Конституционное право на труд условиях, отвечающих требованиям безопасности



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2004


заслуженный экономист
Российской Федерации,
к.э.н.

В статье 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации согласно статьям 8 (часть 2) и 37 (часть 3) охраняются труд и здоровье людей; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Безусловно, эффективный и безопасный труд возможен только на рабочем месте, условия труда которого отвечают всем современным требованиям, положениям и нормативам. Эта проблема с правовых позиций непосредственно затрагивает как органы государственной власти, так и работодателя, и самого работника.

Государственная политика обеспечения условий безопасного труда

К основным направлениями государственной политики в области охраны труда и обеспечения условий безопасного труда относятся:


-

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

-

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

-

государственное управление охраной труда;

-

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

-

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

-

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

-

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

-

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

-

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

-

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

-

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и их материальных последствиях;

-

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

-

международное сотрудничество в области охраны труда;

-

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также применение предусмотренных федеральными законами мер ответственности за их нарушение к лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда работников организации.
В случаях причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей осуществляется возмещение вреда в соответствии с федеральным законом.
Государственные нормативные требования по охране труда содержатся в законах и иных нормативных правовых актах, межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах безопасности труда, организационно-методических документах и типовых инструкциях по охране труда. В перечисленных актах устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на обеспечение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования по охране труда обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, и гражданами при осуществлении ими любых видов производственной деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.
Порядок разработки и утверждения требований по охране труда, содержащихся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах системы безопасности труда, организационно-методических документах и типовых инструкциях по охране труда, а также сроки их пересмотра, устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства, полученные от:


-

добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц;

-

штрафов, взыскиваемых за нарушения законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, распределение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.
План мероприятий по охране труда в организации, размер средств и смета их расходования определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации после консультаций с представительным органом работников.
Вопросы охраны труда также решаются в региональных, территориальных, отраслевых тарифных соглашениях между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), в коллективных договорах.

Контроль и надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы системы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют (наряду с органами системы инспекции труда) специально уполномоченные органы.
Внутриведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами в соответствии с федеральным законом.
Единую централизованную систему государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда образуют Федеральная служба по труду и занятости — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные надзорные, контрольные, разрешительные и организационные функции, и территориальные органы Федеральной службы.

Ответственность работодателя за нарушение законодательства об охране труда

Положение дел с обеспечением безопасности труда, уровнем производственного травматизма и профессиональных заболеваний в настоящее время все еще остается неудовлетворительным.
Ежегодно на предприятиях всех форм собственности происходит до 300 тыс. несчастных случаев. На производстве погибает около 5 тысяч человек. В результате действий государственных инспекторов труда в прошлом году выявлено более 3,6 тыс. сокрытых работодателем несчастных случаев на производстве, в том числе 322 со смертельным исходом. В связи с грубыми нарушениями требований охраны труда приостановлена работа 66 предприятий, 7 тыс. производственных подразделений и около 86 тыс. единиц оборудования. От работы отстранено более 108 тыс. работников, не обученных нормам охраны и техники безопасности.
Меры ответственности работодателя за нарушение правил охраны труда определены статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (от штрафа в размере 5 минимальных размеров оплаты труда до дисквалификации должностного лица на срок до 3 лет) и статьей 143 Уголовного кодекса РФ (от штрафа в размере до 200 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Основные направления обеспечения безопасного труда

Поиск новых подходов государственного управления охраной труда обусловлен происходящими изменениями в экономике страны и социальной сфере.
Охрана труда, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, не может рассматриваться изолированно, так как тесно связана с состоянием экономики и основных фондов, охраной окружающей среды и техническим уровнем производства, лечебно-профилактического обслуживания и обеспечения коллективной и индивидуальной защиты работающих, с уровнем образования и информационным обеспечением.
К сожалению, жизнь и здоровье людей на производстве подвергается постоянной опасности в результате старения основных производственных фондов, возникновения аварий, крупных пожаров, вредных выбросов и отравлений.
Сегодня государство платит высокую цену, измеряемую человеческими жизнями и утратой здоровья трудящихся, за каждую тонну угля, нефти, чугуна, стали, сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, за каждый станок. При спаде производства и сокращении объема капитальных вложений, многие предприятия в погоне за прибылью игнорируют государственные требования в области условий и охраны труда.
Причинами повышенного производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:


-

низкий технический уровень используемых технологий и изношенность основных фондов;

-

ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты рабочих мест;

-

массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;

-

снижение ответственности, требовательности и контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, то есть фактическое отсутствие управленческих функций;

-

несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров;

-

неразвитость экономических и правовых институтов.

Кроме того, отсутствие совместных действий органов исполнительной власти в вопросах охраны труда приводит I к рассогласованности действий в области нормирования и контроля, определения меры ответственности за выявленные нарушения и методологии применения санкций, к неоправданным бюджетным затратам.
Предприниматели западных стран давно убедились, что охрана труда — это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу денег не жалеют. В нашей стране охрана труда тоже должна войти в число приоритетных направлений социальной политики государства. Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери.
Но нельзя не отметить, что в России в последнее время стали заметными тенденции по совершенствованию системы профессионального образования и повышения квалификации специалистов по охране труда, по усилению влияния в этой области региональных центров охраны труда, которые созданы и активно работают во многих регионах.
В современных условиях развития экономики в системе управления социально-экономической сферой формируется ряд новых подходов:


-

развитие социального партнерства, осуществление посреднических функций в трудовых отношениях между работником и работодателем с помощью принятия законов, в которых учитываются интересы как работников, так и работодателей;

-

обеспечение гарантий социальной защиты работников и через нормативные правовые акты исполнительной власти осуществление контроля за реализацией законов;

-

оказание целевой помощи наиболее социально уязвимым группам населения;

-

создание экономико-правовых предпосылок для развития социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, систем медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, подготовки и переподготовки кадров.

По нашему мнению при формировании системы экономических рычагов и стимулов, которые в совокупности с организационно-правовыми методами создали бы заинтересованность предприятий в коренном улучшении условий труда, следует предусмотреть:


1)

установление льготного налогообложения вплоть до полного освобождения от него той части прибыли, которая направляется предприятием на создание здоровых и безопасных условий труда;

2)

предоставление льготных кредитов предпринимательским структурам для целенаправленного использования на коренное улучшение условий труда;

3)

исключение части прибыли, направляемой на возврат кредита коммерческих банков, используемого предприятием на улучшение условий труда, из суммы прибыли, подлежащей налогообложению;

4)

дифференциация тарифов по социальному страхованию в зависимости от состояния условий труда;

5)

льготы по таможенным пошлинам по импорту средств индивидуальной защиты, оборудования и материалов, используемых непосредственно на улучшение условий труда и оценку параметров их состояния;

6)

ужесточение материальной ответственности предприятий и других производственных структур за ущерб, нанесенный здоровью и трудоспособности работников;

7)

увеличение экономической значимости льгот и компенсаций, предоставляемых за работу в неблагоприятных условиях и др.

Также по этой теме: