Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №1 год - 2014
Е. П. Никодимова
Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Положение о порядке расчета пособий).
При назначении пособий на детей следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).
В начале очередного, 2014 г. при исчислении пособий необходимо учесть отдельные аспекты, которые и легли в основу данной статьи.
Пособие по временной нетрудоспособности
Новое минимальное значение пособия
Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности не менялся уже 3 года. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления данного пособия определяется путем деления суммы начисленного заработка за 2 предыдущих календарных года на 730. В полной мере учитывается заработок за указанный период времени, начисленный другими работодателями, который подтверждается специальной формой справки.
Речь идет о справке, форма которой утверждена приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н. Имеется в виду Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись.
Данной формой справки соответствующие сведения для расчета пособий подтверждаются начиная со 2 июля 2013 г. До указанной даты применению подлежала справка, форма которой была утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 г. № 4н.
В случае если заработка за расчетный 2-летний период у работника не было или если указанный заработок меньше минимального размера оплаты труда, в силу положений п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исчисление пособия по временной нетрудоспособности должно производиться из расчета 24 МРОТ.
При этом следует учитывать, что с 1 января 2014 г. значение федерального МРОТ увеличено до 5554 руб. в месяц (см. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ). Именно данное значение МРОТ используется для расчета пособия по временной нетрудоспособности исходя из вышерассмотренной государственной гарантии. До 1 января 2014 г. величина федерального МРОТ составляла 5205 руб. в месяц.
Для целей исчисления пособия и применения п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ величина МРОТ принимается по состоянию на дату начала страхового случая.
Пример 1
Предположим, что работник организации болел с 27 декабря 2013 г. по 12 января 2014 г. Страховой стаж на указанную дату составил 4 года 3 месяца, что дает право сотруднику на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% его среднего заработка.
Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2011 и 2012 гг., с которого в установленном порядке были исчислены страховые взносы в ФСС России, и максимальная сумма такого заработка за указанный период может составить не более 878 000 руб., в том числе не более 463 000 руб. за 2011 г. и не более 512 000 руб. за 2012 г.
Заработок работника у данного работодателя за 2011 и 2012 гг. составил 105 400 руб. Справки о сумме заработка от других работодателей работник не представил.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка за 2 года (расчетный период) – 105 400 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 144 руб. 38 коп. (105 400 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 171 руб. 12 коп. ((5205 руб. Ч 24)/730), где 5202 руб. – величина федерального МРОТ на дату наступления страхового случая;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 102 руб. 67 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 60%);
6) рассчитать сумму пособия – 1745 руб. 39 коп. (102 руб. 67 коп. Ч 17 дней болезни).
Из указанных сумм пособие за 3 первых календарных дня в сумме 308 руб. 01 коп. (102 руб. 67 коп. Ч 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1437 руб. 38 коп. (102 руб. 67 коп. Ч 14 дней) – из средств ФСС России.
Если работник заболеет до 1 января 2013 г., а болезнь будет продолжаться и после указанной даты, для применения нормы п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ необходимо применять значение федерального МРОТ 5205 руб. за весь период болезни.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник длительно продолжает болеть в течение 2014 г. Больничные листки оформляются как продление ранее выданных листков нетрудоспособности.
Несмотря на тот факт, что период нетрудоспособности приходится уже на 2014 г., для расчета пособия следует принимать федеральный МРОТ, установленный на дату начала болезни, а именно на 27 декабря 2013 г. – 5205 руб. в месяц.
Если страховой случай придется на период 1 января 2014 г. и позднее, величина МРОТ для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исходя из государственной гарантии составит уже 5554 руб. Соответственно, величина минимально гарантированного размера среднего дневного заработка для расчета указанного пособия составит 182 руб. 60 коп. (5554 руб. Ч 24/730). Величина минимально гарантированного размера дневного пособия составит:
– при страховом стаже 8 лет и более – 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24 мес.)/730) Ч 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 146 руб. 08 коп. ((5554 руб. Ч 24 мес.)/730) Ч 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 109 руб. 56 коп. ((5554 руб. Ч 24 мес.)/730) Ч 60%).
Пример 3
Предположим, что работник организации болел с 5 по 12 января 2014 г., и его страховой стаж на дату наступления страхового случая составил 9 лет 4 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего дневного заработка.
Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2012 и 2013 гг.
При этом учитываемый заработок не может превысить предельных баз для начисления страховых взносов, установленных в указанных годах расчетного периода.
За 2012 г. для расчета пособия могут быть приняты выплаты не более 512 000 руб., а за 2013 г. – не более 568 000 руб. Всего учитываемый заработок не может превысить 1 080 000 руб.
Допустим, что сумма заработка работника за расчетный период составила 112 700 руб.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка за 2 года – 112 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 154 руб. 38 коп. (112 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24 мес.)/730), где 5554 – величина федерального МРОТ с 1 января 2014 г.;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 182 руб. 60 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 182 руб. 60 коп. (182 руб. 60 коп. Ч 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 1460 руб. 80 коп. (182 руб. 60 коп. Ч 8 дней болезни).
Из указанных сумм пособие за 3 первых календарных дня в сумме 547 руб. 80 коп. (182 руб. 60 коп. Ч 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 913 руб. 00 коп. (182 руб. 60 коп. Ч 5 дней) – из средств ФСС России.
В соответствующих местностях исчисленные из вышерассмотренной государственной гарантии пособия по временной нетрудоспособности увеличиваются на значение районного коэффициента.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что организация расположена в местности, в которой к заработной плате работников установлена выплата районного коэффициента в размере 1,15.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка за 2 года – 112 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 154 руб. 38 коп. (112 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24 мес.)/730), где 5554 – величина федерального МРОТ с 1 января 2014 г.;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 182 руб. 60 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 209 руб. 99 коп. (182 руб. 60 коп. Ч 100% Ч 1,15);
6) рассчитать сумму пособия – 1679 руб. 92 коп. (209 руб. 99 коп. Ч 8 дней болезни).
Из указанных сумм пособие за 3 первых календарных дня в сумме 629 руб. 97 коп. (209 руб. 99 коп. Ч 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1049 руб. 95 коп. (209 руб. 99 коп. Ч 5 дней) – из средств ФСС России.
Новое максимальное значение пособия
В соответствии с положениями п. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Напомним, что
данная величина по соответствующим годам составляла: в 2013 г. – 568 000 руб., в 2012 г. – 512 000 руб., в 2011 г. – 463 000 руб., в 2010 г. – 415 000 руб.
С учетом того факта, что при расчете пособия в 2014 г. в расчетный период войдут уже 2013 и 2012 гг. автоматически будет увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, который может быть оплачен из средств социального страхования. В 2014 г. данная величина составит 1479 руб. 45 коп. ((568 000 руб. + 512 000 руб.)/730).
Пример 5
Предположим, что работник был принят на работу к данному работодателю в апреле 2013 г.
Согласно представленной с предыдущего места работы справке его заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности за 2012 г. составил 512 000 руб., а за период с января по апрель 2013 г. – 257 000 руб. Одновременно с этим на новом месте работы заработок работника с апреля по декабрь 2013 г., учитываемый при расчете пособий, составил 365 000 руб.
Данный работник болел с 24 по 28 января 2014 г. Страховой стаж работника для расчета пособий – 12 лет.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) учесть суммы заработка за расчетный период – 1 080 000 руб. (512 000 руб.за 2012 г. + 568 000 руб. (257 000 руб. + 365 000 руб. = 622 000 руб., но не более чем568 000 руб.);
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 1479 руб. 45 коп. (1 080 000 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24 мес.)/730), где 5554 – величина федерального МРОТ с 1 января 2014 г.;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 1479 руб. 45 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 1479 руб. 45 коп. (1479 руб. 45 коп.Ч 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 7397 руб. 25 коп. (1479 руб. 45 коп. Ч 5 дней болезни).
Отметим, что согласно п. 2.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ для лиц, которые заняты в организациях, применяющих пониженные тарифы для уплаты страховых взносов в ФСС России, в средний заработок для расчета пособия включаются выплаты, которые в соответствующем календарном году (который вошел в расчетный период) включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России по правилам Федерального закона № 212-ФЗ. То есть не те выплаты, на которые страховые взносы в ФСС России были фактически начислены, а те выплаты, на которые взносы начислялись бы по правилам ст. 7–9 Федерального закона № 212-ФЗ. Приведенные нормы были введены с 2013 г. и касаются организаций, которые вправе совсем не уплачивать взносы в ФСС России.
Замена лет максимальный размер пособия не увеличит
В силу положений п. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев (временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком), либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка
предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Указанная замена возможна в полной мере и для расчета пособия по временной нетрудоспособности. А если проанализировать правила расчета пособия, то наиболее актуальной замена будет именно для расчета пособия по временной нетрудоспособности.
При всем этом необходимо учитывать, что замена 2 первых лет или одного из годов на предыдущие годы (предыдущий год) к увеличению максимально возможного размера пособия по временной нетрудоспособности не приведет. Объясняется это тем, что согласно п. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ при расчете пособия по временной нетрудоспособности ограничение установлено к среднему заработку за каждый из конкретных годов, включенных в расчетный период для расчета пособия. Это значительное отличие от правил расчета пособия по беременности и родам, которые будут рассмотрены ниже.
Также следует учитывать, что замена первых лет расчетного периода может производиться на любые прошлые годы, и не обязательно только на 2 первых подряд следующих и т. д.
Пример 6
Предположим, что сотрудница организации в течение 2012 и 2013 гг. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком. В январе 2014 г. она вышла из отпуска по уходу за ребенком на работу. С 25 по 30 января сотрудница болела, что подтверждено представленным в установленном порядке листком временной нетрудоспособности. Страховой стаж сотрудницы – 7 лет 4 месяца, что дает ей право получать пособие по временной нетрудоспособности в размере 80% среднего заработка.
С учетом того факта, что предыдущие 2012 и 2013 гг. сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком и отпуске по беременности и родам, она вправе заменить указанные годы расчетного периода для расчета пособия по временной нетрудоспособности на любые предыдущие годы. По ее заявлению 2013 г. заменен на 2011 г., а 2012 г. – на 2009 г. Заработок сотрудницы для расчета пособия за 2011 г. составил 387 000 руб., а за 2009 г. – 347 000 руб.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае необходимо:
1) исчислить пособие за 2 первых года расчетного периода (2013 и 2012 гг.):
– сумма заработка за расчетный период – нет;
– минимально гарантированная величина среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24 мес.)/730),где 5554 – величина федерального МРОТ с 1 января 2014 г.;
– величина дневного пособия – 146 руб. 08 коп. (182 руб. 60 коп. Ч 80%);
– сумма пособия – 876 руб. 48 коп. (146 руб. 08 коп. Ч 6 дней болезни);
2) исчислить пособие за предшествующие годы (2011 и 2009 гг.), выбранные сотрудницей:
– сумма заработка сотрудницы за годы расчетного периода – 734 000 руб. (387 000 руб. + 347 000 руб.), что не превышает максимально возможной суммы заработка (415 000 руб. за 2009 г. и 463 000 руб. за 2011 г.);
– сумма среднего дневного заработка за расчетный период – 1005 руб. 48 коп. (734 000 руб./730);
– величина дневного пособия – 804 руб. 38 коп. (1005 руб. 48 коп. Ч 80%);
– сумма пособия – 4826 руб. 28 коп. (804 руб. 38 коп. Ч 6 дней болезни).
К назначению подлежит сумма пособия, равная 4826 руб. 28 коп.
Пособия по материнству
Правила расчета
В отличие от расчета пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется делением суммы начисленного за 2 предшествующих календарных года заработка, на число календарных дней в этом периоде (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
При этом из количества календарных дней, принимаемых для расчета величины среднего дневного заработка, исключаются календарные дни, приходящиеся на:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования» не начислялись.
Как следствие, для расчета вышеуказанных двух пособий сумму учитываемого заработка делить необходимо на количество календарных дней от 1 до 732 дней.
В случае если работник отработает полные 2012 и 2013 гг., для расчета пособий необходимо будет принять 731 календарный день, включая 365 дней за 2013 г. и 366 дней за 2012 г. При замене в данном случае в установленном порядке 2013 г. на 2008 г. (високосный) значение количества календарных лет в расчетном периоде может составить даже 732 календарных дня.
Именно по причине изменения с 2013 г. правил расчета пособий по материнству была изменена форма справки для расчета пособий по социальному страхованию.
С июля 2013 г. в такой справке отражается не только величина среднего заработка для расчета пособий, но и количество календарных дней, исключаемых при расчете данных пособий. До июля 2013 г. количество исключаемых дней могло подтверждаться справкой по свободной форме, на что указывалось в письме ФСС России от 11 января 2013 г. № 15-03-18/12-169. Однако при расчете пособий с июля 2013 г. справка должна представляться именно по форме, которая утверждена приказом Минтруда России № 182н.
Из расчетного периода для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду непосредственно со страховыми случаями по обязательному социальному страхованию (период болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) могут быть исключены:
1) за период с 2011 г. – выходные дни по уходу за ребенком, если на суммы оплаты за указанные дни организация не начисляла страховые взносы в ФСС России (такая возможность подтверждена определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. № ВАС-4355/13), а также дни дополнительного «чернобыльского» отпуска и дни выполнения работником функций присяжного заседателя (в последних двух случаях решение предлагается принимать
с учетом позиции территориальных отделений ФСС России);
2) за период до 2011 г. – «донорские» дни; выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом; дни военных сборов; дни прохождения беременными женщинами обязательного медицинского наблюдения; дни вызова к дознавателю, следователю, прокурору или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей или понятых.
Таким образом, для расчета пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком необходимо учитывать не только заработок сотрудника, но также данные о количестве календарных дней за расчетный период, которые учитываются при расчете данных пособий с 2013 г.
Пример 7
Сотруднице организации с 5 февраля 2014 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
При назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо принять заработок сотрудницы за 2012 и 2013 гг., а также количество календарных дней за указанные дни без учета отдельных дней, исключаемых из расчетного периода.
Допустим, что сотруднице ежемесячно с 2010 г. предоставлялись выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, но организация на сумму среднего заработка с 2011 г. начисляла страховые взносы в ФСС России. Кроме того, с 18 сентября 2013 г. сотрудница находится в отпуске по беременности и родам.
Расчет пособия по уходу за ребенком должен производиться в следующем порядке:
1) исходя из двух календарных лет, непосредственно предшествующих году начала отпуска по беременности и родам (2012 и 2013 гг.). В данном случае необходимо принять заработок за указанные годы и количество календарных дней без учета дней отпуска по беременности и родам. Количество дней составит 626 календарных дней (365 дней за 2013 г. + 366 дней за 2012 г. – 105 календарных дней отпуска по беременности и родам). Дни ухода за ребенком-инвалидом из расчетного периода не исключаются, так как на суммы среднего заработка за указанные дни начислялись страховые взносы в ФСС России;
2) по письменному заявлению сотрудницы с заменой 2013 г., в котором она находилась в отпуске по беременности и родам, на любой предшествующий календарный год. Допустим, что она заменила 2013 г. на 2011 г. В данном случае расчет пособия по уходу за ребенком должен производиться за 2012 и 2011 гг. Заработок указанных лет необходимо разделить на количество календарных дней без учета периода временной нетрудоспособности. Таких дней в указанном году было 48. Количество дней для расчета пособия составит 683 календарных дня (366 дней за 2012 г. + 365 дней за 2011 г. – 48 дней).
Минимальные и максимальные значения пособий
Согласно п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ при отсутствии у сотрудника заработка за расчетный 2-летний период и (или) при значении среднего заработка за расчетный период менее МРОТ, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления соответствующего страхового случая.
В указанных случаях средний дневной заработок не может составить значения, меньшего чем МРОТ, увеличенного на 24, и деленного на 730. Таковы положения п. 15.3 Положения о порядке расчета пособий.
Пример 8
Предположим, что сотруднице организации с 25 декабря 2013 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.
Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2013 г., а именно за 2012 и 2011 гг. Для этого заработок указанных лет следует разделить на количество календарных дней, учитываемых при расчете пособия за указанные годы. Допустим, учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2012 г. составил 57 500 руб., а за 2011 г. – 48 740 руб. Одновременно с этим за 2012 и 2011 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.
Для расчета пособия по беременности и родам следует:
1) учесть заработок сотрудницы за расчетный период – 106 240 руб. (57 500 руб. + 48 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 711 календарных дней (366 за 2012 г. + 365 за 2011 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 149 руб. 42 коп. (106 240 руб./711 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. Ч 24/730);
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4) среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп.;
6) величина дневного пособия – 171 руб. 12 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 100%);
7) сумма пособия по беременности и родам – 23 956 руб. 80 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 140 дней периода временной нетрудоспособности).
Опять же, значение МРОТ для расчета государственной гарантии принимается на дату наступления страхового случая.
Пример 9
Воспользуемся условиями примера 8 и предположим, что отпуск по беременности и родам был предоставлен сотруднице с 15 января 2014 г.
Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2014 г., а именно за 2013 и 2012 гг. Учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2013 г. составил 57 500 руб., а за 2012 г. – 48 740 руб. Одновременно с этим за 2013 и 2012 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.
Для расчета пособия по беременности и родам следует:
1) учесть заработок сотрудницы за расчетный период – 106 240 руб. (57 500 руб. + 48 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период – 711 календарных дней (365 за 2013 г. + 366 за 2011 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 149 руб. 42 коп. (106 240 руб./711 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 182 руб. 60 коп. (5554 руб. Ч 24/730), где 5554 руб. – величина МРОТ с 1 января 2014 г.;
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4) среднего дневного заработка – 182 руб. 60 коп.;
6) величина дневного пособия – 182 руб. 60 коп. (182 руб. 60 коп. Ч 100%);
7) сумма пособия по беременности и родам – 25 564 руб. (182 руб. 60 коп. Ч 140 дней периода временной нетрудоспособности).
Заметим, что соответствующим страховым случаем, с которым увязывается расчет пособия, считается отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. При этом в силу положений ст. 255 и 256 ТК РФ данные отпуска предоставляются по заявлению сотрудников. В свою очередь, сотрудница вправе подать заявление на отпуск позже даты, с которой он может быть предоставлен. Как следствие, если даже согласно больничному листку отпуск начинается, например, 29 декабря 2013 г., сотрудница вправе его потребовать с 1 января 2014 г. И в данном случае страховой случай начнется именно 1 января 2014 г., и для расчета пособия исходя из МРОТ необходимо принять уже новое значение 5554 руб. в месяц. Другое дело, что оплате подлежат уже не 140 календарных дней отпуска, а остаток дней согласно листку временной нетрудоспособности.
Соответственно, и отпуск по уходу за ребенком может быть заявлен не в конце декабря 2013 г., а с января 2014 г. Это также приведет к увеличению суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
При всем этом необходимо учитывать, что при проверке возможны претензии со стороны сотрудников ФСС России, в связи с чем в приведенных случаях рекомендуется учитывать и их мнение на этот счет.
В свою очередь, максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определяется в соответствии с п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. Данная величина не может превышать значения, определяемого путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Фактически средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком может составить любое значение, даже до 1 000 000 руб. за день. Однако максимальная величина данного значения в 2014 г. составит 1479 руб. 45 коп. ((568 000 руб. + 512 000 руб.)/730).
Пример 10
Предположим, что сотруднице организации с 25 января 2014 г. предоставлен отпуск по беременности и родам. Расчет данного пособия следует произвести из заработка за 2013 и 2012 гг. Учитываемый при расчете пособия заработок сотрудницы составил соответственно 487 000 руб. за 2013 г. и 464 500 руб. за 2012 г. Одновременно с этим за 2013 и 2012 гг. у сотрудницы было 97 календарных дней периода временной нетрудоспособности, включая период ухода за больным ребенком.
Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять заработок за 2 прошлых года – 951 500 руб. (487 000 руб. + 464 500 руб.);
2) определить количество календарных дней для расчета пособия – 634 календарных дня (365 дней 2013 г. + 366 дней 2012 г. – 97 дней периода временной нетрудоспособности);
3) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 1501 руб. 26 коп. (951 500 руб./634 календарных дня);
4) определить максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1479 руб. 45 коп. ((568 000 руб. + 512 000 руб.)/730);
5) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24)/730);
6) принять для расчета большее из значений, приведенных в пп. 3 и 5 расчета, но не более чем значение, указанное в п. 4 расчета, – 1479 руб. 45 коп.;
7) рассчитать сумму пособия по беременности и родам – 207 123 руб. (1479 руб.45 коп. Ч 140 дней отпуска по беременности и родам).
Замена лет может привести к увеличению пособия вплоть до максимально возможного
В соответствии с вышеприведенной нормой п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по материнству не может превышать величины, которая определяется делением на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, приходящихся именно на те 2 календарных года, которые предшествуют году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Внимание, не предельных величин базы лет расчетного периода (как это выше рассматривалось применительно к расчету пособия по временной нетрудоспособности), а предельной базы лет, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев.
Таким образом, если сотрудница (сотрудник) в установленном порядке произведет замену первых лет либо одного из них на предыдущие, максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству не изменится. В связи с этим при помощи замены лет расчетного периода на предыдущие годы можно попробовать довести величину среднего дневного заработка вплоть до максимальной.
Пример 11
Сотруднице организации в январе 2014 г. предоставлен отпуск по беременности и родам, для расчета которого необходимо исходить из ее заработка за 2013 и 2012 гг. Допустим, что в указанные годы сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком (январь 2012 г.– январь 2013 г.).
Для расчета пособия необходимо:
1) произвести расчет среднего дневного заработка за 2012 и 2013 гг. – 1100 руб.;
2) по заявлению сотрудницы рассчитать пособие за 2 года, выбранных ею (допустим, выбор пал на 2008 и 2009 гг.) – 1500 руб. (причина – неплохой заработок у предыдущего работодателя, и значительное количество исключаемых при расчете событий);
3) определить максимальное значение среднего дневного заработка – 1479 руб. 45 коп. ((568 000 руб. + 512 000 руб.)/730);
4) принять для расчета большее из значений среднего дневного заработка (пп. 1 и 2 расчета), но не свыше максимального значения (п. 3 расчета) – 1479 руб. 45 коп.
В данном примере важно понимать, что максимальное значение среднего заработка всегда определяется исходя из предельной базы 2012 и 2013 гг. Именно эти годы предшествуют году наступления отпуска по беременности и родам.
По мнению отдельных территориальных отделений ФСС России, для расчета следует принимать предельные базы тех лет, которые вошли в расчетный период для расчета пособий. Федеральный закон № 255-ФЗ такой нормы не содержит.
Расчет пособия при наличии заработка и нулевом количестве дней расчетного периода
По мнению ФСС России, высказанному в письме от 25 октября 2013 г. № 15-03-09/12-2985 П, при наличии в расчетном периоде заработка, учитываемого для расчета пособий по материнству, но при нулевом количестве календарных дней расчетного периода, необходимо заменить годы расчетного периода или один из таких лет на предыдущие (предыдущий), или же произвести расчет пособия исходя из минимального размера оплаты труда.
Такая необходимость, в частности, возникает в следующих случаях.
1. В прошлые годы сотрудница, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работала на условиях неполного рабочего времени.
Пример 12
Сотруднице организации с 25 января 2014 г. предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Для расчета данного пособия необходимо принять заработок за 2 календарных года, предшествующих 2014 г., а именно за 2013 и 2012 гг.
В указанном расчетном периоде сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком. Фактически сотрудница ушла в очередной отпуск по беременности и родам, не выходя из отпуска по уходу за ребенком. Как следствие, на 2013 и 2012 гг. не приходится ни одного календарного дня, который мог бы быть учтен при расчете пособия по беременности и родам в 2014 г.
Одновременно с этим, находясь в отпуске по уходу за ребенком, сотрудница определенное время работала на условиях неполного рабочего времени. При этом одновременно с ежемесячным пособием по уходу за ребенком производилась выплата заработной платы пропорционально отработанному времени. Сумма заработка составила в 2013 г. 68 700 руб. и в 2012 г. – 96 500 руб.
Сотрудница принята на работу в начале 2011 г., и справку для расчета пособия при приеме на работу не представила. Сумма заработка за 2011 г., учитываемого при расчете пособия по беременности и родам, составила 124 600 руб., и одновременно с этим на 2011 г. приходится 78 календарных дней периода временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.
Для расчета пособия по беременности и родам в 2014 г. необходимо:
1) произвести расчет среднего дневного заработка за 2 календарных года, предшествующих 2014 г. невозможно ((68 700 руб. + 96 500 руб.)/0 дней);
2) произвести расчет среднего дневного заработка за расчетный период, (допустим, сотрудница заменила 2013 г. на 2011 г.) – 770 руб. 38 коп. ((96 500 руб. + 124 600 руб.)/(365 календарных дней за 2013 г. + 365 календарных дней за 2011 г. – 365 дней 2013 г., приходящихся на отпуск по уходу за ребенком – 78 календарных дней 2011 г., приходящихся на период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам);
3) определить максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1479 руб. 45 коп. ((568 000 руб. + 512 000 руб.)/730);
4) принять меньшее из приведенных в пп. 2 и 3 расчета значений – 770 руб. 38 коп.;
5) исчислить сумму пособия по беременности и родам – 107 853 руб. 20 коп. (770 руб. 38 коп. Ч 140 календарных дней отпуска).
Пример 13
Воспользуемся условиями примера 12 и предположим, что сотрудница была принята на работу в начале 2012 г., и справку с предыдущего места работы для расчета пособий по социальному страхованию не представляла. С первого дня работы ей в установленном порядке был предоставлен отпуск по беременности и родам.
Замена 2 первых лет на предыдущие годы произведена быть не может, так как отсутствуют сведения о заработной плате сотрудницы за предыдущие календарные годы. От запроса в Пенсионный фонд женщина отказалась, мотивируя это тем, что длительный период времени не работала.
В данном случае расчет пособия должен быть произведен исходя из МРОТ. Суммадневного пособия составит 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24)/730), а сумма пособиявсего – 25 564 руб. (182 руб. 60 коп. Ч 140 календарных дней).
2. За дни отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности, приходящиеся на расчетный период, сотруднику производились выплаты, с которых в установленном порядке начислялись страховые взносы в ФСС России.
Пример 14
Сотруднице организации с 25 апреля 2014. в установленном порядке предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет и ежемесячной компенсационной выплаты из средств работодателя в размере 50 руб. ежемесячно.
Для расчета пособия по уходу за ребенком необходимо принять расчетный период в 2 календарных года, предшествующих 2014 г., – 2013 и 2012 гг. В указанный период сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам с октября 2011 г., в дальнейшем – в отпуске по уходу за ребенком, и опять в отпуске по беременности и родам.
Таким образом, на 2013 и 2012 гг. приходится 0 календарных дней, которые могли бы быть учтены в 2014 г. при расчете среднего дневного заработка для назначения пособия по уходу за ребенком.
Вместе с этим, на январь 2012 г. приходится годовое вознаграждение сотрудницы, назначенное по итогам работы за 2011 г., в сумме 35 600 руб. Плюс к этому в течение 2012 и 2013 гг. сотруднице производились единовременные выплаты различного характера, на которые в установленном порядке начислялись страховые взносы в ФСС России.
При назначении пособия по уходу за ребенком в первую очередь необходимо исходить из замены лет расчетного периода (2013 и 2012 гг.) или одного из указанных годов на предыдущие годы (предыдущий год). При невозможности такой замены расчет пособия необходимо произвести следующим образом:
1) величина МРОТ на дату наступления страхового случая – 5554 руб.;
2) сумма ежемесячного пособия, исчисленного из МРОТ, – 2221 руб. 60 коп. (5554 руб. Ч 40%);
3) величина минимального размера пособия исходя из того, какой по счету ребенок у данной матери (для целей примера – второй ребенок), – 2576 руб. 63 коп.;
4) сумма пособия к назначению за полный календарный месяц – 2576 руб. 63 коп.
Интересный факт заключается в том, что при наличии в вышерассмотренных случаях хотя бы одного календарного дня, учитываемого при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, величина пособия в большинстве случаев составит максимальный размер. Это очень важно понимать сотрудницам, которые рассчитывают на оформление очередного отпуска по беременности и родам, не выходя из отпуска по уходу за ребенком.
Пример 15
Воспользуемся условиями примера 12 и предположим, что на 2013 и 2012 гг. приходится 1 календарный день, который учитывается при расчете пособия по беременности и родам. Сотрудница оформила отпуск по уходу за ребенком на 1 день позже, чем закончился отпуск по беременности и родам.
Для расчета пособия по беременности и родам в 2014 г. необходимо:
1) произвести расчет среднего дневного заработка за 2 календарных года, предшествующих 2014 г. – 165 200 руб. ((68 700 руб. + 96 500 руб.)/1 день);
2) определить максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1479 руб. 45 коп. ((568 000 руб. + 512 000 руб.)/730);
3) принять меньшее из приведенных в пп. 1 и 2 расчета значений – 1479 руб. 45 коп.;
4) исчислить сумму пособия по беременности и родам – 207 123 руб. (1479 руб.45 коп. Ч 140 календарных дней отпуска).
Пособия по социальному страхованию
Расчет и перерасчет пособия из МРОТа
Как уже неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, действующее законодательство содержит несколько случаев исчисления пособий по социальному страхованию из расчета минимального размера оплаты труда. К ним, в частности, относятся:
1) отсутствие учитываемого заработка за расчетный 2-летний период или его незначительность (менее чем значение, составляющее 24 МРОТ) (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);
2) случаи, когда имеется основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (неявка на осмотр, нарушение режима, травма получена вследствие алкогольного опьянения и т. д.) (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ);
3) страховой стаж сотрудника, учитываемый для расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, составляет менее 6 календарных месяцев (соответственно – п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).
Во втором и третьем из приведенных случаев норма закона указывает на то, что назначенные в установленном порядке (в том числе с применением первого из приведенных случаев) пособия не могут превышать значения, определяемого из расчета МРОТ на месяц (в соответствующих местностях – с увеличением на значение районного коэффициента).
В таких случаях пособия должны рассчитываться с учетом положений п. 20 Положения о порядке расчета пособий. В частности, размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам. Именно данное значение дневного пособия нельзя превысить, выплачивая в соответствующих случаях пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам.
Также следует учитывать, что значение МРОТ для целей расчета пособий в рассматриваемых случаях определяется не на дату начала страхового случая (как это рассматривалось выше при расчете пособия из государственной гарантии в 24 МРОТ), а принимается равным тому значению, которое применялось в соответствующем календарном месяце периода болезни (иной временной нетрудоспособности) или отпуска по беременности и родам.
Пример 16
Сотрудник организации впервые принят на работу в сентябре 2013 г. С 15 по 20 января 2014 г. данный сотрудник болел, что подтверждается выданным в установленном порядке листком временной нетрудоспособности. На дату наступления страхового случая страховой стаж сотрудника составил менее 6 календарных месяцев, в связи с чем пособие не может быть выплачено более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо исходить из заработка сотрудника за 2013 и 2012 гг. Предположим, что величина заработка работника в период с сентября до 31 декабря 2013 г. составила 178 000 руб.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) принять заработок сотрудника для расчета пособия за 2013 и 2012 гг. – 178 000 руб.;
2) определить величину среднего дневного заработка – 243 руб. 84 коп.
(178 000 руб./730);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 182 руб. 60 коп. ((5554 руб. Ч 24)/730);
4) принять для дальнейших расчетов большее из вышеприведенных (пп. 3 и 4)
значение среднего дневного заработка – 243 руб. 84 коп.;
5) определить величину дневного пособия для расчета пособия по временной нетрудоспособности – 146 руб. 30 коп. (243 руб. 84 коп. Ч 60%);
6) исчислить максимальную величину дневного пособия, которое может быть назначено лицу со страховым стажем менее 6 месяцев – 179 руб. 16 коп. (5554 руб./31 день, где 31 день – календарные дни в январе 2014 г., на которые приходится период болезни работника);
7) принять меньшее из приведенных (см. пп. 5 и 6 расчета) значений дневного пособия – 146 руб. 30 коп.;
8) определить сумму пособия по временной нетрудоспособности – 877 руб. 80 коп. (146 руб. 30 коп. Ч 6 календарных дней периода болезни с 15 по 20 января).
Внимание, при расчете максимально возможного к выплате при страховом стаже менее 6 месяцев дневного пособия (см. п. 6 предыдущего расчета) применять значение размера пособия (в процентах) не следует. Во-первых, норма закона оговаривает непревышение в данном случае именно пособия (а не среднего дневного заработка, который умножается на процент пособия). Во-вторых, это не предусмотрено в пп. 20 и 21 Положения о порядке расчета пособий.
Если начало страхового случая приходится на конец 2013 г. и переходит на начало 2014 г., величина МРОТ для рассматриваемых в данной статье расчетов принимается разной. Особо это следует учитывать при расчете пособия по беременности и родам, когда в отдельных случаях придется перерасчитать даже сумму ранее назначенного пособия.
Пример 17
Сотруднице организации с 15 октября 2013 г. был в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.
Отпуск положен по 4 марта 2014 г. включительно.
Страховой стаж сотрудницы на 15 октября 2013 г. составил менее 6 месяцев, в связи с чем пособие по беременности и родам могло быть за каждый календарный день отпуска выплачено не более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц. При этом на указанную дату новое значение МРОТ (с 1 января 2014 г. – 5554 руб. в месяц) известно не было, в связи с чем соответствующие расчеты производились с применением МРОТ, составлявшего 5205 руб. в месяц.
Изначально в октябре 2013 г. расчет пособия был произведен в следующем порядке:
1) величина заработка за 2012 и 2011 гг. – 0;
2) величина минимально гарантированного среднего дневного заработка при отсутствии учитываемого 2-летнего заработка – 171 руб. 12 коп. ((5205 руб. Ч 24)/730);
3) величина дневного пособия – 171 руб. 12 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 100%);
4) величина максимального дневного пособия по беременности и родам для сотрудниц со страховым стаже менее 6 календарных месяцев:
– для октября, декабря, января и марта – 167 руб. 90 коп. (5205 руб./31 календарный день месяца);
– для ноября – 173 руб. 50 коп. (5205 руб./30 календарных дней месяца);
– для февраля – 185 руб. 89 коп. (5205 руб./28 календарных дней месяца);
5) меньшее из приведенных (пп. 3 и 4 расчета) значений дневного пособия (для каждого месяца в отдельности):
– для октября, декабря, января и марта – 167 руб. 90 коп.;
– для ноября – 171 руб. 12 коп.;
– для февраля – 171 руб. 12 коп.;
6) сумма пособия по беременности и родам – 23 692 руб. 96 коп., в том числе:
– за октябрь 2013 г. – 2686 руб. 40 коп. (167 руб. 90 коп. Ч 16 календарных дней отпуска по беременности и родам за период с 15 по 31 октября);
– за ноябрь 2013 г. – 5133 руб. 60 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 30 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за декабрь 2013 г. и январь 2014 г. – по 5205 руб. (167 руб. 90 коп. Ч 31 календарный день отпуска по беременности и родам);
– за февраль 2014 г. – 4791 руб. 36 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 28 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за март 2014 г. – 671 руб. 60 коп. (167 руб. 90 коп. Ч 4 календарных дня отпуска по беременности и родам за период с 1 по 4 марта 2014 г.).
Как видно из приведенного примера, в месяце с 31 календарным днем при страховом стаже менее 6 календарных месяцев минимальная сумма дневного пособия может составить меньше, чем исчисленная из государственной гарантии в 24 МРОТ.
С учетом того факта, в отдельных случаях величина МРОТ принимается равной исходя из значения данного показателя за каждый календарный месяц страхового случая, имеется необходимость в дальнейшем производить перерасчет пособия и его доплату. Особенно это касается случаев расчета пособия по беременности и родам.
Пример 18
Воспользуемся условиями примера 17.
С 1 января 2014 г. значение федерального МРОТ, учитываемого при расчете пособий по социальному страхованию, было увеличено до 5554 руб. в месяц. В связи с этим сотруднице необходимо произвести перерасчет пособия и его доплату за те месяцы 2014 г., в которых величина дневного пособия принималась равной 167 руб. 90 коп. из величины МРОТ в 5205 руб.
Перерасчет пособия необходимо произвести в следующем порядке:
1) величина минимально гарантированного среднего дневного заработка при отсутствии учитываемого 2-летнего заработка – 171 руб. 12 коп. ((5205 руб. Ч 24)/730);
2) величина дневного пособия – 171 руб. 12 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 100%);
3) величина максимального дневного пособия по беременности и родам для сотрудниц со страховым стажем менее 6 календарных месяцев:
– для октября и декабря 2013 г. – 167 руб. 90 коп. (5205 руб./31 календарный деньмесяца);
– для ноября 2013 г. – 173 руб. 50 коп. (5205 руб./30 календарных дней месяца);
– для января и марта 2014 г. – 179 руб. 16 коп. (5554 руб./31 календарный деньмесяца);
– для февраля 2014 г. – 198 руб. 35 коп. (5554 руб./28 календарных дней месяца),
4) меньшее из приведенных (см. пп. 2 и 3 расчета) значений дневного пособия (для каждого месяца в отдельности):
– для октября и декабря 2013 г. – 167 руб. 90 коп.;
– для ноября 2013 г., января, февраля и марта 2014 г. – 171 руб. 12 коп.;
5) сумма пособия по беременности и родам – 23 805 руб. 56 коп., в том числе:
– за октябрь 2013 г. – 2686 руб. 40 коп. (167 руб. 90 коп. Ч 16 календарных дней отпуска по беременности и родам за период с 15 по 31 октября);
– за ноябрь 2013 г. – 5133 руб. 60 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 30 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за декабрь 2013 г. – 5205 руб. (167 руб. 90 коп. Ч 31 календарный день отпуска по беременности и родам);
– за январь 2014 г. – 5304 руб. 72 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 31 календарный день отпуска по беременности и родам);
– за февраль 2014 г. – 4791 руб. 36 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 28 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за март 2014 г. – 684 руб. 48 коп. (171 руб. 12 коп. Ч 4 календарных дня отпуска по беременности и родам за период с 1 по 4 марта 2014 г.);
6) сумма доплаты пособия – 112 руб. 60 коп. (23 805 руб. 56 коп. – 23 692 руб. 96 коп.).
Доплату пособия необходимо произвести без истребования какого-либо заявления от сотрудницы.
Пособия на детей
Очередная индексация
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 81-ФЗ пособия на детей подлежат ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размеры индексации определяются исходя из установленного данным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Необходимость ежегодной индексации пособий установлена с 1 января 2008 г., и за это время индексация проводилась неоднократно, например, с 1 января 2013 г. – в 1,055 раза.
С 2014 г. индексация пособий будет произведена на 5,0%, что предусмотрено в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
С учетом указанных индексаций суммы пособий в соответствующие периоды составляли (будут составлять):
В местностях, где предусмотрены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, приведенные значения пособий увеличиваются на значение районного коэффициента (коэффициента). При этом надбавки за стаж работы в соответствующих местностях на пособия не начисляются. Исключение составляет применяемый с 1 января 2010 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком – он един для всех работодателей и на значение районного коэффициента не корректируется.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.), составляет: с 1 января 2010 г. – 8241 руб. 64 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2011 г. – 8777 руб. 35 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2012 г. – 9303 руб. 99 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2013 г. – 9815 руб. 71 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2014 г. – 10 306 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент).
Новая максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве
С 8 апреля 2013 г. суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием ограничены. Соответствующие изменения в ст. 9 Федерального закона № 125-ФЗ внесены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 36-ФЗ.
В частности, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках рассматриваемого вида обязательного страхования. При величине указанной выплаты, составлявшей в 2013 г. 58 970 руб., максимальная сумма пособия составляла 235 800 руб. за календарный месяц.
В свою очередь, размер дневного пособия не может превышать значения, которое определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность. Как следствие, величина дневного пособия в 2013 г. не могла превышать 7860 руб. для календарного месяца в 30 календарных дней (235 800 руб./30 дней) и 7606 руб. 45 коп. для календарного месяца в 31 календарный день (235 800 руб./31 день).
В 2014 г. максимальная величина ежемесячной страховой выплаты составляет 61 920 руб., что определено в подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Из расчета такого значения максимальная величина дневного пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональных заболеваний в 2014 г. составит:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 7989 руб. 68 коп. ((61 920 руб. Ч 4)/31);
– для календарного месяца в 30 календарных дней – 8256 руб. 00 коп. ((61 920 руб. Ч 4)/30);
– для календарного месяца в 28 календарных дней – 8845 руб. 71 коп. ((61 920 руб. Ч 4)/28).
Напомним также, что исчисление пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должно производиться по общеустановленным правилам, но в любом случае в размере 100% среднего заработка. Плюс к этому для оплаты пособия необходимо дополнительно наличие акта о несчастном случае (ф. № Н-1) или справки о профессиональном заболевании.
Данный вывод следует из части второй ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ.
Именно в данной норме указано, что рассматриваемое пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка, определяемого по правилам ст. 13 и 14 Федерального закона № 255-ФЗ.
Что касается размера пособия, то согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оно выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника вплоть до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом опять же нормы законодательства о порядке исчисления пособия (имеются в виду положения Федерального закона № 255-ФЗ) не должны противоречить положениям Федерального закона № 125-ФЗ.
Согласно части первой ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Данная норма никоим образом не противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, а потому в полной мере должна применяться и при оплате больничных листков по несчастным случаям.
Далее согласно части второй ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Как представляется, данная норма в части исчисления пособий по несчастным случаям должна применяться несколько в ином порядке. А именно при исчислении пособий должна учитываться сумма выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
Исходя из этого если страховые взносы на «травматизм» были исчислены с заработка свыше предельной базы, то для расчета пособия по данному виду страхования необходимо принять всю заработную плату работнику, в том числе превышающую предельную базу.
Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Данная норма противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которым пособие по несчастному случаю рассчитывается в размере 100% среднего заработка без каких-либо ограничений. Как следствие, никакие ограничения среднего заработка при расчете рассматриваемых «больничных» применяться не должны.
При всем этом в отдельных случаях заработок для оплаты пособий по несчастным случаям ограничить все же придется. Имеются в виду суммы выплат и вознаграждений с мест работы у других работодателей, которые подтверждаются специальной формой справки. В данной справке указываются суммы не более соответствующего значения предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России.
Специальной справки для целей исчисления пособия по несчастному случаю законодательством не предусмотрено. В связи с этим более чем установленная величина предельной базы для начисления «обычных» страховых взносов в ФСС России за каждый календарный год из справок принять для расчета «больничного» в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием не получится.