Охрана труда работников с учетом международных трудовых стандартов



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2011


О.П. Фролов,
к.э.н.,
заслуженный экономист
Российской Федерации

Говоря о механизме управления охраной труда, необходимо, по-видимому, в первую очередь обеспечить системный подход ко всему спектру решаемых задач в этой области и отдельных элементов системы управления, в том числе с учетом международных норм и правил.

Современные условия ведения бизнеса должны быть адаптированы к новым потребностям ведения экономики, а нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда соответствовать международным требованиям. Высокие уровни травматизма на производстве и профессиональных заболеваний в России, в несколько раз превышающие показатели многих западных стран, вызваны различными факторами, в том числе старением основных производственных фондов и недостаточным финансированием региональных и отраслевых программ улучшения охраны труда.

Сложившаяся ситуация с состоянием охраны труда в целом по России требует выработки новых концептуальных подходов, отвечающих реалиям времени. Уделять внимание здоровью и безопасному труду работающих нужно сегодня, чтобы в дальнейшем изыскивать меньше средств на увеличение затрат для оздоровления работников в связи с профессиональными заболеваниями и на содержание инвалидов труда.

Высокий уровень травматизма с летальным исходом в ряде отраслей и видов экономической деятельности выдвигает проблему в число приоритетных направлений деятельности.

Масштабный диапазон профессиональных рисков в условиях динамичного уровня индустриального труда объясняется активным применением современной техники и передовых технологий, особенно в области химических и биологических веществ, различных видов энергии и проникающего излучения во многих видах экономической деятельности.

Среди причин высокого травматизма следует также отметить неудовлетворительную организацию обучения работников безопасным приемам работы, слабое использование прогрессивного международного опыта, низкую правовую ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состоянием охраны труда и производственного травматизма в регионах, слабую роль органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также снижение дисциплины труда среди самих работников.

Особое значение приобретают проблемы гармонизации российского законодательства с  международными правовыми нормами по защите трудовых прав работников.

При разработке своей национальной политики каждому государству – члену Международной организации труда (МОТ) с учетом своих национальных условий и практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников рекомендовано содействовать основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

Одним из главных вопросов сторон социального диалога во всем мире являются условия и охрана труда. Международные правовые нормы, отражающие различные формы управления, позволяют не только адаптировать правовые отношения к новым социально-экономическим условиям, но и создать прочный правовой фундамент для дальнейшего развития российского законодательства в области безопасности и охраны труда.

Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 году, по оценке экспертов Международной организации труда, не противоречит международным трудовым стандартам. Однако, учитывая сложившуюся практику его применения и необходимость дальнейшей гармонизации российского и международного законодательства, за истекший период в России принято свыше 20 федеральных законов по внесению в него изменений и дополнений, в том числе более половины законов, затрагивающих проблемы охраны труда. В Государственной Думе РФ постоянно работает комиссия по внесению изменений в трудовое законодательство, которая регулярно рассматривает поступающие предложения.

В статье 15 Конституции РФ подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международное трудовое право базируется на основе заключенных заинтересованными сторонами соглашений, конвенций, договоров, деклараций, в соответствии с которыми формируется национальное законодательство государств сообщества. Предприниматели западных стран давно убедились, что охрана труда – это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу денег не жалеют.

Защита своих прав трудящимися разных стран имеет богатую историю. В настоящее время эта борьба в большей части перешла в правовые рамки борьбы как в одной отдельно взятой стране, так и в сообществах стран.

МОТ — специализированное агентство ООН, которое занимается распространением социальной справедливости и международно признанных человеческих и трудовых прав. Она появилась вместе с Лигой Наций на основании Версальского договора в 1919 году и была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после Первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне.

МОТ обеспечивает техническую помощь в области профессионального обучения и переподготовки, политики трудоустройства, управления трудом, трудового законодательства и производственных нормативов, условий труда, развития управления, кооперативов, социального обеспечения, статистики труда, охраны труда и производственной гигиены, помогает развитию независимых  организаций работников и работодателей и обеспечивает этим организациям услуги по обучению и консультации.

Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер принимаются на Международной конференции труда, которая проводится ежегодно. Каждые два года Конференция принимает двухгодичную программу деятельности и бюджет МОТ, который финансируется государствами-членами. В рамках МОТ выработаны такие критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям.

В рамках МОТ выработаны такие критерии индустриального общества, как защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям. МОТ обеспечивает техническую помощь в области профессионального обучения и переподготовки, политики трудоустройства, управления трудом, трудового законодательства и производственных нормативов, условий труда, развития управления, кооперативов, социального обеспечения, статистики труда, охраны труда и производственной гигиены, помогает развитию независимых организаций работников и работодателей и обеспечивает этим организациям услуги по обучению и консультации.

За период своего существования МОТ стала, по существу, координатором всех исследовательских работ в области охраны, гигиены труда и производственной среды, выполняемых как в отдельных странах, так и в международных организациях. Разработаны десятки типовых инструкций; они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт и т.п.), либо к областям особого риска (радиация, бензол, шумы и вибрация). По вопросам охраны труда, техники безопасности и гигиены труда изданы сотни работ. Особое место среди них занимает широко известная в России «Энциклопедия по безопасности и гигиене труда».

Конвенциями Международной организации труда, которыми определяются международные трудовые стандарты в виде конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные стандарты основных трудовых прав: свобода ассоциаций, право организовываться, коллективные сделки, отмена принудительного труда, равные возможности и равное обращение, и другие стандарты,  регулирующие условия во всем спектре вопросов труда. Конвенции охватывают комплекс социальных и трудовых вопросов, включая основные права человека, минимальную заработную плату, производственные отношения, занятость, социальный диалог, социальную защиту и другие.

В нашей стране безопасность и охрана труда обязательно должны войти в число приоритетных направлений социальной политики государства. Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери. Изучение международных норм по охране и защите трудовых прав позволит полнее использовать положительную мировую практику при совершенствовании трудового и социального законодательства в нашей стране.

Конвенциями определяются минимальные стандарты основных трудовых прав, в том числе регулирующие условия по всему спектру вопросов безопасности и охраны труда. Первые шесть конвенций приняты еще в 1919 году в Вашингтоне, включая Конвенцию 1 о продолжительности рабочего дня. Следует отметить, что предусмотренная в ней норма – 8-часовой рабочий день была прописана в российском КЗОТе, принятом еще в 1918 году, поэтому предлагаемое рядом  специалистов законодательное увеличение продолжительности рабочей недели потребует отказаться от ее применения.

Конвенции охватывают широкий диапазон социальных и трудовых вопросов, включая основные права человека, минимальную заработную плату, производственные отношения, занятость,  социальный диалог, охрану труда, социальную защиту и другие. Международной организацией труда приняты 188 конвенций. Более 50 из них имеют частное значение, утратили свою актуальность или закрыты для ратификации в связи с их пересмотром и принятием новых редакций.

Ратификация конвенций МОТ предусматривает особые обязательства по их выполнению. Практика свидетельствует об имеющихся трудностях в применении конвенций, ратифицируемых без должного анализа национального законодательства и предварительной подготовки соответствующих нормативных правовых актов.

Россия является одной из 30 стран, ратифицировавших наибольшее число конвенций по правам человека. При рассмотрении их значимости следует отметить, что Российской Федерацией ратифицированы такие считающиеся наиболее важными Административным советом Международного бюро труда, как Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде», Конвенция № 87 «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы», Конвенция № 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров», Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», Конвенция № 105 2Об упразднении принудительного труда», Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», Конвенция № 138 «О минимальном возрасте приема на работу».

 

Продолжение статьи читайте в журнале: "Кадры предприятия" № 12/2011

21.03.2014

Также по этой теме: