Регулирование процессов на рынке руда: опыт зарубежных стран



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2010


доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
Пензенской государственной технологической академии, к.э.н.

Для современного российского рынка труда осо­бый интерес представляет европейский опыт и особенно опыт тех стран, которые понесли по­тери в ходе второй мировой войны, на территориях ко­торых велись боевые действия (Франция, Австрия, Гер­мания и др.), структура экономики которых, а также де­мографическая ситуация схожи с российской. Кроме того, ценен опыт государств, испытывающих последствия ко­ренной перестройки экономики, ломки идеологических и духовных ценностей, изменений в социальной поли­тике и др.

Управление процессами, протекающими на рынке тру­да, в западных странах основывается на принципах соци­ального партнерства. Понятие «социальное партнерство» применяется на Западе главным образом социал-демок­ратами. Исторически оно противостояло классовой борь­бе. В настоящее же время противостояние труда и капита­ла стало не таким острым благодаря общему подъему жиз­ненного уровня населения стран с рыночной экономикой. Средний класс в этих странах составляет 70—80% населе­ния. В таких условиях лозунги социального партнерства стали использоваться для укрепления политической ста­бильности в стране.

Одна из целей австрийской модели экономического развития в недавнем прошлом сводилась к формиро­ванию новых принципов «социального партнерства». Предполагалось, что бесконфликтный трудовой климат в стране можно обеспечить с помощью гарантий пол­ной занятости. При этом в качестве основного аргумен­та выдвигалось утверждение о том, что занятость важнее рентабельности. Кроме того, ценно подключение трудо­вых коллективов к решению основных проблем фирмы. Главным достижением австрийские экономисты счита­ли создание в экономике «атмосферы социального мира».

Регулирование занятости, управление структурой без­работицы, ее размерами, концентрацией по регионам и отраслям, а также решение сопутствующих проблем явля­ются приоритетными задачами систем управления трудом в странах с рыночной экономикой. В этой связи, интересным представляется опыт Франции, в частности, временная и частичная занятость, гибкое рабочее время, сконцентрированная рабочая неделя.

Временная занятость приобрела во Франции новую форму, превратившись в быстро растущую систему, основан­ную не на традиционном отношении капитала и труда (капиталист — рабо­чая сила), а на принципиально новом (капиталист — владелец проката рабо­чей силы — сила).

В 80-е годы XX века возникновение целой сети частных посреднических агентств, нанимающих временную рабо­чую силу и сдающих ее «на прокат», из­менило саму природу временного най­ма. Существенным моментом новизны служит тот факт, что прокатные конто­ры не только предоставляют работни­ков различным предприятиям, но и сами выплачивают им заработную плату, де­лают отчисления в социальные фонды. Взамен они получают возмещение от предприятий, использующих эту рабо­чую силу. Для компаний по временной работе «сдача на прокат» рабочей силы является весьма прибыльным делом. Они не только экономят на заработ­ной плате, которая оказывается всегда ниже установленного в страны мини­мума, но и изыскивают возможности не доплачивать налоги и взносы, зани­жая количество занятых, либо «не ус­певая» делать взносы за недолго чис­лящихся работников.

Временный найм предоставляет большие выгоды и предпринимателям. Он освобождает их от возмещения по­тери заработка при вынужденном про­стое, от выплаты пособий при уволь­нении, оплаты больничных листков, от­пусков, дополнительных пенсий — всех тех социальных завоеваний, закрепленных в коллективных договорах, которые предоставляются работникам, находя­щимся в штате предприятия. Кроме того, осуществляя временный найм, предприниматели экономят на созда­нии постоянных рабочих мест и имеют большую возможность отбирать наиболее подготовленные кадры, избавля­ясь от менее пригодных. А освобожде­ние основного персонала от вспомо­гательных работ и передача их временно нанимаемым обеспечивают возможность более полной трудовой отдачи и дальнейшей рационализации произ­водства.

Таким образом, данный факт явля­ется составной частью стратегии, на­правленной на создание мобильной и неустойчивой рабочей силы для ока­зания давления на постоянных работ­ников.

Широко распространена сегодня во Франции частичная занятость, причем добровольная ее форма. Государство для снижения напряженности на рынке труда стимулирует частичную занятость, предоставляя предпринимателям дотации за каждого занятого на условиях неполного рабочего времени.

Еще одна форма, направленная на снижение напряженности на рынке труда, — «разделение рабочего места» между двумя работниками. Эта форма заключается в организации работы ежедневно, но в течение меньшего вре­мени. По прогнозам, во Франции мо­жет быть разделено до 2/3 рабочих мест, но пока эта цифра не превышает 10%. Отработанные часы у «разделенных» работников в сумме не должны быть мень­ше полного рабочего дня, причем каж­дый отрабатывает не менее 15 часов в неделю.

Система разделения рабочих мест позволяет без дополнительных затрат повышать интенсивность труда, уменьшать невыходы на работу, обеспечивать взаимозаменяемость кадров, удерживать квалифицированных работников.

Частичную занятость и «деление ра­бочего места» можно рассматривать как метод совершенного управления рабочей силой, который позволяет на­много выгоднее использовать сложное дорогостоящее оборудование, повы­шать конкурентоспособность продук­ции путем изменений в организации труда.

Еще одним типом новой органи­зации рабочего времени, получающим во Франции в последнее время все большее распространение, становит­ся сконцентрированная рабочая не­деля. Она обычно организуется по принципу четырех десятичасовых ра­бочих дней или трех 12-часовых, что позволяет обеспечить при двух сменах непрерывность производственного цикла на предприятиях химической, нефтеперерабатывающей и металлур­гической промышленности. Для рабо­чих применение такого режима труда сопровождается увеличением выход­ных дней до трех в неделю и умень­шением временных и материальных затрат на дорогу. Однако в данном слу­чае существует реальная угроза здо­ровью, институту семью. Кроме того, возможно падение уровня производительности труда.

Важным моментом в регулирова­нии уровня безработицы являются ус­ловия выплаты пособий. Законода­тельство большинства стран содержит основные положения по получению пособий по безработице. В США мак­симальный срок выплаты пособия составляет 26 недель. Среднее недельное пособие по стране (при достаточ­но больших колебаниях по отдельным штатам) в середине 90-х годов XX века составляло 200 долларов.

Более лояльным по отношению к безработным является шведское зако­нодательство. Здесь пособие составляет 80% от последней заработной платы и выплачивается в течение периода до 450 дней. Однако основное внимание в Швеции уделяется активным мерам регулирования рынка труда: програм­мам по содействию трудоустройству, переподготовке кадров и созданию временных рабочих мест. Гибкость си­стем содействия занятости иллюстри­рует тот факт, что в США, например, в период ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели вме­сто увольнения сотрудников перево­дят их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) работникам выплачивает государство. Ясно, что на подобную меру из бюджета требуется гораздо меньше средств, чем на вып­лату пособий по безработице. Кроме того, также важен и социально-пси­хологический аспект, так как мораль­ное состояние работников в значи­тельной степени влияет на уровень производительности труда и степень социальной напряженности в обще­стве.

Важнейшая форма управления заня­тостью в системе управления трудом — создание банка рабочих мест. Они ста­ли создаваться в США на базе государ­ственных агентств содействия найму еще в 60-е годы XX века. В настоящее время насчитывается около 300 бан­ков рабочих мест, охвативших прак­тически всю страну. Кроме частных функционирует и общенациональный банк рабочих мест, который обслужи­вает высококвалифицированных спе­циалистов.

Особое внимание в развитых стра­нах уделяется оптимизации объема зат­рат на выплату пособий по безработице. Для их минимизации правительства прибегают к снижению максимально­го размера пособия (Дания, Англия, Канада, Германия) или ограничивают сроки его выплаты (Франция, Швеция). В отдельных странах изменен порядок индексации пособия. Например, в Ирландии при корректировке величины пособия стали использовать не дина­мику средней заработной платы по стране, как ранее, а показатель инфля­ции. Все больше распространяется и такой способ, как удлинение стажа ра­боты, необходимого для получения по­собия.

При этом в наиболее уязвимом по­ложении оказались молодые люди — именно та категория, на которую, в первую очередь, и должна быть направ­лена политика содействия найму. Так, в Новой Зеландии и Канаде доступ к получению пособия для молодых лю­дей в возрасте до 17 лет закрыт; в Ни­дерландах сокращен размер пособия, которое выплачивается молодым лю­дям; в Дании снижена продолжитель­ность выплат по этой возрастной ка­тегории.

Кроме того, в последнее время в развитых странах внесены изменения в налоговое законодательство с тем, чтобы снизить налоги на низкие дохо­ды и увеличить разрыв между заработ­ной платой неквалифицированного ра­бочего и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработ­ной платы низкооплачиваемых работ­ников.

Все большую популярность приоб­ретают так называемые «программы активизации». Они представляют собой комплекс мер, которые должны подтол­кнуть работника к более активному по­иску рабочего места. Эффективна также мера по разработке и внедрению систем материального поощрения бо­лее активных поисков работы безработ­ным. Наиболее отчетливо этот подход проявляется в Японии. Здесь действует порядок, при котором чем быстрее без­работный найдет работу, тем большая величина бонуса ему выплачивается. Размер бонуса может достигать величины четырех месячных пособий по безработице. Подобная мера распро­странена также в Австралии и Новой Зеландии.

Особый интерес представляет дея­тельность, осуществляемая в этом на­правлении в Германии. Там в качестве аргумента был выдвинут тезис о том, что было бы разумнее субсидировать деятельность, а не праздность. В этой свя­зи социальная помощь должна ограни­чиваться случаями нетрудоспособнос­ти по медицинским причинам и непре­одолимым социальным причинам. А выплата новой социальной помощи зависит от тех условий занятости, кото­рые диктуются рынком. Тот, кто может работать, но не хочет (независимо от причин), должен значительно терять в доходах, путем уменьшения социальных выплат и льгот. Напротив, тот, кто рабо­тает, дополучает от государства опреде­ленные выплаты. Очень важно создать для трудоспособных систему стимулов для того, чтобы они активно предлага­ли свои способности и трудовые навы­ки на рынке труда.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста