Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2011
Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулиро вания споров с участи ем посредника (проце дуре медиации)»
С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной проце дуре урегулирования споров с участием посред ника (процедуре медиации (далее по тексту — Федеральный закон № 193-ФЗ.)).
Как следует из части 1 статьи 1 данного Федерального закона, он разработан для применения в Российской Феде рации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — меди атора (процедуры медиации), содействия развитию партнер ских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достиг нуть взаимоприемлемого соглашения. Такая процедура не носит характера тяжбы. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлет воряющее всех участников конфликта. В этом заключается основная задача медиатора.
Методы конструктивного урегулирования конфликтов получили широкое распространение в мире начиная с 70-х годов XX века. При этом мировой опыт показывает, что внедрять процедуру медиации в публично-правовые (и прежде всего налоговые) отношения необходимо чрезвы чайно взвешенно и осторожно. В развитых зарубежных стра нах принято определять возможность использования таких процедур путем проведения долгосрочных экспериментов. В связи с этим предметом регулирования Федерального закона № 193-ФЗ были определены отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникаю щим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудо вых правоотношений и семейных право отношений. На эффективное применение процедур медиации в трудовых право отношениях законодатели возлагают особые надежды. Однако, как представ ляется, в спорах, возникающих из этих отношений, процедура медиации будет не так востребована, как, например, в предпринимательских или семейных спорах. Основная масса трудовых споров связана с неправомерным применением дисциплинарных взысканий и увольне нием. При этом конфронтация достига ет своего пика, и, как свидетельствует судебная практика, содержание боль шинства мировых соглашений заключа ется в выплате работникам различного рода «отступных» и «компенсаций».
Некоторый скепсис к новой процеду ре как к эффективной для применения в спорах, возникающих из трудовых пра воотношений, объясняется еще и тем, что примирительные процедуры не получили должного распространения в сфере тру довых отношений, несмотря на то, что существуют с момента принятия Трудо вого кодекса РФ, хотя и распространя ются исключительно на коллективные трудовые споры. Согласно статье 398 Кодекса под примирительными процеду рами понимается рассмотрение коллек тивного трудового спора в целях его раз решения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. В развитие этой и других норм Кодекса, регламентирующих усло вия и порядок проведения примиритель ной процедуры, Минтрудом России были утверждены Рекомендации об организа ции работы по рассмотрению коллектив ного трудового спора с участием посред ника (постановление от 14.08.2002 № 58) и Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудо вого спора в трудовом арбитраже (поста новление от 14.08.2002 № 59). Как пока зала практика, к помощи посредников и трудовых арбитражей стороны коллек тивных трудовых споров прибегали толь ко на первых порах применения Трудо вого кодекса РФ. Анализ же последних наиболее крупных коллективных споров свидетельствует о том, что стороны ста раются разрешить все проблемы в рамках работы примирительной комиссии.
Именно потому, что медиация в кол лективных трудовых спорах уже регла ментирована Трудовым кодексом РФ, частью 5 статьи 1 Федерального закона № 193-ФЗ особо выделено, что проце дура медиации не применяется к коллек тивным трудовым спорам. Кроме того, процедура медиации не распространяется на споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотно шений, в случае, если такие споры затра гивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не учас твующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
Если споры возникли из иных отно шений (не предпринимательских, не трудовых и не семейных отношений), то действие Федерального закона № 193-ФЗ распространяется на отношения, связан ные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как представляется, наиболее востре бованной процедура медиации будет в спорах, возникающих из трудовых отношений между работодателями и топ менеджерами, главными бухгалтерами и др. при предстоящем увольнении и пере воде последних, невыплате различного рода премий и бонусов (их части).
Начнем с того, что понимается под процедурой медиации. Согласно статье 2 Федерального закона № 193-ФЗ меди ация — это способ урегулирования спо ров при содействии медиатора (то есть независимого физического лица, привле каемого сторонами в качестве посредни ков в урегулировании спора для содейс твия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольно го согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Процедура медиации может приме няться после возникновения споров, рас сматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.
Основные принципы проведения про цедуры медиации определены в статье 3 Федерального закона № 193-ФЗ. Это принципы:
1) взаимности (процедура медиации проводится при взаимном волеизъяв лении сторон);
2) добровольности;
3) конфиденциальности. Содержание данного принципа раскрыто в статье 5 Федерального закона № 193-ФЗ. В соответствии с ее нормами при про ведении процедуры медиации сохра няется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными зако нами, и случаев, если стороны не дого ворились об ином. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящую ся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон. Стороны, организа ции, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведе нии процедуры медиации, независимо от того, связано ли судебное разбира тельство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссы латься, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбиратель ства или третейского разбирательства на информацию о:
- предложении одной из сторон о приме нении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;
- мнениях или предложениях, выска занных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;
- признаниях, сделанных одной из сто рон в ходе проведения процедуры медиации;
- готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.
Истребование от медиатора и от орга низации, осуществляющей деятель ность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением слу чаев, предусмотренных федеральны ми законами, и случаев, если стороны не договорились об ином. В соответствии со статьей 6 Феде рального закона № 193-ФЗ в случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может рас крыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию;
4) сотрудничестве и равноправии сторон;
5) беспристрастности и независимости медиатора.
Как определено в статье 7 Федераль ного закона № 193-ФЗ, применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о при менении процедуры медиации. Под со глашением сторон о применении проце дуры медиации понимается соглашение, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (меди ативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спо ра или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным право отношением. Ссылка в договоре на доку мент, содержащий условия урегулирова ния спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в пись менной форме.
Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбира тельства или третейского разбирательс тва, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.
При этом в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 193-ФЗ, если стороны заключили соглашение о при менении процедуры медиации и в тече ние оговоренного для ее проведения сро ка обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обяза тельства не будут выполнены, за исклю чением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права. Если же спор передан на рас смотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложе ние рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также соверше ние иных процессуальных действий определяется процессуальным законо дательством.
Согласно части 3 статьи 7 Федераль ного закона № 193-ФЗ наличие согла шения о применении процедуры медиа ции, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и свя занное с ним непосредственное проведе ние этой процедуры, не является пре пятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмот рено федеральными законами.
Проведение процедуры медиации начи нается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. Под таковым в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 193-ФЗ понимается соглашение сторон, с момен та заключения которого начинает при меняться процедура медиации в отноше нии спора или споров, возникших между сторонами.
Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в пред ложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, то такое предло жение считается отклоненным. Предло жение об обращении к процедуре меди ации должно содержать те же сведения, что и соглашение о проведении проце дуры медиации.
Предложение об обращении к проце дуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведе ния процедуры медиации. Под послед ней в соответствии со статьей 2 Феде рального закона № 193-ФЗ понимается юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведе ния процедуры медиации, а также осу ществление иных предусмотренных дан ным Федеральным законом действий.
В соответствии со статьей 4 Федераль ного закона № 193-ФЗ, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение огово ренного для ее проведения срока обяза лись не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который воз ник или может возникнуть между сторо нами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мне нию, защитить свои права. Если же спор передан на рассмотрение суда или третей ского суда, стороны могут применить про цедуру медиации в любой момент до при нятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или тре тейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального закона № 193-ФЗ заключенное в письменной форме соглашение о проведении процеду ры медиации должно содержать сведения:
- о предмете спора. Следует обратить внимание, что Федеральным законом № 193-ФЗ предусматривается при менение процедуры медиации не к трудовым спорам, а к спорам, возни кающим из трудовых правоотноше ний. С учетом изложенного предмет последних может быть значительно шире, чем предмет исключительно индивидуальных трудовых споров. Однако основным предметом спора, возникающего из трудовых отноше ний, все же представляется принятое работодателем решение в отношении конкретного работника, с которым последний не согласен. Это могут быть, например, споры, связанные с решениями об изменении определен ных сторонами условий трудового договора, увольнении, невыплате определенных сумм и т.д. Нельзя не отметить тот факт, что законодатель не предусмотрел в Федеральном законе от 27.07.2010 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодатель ные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процеду ре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» дополнение Трудового кодекса РФ нормами, определяющими, к какому институту трудового права относится процедура медиации, как соотносятся предусмотренные Кодексом процеду ры рассмотрения индивидуальных трудовых споров с процедурами меди ации и т.д. На наш взгляд, это не будет способствовать быстрому внедрению процедур медиации в спорах, возни кающих из трудовых отношений;
- о медиаторе (медиаторах) или об орга низации, осуществляющей деятель ность по обеспечению проведения про цедуры медиации. Вопрос о количестве медиаторов и их кандидатурах решает ся по взаимному согласию сторон с уче том норм статьи 9 Федерального закона № 193-ФЗ. Аналогично — по взаим ному согласию сторон — решается вопрос о выборе организации, осущест вляющей деятельность по обеспече нию проведения процедуры медиа ции. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению прове дения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиато ра (кандидатуры медиаторов) или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обра щение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации. Выбранный или назначенный медиатор в случае наличия или возникновения в процес се проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристраст ность, обязан незамедлительно сооб щить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации орга низацией, осуществляющей деятель ность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указан ную организацию;
- о порядке проведения процедуры меди ации. Порядок проведения процедуры медиации в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 193-ФЗ уста навливается соглашением о проведе нии процедуры медиации. Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей орга низацией, осуществляющей деятель ность по обеспечению проведения процедуры медиации. В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осущест вляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны:
- виды споров, урегулирование кото рых проводится в соответствии с дан ными правилами;
- порядок выбора или назначения медиаторов;
- порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
- сведения о стандартах и правилах про фессиональной деятельности медиа торов, установленных соответствую щей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению прове дения процедуры медиации;
- порядок проведения процедуры меди ации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулирова нии отдельных категорий споров, иные условия.
Полную версию статьи читайте в журнале "Кадры предприятия №1/2011"