Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2006
ст. преподаватель кафедры информационных систем
Юргинского технологического института
Томского политехнического университета
Сухарева Е.Ю.,
Таскаева О.А.,
сотрудники отдела по социально-экономическому
планированию,прогнозированию и труду
администрации г. Юрга
Одним из ключевых уровней регионального менеджмента является уровень муниципального управления. Повышение значимости уровня муниципального управления обусловливает реальную необходимость обеспечения эффективного и профессионального управления социально-экономическим развитием и функционированием города. Органы местного самоуправления сталкиваются с большими трудностями при выборе стратегии развития, при оценке социально-экономического развития города, а также факторов, оказывающих влияние на него. Если город рассчитывает на привлечение серьезных инвесторов, необходимо использовать системный подход и научно-обоснованные методы анализа и организации управления городским развитием. Однако методы управления социально-экономическим развитием города в условиях рынка и относительной самостоятельности практически не разработаны. Среди причин малой эффективности и низкой востребованности местного самоуправления — «недостаточный уровень научно-методического и информационного обеспечения» [1]. Необходимо разрабатывать модели принятия решений о социально-экономическом развитии города (СЭРГ).
Моделирование процесса принятия решения в условиях неопределенности будущего и настоящего сложных систем обусловливает использование в качестве объекта исследования как сам экономический объект (город), так и лицо, принимающее решение (ЛПР) о его развитии (руководитель, эксперт, аналитик). При этом основной проблемой является моделирование субъективной активности ЛПР в процессе принятия решений. Важно представлять, как ЛПР производит распознавание текущей ситуации, состояния объекта исследования, поля для принятия решений. При неполноте и невысоком качестве исходной информации ЛПР вынуждено отойти от точных числовых оценок, заменяя их качественными характеристиками ситуации. В связи с этим для создания моделей принятия решения недостаточно использовать методы, основанные на точной обработке данных, поскольку необходимо обрабатывать качественные нечеткие оценки. Целесообразно использовать формализмы теории нечетких множеств, позволяющие моделировать плавное изменение свойств объекта, неизвестные функциональные зависимости, выраженные в виде качественных связей.
В практике муниципального управления на сегодняшний день не выработана единая концепция принятия решений о социально-экономическом развитии как с точки зрения модельного инструментария, так и с позиции обработки и представления информации для анализа. В связи с этим проблемы принятия обоснованных управленческих решений о социально-экономическом развитии города имеют важное народнохозяйственное значение.
С 2004 г. нами разрабатывается комплекс математических моделей принятия решений по социально-экономическому развитию города и компьютерная программа, реализующая эти модели.
На сегодняшний день разработан комплекс нечетких моделей принятия решений на этапах анализа и контроля выполнения стратегии развития города, позволяющих:
- |
систематизировать процесс анализа факторов внешней и внутренней среды города, повышать его эффективность и достоверность; |
- |
формировать приоритетные направления развития города с учетом мнения всех заинтересованных субъектов; |
- |
контролировать достижение целевого стратегического состояния развития города. |
Для оценки отдельных факторов социально-экономического развития города были разработаны три модели:
1. |
Модель оценки факторов социально-экономического развития города на основе метода попарных сравнений, позволяющая оценить уровень развития города по показателям, не имеющим универсальных измерительных свойств. При этом в отличие от существующей практики простого ранжирования объектов рассчитываются степени принадлежности альтернативы оцениваемому уровню развития. |
2. |
Модель оценки факторов социально-экономического развития города с использованием статистических данных, позволяющая формализовать субъективные оценки населением города показателей жизненного уровня, запросов, потребностей и ожиданий. При этом обработка данных социологических опросов дополняется моделированием плавного изменения интенсивности принадлежности конкретных значений показателя оцениваемому уровню. |
3. |
Модель оценки факторов социально-экономического развития города с использованием экспертных оценок параметров стандартных функций, позволяющая формализовать качественные суждения экспертов о количественных показателях СЭРГ. В отличие от принятой практики назначения пороговых значений учитывается уверенность (неуверенность) эксперта в реальном, ожидаемом или предпочтительном значении показателя. |
Эти модели позволяют адекватно характеризовать факторы социально-экономического развития города различной направленности (производственные, финансовые, культурные, социальные), включая в процесс принятия решений о СЭРГ различных субъектов управления городом, хозяйствующих субъектов, а также население города.
Для оценки общего уровня развития города была предложена нечеткая модель интегральной оценки стратегического развития города, позволяющая получить единую комплексную оценку продвижения города к целевым ориентирам развития [2]. Эта модель дает возможность отслеживать изменение социально-экономической ситуации, проводить сравнение интегральных оценок по годам развития, а также осуществлять мониторинг эффективности реализации стратегии развития города.
Также разработаны нечеткие модели стратегического анализа [3]. Эти модели повышают качество и обоснованность управленческих решений в условиях недостаточности и неполноты информации, неопределенности факторов внешней и внутренней среды. Они позволяют внести в процесс принятия решений систематизацию, повысить возможности ЛПР к восприятию сложной многофакторной информации. В отличие от типовой методологии проведения SWOT-анализа нечеткие модели дают возможность производить сравнение значимости факторов внешней и внутренней среды, а также их комбинаций на основании нечетких экспертных суждений и оценок.
Предложенные нечеткие модели основаны на использовании методов теории нечетких множеств. При их практическом использовании возникают проблемы:
1. |
Модели достаточно сложны для понимания их сущности неподготовленными пользователями. Следовательно, лицо, принимающее решение, сможет применять эти модели только под руководством или при участии специалиста — консультанта по принятию решений. Это усложняет процесс принятия решений, поскольку консультант не всегда доступен, не всегда может быть ознакомлен с особенностями ситуации, требующей принятия решений. |
2. |
Процесс принятия решений о социально-экономическом развитии города и так требует сбора и обработки большого объема статистической и экспертной информации, а методы и модели теории нечетких множеств требуют еще и проведения сложных расчетов. |
Актуальна разработка автоматизированной системы, обеспечивающей поддержку принятия решений о социально-экономическом развитии города (СППР СЭРГ). Главной задачей создания СППР СЭРГ является разработка универсального средства, реализующего полный набор предлагаемых моделей принятия решений и позволяющего автоматизировать функции консультанта по принятию решений на этапах сбора и обработки количественных данных, формализации качественных экспертных оценок, проведения расчетов.
В состав СППР помимо пользователей входят три главных компонента: подсистема данных, подсистема моделей и подсистема программного обеспечения. Подсистема данных — собрание текущих или исторических данных, организованных для легкого доступа к областям применения. Подсистема моделей — собрание математических и аналитических моделей, которые могут быть сделаны легкодоступными для пользователя. Подсистема программного обеспечения обеспечивает простое взаимодействие между пользователем системы, базой данных и эталонным вариантом. Она управляет созданием, хранением и восстановлением моделей в образцовой основе и интегрирует их с данными в базе данных. Также она обеспечивает графический, легкий в использовании, гибкий интерфейс пользователя, который поддерживает диалог между пользователем и СППР.
Разрабатываемая система состоит из четырех блоков: блок математических моделей и методов принятия решений, блок входных данных (база данных), программный блок, блок выходных данных (результатов расчетов). Структура взаимосвязи и содержание блоков системы поддержки принятия решений о социально-экономическом развитии города представлена на рисунке. Она представляет взаимодействие между компонентами системы. Каждая разработанная модель является одним из элементов логического уровня СППР СЭРГ.
Рис. Структура взаимосвязи компонентов СППР СЭРГ
Взаимодействие моделей и программных модулей определяется в зависимости от решаемых задач и этапа стратегического управления социально-экономическим развитием города. Так, например, модуль «Нечеткие экспертные оценки СЭРГ» позволяет осуществлять расчет функций принадлежности нечетких переменных, используя модели попарных сравнений, статистических данных и стандартных функций. Результаты работы этого модуля имеют самостоятельную ценность (так как полученные функции принадлежности отражают желаемое состояние факторов социально-экономического развития города). Они же служат входными данными для модулей анализа SWOT муниципального образования и интегральной оценки СЭРГ.
Модуль «Мониторинг СЭРГ» служит основой для формирования экспертных суждений о факторах СЭРГ, динамике и тенденциях развития.
Модуль «Формирование экспертной комиссии» позволяет решить вопрос отбора наиболее компетентных экспертов, рассчитать веса важности экспертов, оценить согласованность групповых оценок. Результаты работы этого модуля используются во всех остальных модулях.
Модуль «анализ SWOT» использует данные модуля «Нечеткие экспертные оценки СЭРГ» для описания возможностей, угроз, сильных и слабых сторон муниципального образования и на основе нечетких лингвистических моделей и метода нечеткого дедуктивного логического вывода осуществляет расчет значения возможностей (угроз), а также комбинаций факторов внешней и внутренней среды муниципального образования. Результаты работы этого модуля используются на этапе стратегического анализа.
Модуль «Интегральная оценка СЭРГ» позволяет рассчитывать интегральные оценки СЭРГ, которые могут использоваться как инструмент контроля выполнения стратегических решений по развитию города.
На сегодняшний день отдельные модули СППР СЭРГ реализованы в компьютерной программе «Система поддержки принятия решений о социально-экономическом развитии города»[4], при разработке «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Юрга» на 2004—2013 годы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во «ЭКМОС», 2001.
2. Захарова А.А., Мицель А.А. Модель интегральной оценки стратегического развития города // Доклады ТУСУР, 2005. №3(11).
3. Мицель А.А., Захарова А.А. Применение нечетких лингвистических моделей при разработке стратегии развития муниципального образования // Известия ТПУ, 2005. Т. 308. №4.
4. Захарова А.А. Система поддержки принятия решений о социально-экономическом развитии города: программа для ЭВМ // ВНИТЦ. — № 50200500853. — М., 2005.