улучшение условий ведения бизнеса. При этом учитываются интересы исключительно основных участников объединения. Осуществляется поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций – поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров.
Представленная на рис. 1 схема формирования взаимоотношений между участниками кластера отражает вовлечение в обмен материальными и информационными ресурсами всех его участников.
Из рис. 1 видно, что существует и внутренняя среда интегрированной компании, которая характеризуется высокой степенью централизации и включает определённое количество участников, а также существует и внешняя среда интегрированной компании, которая является одновременно внутренней средой кластера и включает всех профильных и непрофильных участников кластера. При этом многокритериальный сравнительный анализ интегрированных компаний, входящих в кластер, отражённый в табл. 1, показал, что данные формы сетевой интеграции не учитывают интересы структур, которые находятся за рамками внутренней среды кластера.
Приведённый сравнительный анализ взаимодействий участников кластера позволяет нам сделать вывод, что в сложившихся условиях необходима новая схема, способная объединить принцип территориального объединения компаний в процессе кластеризации и синергетический эффект от функционирования на территории страны интегральных компаний, которая будет стимулировать территориальное развитие и учитывать интересы всех заинтересованных сторон с помощью хозяйственных связей в промышленном кластере.
Переориентация основной цели возникновения и функционирования на равномерное повышение экономического благосостояния всех элементов инфраструктуры каждой территории и повышение качества жизни населения кластера повлечёт ряд изменений. Основные принципиальные отличия взаимодействий между структурами кластерного образования в новой системе развития приведены в табл. 2.
Схема взаимодействия между участниками кластера, представленная на рис. 2, может быть достигнута вследствие пересмотра первоначальной миссии образования кластера на базе предприятий, входящих в состав интегрированной компании, заключающейся в интенсификации социально-экономического развития территории.
Региональная инфраструктура субъекта Федерации представляет собой совокупность предприятий и организаций, объединённых в группы экономической, социальной, культурной, транспортной, информационной, инженерной и военной направленности, обеспечивающих основу функционирования территории. Каждая из данных сфер играет огромную роль в полноценной жизни территории, их состояние прямо или косвенно влияет на качество жизни населения региона.
Однако (в силу различных причин) элементы представленных инфраструктур получают далеко не равноценную экономическую отдачу от своей деятельности и вынуждены функционировать в неравных условиях. Создание и функционирование кластера по новой схеме будет способствовать дифференциации финансового состояния и организации вынужденной поддержки элементов разных инфраструктур за счёт установления специфических отношений между участниками разных сфер деятельности, перераспределения прибыли, полученной от преобразования региональных ресурсов в конечный продукт с добавочной стоимостью. Основной инструмент данного перераспределения мы видим в активном построении системы деловой и социальной ответственности каждого участника экономической деятельности, основанной на принципе единого независимого управления.
Развивая предложенный подход, мы разработали схему организационно-управленческой структуры кластера (рис. 3). Данная структура представляет собой симбиоз организационных структур интегрированной компании и кластера с большим количеством участников, связанных различными обособленными, но взаимозависимыми видами деятельности. Перечень организаций, приведённых на рис. 3, может быть дополнен.
Приведённая на рис. 3 схема взаимодействия внутри кластера представляет собой тип диагональных отношений, в котором компании стремятся удовлетворять свои потребности. Состав участников кластера не является постоянным, так как кластер обладает свойством притягивать новых участников [4], а стремление войти в состав кластера рождает здоровую конкурентную среду на рассматриваемой территории.
Создание кластера нового типа прямо или косвенно стимулирует решение основных проблем развития промышленности, что становится эффективным проектом развития субъектов РФ. Функционирующий кластер положительно влияет на вовлечение в экономические процессы представителей малого и среднего бизнеса; на расширение производства конечной продукции, импортозамещение; и, как следствие, на сокращение региональных диспропорций.
Основное руководство для формирования и функционирования кластеров нового типа, как нам видится, должно базироваться на всестороннем вовлечении различных элементов концепции устойчивого развития, включая гармоничное развитие через процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения потребностей и устремлений.
В этом случае социальная ответственность бизнеса становится важнейшим, обязательным и незаменимым элементом в механизме достижения устойчивого развития на всех уровнях управления. Именно соблюдение интересов всех заинтересованных сторон в процессе ведения экономической деятельности является залогом успешного формирования кластерных образований нового типа, что затрагивает комплекс вопросов, решение которых откроет новые перспективы научного развития теории и практики кластерного подхода к управлению промышленным сектором экономики.
Литература
1. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
3. Портер М.Е. Конкуренция. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2005.
4. Кластеры в региональной экономике [Электронный ресурс]. URL: innocentr-samara.ru/files/Klastery%20v%20regionlnoy%20economike.pdf