Управление, менеджмент, руководитель



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2010


 

профессор, Заслуженный деятель науки РФ,
президент Лиги профессиональных имиджмейкеров

 

Люди рождается, чтобы созидать. Благодаря управлению исполнение этой миссии обретает реальный смысл, а человеческое общество жизнедействует и создает свое будущее.

В мае 2008 года бизнес-школа IMD опубликовала отчет — 20-й по счету ежегодный рейтинг конкурентоспособности стран — The IMD World Competitiiveness Yearbook 2008. Аналитики оценили 55 стран по 331 критерию, определяющему состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры. Россия с прошлого года потеряла 4 позиции, спустившись с 43-го на 47-е место, уступив лидеру по конкурентоспособности более чем в 2 раза.

Какие выводы можно сделать из приведенного фактологического материала?

Наше Отечество значительно отстает в мировом соревновании по социально-экономическому обустройству своего общества, в обеспечении граждан условиями, которые необходимы для здорового образа жизни. Вместе с тем, Россия имеет 30% мировых природных энергетических ресурсов и 20% запасов пресной воды, разнообразные климатические зоны для сельского производства, образованную рабочую силу, солидный научный потенциал и уникальный исторический опыт военного и государственного управления.

Правомерен вопрос: почему страна, обладающая такими данными, не находится на звездной орбите мирового признания?

Замедленные темпы социально-экономического развития современной России, прежде всего, обусловлены ущербом, который нанесен развалом Великой державы, каковой был СССР. Затем инертным освоением рыночных механизмов хозяйствования и медленной реструктуризацией экономики, которая после советского периода стала ориентированной на получение основных доходов за счет реализации природных ресурсов.
Можно сослаться и на мировой кризис, посетивший страну в 2009 году.

Финансовый кризис, который не должен был быть неожиданностью, притормозил процесс становления рыночной экономики, но вместе с тем высветил допущенные при реформировании советской экономики серьезные просчеты. Например, неразвитость банковской системы и особо — это слабая государственная поддержка малого и среднего бизнеса, устойчивое и продуктивное развитие которого является ключевым фактором эффективности рыночной экономики.

Однако, по большему счету, главной причиной низкого рейтинга нашей страны как мировой державы, является то, что процесс социально-экономического становления новой России не был виртуально продуман и смоделирован. Что в определенной мере не способствовало разработке научно-обоснованной стратегии освоения рыночных механизмов экономики и креативной утилизации достижений и опыта государственного планирования и патронирования приоритетных отраслей промышленности и сельского хозяйства советского периода.

В этой связи следует обратить внимание на такой факт: на количественный показатель наличия в нашей стране на тот период времени суперкомпьютеров. Всего один, а в США — несколько сотен. Между тем, использование суперкомпьютеров в моделировании стратегии развития экономики страны и обращение к опыту государственного планирования, как отечественного, так и зарубежного, — все это могло бы быть полезным для создания научно обоснованной политики развития современного российского государства.

И что еще немаловажно. Когда в обществе складывается многоукладный формат собственности и торжествует свобода нравов и личных ценностей, то актуализируется проблема незыблемости правопорядка. Законы призваны уравнять граждан в соблюдении правил социального сожительства. Законы призваны гарантировать гражданам жизненную безопасность, защиту собственности и результатов своей трудовой деятельности.

В России отношение к правовой культуре пока явно не соответствует социально-экономическим переменам, которые в ней происходят. Кроме того, а это — горькая правда, традиционно русские не испытывают уважительного отношения к закону. Вот почему, создавая рыночную экономику и новодемократический образ жизни, органам государственного управления следует особое внимание уделять качеству законов, которые принимаются в стране.

С чем у нас большие проблемы. О том, что подобное утверждение не беспочвенно, свидетельствуют факты — издаваемые в стране федеральные законы. В порядке иллюстрации сошлемся на закон о запрете игорного бизнеса. Буквально через несколько дней его вступления в силу пришлось издавать ряд подзаконных актов, в которых уточнялись формулировки отдельных положений закона и вносились дополнительные положения.

Подобное качество законотворчества у нас не редкость. Не случайно, по количеству подзаконных («разъяснительных и уточняющих») актов мы превосходим многие страны, а их частота и масштабность издания создает массу лазеек для нарушения федеральных законов. Что вызывает нескрываемую радость у многочисленной рати адвокатов, «отмывающих» в судах жуликоватых предпринимателей и вожаков организованной преступности, зарабатывающих на этом «правовом бизнесе» крупные денежные средства.

Или другой факт. Разве законодатели и исполнительная власть не знали, что игорный бизнес — это огромный объем неконтролируемых денег, а потому и владельцы игорного бизнеса, и чиновники-коррупционеры такую кормушку без боя не сдадут?

Не могли не знать! Однако просчеты на лицо. Конечно, не исключен при этом и определенный «лоббированный» умысел при сотворении этого закона. Но, скорее всего — это недостаточная продуманность текста закона и отсутствие должного аналитического прогноза процесса его вступления в правовую силу.

Подобная проблема имеет место с государственными усилиями по борьбе с коррупцией. Известно, что в оценке имиджа России странами ЕС в настоящее время меньше отмечается «недостаточность демократии», но справедливо обращается внимание на неустойчивую репутацию страны по причине распространенности в ней коррупции. В отличие от японцев, которые сокрушаются по поводу дороговизны московских отелей и малого количества туалетов в крупных городах России.

Можно проявить оптимизм по поводу успешного решения проблемы цены проживания в московских отелях и увеличения числа туалетов в российских городах. Значительно меньше уверенности в скорейшей нашей победе над коррупцией.
Почему?

Коррупция — это проявление русского менталитета. Как следствие нашего особого (страдальческого) антропологического развития. Вспомним 300-летнюю выучку преподношения дани Золотой Орде, времена крепостничества и период, когда региональное управление царской России было поставлено на «местное кормление». В советский период коррупция была придавлена, но пышно расцвела при переходе страны в режим рыночной экономики, при которой материальное обогащение стало навязчивой мечтой многих людей. Стремление к ее реализации провоцирует использование противозаконных и безнравственных средств. В числе наиболее распространенных таких средств — «преподношения» столоначальникам в виде взятки.

В давние времена на Руси монахов, допустивших прелюбодеяние, подвергали наказанию: толочь воду в ступе. Страницы старых рукописей свидетельствуют, что многие из провинившихся монахов страшились такого наказания. Может быть для чиновников, деятельность которых предполагает возможность наличия «коррупционного микроба», превентивно проводить раз в полгода тренинг по «толчению воды в ступе»?
Данный тренинг может быть одной из мер административного воспитания: чиновник, допустивший мелкие коррупционные погрешности, приходит на работу и два часа в течение двух недель толчет воду в ступе.

Это масштабное явление. Социологические мониторинги свидетельствуют: около 75% респондентов-россиян считают, что в стране высокий и очень высокий уровень коррупции. Что особо беспокоит зарубежных деловых людей, заинтересованных сотрудничать с нашей страной. По оценке международной организации Transparency Intenanalional, российский коррупционный черный рынок оценивается в 300 миллиардов долларов.
Победима ли коррупция? Вне всякого сомнения!

Отрицательный ответ на поставленный вопрос — это летальный приговор россиянам. Без преодоления коррупции страна лишается перспективы создать цивилизованное общество и подарить своим гражданам надежду на возможность торжества в их жизни закона и высших нравственных ценностей. Победа над коррупцией реальна, но при обеспечении экономического благополучия всех граждан, гарантированной их право-силовой защиты, создания здоровой нравственной атмосферы в обществе. И, конечно, неотвратимо жесткого обращения государства с чиновниками-коррупционерами.

Как возможно бороться с коррупцией? Ответ на данный вопрос совпадает с поиском ответа на более глобальный вопрос: как сделать человеческое общество сытым и благородным?

Немало людей, обладающих светлым умом и благородным сердцем, отдали свою креативную энергетику для поиска ответа на поставленный вопрос. Вспомним «Город солнца» Томмазо Кампанеллы, «Богатство народов» Адама Смита, публикации Шарля Фурье и Клода Сен-Симона, социальные эксперименты Роберта Оуэна, «Капитал» Карла Маркса, создателей «советского социализма», конструкцию рыночной социальной экономики Людвига Эрхарда.

Обратим внимание на то, что во всех этих творениях теоретически и практически делались попытки найти надежный механизм цивилизованного переустройства общества. Несмотря на конечную незавершенность этих поисков, консенсус состоялся: мировой научно-информационный пул признал, что цивилизованное преобразование общества — это исторически длительный процесс, который определен сроками душевного и духовного преображения людей. Как остроумно подметил Г. Спенсер, невозможно в короткие исторические сроки перелить «свинцовые инстинкты» людей в «золотые нравы». И история подтверждает, что это утверждение одного из основателей классической социологии — объективная истина.

Известна ортодоксальная речь канцлера Бисмарка, неординарного государственного деятеля XIX века в Эрфуртском «Союзном парламенте» в 1850 году. В ней он страстно ополчился против наличия в Германии больших городов. По его убежденному мнению, они являются «очагами революции», а потому их следовало бы сравнять с землею. Канцлер уверен, что такое обхождение с большими городами — это наиболее радикальное решение проблемы умиротворения страны, наведения в ней правопорядка и обеспечение бюргерского благополучия.

Становление цивилизованного общество нереально посредством социальных революций («классовых», национальных, «цветных») или уничтожения больших городов. Подобные меры, как свидетельствуют, например, социальные революции, не решают фундаментальную проблему режима времени, достаточно необходимого для душевной и духовной трансформации людей в качественно новых личностей. Прав бывший президент Римского клуба А. Печчеи: «Мир не станет лучше, если пытаться изменить его с помощью насилия, это могут сделать только исключающие насилие методы и подходы».

Для решения этой проблемы обществу необходимы такие социально-экономические условия, при которых реально создание цивилизованного образа жизни, стимулирующего душевное и духовное преображение людей. Достижение всего этого невозможно без функционирования в обществе научной системы глобального (государственного и регионального) и локального (корпоративного) управления.

Создание научного управления обществом должно быть высшей целью его цивилизованного преобразования. Это не абсолютизация значения научного управления обществом. Только при наличии научного управления обществом реально воспроизводство такого образа жизни людей, в формате которого происходит их инновационное изменение: они процессуально становятся цивилизованными личностями, а социальной сферой их жизнедеятельности являются нравственно надежные семейные, трудовые, региональные сообщества.

Итак, любая социальная революция или смена режима власти оправданны тогда, когда по их успешному завершению в обществе создается научная система многоуровнего социально-экономического управления. Если окинуть мысленно взором историю существования человечества, то вся его история — это постоянные акции по овладению «жезлом власти», т.е. — управлением, либо в корыстных, либо в гуманитарных целях.

Россиянам по этому поводу нет необходимости погружаться в исторические воспоминания. У многих в памяти еще не стерлись революционные призывы появившихся в 1990-х годах «пиар-демократов» о необходимости смены «режима» в стране. К власти пришли те, кто не столь был озабочен благосостоянием народа, а хотел пофланировать на подиуме власти и приумножить свой материальный достаток. Они этого добились, а страна была опущена на «дно» мирового сообщества.

Реальная власть над людьми осуществляется посредством властного механизма, изобретенного людьми, название которому правление или управление. Вот почему глубинные преобразования в обществе реальны при наличии соответствующего этим намерениям управления. То, что управление — это результативно работающий властный механизм — многократно подтверждено многочисленными войнами, которые являются неотъемлемым атрибутом существования человечества. Войны наглядно свидетельствуют, что победы и поражения это показатели состояния управления.

Прошло около 100 лет после издания названных публикаций. О чем свидетельствуют современные реалии?

В. Ленин как политолог прав, утверждая об ограниченности сроков существования «классического капитализма». Сегодня можно утверждать, что капитализм как общественный способ производства не перспективен. Мировой финансовый кризис 2009 года тому наглядное подтверждение. Вместе с тем в его публикации объективно не были выявлены управленческие ресурсы использования в обществе рыночных механизмов хозяйствования.

А. Файоль как предприниматель прав, утверждая, что рыночная экономика потенциально перспективна. Но для реализации своих ресурсов она нуждается в научном совершенствовании управления.

В 1915 году вышла книга А. Файоля «Общее и промышленное управление». В 1916 году увидела свет книга В. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». В одно и то же время в Европе два исследователя, каждый из них, преследуя свою цель написания книги, по сути обратились к одной и той же проблеме: перспективен ли капитализм как общественный способ производства? По мнению А. Файоля, капиталистический способ производства обладает значительными ресурсами развития, которые ввести в полноценный оборот призвано научное управление. И приводятся аргументы. По мнению В. Ленина, капиталистический способ производства исчерпал свой жизненный срок существования. И приводятся аргументы.

Отношение к управлению определяет сроки существования любого общественного способа производства. Прошедшее многолетие после издания книги А. Файоля свидетельствует о верности данного положения.

Великий Архимед восклицал: «Дайте мне точку опоры, и я своим рычагом переверну весь мир». Если Архимед обладал лишь абстрактным рычагом и не нашел необходимую для него точку опоры, то в наше время имеются реальный рычаг и реальная для него точка опоры, благодаря которым возможно переустроить общество, создать эффективную экономику, сделать трудовую деятельность для людей необходимой и привлекательной.

В качестве такого «рычага» выступает Управление, а «точкой опора» для него — Менеджмент.

Также по этой теме: