Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2006
- | системы управления производственными ресурсами компании (УПР) класса MRP (Manufacturing Recourse Planning) для автоматизации планирования производственных ресурсов фирмы (сырья и материалов, оборудования, трудозатрат); |
- |
системы комплексного управления предприятием (КУП) класса ERP (Enterprise Recourse Planning) для автоматизации, стандартизации и оптимизации внутренних бизнес-процессов компании, осуществления планирования финансовых и материально-технических ресурсов предприятия, подготовки и анализа финансово-бухгалтерской отчетности; |
- |
системы класса CRM (Customer Relations Management) для автоматизации учета и управления взаимоотношениями с заказчиками (УВЗ); |
- |
системы класса SCM (Supply Chain Management) для автоматизации управления цепочками поставок, то есть для управления производственными и логистическими цепочками и взаимоотношениями с поставщиками товаров и услуг. |
<2> Управление современной компанией/ Под ред. Мильнера Б. и Лииса Ф. — М.: ИНФРА-М, 2001. — С. 553.
<3> См. например: Knight, A. Managing information: information systems for today’s general manager. London: McGraw-Hill Book Company (UK) Limited, 1990.
Подтипы широко распространенных информационных систем, используемых американскими транснациональными компаниями для повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности.
Системы анализа и поддержки принятия решений (САППР) компьютерные информационные системы комплексного управления предприятием (ERP), позволяющие оценивать различные варианты развития наиболее значимых для деятельности компании показателей. Получили распространение на высшем и среднем уровне управления американскими ТНК. Такие системы призваны помогать руководству компании в определении стратегических целей развития, прогнозировании будущих финансовых результатов деятельности компании, оценке потенциальной доходности вложений в разработку новых продуктов, управлении материально-техническими ресурсами.
Интересный пример. Проект реализации информационной системы предполагал внедрение системы класса САППР в одной из крупнейших в мире авиакомпаний — United Airlines<4>. Сложность проекта в компании United Airlines изначально состояла в постановке задачи — необходимо было сократить время простоев самолетов для осуществления планового ремонта и обслуживания при одновременном сокращении издержек на поддержание самой системы обслуживания и затрат на поддержание соответствующей информационной инфраструктуры.
<4> Подробнее см.: http://www.enigma.com/e/customers/united.cfm. Также использованы материалы компании United Airlines.
Компания United Airlines ежедневно выполняет 3400 рейсов, а 41 технический центр обслуживания компании United Airlines расположен во многих регионах мира. Более чем пятитысячному техническому персоналу постоянно требуется доступ к различной информации для ремонта и обслуживания самолетов в кратчайшие сроки. Решением было создание единой интерактивной корпоративной базы технических данных, которая получила название «Энциклопедия самолетов». «Энциклопедия» была реализована на базе стандартных средств внутренних информационных ресурсов компании и предусматривала широкое применение сети Internet в качестве платформы обмена данными.
В базу были собраны учебные материалы для инженеров, каталоги запасных частей, информация о заказах на закупку дополнительного оборудования, а также внутренняя техническая информация и инструкции. Внедрение системы в компании United Airlines заняло менее года; по оценкам самой компании проект окупился достаточно быстро. Позже руководством компании United Airlines было объявлено о дальнейших планах по интеграции «Энциклопедии самолетов» в единую корпоративную систему электронного документооборота.
Модификацией систем анализа и поддержки принятия решений являются информационные системы руководителя ИСР (EIS — Executive Information System<5>). EIS широко распространились с середины 1980-х гг. Специфика применения информационных систем руководителя (ИСР) состоит в том, что, в отличие от систем анализа и поддержки принятия решений, обработанные данные передаются непосредственно на рабочие станции высшего руководства. Современные EIS по сравнению с начальными версиями предоставляют своим высокопоставленным пользователям возможности интерактивного доступа к самой последней информации о состоянии компании, качеству и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основными характеристиками ИСР являются: возможность подготовки сводных отчетов, сбор данных по параметрам; доступ к широкому выбору внешних и внутренних баз данных; возможность представления информации в графическом виде.
<5> Подробнее см.: http://itmanagement.webopedia.com/TERM/E/Executive_Support_System.html.
Существует целый ряд программно-аппаратных комплексов информационных систем руководителя (универсальных и специализированных). Одна из первых ИСР появилась в Lockheed-Georgia Company<6>.
<6> См., например: Kelly, F. Implementing an Executive Information System // CEOReview. URL: http://www.itmweb.com/essay519.htm.
Для внедрения системы был использован эволюционный подход. Первоначально система была установлена только на компьютеры очень узкого круга высшего руководства. Система позволяла демонстрировать предполагаемым заказчикам информацию о продукции компании, проводить презентации, представлять руководству текущие результаты финансово-хозяйственной деятельности. Начальная версия обслуживала лишь 31 пользователя. Ко второй половине 1980-х гг. было установлено уже 710 терминалов, а сама система позволяла получать оперативную и аналитическую информацию не только всем членам высшего руководства компании, но также и большинству руководителей среднего звена.
Еще одним примером успешного внедрения информационной системы руководителя для повышения эффективности деятельности фирм является проект для американской транснациональной компании Welch Allyn — одного из крупнейших мировых поставщиков медицинских диагностических инструментов (термометров, офтальмоскопов, приборов кровяного давления и аудиометров). В 1990-е гг. компания активно расширяла международные операции. Из-за этого руководством было принято решение о внедрении единой ИСР для всех руководителей высшего и среднего звена во всех отделениях (в том числе зарубежных).
Система была выполнена на базе программного комплекса компании-разработчика Сomshare, одного из лидеров в секторе решений информационных систем руководителя. В результате в компании Welch Allyn была создана система комплексной финансовой отчетности. Система была нацелена на решение комплекса задач по автоматизации взаимоотношений с заказчиками. Модуль системы позволял накапливать, анализировать, передавать в форме отчетов подробную информацию по заказчикам компании и по исполняемым клиентским договорам. В результате внедрения информационной системы руководителя в компании Welch Allyn было достигнуто повышение эффективности работы финансовых служб и подразделений по продажам и маркетингу.
Системы класса CRM используются для автоматизации управления взаимоотношениями с заказчиками (СУВЗ). Концепция управления взаимоотношениями с заказчиками родилась из необходимости повышения объемов продаж американских ТНК в условиях жесткой конкуренции на национальном рынке с товарами иностранных производителей. Как уже упоминалось, СУВЗ часто не являются автономными программными пакетами (что было характерно в самом начале их коммерческого использования в начале 1990-х гг.). Нередко это программные модули систем комплексного управления предприятием класса ERP.
Выделю три основные цели применения систем УВЗ: аналитическое обеспечение деятельности подразделений продаж и маркетинга, оперативное управление контактами с заказчиками, организация непосредственного участия заказчика в осуществлении производственных процессов, результатом которых являются производимые товары и услуги.
Таковы проекты американских ТНК в области информационных систем организации интеллектуального анализа данных (Data Mining)<7>. Системы интеллектуального анализа данных (СИАД) используют ряд передовых информационных технологий (в том числе нейронные сети) для обнаружения в крупных объемах информации, ранее собранной в базах данных компании, релевантной информации по определенному признаку для обнаружения, например, поведенческих закономерностей заказчиков.
<7> Термин был предложен специалистами российской компании Intersoft Lab в материалах компании. Подробнее см.: URL: http://www.iso.ru/
Понятие систем интеллектуального анализа данных не ново, хотя термин получил распространение лишь во второй половине 1990-х гг. До этого американские ТНК в течение двух десятилетий использовали аналитиков для распознавания трендов и выработки моделей на больших массивах данных, используя методы статистики, математики и искусственного интеллекта. Дополнительным стимулом развития систем интеллектуального анализа данных стало активное развитие их основных опорных технологий, прежде всего технологии хранения и управления данными. Важным стало существенное сокращение стоимости аппаратной части комплексов информационных систем интеллектуального анализа данных.
Интересен пример внедрения СИАД на предприятиях автомобильного гиганта, компании Ford в 2001 г.<8> Разработчиком и поставщиком системы интеллектуального анализа данных по проекту компании Ford стала американская SAS. В рамках проекта внедрения СИАД были успешно решены следующие задачи: выявление общих закономерностей поведения покупателей автомобилей Ford, анализ покупателей с точки зрения их лояльности марке Ford, определение целевых аудиторий для 200 ежегодно осуществляемых маркетинговых программ, направленных на продвижение марок Lincoln, Mercury и Jaguar.
<8> Подробнее см.: URL: http://www.sas.com/success/ford.html.
Сложность реализации проекта состояла в существенном объеме данных, накопленных в компании по более чем 33 млн покупателей. Общий объем информации, собранной в центральной базе данных Ford (она получила название Teradata), составлял на момент внедрения системы интеллектуального анализа данных 1,6 терабайт. Первым положительными результатами внедрения этой СИАД стало сокращение времени обработки и обмена новыми данными в четыре раза, а также заметное упрощение процедуры поиска и анализа требуемых данных.
Это позволило увеличить объемы осуществляемой аналитической работы и повысить качество выпускаемых информационных материалов для подразделений продаж и маркетинга Ford. В Teradata аккумулировалась информация буквально о каждой семье и потребительские предпочтения практически каждого существующего или потенциального покупателя продукции и услуг Ford. Эти материалы стали предметом детального изучения и основой проведения маркетинговых программ продвижения.
Пожалуй, наиболее перспективный в настоящее время класс информационных систем, активно внедряемый американскими транснациональными компаниями, — система автоматизации управления цепочками поставок (СУЦП). Она служит для управления производственными и логистическими цепочками фирм. Основные ожидания американских транснациональных компаний при внедрении СУЦП связаны с получением конкурентных преимуществ, связанных с сокращением издержек производства.
Основные задачи, решаемые при помощи внедрения систем управления цепочками поставок:
- | координация и оптимизация логистической системы предприятия. Система становится источником информации о ходе выполнения заказов, потребностях производства в сырье и материалах, наиболее эффективных вариантах закупок и транспортировки; |
- |
повышение качества работы с партнерами — заказчиками и поставщиками американских ТНК; |
- |
повышение эффективности управления ресурсами, закупками и оптимизация структуры издержек. Часто бывает, что различные подразделения компании могут закупать одни и те же товары по различным ценам. Внедрение систем управления цепочками поставок позволяет легко избежать и этой, и множества других, подобных ситуаций. |
Значимость СУЦП в деятельности американских транснациональных компаний видна на примере ее внедрения и применения в подразделении по производству дизельных двигателей американской компании Garrett Engine (подразделении ТНК Honeywell).
За семь лет, с 1994 по 2001 гг., объем продаж компании Garrett Engine возрос почти в три раза — с 575 млн долл до 1400 млн долл, при этом значительно расширилась и усложнилась номенклатура выпускаемой продукции. Трудно было наладить единую систему управления совместной работой (включая согласование технической документации) с постоянными поставщиками (350 компаний).
В 2001 г. в компании Garrett Engine был установлен пробный модуль информационной системы от американской компании Apexon, Inc. К нему на время проведения испытаний системы были подключены шесть ключевых поставщиков. Положительный результат позволил спустя некоторое время подключить к ней еще 36 поставщиков Garrett Engine, которые поставляют более 85% всех закупаемых сырья и материалов.
Информационная система была интегрирована с уже функционировавшей корпоративной системой класса ERP, что позволило повысить прозрачность взаимоотношений с партнерами. Так, если ранее поставщики были вынуждены лично проверять оплату их счетов, с введением системы они получили возможность практически в любое время проверять статус выставленных компании Garrett Engine счетов и полную информацию по их оплате.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий предоставляет ТНК США значительные возможности повышения конкурентоспособности<9>.
<9> См. подробнее: Davenport, T. Process innovation: reengineering work through information technology. Harvard Business School Press, 1993.
1) |
Автоматизация производственных процессов как инструмент сокращения издержек и один из определяющих факторов структуризации производственных процессов ТНК США. |
2) |
Оптимизация бизнес-процессов и организационная интеграция фирм. Так, применение информационно-коммуникационных технологий является основой внедрения процессного подхода американскими компаниями. |
3) |
Пространственное позиционирование и отслеживание. Информационные системы предоставляют высокоэффективные средства пространственного позиционирования, что важно прежде всего для транспортных компаний. |
4) |
Повышение качества, объема и доступности аналитических материалов. Применение современных информационно-коммуникационных технологий американскими транснациональными компаниями позволяет ТНК своевременно получать релевантные материалы, необходимые для оценки конкурентной ситуации и принятия управленческих решений. |
5) |
Преодоление географических барьеров общения. Автомобильные гиганты Ford и General Motors широко используют современные информационно-коммуникационные технологии для совместного осуществления разработок новых продуктов силами расположенных в разных странах мира исследовательских подразделений. |
Информационно-коммуникационные технологии, являясь значимым фактором повышения эффективности управления американских компаний, заслуживают детального исследования возможностей их применения в комбинации с другими инструментами реформирования. Новые информационно-коммуникационные технологии являются основой и необходимым инструментом осуществления преобразований ТНК США с применением стратегий реинжиниринга и реструктуризации. Следует учитывать, что внедрение инноваций в деятельность компаний не может ограничиваться только применением передовых информационно-коммуникационных технологий. Напротив, повышение эффективности управления компаний США является следствием выполнения продуманного комплекса мер по достижению целей долгосрочного развития американских ТНК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление современной компанией/ Под ред. Мильнера Б. и Лииса Ф. — М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Davenport, T. Process innovation: reengineering work through information technology. Harvard Business School Press, 1993.
3. Knight, A. Managing information: information systems for today’s general manager. London: McGraw-Hill Book Company (UK) Limited, 1990.
4. http://www.bea.gov.org.
5. http://www.enigma.com/e/customers/united.cfm.
6. http://itmanagement.webopedia.com/TERM/E/Executive_Support_System.html.
7. http://www.itmweb.com/essay519.htm.
8. http://www.iso.ru/
9. http://www.sas.com/success/ford.html.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы