Изменения правил бухгалтерского (бюджетного) учета




В.И. Нестеров

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту публикации – Закон № 402-ФЗ). Одновременно с этим с указанной даты утратил силу ранее применявшийся Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Положения нового Федерального закона в полной мере распространяются на органы государственной власти, государственные и муниципальные учреждения, а также на иных участников бюджетного процесса. В целях применения закона данные органы и учреждения объединены под единым наименованием «организации государственного сектора». Под ними понимаются государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственные внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Изменения внесены также и в приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее по тексту публикации – приказ № 157н). Изменения были приняты приказом Минфина России от 12 октября 2012 г. № 134н (далее – приказ № 134н).

Объекты учета
В соответствии с положениями ст. 5 Закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты, установленные федеральными стандартами.

Для сравнения, Федеральный закон № 129-ФЗ предусматривал в качестве объектов бухгалтерского учета имущество и обязательства организаций, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Под фактами хозяйственной жизни Федеральный закон № 402-ФЗ понимает сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказывать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств. Можно предположить, что в полной мере объектами учета являются бюджетные обязательства, лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования.

Понятие активов подлежит раскрытию в соответствующих стандартах учета, которые применительно к учреждениям запланированы к принятию в ближайший период времени. Для сравнения, в п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997) под активами понимаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

В свою очередь, будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Согласно проекту стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе» под активом понимается ресурс, который с высокой вероятностью в ближайшее время даст увеличение потенциала.

С принятием нового закона не любое имущество учреждения может быть отнесено к активам, а только то, которое может принести экономическую выгоду. Все иные объекты подлежат отражению, скорее всего, на счетах забалансового учета.

В частности, отраженные на балансовом счете 106 капитальные вложения, в случае долгостроя и отсутствия источника дальнейшего строительства могут не являться активом, подлежать обесценению, списанию на убытки и отражению за балансом.

Организация ведения бухгалтерского учета
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем соответствующего экономического субъекта (учреждения, органа власти).

При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. Как вариант, руководитель вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Как отмечено в письме Минфина России от 01.04.2011 № 02-06-10/1205, государственное (муниципальное) учреждение как получатель бюджетных средств вправе передать полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета иному органу местного самоуправления, муниципальному учреждению только на основании соглашения о передаче указанных полномочий (соответственно, с последующей корректировкой объема бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на выполнение переданных полномочий).

Заключение договора учреждением – получателем бюджетных средств о передаче ведения бюджетного учета на платной основе противоречит положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.

Если в отношении учреждения принято решение о предоставлении ему субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), то руководитель учреждения при наличии у него полномочий согласно уставу учреждения вправе передать ведение бухгалтерского учета по договору или соглашению другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), в том числе на платной основе.

При этом в договоре на передачу полномочий по ведению бухгалтерского учета целесообразно предусматривать ответственность организации (централизованной бухгалтерии), осуществляющей ведение учета, за невыполнение требований законодательства Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета, а также неполную и (или) несвоевременную уплату налогов (обязательных сборов, платежей) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений работникам учреждения и иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, согласно положениям законодательства Российской Федерации ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное представление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению.

Согласно новым правилам, возложить ведение учета на самого себя имеет право только руководитель субъектов малого и среднего предпринимательства.

Требования к лицу, занимающему должность главного бухгалтера некоторых организаций
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

При передаче ведения бухгалтерского учета другой организации исполнитель должен иметь не менее одного работника, отвечающего вышеприведенным требованиям. В связи с этим при ведении учета централизованной бухгалтерией руководители обслуживаемых учреждений должны предусматривать в договорах (соглашениях) обязанность централизованной бухгалтерии по выполнению вышеприведенных условий.

Необходимо учитывать, что определенные законом требования к главному бухгалтеру (бухгалтеру) не касаются лиц, назначенных на соответствующие должности до 1 января 2013 г. Таковы нормы ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 402-ФЗ.

Субъекты регулирования бухгалтерского учета
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона № 402-ФЗ субъектами регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются:

  1. органы государственного регулирования бухгалтерского учета, среди которых выделяется уполномоченный федеральный орган и Центробанк России;
  2. субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета – саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

В соответствии с положениями действующего законодательства федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин России. Данная норма закреплена в п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, пп. 1, 4, 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 185, а также в ст. 165 Бюджетного кодекса РФ.

Законодательство в сфере бухгалтерского учета
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В свою очередь, к документам в области регулирования бухгалтерского учета отнесены (ст. 21 Закона № 402-ФЗ):

  • федеральные стандарты (обязательны для применения);
  • отраслевые стандарты (обязательны для применения и устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности);
  • рекомендации в области бухгалтерского учета (принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета, применяются на добровольной основе);
  • стандарты экономического субъекта (учреждения, органа власти).

Последние документы предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета в учреждении. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и равной мере всеми подразделениями учреждения, включая ее филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Со вступлением в силу нового Федерального закона № 402-ФЗ продолжают применяться ранее изданные нормативные правовые акты, определяющие систему бухгалтерского (бюджетного) учета организаций государственного сектора. На это указано в ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ. К таким документам относятся:

  • приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственного внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Также в полной мере подлежат применению Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Данный документ вправе применять все типы учреждений и участники бюджетного процесса.

Требования к первичным учетным документам
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

С учетом новых требований законодательства уточнены положения п. 7 Инструкции № 157н. Согласно новой редакции п. 7 Инструкции № 157н, в первичных документах администраторов доходов бюджетов Российской Федерации отражается информация, необходимая для представления субъектом учета в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Начиная с 2013 г., законодательство о бухгалтерском учете более не содержит требования о формировании первичных документов строго по унифицированным формам. Впрочем, это отчасти не касается организаций государственного сектора.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы первичных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с этим государственные и муниципальные учреждения, органы власти, государственные внебюджетные фонды и иные организации государственного сектора должны продолжать в обязательном порядке применять формы первичных документов, определенные приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Среди указанных форм документов:

При всем этом до 2013 г. учреждения и органы власти применяли не только вышеприведенные унифицированные первичные учетные документы, но и иные документы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм. Среди них:

  • первичные документы по учету труда и его оплаты – постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1;
  • первичные документы по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ – постановления Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 и от 30.10.1997 № 71а;
  • первичные документы по учету строительных машин и механизмов – постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78;
  • первичные документы по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения – постановление Росстата от 09.08.1999 № 66;
  • первичные документы по учету денежных средств с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, а также по учету торговых операций и операций в общественном питании – постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132;
  • первичные документы по учету результатов инвентаризации – постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88;
  • первичные документы по учету работ в автомобильном транспорте – постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78;
  • первичные документы по учету сельскохозяйственной продукции и сырья, животных, продукции животноводства – постановление Госкомстата России от 29.09.1997 № 68.

С 1 января 2013 г. определенные данными постановлениями Госкомстата России (Росстата) формы документов перестали быть обязательными к применению. В частности, отныне нельзя вести речь об унифицированной форме штатного расписания (ф. № Т-3), командировочного удостоверения (ф. № Т-10) и т. д.

Исходя из положений ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ руководителем учреждения определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

В частности, для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов, разработанные учреждением (органом власти) самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации).

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта. В связи с изложенным те формы документов, которые не перечислены в приказе Минфина России от 15.12.2010 г. № 173н, должны быть утверждены письменным приказом (распоряжением) руководителя учреждения. Как возможный вариант, формы таких документов могут быть включены отдельным приложением (стандартом) к учетной политике учреждения.

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации, др.).

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. При этом документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Количество лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материальных ценностей, должно быть ограничено.

Регистры бухгалтерского учета и требования к ним
Статьей 10 Федерального закона № 402-ФЗ впервые определили обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета:

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Согласно общим правилам формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Исключение опять составляют организации государственного сектора, применительно к которым формы регистров учета устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

До настоящего времени государственные (муниципальные) учреждения должны применять формы регистров учета, определенные приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Этим же документом определены реквизиты регистров учета.

При этом с 1 января 2011 г. формы регистров являются унифицированными для всех учреждений, как федеральных, так и учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. До этого органы власти соответствующего уровня вправе были самостоятельно определять используемые подведомственными учреждениями формы регистров учета.

Внутренний контроль
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения  бухгалтерского учета на себя).

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля.

Примером формирования системы внутреннего контроля является приказ Федерального казначейства от 16.04.2012 № 164 «Об утверждении стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства».

Положение о внутреннем контроле может являться отдельным приложением (стандартом) учетной политики учреждения. В таком документе, в том числе, определяется порядок контроля за операциями:

  • формы внутреннего контроля (предварительный, текущий, последующий);
  • методы осуществления внутреннего контроля (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности);
  • способы осуществления внутреннего контроля (сплошной, выборочный);
  • процессы и операции внутреннего контроля осуществляются сотрудниками учреждения в рамках закрепленных за ними функций и полномочий соответствующего подразделения и в соответствии с распределением должностных обязанностей;
  • субъекты внутреннего контроля (вариант записи – «внутренний контроль осуществляется субъектами внутреннего контроля в постоянном режиме с использованием предусмотренных методов контроля (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности) как в процессе ежедневного выполнения возложенных на них должностных обязанностей (предварительный и текущий контроль), так и с определенной периодичностью после совершения соответствующих процессов и формирования документов (последующий контроль)»);
  • самоконтроль в форме предварительного и текущего контроля осуществляется сотрудниками учреждения ежедневно сплошным способом после совершения ими процессов, операций и формирования документов до их передачи (направления) начальнику (сотрудникам) учреждения, вышестоящим органам, организациям, гражданам;
  • самоконтроль в форме последующего контроля осуществляется сотрудниками учреждения выборочным способом после завершения ими процессов и операций и формирования документов (пример записи – «в сроки, предусмотренные… но не реже одного раза в месяц»);
  • правила контроля по уровню подчиненности (может осуществляться в форме последующего контроля сплошным или выборочным способом начальником структурного подразделения учреждения (иным уполномоченным лицом), заместителем руководителя учреждения, курирующим данное структурное подразделение), периодичность и способ осуществления внутреннего контроля (рекомендуется определять не реже одного раза в квартал);
  • порядок документального оформления результатов внутреннего контроля (журнал внутреннего контроля или др.);
  • порядок рассмотрения результатов внутреннего контроля (например, записи в журнале внутреннего контроля рассматриваются начальником структурного подразделения; журнал контроля ежеквартально направляется на рассмотрение руководителя учреждения или его заместителя и др.);
  • правила формирования отчетности по результатам внутреннего контроля.

Новые счета учета
Согласно изменениям, внесенным в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, он дополнен счетом для учета расчетов по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений (счет 20670 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений»).

К данному счету предусмотрены счета следующего порядка:

  • 20672 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций»;
  • 20673 «Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале»;
  • 20675 «Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов».

Одновременно с этим уточнено наименование следующих счетов учета:

  • 10853 «Драгоценные металлы и драгоценные камни» (этот счет используется для учета соответствующих имущественных ценностей казны, раньше носил наименование «Драгоценности и ювелирные изделия»);
  • 40100 «Финансовый результат экономического субъекта» (бывшее наименование «Финансовый результат хозяйствующего субъекта»);
  • забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (ранее – «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов»);
  • забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» (ранее – «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»);
  • забалансовый счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (ранее счет имел наименование «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами»).

В отдельных случаях учреждения должны вести двойной учет
В соответствии с новой редакцией п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий.

В таких случаях данные учреждения считаются организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств.

Фактически в приведенных случаях даже бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия вынуждены будут наряду с принятой у них системой учета вести параллельно в отдельном порядке учет операций в рамках исполнения публичных обязательств и (или) учет операций в рамках капитального строительства.

При этом п. 6 Инструкции № 157н не оговаривает необходимость ведения указанными учреждениями именно бюджетного учета. Учетной политикой учреждения может предусматриваться иной порядок обособленного учета операций. Но в любом случае учреждениям придется формировать и представлять в установленном порядке бюджетную отчетность.

Соответствующий выбор остается за учреждением – либо оно в рамках операций по исполнению публичных обязательств (бюджетным инвестициям в объекты капитального строительства) ведет полноценный бюджетный учет (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), либо предусматривает обособленный бухгалтерский учет в порядке, принятом самим учреждением. Предпочтительным является первый вариант. Тем более что именно на него указывает новая редакция пп. 21 и 130 Инструкции № 157н.

С учетом того факта, что средства бюджетных инвестиций должны учитываться как бюджетные средства (код «01»), код финансового обеспечения «06» отныне применяется для учета субсидий на цели осуществления капитальных вложений.

Сформированные учреждениями и организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

Учет непроизведенных активов
В соответствии с новой редакцией п. 70 Инструкции № 157н к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, право  собственности на которые должно быть установлено и законодательно закреплено (земля, недра и пр.), используемые в процессе деятельности учреждения.

В свою очередь, отражение в учете учреждения операций, связанных с получением (предоставлением) прав использования объектов непроизведенных активов, на балансовых счетах учета непроизведенных активов не осуществляется. Такие операции подлежат отражению на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». При этом платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право использования объекта непроизведенных активов, относятся в состав расходов, относимых на финансовый результат текущего финансового года.

В частности, на забалансовом счете 01 подлежит отражению стоимость земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (включая расположенные под объектами недвижимости). Они должны быть приняты к учету еще в 2011–2012 гг. в соответствии с требованиями, доведенными в письме Минфина России от 21.10.2011 № 02-06-07/4680.

Начиная с 2009 г., земельные участки подлежали принятию к бюджетному (бухгалтерскому) учету с отражением на балансовом счете 010301000 «Земля» в случае:

  • приобретения земельных участков учреждением – в сумме фактических вложений, произведенных при приобретении;
  • вовлечения земельного участка в экономический (хозяйственный) оборот впервые – в сумме, определенной по рыночной стоимости на дату принятия к учету вовлечения земельного участка в экономический (хозяйственный) оборот впервые.

Стоимость земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, расположенных под административными зданиями и используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, должна формировать общую стоимость нефинансовых активов в балансах учреждений лишь при условии приобретения земельного участка либо его вовлечения в хозяйственный оборот путем возведения на нем административных зданий, начиная с 1 января 2005 г.

В части земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, расположенных под административными зданиями, возведенных до 1 января 2005 г., обязанности отражения их стоимости на балансе учреждения (в составе раздела «Нефинансовые активы») нормативными правовыми актами Минфина России не предусматривалось.

С 2011 г. земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), подлежат на основании документа (свидетельства), подтверждающего права пользования земельным участком, отражению по их кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» Единого плана счетов.

Таким образом, любые непроизведенные активы принимаются к бухгалтерскому учету при условии вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.

В составе непроизведенных активов учитываются как земельные участки, так и неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.

В составе прочих непроизведенных активов учитывается, например, радиочастотный спектр.

Учет денежных документов
В составе денежных документов согласно новой редакции п. 169 Инструкции № 157н учитываются не только почтовые марки и марки государственной пошлины, но и конверты с марками.

Учет денежных документов сопровождается следующими записями по счетам учета:

Учет недвижимого имущества до момента оформления государственной регистрации прав на него
Согласно изменениям, внесенным в п. 333 Инструкции № 157н, на забалансовом счете 01 также осуществляется учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него (до момента принятия к учету недвижимого имущества).

В связи с этим субъект учета, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течение времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» с отражением расходов по содержанию объекта, понесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств) на соответствующих счетах балансового счета 401 20 «Расходы текущего финансового года».

Учет материальных ценностей, принятых на хранение
В составе материальных ценностей, принятых на хранение, на забалансовом счете 02 также учитываются:

  • материальные ценности, полученные (принятые к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т. п.);
  • материальные ценности, изъятые (задержанные) таможенными органами и не помещенные на склад временного хранения таможенного органа.

Учет бланков строгой отчетности
В соответствии с п. 337 Инструкции № 157н в составе бланков строгой отчетности на забалансовом счете 03 предусмотрен учет бланков трудовых книжек, вкладышей к ним, аттестатов, свидетельств, сертификатов, квитанций и иных бланков строгой отчетности.

На примере бланков трудовых книжек и вкладышей к ним учет операций с бланками строгой отчетности сопровождается следующими записями.

 

В случае если казенное учреждение не является администратором поступлений по средствам, полученным от работников в счет оплаты стоимости выданных им трудовых книжек и (или) вкладышей в них, в бюджетном учете подлежат отражению следующие записи (см. письмо Минфина России от 29.12.2006 № 02-14-10 а/4060):

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача работнику за плату трудовой книжки является реализацией, а потому эта операция является объектом налогообложения по НДС. Такая точка зрения изложена в письме Минфина России от 06.08.2009 № 03-07-11/199.

Начисление суммы НДС в учете учреждения отражается записью по дебету счета 1 (2) 40110130 и кредиту счета 1 (2) 30304730.

Также по этой теме: