Пособия по социальному страхованию. Практические нюансы расчета




А. Н. Беляев


С 2013 г. пособия по социальному страхованию исчисляются, назначаются и выплачиваются в соответствии с положениями следующих нормативных руководящих документов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, в том числе внесенных Федеральными законами от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ, от 29 декабря 2012 № 276-ФЗ, далее по тексту публикации – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Российской  Федерации от 20 февраля 2013 г. № 145, далее по тексту – Положение № 375).


При исчислении пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам необходимо также учитывать положения приказа Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624 «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее по тексту публикации – Порядок № 624н).


Гарантии работникам с неполным рабочим временем
Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если работник в принятом для расчета пособий расчетном периоде не имел заработка, а также в случае, если средний заработок за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок для исчисления пособий принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.


Однако если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок для расчета пособий определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.


Приведенными нормами введена своеобразная гарантия – средний заработок для расчета пособий не может приниматься меньше МРОТа из расчета за полный календарный месяц.


Порядок реализации принятых гарантий раскрыт в пп. 11.1 и 15 Положения № 375.


В указанных случаях для исчисления пособий средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730. При величине МРОТа с 1 января 2013 г. 5205 руб. минимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий составит 171 руб. 12 коп. (5205 руб. Ч 24 мес./730).


Как отмечено в письме ФСС России от 11 марта 2011 г. № 14-03-18/05-2129, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.


При отсутствии выплат за расчетный период особых сложностей с порядком расчета пособий работникам с неполным рабочим временем не возникает. Если, например, на дату начала страхового случая сотрудник занят на 0,5 ставки и т. д., то гарантированное значение среднего дневного заработка корректируется исходя из его занятости.


Пример 1
Допустим, что в организации на 0,5 ставки занят сотрудник, который не подтвердил своего заработка с места работы у других работодателей за 2011 и 2012 гг. (не работал, не получил справку и т. д.).


Данным сотрудником представлен на оплату больничный лист за период с 18 по 25 апреля 2013 г. Страховой стаж работника на 18 апреля 2013 г. – 2 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия в размере 60% среднего заработка.


Исчисление пособия должно производиться за 2 календарных года, предшествующих 2013 г., а именно за 2011 и 2012 гг. Заработок за указанный период времени работником не подтвержден, в связи с чем для расчета пособия заработок за расчетный период должен быть принят из расчета МРОТа.


Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. Ч 24 мес./730);
2) скорректировать средний дневной заработок исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 85 руб. 56 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 0,5 ставки);
3) исчислить величину дневного пособия – 51 руб. 34 коп. (85 руб. 56 коп. Ч 60%);
4) определить сумму пособия – 410 руб. 72 коп. (51 руб. 34 коп. Ч 8 календарных дней болезни в период с 18 по 25 апреля 2013 г.), в том числе по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 154 руб. 02 коп.(51 руб. 34 коп. Ч 3 дня);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 256 руб. 70 коп.(51 руб. 34 коп. Ч 5 дней).


Если сотрудник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, на сумму исчисленного из МРОТа в выше рассмотренном случае пособия начисляется районный коэффициент. На это указано в п. 11.1 Положения № 375.


Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районного коэффициентадля непроизводственных отраслей в размере 1,15. Именно данное значение коэффициента применяется для целей исчисления пособий по социальному страхованию.


Сумма пособия составит:
1) средний дневной заработок – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. Ч 24 мес./730);
2) величина среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 85 руб. 56 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 0,5 ставки);
3) величина дневного пособия – 59 руб. 04 коп. (85 руб. 56 коп. Ч 60% Ч 1,15);
4) сумма пособия – 472 руб. 32 коп. (59 руб. 04 коп. Ч 8 дней болезни), в том числе по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 177 руб. 12 коп.(59 руб. 04 коп. Ч 3 дня);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 295 руб. 20 коп.(59 руб. 04 коп. Ч 5 дней).


Исчисление пособия работникам с неполным рабочим временем при наличии в расчетном периоде заработка необходимо во всех случаях производить дважды – из заработка и из минимального размера оплаты труда. В дальнейшем для расчета принимается большее значение среднего дневного заработка.


Пример 3
Предположим, что сотруднику организации установлен график неполного рабочего времени (0,5 ставки).


Им представлен на оплату больничный листок в период с 18 по 25 апреля 2013 г.


Страховой стаж работника на 18 апреля 2013 г. 4 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% среднего заработка.


Предположим, что заработок работника за расчетный период (2011 и 2012 гг.)составил 245 000 руб., в том числе за 2012 г. – 138 000 руб., за 2011 г. – 107 000 руб.


Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 335 руб. 62 коп.(245 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. Ч 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработкаисходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 85 руб. 56 коп.(171 руб. 12 коп. Ч 0,5 ставки);
4) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) –335 руб. 62 коп.;
5) определить дневное пособие – 201 руб. 37 коп. (335 руб. 62 коп. Ч 60%);
6) исчислить сумму пособия – 1610 руб. 96 коп. (201 руб. 37 коп. Ч 8 дней болезни).


Очень важно двойной расчет среднего заработка производить в случае малозначительности заработка работника за расчетный период. В случае даже если величина учитываемых выплат составит значение, меньшее чем МРОТ Ч 24 мес., пособие зачастую все равно придется считать от фактического заработка работника.


Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что заработок работника за расчетный период составил 72 000 руб.


Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 98 руб. 63 коп.(72 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб.Ч 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 85 руб. 56 коп.(171 руб. 12 коп.Ч 0,5 ставки);
4) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) –98 руб. 63 коп.;
5) определить величину дневного пособия – 59 руб. 18 коп. (98 руб. 63 коп. Ч 60%);
6) исчислить сумму пособия – 473 руб. 44 коп. (59 руб. 18 коп. Ч 8 дней болезни).


При исчислении к заработной плате районного коэффициента сравнение при наличии в расчетном периоде заработка должно производиться уже на этапе дневного пособия. Объясняется это тем, что значение пособия с учетом районного коэффициента может превысить значение среднего дневного заработка.


Пример 5
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что к заработной плате работника установлена выплата районного коэффициента в размере 1,20.


Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 98 руб. 63 коп.(72 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. Ч 24 мес./730) и скорректировать данное значение исходя из занятости на дату начала страхового случая – 85 руб. 56 коп. (171 руб. 12 коп. Ч Ч 0,5 ставки);
3) определить величину дневного пособия исходя из фактического среднего дневного заработка – 59 руб. 18 коп. (98 руб. 63 коп. Ч 60%);
4) определить величину дневного пособия исходя из гарантированного значения среднего дневного заработка и с начислением на данное значение пособия районного коэффициента – 61 руб. 60 коп. (85 руб. 56 коп. Ч 60% Ч 1,20);
5) принять большее значение дневного пособия (пп. 3 и 4) – 61 руб. 60 коп.;
6) исчислить сумму пособия – 492 руб. 80 коп. (61 руб. 60 коп. Ч 8 дней болезни).


В любом случае исходя из неполной занятости работника корректируется только значение среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТа. Если в расчетном периоде работник был занят на условиях неполного рабочего времени, а на дату начала страхового случая занят на условиях полного рабочего времени, пособие исчисляется в общеустановленном порядке.


Пример 6
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что на дату начала страхового случая (18 апреля 2013 г.) работник занят на условиях полного рабочего времени.


Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок за расчетный период – 98 руб. 63 коп.(72 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. Ч 24 мес./730);
3) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) –171 руб. 12 коп.;
4) определить дневное пособие – 102 руб. 67 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 60%);
5) исчислить сумму пособия – 821 руб. 36 коп. (102 руб. 67 коп. Ч 8 дней болезни).


Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что на дату начала страховогослучая (18 апреля 2013 г.) работник занят на условиях неполного рабочего времени.Занятость работника – 0,5 ставки.


Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок за расчетный период – 98 руб. 63 коп.(72 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб.Ч 24 мес./730) и скорректировать его исходя из занятости работника – 85 руб. 56 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 0,5 ставки);
3) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 2) – 98 руб.63 коп.;
4) определить величину дневного пособия с начислением районного коэффициента – 59 руб. 18 коп. (98 руб. 63 коп.Ч 60%);
5) исчислить сумму пособия – 473 руб. 44 коп. (59 руб. 18 коп. Ч 8 дней болезни).


Снижение пособия до МРОТ производится только при соблюдении определенных условий
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
– нарушение работником без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
– неявка работника без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
– заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.


При наличии указанных оснований пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (в соответствующих местностях – увеличенного на значение районного коэффициента).


Непосредственно порядок исчисления пособия в указанных случаях определен в п. 22 Положения № 375. В случаях если исчисленное пособие по временной нетрудоспособности за период со дня, когда было допущено нарушение, либо за весь период нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц превышает минимальный размер оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления  минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных  коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится соответствующий период временной нетрудоспособности.


В первую очередь, снижение пособия до МРОТ производится только лишь если у работника не было уважительных причин нарушить режим и (или) не явиться на осмотр в оговоренное время. Как, в частности, отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, из содержания п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что неявка работника на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности только лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.


Полномочия в признании соответствующих причин уважительными законодательно ни за кем не закреплены. Ни врач, ни сам работник не вправе оценивать соответствующие причины и принимать (требовать принятия) решений. Как представляется, сам работодатель вправе оценивать конкретную ситуацию и принимать решение об уважительности (или наоборот – неуважительности) причин нарушения режима или неявки на осмотр. Посильную помощь ему в этом может оказать созданная в организации комиссия по социальному страхованию. В любом случае для сотрудника бухгалтерии основанием для выплаты пособия в законодательно оговоренном размере (без его снижения до МРОТ) является письменный приказ по организации.


Впрочем, необходимо учитывать, что при проведении проверок ФСС России также будет проводить оценку уважительности причин и может не согласиться с решением, принятым в организации. В таком случае свою позицию придется защищать в судебных органах.


В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ при отражении в больничном листке фактов нарушения режима (код «23») или несвоевременной явки на осмотр (код «24») снижение пособия производится со дня, когда было допущено соответствующее нарушение. Однако, как было отмечено в том же постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, закон не содержит предписания о том, что соответствующее нарушение влечет за собой снижение размера пособия со дня, когда было допущено такое нарушение, на весь период временной нетрудоспособности. Фактически снижение может производиться только за то посещение (период), когда работник нарушил режим или не явился на осмотр. За все остальные календарные дни периода болезни работник вправе рассчитывать на получение пособия в законодательно оговоренном размере.


Пример 8
Предположим, что работнику организации был выдан листок нетрудоспособности за период с 1 по 10 марта 2013 г.


10 марта 2013 г. работник на осмотр к врачу не прибыл. 12 марта 2013 г. при продлении листка нетрудоспособности врачом была проставлена отметка «24» (несвоевременная явка на прием к врачу) в строке «Отметки о нарушении режима».


В дальнейшем листок нетрудоспособности оформлялся в период с 12 по 16 марта и с 17 по 20 марта 2013 г. включительно.
Пособие по временной нетрудоспособности работнику по решению организации может быть назначено в следующем порядке:
1) с 1 по 9 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажаработника и его заработка за расчетный период;
2) за 10 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
3) за 11 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
4) за период с 12 по 16 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период (в данном случае отметка о нарушении режима не должна сказаться на назначении пособия, так как работник в указанный период нарушений не допускал);
5) за период с 17 по 20 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период.


К уважительным причинам, по которым работник не мог явиться на осмотр к врачу в оговоренную дату, можно отнести, в частности, необходимость устранения коммунальной аварии, смерть близкого родственника, инвалидность и другое тяжелое состояние здоровья, сочетающиеся с невозможностью получения помощи родственников и т. д.


При всем этом необходимо учитывать, что ФСС России вправе самостоятельно оценивать выявленные организацией причины неявки на осмотр и (или) нарушения режима. В связи с этим мнение проверяющих фонда могут не совпадать, а потому организация должна быть готова к защите своих интересов и интересов работника в судебных органах. По этой причине многие работодатели не считают нужным спорить, прибегая к автоматическому снижению пособия на основании представленного работником листка нетрудоспособности.


Пример 9
Воспользуемся условиями примера 8.


Если организация не готова спорить с проверяющими ФСС России, пособие по временнойнетрудоспособности может быть назначено в следующем порядке:
1) с 1 по 9 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажаработника и его заработка за расчетный период;
2) за 10 марта – не свыше МРОТ;
3) за 11 марта – пособие не назначается по той причине, что указанный день не нашел свое отражение в больничном листке;
4) за период с 12 по 16 марта – не свыше МРОТ;
5) за период с 17 по 20 марта – не свыше МРОТ.


Особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Исчисление пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должно производиться по  общеустановленным правилам, но в любом случае в размере 100% среднего заработка. К тому же для оплаты пособия необходимо наличие акта о несчастном случае (ф. № Н-1) или справки о профессиональном заболевании.


Данный вывод следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ. Именно в данной норме указано, что рассматриваемое пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка, определяемого по правилам ст. 13 и 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


Что касается размера пособия, то согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оно выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника вплоть до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.


Согласно новой редакции ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Данная норма никоим образом не противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, а потому в полной мере должна применяться и при оплате больничных листков по несчастным случаям.


Далее согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Как представляется, данная норма в части исчисления пособий по несчастным случаям должна применяться несколько в ином порядке. А именно при исчислении пособий должны учитываться суммы выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ. Исходя из этого если страховые взносы на «травматизм» были исчислены с заработка свыше предельной базы, то для расчета пособия по данному виду страхования необходимо принять всю заработную плату работника, в том числе и превышающую предельную базу.


Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Данная норма противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которым пособие по несчастному случаю рассчитывается в размере 100% среднего заработка без каких-либо ограничений. Как следствие, никакие ограничения среднего заработка при расчете рассматриваемых «больничных» применяться не должны.


При всем этом в отдельных случаях заработок для оплаты пособий по несчастным случаям  ограничить все же придется. Имеются в виду суммы выплат и вознаграждений с мест работы у других работодателей, которые подтверждаются специальной формой справки. В данной справке указываются суммы не более соответствующего значения предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Специальной справки для целей исчисления пособия по несчастному случаю законодательством не предусмотрено. В связи с этим принять из справок для расчета «больничного» в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием сумму, большую чем предельная база по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, за каждый календарный год не получится.


Суммы пособия от несчастных случаев оплачиваются из средств социального страхования с 1-го календарного дня.


При расчете пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком из расчетного периода исключаются дополнительные отпуска чернобыльцев
Начиная с 2013 г. средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период прошлых двух лет, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной  платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую  заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ не начислялись.


Как отмечалось в предыдущих номерах журнала, за период 2011 и 2012 гг. из числа календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, не исключаются дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, а также дни военных сборов, дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, дни прохождения беременными женщинами обязательного медицинского наблюдения, дни вызова к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых.


На суммы среднего заработка за указанные дни страховые взносы в ФСС России должны начисляться начиная с 2011 г. Такого рода требования обусловлены изменениями, принятыми с 1 января 2011 г. в ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, и подтверждены в письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19.


Приведенные положения позволяют утверждать, что за 2011 и 2012 гг. из расчетного периода для расчета пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком могут исключаться только календарные дни следующих периодов:
– нетрудоспособности;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком.


Иных периодов для их исключения за 2011 и 2012 гг. не имеется по той причине, что на все суммы среднего заработка с 2011 г. страховые взносы в ФСС России начисляться должны.


По мнению редакции, к исключаемым из расчетного периода календарным дням могут быть отнесены и календарные дни дополнительного отпуска, предоставляемого соответствующим категориям лиц на основании положений Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».


За время таких дополнительных отпусков за работником сохраняется средний заработок, но оплачивают его органы социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 136. На указанные суммы страховые взносы в ФСС России не начисляются, а потому период дополнительного отпуска «чернобыльцев» из расчетного периода при исчислении пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, исключаться должен.


«Декретный больничный» сроком на 16 календарных дней с галочкой «первичный»
В соответствии с положениями п. 48 Порядка № 624н при осложненных родах листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 16 календарных дней медицинской организацией, где произошли роды.


При этом документ четко не оговаривает необходимость оформления такого «больничного» «как продолжение ранее выданного листка нетрудоспособности».


В связи с этим на практике специалисты медицинских организаций выдают такие «декретные» листки с указанием отметки «V» в строке «первичный». В свою очередь, такая отметка означает новый страховой случай и необходимость исчисления нового среднего дневного заработка.


При всем этом в силу действующего законодательства отпуск по беременности и родам исчисляется всегда суммарно и предоставляется женщине полностью единым периодом. Период отпуска по беременности и родам составляет 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двоих и более детей – 110) календарных дней после родов. Такая норма закреплена в ст. 255 ТК РФ, а также в ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».


Таким образом, в силу положений действующего законодательства отпуск по беременности и родам всегда является одним и тем же страховым случаем, включая выдачу дополнительных больничных листков в связи с осложненными родами и (или) рождением двоих и более детей. По этой причине исчисление нового значения среднего дневного заработка для оплаты дополнительно представленного «декретного» листка не производится. Порядок оформления самого документа на признание такого листка новым страховым случаем никакого значения оказать не может.


В связи с вышеизложенным больничный лист, выданный для оформления имевшегося факта осложненных родов, всегда должен оплачиваться из того же расчета, что и первые 140 календарных дней отпуска по беременности и родам. Для этого бухгалтеру достаточно принять ранее исчисленную величину среднего дневного заработка и умножить ее на 16 календарных дней.


Пример 10
Предположим, что сотруднице организации с 15 декабря 2012 г. был предоставлен отпуск по беременности и родам сроком на 140 календарных дней. При этом расчет пособия по требованию работника производился по правилам 2010 г., а именно за 12 календарных месяцев, предшествующих декабрю 2012 г.


Величина среднего дневного заработка при расчете пособия составила 1065 руб.,а сумма пособия – 149 100 руб.


В марте 2013 г. сотрудница представила в организацию дополнительный листок по временной нетрудоспособности, в котором в строке «Причина нетрудоспособности» «доп. код» проставлен код «020», что соответствует дополнительному отпуску по беременности и родам. Такой листок оформлен на 16 календарных дней, что означает «осложненные роды». Дата выдачи дополнительного листка – 5 марта 2013 г.Несмотря на тот факт, что дата выдачи больничного листка приходится на периодпосле 1 января 2013 г. (когда изменились правила расчета пособия по беременности и родам), и независимо от того, оформлен в листке реквизит «продолжение листка нетрудоспособности №» или же проставлена отметка «V» в позиции «первичный», новый расчет величины среднего дневного заработка организация производить не должна. Сумма доплаты пособия по беременности и родам в любом случае составит17 040 руб. (1065 руб. Ч 16 дней отпуска по беременности и родам).


Дубликат листка нетрудоспособности выдается с номером и датой, отличными от «оригинала»
В соответствии с положениями п. 57 Порядка № 624н при выдаче работнику в связи с порчей или утерей листка нетрудоспособности лечащим врачом и председателем врачебной комиссии оформляется дубликат листка нетрудоспособности с указанием в строке «дубликат» отметки «V».


При этом в строке «Дата выдачи» указывается число, месяц и год выдачи не первоначально оформленного бланка листка нетрудоспособности, а того бланка, который выдается взамен испорченного (утраченного). По этой причине дата выдачи «больничного» может быть более поздней по сравнению с датой начала болезни.


Исходя из принятых правил оформления листков нетрудоспособности могут не совпадать номера подряд идущих бланков. Если у работника на руках несколько больничных листков, выданных как продолжение предыдущих, и в каком-то из них будут выявлены ошибки, возможно несовпадение номеров бланков. В силу положений п. 57 Порядка это является допустимым. Однако для избежания лишних вопросов рекомендуется иметь ксерокопию бланка, который заменялся, или справку лечебного учреждения о том, что вместо такого-то номера бланка листка нетрудоспособности был выдан такой-то номер, что и будет объяснять несовпадение номеров.


Продление «больничного» на дни болезни ребенка или другого члена семьи
Как отмечено в письме Роструда от 1 июня 2012 г. № ПГ/4629-6-1, в качестве основания для продления ежегодного оплачиваемого отпуска может рассматриваться в том числе и болезнь члена семьи. В отдельных случаях ежегодный оплачиваемый отпуск может продлеваться и в случае, если работником будет представлен больничный лист по уходу за ребенком или другим членом семьи. Это вытекает из положений ст. 124 ТК РФ, согласно которым ежегодный оплачиваемый отпуск должен продлеваться и в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами организации. А потому, если в локальных актах организации указано на необходимость продления отпуска на количество дней болезни ребенка (другого члена семьи), действия в части продления отпуска будут правомерны.


При всем этом необходимо учитывать, что по правилам оформления больничных листков такой документ по уходу за больным ребенком (другим членом семьи) за период ежегодного оплачиваемого отпуска сотрудника оформляться не может.


На это, в частности, указано в п. 41 Порядка № 624н.


В связи с изложенным оплачивать период болезни за те дни, когда работник первоначально находился в отпуске, нельзя согласно правилам оформления документов, подтверждающих период временной нетрудоспособности. При этом не имеет значения, предусмотрено продление отпуска на дни болезни ребенка (другого члена семьи) локальными документами организации или нет. Получается, что продление отпуска на дни болезни ребенка (другого члена семьи) возможно
только за счет самого работника.

27.06.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста