Пособия по социальному страхованию в 2017 году. Новые правила исчисления размеров пособий




Е.П. Никодимова


Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Положение о порядке расчета пособий).


При назначении пособий на детей также следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).


В начале 2017 г. при исчислении пособий необходимо учесть отдельные аспекты, которые и легли в основу данной статьи.


Пособие по временной нетрудоспособности Минимальное значение пособия
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за два предыдущих календарных года на 730. При этом должен учитываться и заработок за указанный период времени, начисленный другими работодателями. Подтверждаться заработок должен специальной формой справки, которая утверждена приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.


В случае если заработка за расчетный двухлетний период у работника не имеется или если указанный заработок меньше минимального размера оплаты труда, в силу положений п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исчисление пособия по временной нетрудоспособности должно производиться из расчета заработка, равного минимальному размеру оплаты труда. При этом Положение о порядке расчета пособий уточняет, что расчет необходимо производить в целом за 2-летний расчетный период с учетом заработка, равного 24 МРОТ.


Значение МРОТ для расчета пособия в соответствии с приведенной нормой принимается по состоянию на дату начала страхового случая. Напомним, что с 1 июля 2016 г. значение федерального МРОТ составляет 7500 руб. в месяц.


При указанной величине МРОТ минимально гарантированный размер среднего дневного заработка для расчета пособия составит 246 руб. 58 коп. (7500 руб. × 24/730). В свою очередь, величина минимально гарантированного размера дневного пособия в начале 2017 г. составит:
– при страховом стаже 8 лет и более – 246 руб. 58 коп. ((7500 руб. × 24 мес.)/730) × 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 197 руб. 26 коп. ((7500 руб. × 24 мес.)/730) × 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 147 руб. 95 коп. ((7500 руб. × 24 мес.)/730) × 60%).


Пример 1
Предположим, что работник организации болел с 27 декабря 2016 г. по 12 января 2017 г. Страховой стаж на дату начала болезни составил 4 года 3 месяца, что дает право сотруднику на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% его среднего заработка.


Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2014 и 2015 гг., с которого в установленном порядке исчислены страховые взносы в ФСС России, и максимальная сумма такого заработка за указанный период может составить не более чем 1 192 000 руб., в том числе не более 624 000 руб. за 2014 г. и не более 670 000 руб. за 2015 г.


Заработок работника у данного работодателя за 2014 и 2015 гг. составил 125 400 руб.


Справки о сумме заработка от других работодателей работник не представил.


Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка – 125 400 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 171 руб. 78 коп. (125 400 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 246 руб. 58 коп. ((7500 руб. × 24)/730), где 7500 руб. – величина федерального МРОТ на дату наступления страхового случая (27.12.2016 г.);
4) принять большее из приведенных значений (пп. 2 и 3 расчета) среднего дневного заработка – 246 руб. 58 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 147 руб. 95 коп. (246 руб. 58 коп. × 60%);
6) рассчитать сумму пособия – 2515 руб. 15 коп. (147 руб. 95 коп. × 17 дней болезни).


Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 443 руб. 85 коп. (147 руб. 95 коп. × 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 2071 руб. 30 коп. (147 руб. 95 коп. × 14 дней) – из средств ФСС России.


В соответствии с положениями Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 г. установлен в сумме 7800 руб. в месяц.


Необходимо учитывать, что для целей исчисления пособий по социальному страхованию в случаях отсутствия у работника «учитываемого» заработка или его незначительности, величина МРОТ принимается на дату начала страхового случая.


В связи с этим если работник заболеет до 1 июля 2017 г., а болезнь будет продолжаться и после указанной даты, для применения нормы п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ необходимо применять значение федерального МРОТ – 7500 руб. за весь период болезни.


Пример 2
Предположим, что работник заболел 15 июня 2017 г. и его болезнь продолжается в июле и августе. Больничные листки оформляются как продление ранее выданных листков нетрудоспособности.


Несмотря на тот факт, что период нетрудоспособности приходится уже на июль и август 2017 г., для расчета пособия следует принимать федеральный МРОТ, установленный на дату начала болезни, а именно на 15 июня 2016 г. Имеется в виду МРОТ, составляющий 7500 руб. в месяц.


Если начало страхового случая придется на период 1 июля 2017 г. и позднее, величина МРОТ для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исходя из государственной гарантии составит уже 7800 руб.


Соответственно, величина минимально гарантированного размера среднего дневного заработка для расчета указанного пособия составит 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24/730). В свою очередь величина минимально гарантированного размера дневного пособия с 1 июля 2017 г. составит:
– при страховом стаже 8 лет и более – 256 руб. 44 коп. ((7800 руб. × 24 мес.)/730) × 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 205 руб. 15 коп. ((7800 руб. × 24 мес.)/730) × 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 153 руб. 86 коп. ((7800 руб. × 24 мес.)/730) × 60%).


Пример 3
Предположим, что работник организации болел с 5 по 12 июля 2017 г., и его страховой стаж на дату наступления страхового случая составил 9 лет 4 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего дневного заработка.


Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2015 и 2016 гг.


При этом учитываемый заработок не может превысить предельных баз для начисления страховых взносов, установленных в указанных годах расчетного периода.


За 2015 г. для расчета пособия могут быть приняты выплаты не более 670 000 руб., а за 2016 г. – не более 718 000 руб. Всего учитываемый заработок не может превысить 1 388 000 руб.


Допустим, что сумма заработка работника за расчетный период составила 142 700 руб.


Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка – 142 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 195 руб. 48 коп. (142 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 256 руб. 44 коп. ((7800 руб. × 24 мес.)/730), где 7800 руб. – величина федерального МРОТ с 1 июля 2017 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 256 руб. 44 коп. (256 руб. 44 коп. × 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 2051 руб. 52 коп. (256 руб. 44 коп. × 8 дней болезни).


Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 769 руб. 32 коп. (256 руб. 44 коп. × 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1282 руб. 20 коп. (256 руб. 44 коп. × 5 дней) – из средств ФСС России.


В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других соответствующих местностях, где к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, исчисленные из вышерассмотренной государственной гарантии пособия по временной нетрудоспособности увеличиваются на значение районного коэффициента.


Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что организация расположена в местности, в которой к заработной плате работников установлена выплата районного коэффициента в размере 1,15.


Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 142 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 195 руб. 48 коп. (142 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 256 руб. 44 коп. ((7800 руб. × 24 мес.)/730), где 7800 руб. – величина федерального МРОТ с 1 июля 2017 г.;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 256 руб. 44 коп. (256 руб. 44 коп. × 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 2359 руб. 25 коп. (256 руб. 44 коп. × 8 дней болезни × 1,15), где 1,15 – величина районного коэффициента, установленного к заработной плате, используемого для исчисления пособий по государственному социальному страхованию.


Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 884 руб. 72 коп. (256 руб. 44 коп. × 3 дня × 1,15) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1474 руб. 53 коп. (256 руб. 44 коп. × 5 дней × 1,15) – из средств ФСС России.


Новое максимальное значение пособия
В соответствии с положениями п. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Напомним, что данная величина по соответствующим годам составляла: в 2016 г. – 718 000 руб., в 2015 г. – 670 000 руб., в 2014 г. – 624 000 руб., в 2013 г. – 568 000 руб., в 2012 г. – 512 000 руб., в 2011 г. – 463 000 руб., в 2010 г. – 415 000 руб.


С учетом того факта, что при расчете пособия в 2017 г. расчетный период составят уже 2015–2016 гг. и автоматически будет увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, который может быть оплачен из средств социального страхования. В новом 2017 г. данная величина составит 1901 руб. 37 коп. ((718 000 руб. + + 670 000 руб.)/730). При этом новая максимальная величина подлежит применению только при условии, что соответствующий страховой случай начался в 2017 г.


Напомним, что в истекшем 2016 г. максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности составляла 1772 руб. 60 коп. ((670 000 руб. + 624 000 руб.)/730).


Пример 5
Предположим, что работник принят на работу к данному работодателю в апреле 2016 г. Согласно представленной с предыдущего места работы справки его заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности за 2015 г. составил 568 000 руб., а за период с января по апрель 2016 г. – 257 000 руб. Одновременно с этим на новом месте работы заработок работника с апреля по декабрь 2016 г., учитываемый при расчете пособий, составил 495 000 руб.


Данный работник болел с 24 по 28 января 2017 г. Страховой стаж работника для расчета пособий – 12 лет.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) учесть суммы заработка – 1 286 000 руб. (568 000 руб. за 2015 г. +718 000 руб. (257 000 руб. + 495 000 руб. = 752 000 руб., но не более чем718 000 руб.) за 2016 г.);
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 1761 руб. 64 коп. (1 286 000 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 246 руб. 58 коп. ((7500 руб. × 24 мес.)/730), где 7500 руб. – величина федерального МРОТ с 1 июля 2017 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 1761 руб. 64 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 1761 руб. 64 коп. (1761 руб. 64 коп. × 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 8808 руб. 20 коп. (1761 руб. 64 коп. × 5 дней болезни).


Отметим, что согласно п. 2.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ для лиц, занятых в организациях, которые применяют пониженные тарифы для уплаты страховых взносов в ФСС России, в средний заработок для расчета пособия включаются выплаты, которые в соответствующем календарном году (который вошел в расчетный период) включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России по правилам действующего законодательства (по периодам до 2017 г. – согласно Федеральному закону от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). То есть не те выплаты, на которые страховые взносы в ФСС России были фактически начислены, а те выплаты, на которые взносы начислялись бы по правилам ст. 7–9 Федерального закона № 212-ФЗ. Приведенные нормы введены с 2013 г. и касаются организаций, которые вправе вовсе не уплачивать взносы в ФСС России.


Замена лет расчетного периода к увеличению пособия по временной нетрудоспособности не приводит, так как учитываемые за соответствующий период времени выплаты всегда должны делиться на 730 календарных дней.


Пособия по материнству
Правила расчета
В отличие от пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется делением суммы начисленного за два предшествующих календарных года заработка, на число календарных дней в этом периоде (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).


При этом из количества календарных дней, принимаемых для расчета величины среднего дневного заработка, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
– временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России не начислялись.


Как следствие, для расчета вышеуказанных двух пособий сумму учитываемого заработка делить необходимо на количество календарных дней от 1 до 732 дней.


В случае если работник отработает полные 2015 и 2016 гг., для расчета пособий необходимо будет принять 731 календарный день, включая 365 дней за 2015 г. и 366 дней за 2016 г. При замене в данном случае в установленном порядке указанных лет на предыдущие годы значение количества календарных лет в расчетном периоде может составить 730 календарных дней (365 + 365) и даже 732 календарных дня (366 + 366).


Минимальные и максимальные значения пособий
Согласно п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ при отсутствии у сотрудника заработка за расчетный 2-летний период и (или) при значении среднего заработка за расчетный период менее МРОТ, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления соответствующего страхового случая.


В указанных случаях средний дневной заработок не может составить значения, меньшего чем МРОТ, увеличенного на 24 и деленного на 730. Таковы положения п. 15.3 Положения о порядке расчета пособий.


Пример 6
Предположим, что сотруднице организации с 25 декабря 2016 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.


Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2016 г., а именно за 2014 и 2015 гг. Для этого заработок указанных лет следует разделить на количество календарных дней, учитываемых при расчете пособия за указанные годы. Допустим, учитываемый при расчете пособия заработок сотрудницы за 2014 г. составил 47 500 руб., а за 2015 г. – 68 740 руб. Одновременно с этим в 2014 и 2015 гг. у сотрудницы есть 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.


Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 116 240 руб. (47 500 руб. + 68 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 710 календарных дней (365 дней за 2014 г. + 365 дней за 2015 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величину среднего дневного заработка за расчетный период – 163 руб. 72 коп. (116 240 руб./710 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 246 руб. 58 коп. (7500 руб. × 24/730);
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4 расчета) среднего дневного заработка – 246 руб. 58 коп.;
6) величину дневного пособия – 246 руб. 58 коп. (246 руб. 58 коп. × 100%).


Сумма пособия по беременности и родам – 34 521 руб. 20 коп. (246 руб. 58 коп. × 140 дней периода временной нетрудоспособности).


Опять же значение МРОТ для расчета государственной гарантии принимается на дату наступления страхового случая.


Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что отпуск по беременности и родам был предоставлен сотруднице с 15 июля 2017 г.


Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2017 г., а именно за 2015 и 2016 гг. Учитываемый при расчете пособия заработок сотрудницы за 2015 г. составил 57 500 руб., а за 2016 г. – 78 740 руб. Одновременно с этим в 2015 и 2016 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.


Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 136 240 руб. (57 500 руб. +  78 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 711 календарных дней (365 дней за 2015 г. + 366 дней за 2016 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величину среднего дневного заработка за расчетный период – 191 руб. 62 коп. (136 240 руб./711 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24/730), где 7800 руб. – величина МРОТ с 1 июля 2017 г.;
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4 расчета) среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп.;
6) величину дневного пособия – 256 руб. 44 коп. (256 руб. 44 коп. × 100%).


Сумма пособия по беременности и родам – 35 901 руб. 60 коп. (256 руб. 44 коп. × 140 дней периода временной нетрудоспособности).


Заметим, что соответствующим страховым случаем, с которым увязывается расчет пособия, считается отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. При этом в силу положений ст. 255 и 256 ТК РФ данные отпуска предоставляются по заявлению сотрудников. В свою очередь, сотрудница вправе подать заявление на отпуск позднее даты, с которой он может быть предоставлен.


Если согласно больничному листку отпуск начинается, например, 26 декабря 2016 г., сотрудница вправе его потребовать с 1 января 2017 г. И в данном случае страховой случай начнется именно 1 января 2017 г., и для расчета пособия исходя из МРОТ необходимо принять уже новый расчетный период – 2015 и 2016 гг. Другое дело, что оплате подлежат уже не 140 календарных дней отпуска, а остаток дней согласно листку временной нетрудоспособности.


Соответственно, и отпуск по уходу за ребенком может быть заявлен не в конце декабря 2016 г., а с января 2017 г. Это также может привести к увеличению суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком.


При всем этом необходимо учитывать, что при проверке возможны претензии со стороны сотрудников ФСС России, в связи с чем в приведенных случаях рекомендуется учитывать и их мнение на этот счет.


В свою очередь, максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется в соответствии с п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. Данная величина не может превышать значения, определяемого путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.


Фактически средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком может составить любое значение, однако максимальная величина данного показателя в 2017 г. составляет 1901 руб. 37 коп. ((670 000 руб. + 718 000 руб.)/730). В 2016 г. такое значение составляло 1772 руб. 60 коп.


Пример 8
Предположим, что сотруднице организации с 25 января 2017 г. предоставлен отпуск по беременности и родам. Расчет данного пособия следует произвести из заработка на 2015 и 2016 гг. Учитываемый при расчете пособия заработок сотрудницы составил соответственно 587 000 руб. за 2015 г. и 664 500 руб. за 2016 г. Одновременно с этим на 2015 и 2016 гг. у сотрудницы было 97 календарных дней периода временной нетрудоспособности, включая период ухода за больным ребенком.


Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять заработок за прошлые 2 года – 1 251 500 руб. (587 000 руб. +  664 500 руб.);
2) определить количество календарных дней для расчета пособия – 634 календарных дня (365 дней за 2015 г. + 366 дней за 2016 г. – 97 дней периода временной нетрудоспособности);
3) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 1973 руб. 97 коп. (1 251 500 руб./634 календарных дня);
4) определить максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1901 руб. 37 коп. ((670 000 руб. +718 000 руб.)/730);
5) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 246 руб. 58 коп. ((7500 руб. × 24)/730), где 7500 руб. – величина МРОТ с 1 июля 2016 г.;
6) принять для расчета большее из значений, приведенных в пп. 3 и 5 расчета, но не более чем значение, указанное в п. 4 расчета – 1901 руб. 37 коп.;
7) рассчитать сумму пособия по беременности и родам – 266 191 руб. 80 коп. (1901 руб. 37 коп. × 140 дней отпуска по беременности и родам).


Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если страховой случай начинается в 2016 г., составит 23 120 руб. 66 коп. ((1901 руб. 37 коп. × 30,4) × 40%). Напомним, что аналогичное значение для пособия, которое назначалось в 2015 г., составляло 21 554 руб. 82 коп. ((1772 руб. 60 коп. × 30,4) × 40%).


При этом необходимо учитывать, что с началом очередного календарного года пересчет максимальной суммы пособия сам по себе производиться не должен. Сотрудница получает ранее назначенное пособие.


Пример 9
Предположим, что сотруднице с 15 октября 2016 г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Исчисление пособия производилось в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2014 и 2015 гг., предшествующие 2016 г., – 1 150 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2014 и 2015 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 550 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2091 руб. 64 коп. (1 150 400 руб./550 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству – 1772 руб. 60 коп. ((624 000 руб. + 670 000 руб.)/730);
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4 расчета), – 1772 руб. 60 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 21 554 руб. 82 коп. ((1772 руб. 60 коп. × 30,4) × 40%).


В данном размере сотрудница получает пособие ежемесячно (из расчета за полный месяц нахождения в отпуске по уходу за ребенком). С января 2017 г. размер назначенного пособия меняться и (или) пересчитываться именно по тому основанию, что в новом году максимальная сумма пособия составляет большее значение, не должен.


При всем этом если сотрудница на непродолжительное время выйдет на работу из отпуска по уходу за ребенком, а затем опять оформит такой отпуск, организация обязана пересчитать ранее назначенное ежемесячное пособие по уходу за ребенком, что может повлечь за собой увеличение пособия вплоть до нового максимального размера.


Как отмечено в письме ФСС России от 14 июля 2014 г. № 17-03-14/06-7836, отпуск по уходу за ребенком сотрудница может прервать, а при его возобновлении ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно быть пересчитано заново.


Пример 10
Воспользуемся условиями примера 9, и предположим, что сотрудница 10 января 2017 г. вышла на работу, прервав отпуск по уходу за ребенком.


Отработав неделю, с 16 января 2017 г. сотрудница вновь потребовала оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и назначить пособие.


В данном случае администрация должна потребовать новый комплект документов для оформления отпуска и назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком.


Исчисление пособия должно производиться в первую очередь за два календарных года, предшествующих 2017 г., а именно за 2015 и 2016 гг. При этом сотрудница вправе заменить 2016 г. на 2014 г., и в данном случае расчетный период составят 2014 и 2015 гг.


В случае замены лет расчетного периода исчисление пособия должно быть произведено в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2014 и 2015 гг. – 1 150 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2014 и 2015 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 550 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2091 руб. 64 коп. (1 150 400 руб./550 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству, которая согласно п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ определяется исходя из предельных баз для начисления страховых взносов, приходящихся на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком – 1901 руб. 37 коп. ((670 000 руб. + 718 000 руб.)/730), где 670 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2015 г., 718 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2016 г.;
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4 расчета), – 1901 руб. 37 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 23 120 руб. 66 коп. ((1901 руб. 37 коп. × 30,4) × 40%).


Расчет и перерасчет пособий исходя из МРОТ
Действующее законодательство содержит несколько случаев исчисления пособий по социальному страхованию из расчета минимального размера оплаты труда.


К ним, в частности, относятся:
1) отсутствие учитываемого заработка за расчетный 2-летний период или его незначительность (менее чем значение, составляющее 24 МРОТ) (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);
2) случаи, когда имеется основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (неявка на осмотр, нарушение режима, травма получена вследствие алкогольного опьянения и т. д.) (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ);
3) страховой стаж сотрудника, учитываемый для расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, составляет менее 6 календарных месяцев (соответственно – п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).


Во втором и третьем из приведенных случаев норма закона указывает на то, что назначенные в установленном порядке (в том числе с применением первого из приведенных случаев) пособия не могут превышать значения, определяемого из расчета МРОТ на целый календарный месяц (в соответствующих местностях – с увеличением на значение районного коэффициента).


В таких случаях пособия должны рассчитываться с учетом положений п. 20 Положения о порядке расчета пособий. В частности, размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам. Именно данное значение дневного пособия нельзя превысить, выплачивая в соответствующих случаях пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам.


Также следует учитывать, что значение МРОТ для целей расчета пособий в рассматриваемых случаях определяется не на дату начала страхового случая (как это рассматривалось выше при расчете пособия из государственной гарантии в 24 МРОТ), а принимается равным тому значению, которое применялось в соответствующем календарном месяце периода болезни (иной временной нетрудоспособности) или отпуска по беременности и родам.


Пример 11
Сотрудник организации впервые принят на работу в сентябре 2016 г. С 15 по 20 января 2017 г. данный сотрудник болел, что подтверждается выданным в установленном порядке листком временной нетрудоспособности. На дату наступления страхового случая страховой стаж сотрудника составил менее 6 календарных месяцев, в связи с чем пособие не может быть выплачено более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо исходить из заработка сотрудника за 2015 и 2016 г. Предположим, что величина заработка работника в период с сентября до 31 декабря 2016 г. составила 188 000 руб.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) принять заработок сотрудника для расчета пособия за 2015 и 2016 гг. – 188 000 руб.;
2) определить величину среднего дневного заработка – 257 руб. 53 коп. (188 000 руб./730);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 246 руб. 58 коп. ((7500 руб. × 24)/730);
4) принять для дальнейших расчетов большее из вышеприведенных (пп. 2 и 3 расчета) значение среднего дневного заработка – 257 руб. 53 коп.;
5) определить величину дневного пособия для расчета пособия по временной нетрудоспособности – 154 руб. 52 коп. (257 руб. 53 коп. × 60%);
6) исчислить максимальную величину дневного пособия, которое может быть назначено лицу со страховым стажем менее 6 месяцев – 241 руб. 94 коп. (7500 руб./31 день, где 7500 руб. – величина МРОТ с 1 июля 2016 г., 31 день – количество календарных дней в январе 2017 г., на которые приходится период болезни работника);
7) принять меньшее из приведенных (пп. 5 и 6 расчета) значений дневного пособия – 154 руб. 52 коп.;
8) определить сумму пособия по временной нетрудоспособности – 927 руб. 12 коп. (154 руб. 52 коп. × 6 календарных дней периода болезни с 15 по 20 января).


Внимание, при расчете максимально возможного к выплате при страховом стаже менее 6 месяцев дневного пособия (п. 6 предыдущего расчета) применять значение размера пособия (в процентах) не следует. Во-первых, норма закона указывает о непревышении в данном случае именно пособия (а не среднего дневного заработка, который умножается на процент пособия). Во-вторых, это не предусмотрено пп. 20 и 21 Положения о порядке расчета пособий.


Если начало страхового случая приходится на период до 1 июля 2017 г. и переходит на июль 2017 г., величина МРОТ для рассматриваемых в данной статье расчетов принимается разной. Особо это следует учитывать при расчете пособия по беременности и родам, когда в отдельных случаях придется перерассчитать даже сумму ранее назначенного пособия.


Пример 12
Сотруднице организации (принята на работу в январе 2017 г.) с 15 мая 2017 г. был в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Отпуск длится до 1 октября 2017 г. включительно.


Страховой стаж сотрудницы на 15 мая 2017 г. составил менее 6 месяцев, в связи с чем пособие по беременности и родам могло быть за каждый календарный день отпуска выплачено не более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц.


Расчет пособия должен быть произведен в следующем порядке:
1) величина заработка за 2015 и 2016 гг. – нет;
2) величина минимально гарантированного среднего дневного заработка при отсутствии учитываемого 2-летнего заработка – 246 руб. 58 коп. ((7500 руб. × 24)/730, где 7500 руб. – величина МРОТ на дату начала отпуска по беременности и родам, то есть на 15 мая 2017 г.);
3) величина дневного пособия – 246 руб. 58 коп. (246 руб. 58 коп. × 100%);
4) величина максимального дневного пособия по беременности и родам для сотрудниц со страховым стажем менее 6 календарных месяцев:
– для мая 2017 г. – 241 руб. 94 коп. (7500 руб./31 календарный день месяца);
– для июня 2017 г. – 250 руб. 00 коп. (7500 руб./30 календарных дней месяца);
– для июля, августа и октября 2017 г. – 251 руб. 61 коп. (7800 руб./31 календарный день, где 7800 руб. – величина МРОТ с 1 июля 2017 г.);
– для сентября 2017 г. – 260 руб. (7800 руб./30 дней);
5) меньшее из приведенных (пп. 3 и 4 расчета) значений дневного пособия (для каждого месяца в отдельности):
– для мая 2017 г. – 241 руб. 94 коп.;
– для июня 2017 г. – 246 руб. 58 коп.;
– для июля, августа и октября 2017 г. – 246 руб. 58 коп.;
– для сентября 2017 г. – 246 руб. 58 коп.;
6) сумма пособия по беременности и родам – 34 446 руб. 93 коп., в том числе:
– за май 2017 г. – 3871 руб. 04 коп. (241 руб. 94 коп. × 16 календарных дней отпуска по беременности и родам за период с 15 по 31 мая);
– за период с 1 июня до 1 октября 2016 г. включительно – 30 575 руб. 92 коп. (246 руб. 58 коп. × 124 календарных дня).


Как видно из приведенного примера, в месяце с 31 календарным днем при страховом стаже менее 6 календарных месяцев минимальная сумма дневного пособия может быть меньше, чем исчисленная из государственной гарантии в 24 МРОТ.


Пособия на детей
Правила индексации до 2016 года
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 81-ФЗ пособия на детей подлежат ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размеры индексации определяются исходя из установленного данным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.


Необходимость ежегодной индексации пособий установлена с 1 января 2008 г., и за это время индексация производилась в следующем порядке:
– с 1 января 2008 г. – в 1,085 раза;
– с 1 июля 2008 г. – в 1,0185 раза;
– с 1 января 2009 г. – в 1,13 раза;
– с 1 января 2010 г. – в 1,10 раза;
– с 1 января 2011 г. – в 1,065 раза;
– с 1 января 2012 г. – в 1,06 раза;
– с 1 января 2013 г. – в 1,055 раза;
– с 1 января 2014 г. – в 1,05 раза;
– с 1 января 2015 г. – в 1,055 раза (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 2 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»).


С учетом указанных индексаций в таблице представлены суммы пособий в соответствующие периоды.




В местностях, где предусмотрены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, приведенные значения пособий увеличиваются на значение районного коэффициента (коэффициента). Исключение составляет применяемый с 1 января 2010 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком, – он един для всех работодателей и на значение районного коэффициента не корректируется.


Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.), составляет: с 1 января 2010 г. – 8241 руб. 64 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2011 г. – 8777 руб. 35 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2012 г. – 9303 руб. 99 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2013 г. – 9815 руб. 71 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2014 г. – 10 306 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2015 г. – 10 873 руб. 36 коп. (плюс районный коэффициент).


Правила индексации пособий продлены на 2017 год
Применявшиеся в последнее время правила индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, изменились с 2016 г.


Во-первых, уже в 2015 г. пособия были проиндексированы не на процент планируемой инфляции, а на строго определенную величину, составлявшую 5,5%. Действие нормы об индексации исходя из процента инфляции было приостановлено Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской
Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия ч. 11 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».


Во-вторых, в 2016 г. индексация пособий была предусмотрена с 1 февраля 2016 г., на что указано в ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ. Согласно принятому решению Правительства РФ пособия были проиндексированы с 1 февраля 2016 г. на 7,0% (см. постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 42). Соответственно, размеры пособий с указанной даты составили:
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, – 581 руб. 73 коп.;
– единовременное пособие при рождении ребенка – 15 512 руб. 65 коп.;
– минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком: по уходу за первым ребенком у данной матери – 2908 руб. 62 коп.; по уходу за вторым и последующим ребенком у данной матери – 5817 руб. 24 коп.;
– максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.) – 11 634 руб. 50 коп. (10 873 руб. 36 коп. × 1,07).


Аналогичные правила индексации пособий на детей (с учетом фактической величины инфляции) распространены и на новый 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившими силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11
статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».


Таким образом, в 2017 г. индексация пособий также будет произведена с 1 февраля.


Новая максимальная сумма пособия в связи с несчастным случаем на производстве
С 8 апреля 2013 г. суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности в связи с имевшим место несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием ограничены из расчета не более определенной величины в целом за календарный месяц. Соответствующие изменения в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» были внесены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 36-ФЗ.


В частности, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках рассматриваемого вида обязательного страхования.


В свою очередь, размер дневного пособия не может превышать значения, которое определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность.


В 2017 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов») 72 290,4 руб.


Из расчета данной величины максимальная сумма дневного пособия в рамках рассматриваемого вида социального страхования составит:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 9327 руб. 79 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/31);
– для календарного месяца в 30 календарных дней – 9638 руб. 72 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/30);
– для календарного месяца в 28 календарных дней – 10 327 руб. 20 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/28).


Для сравнения – в 2016 г. максимальная величина ежемесячной страховой выплаты была определена ст. 6 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» и составляла (по месяцам): январь 2016 г. – 65 330 руб.; февраль – декабрь 2016 г. – 69 510 руб.


Из расчета данных значений максимальная величина дневного пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональных заболеваний в 2016 г. составляла:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 8429 руб. 68 коп. ((65 330 руб. × 4)/31) для января 2016 г. и 8969 руб. 03 коп. ((69 510 руб. × 4)/31) для февраля – декабря 2016 г.;
– для календарного месяца в 30 календарных дней – 9268 руб. ((69 510 руб. × 4)/30);
– для календарного месяца в 29 календарных дней – 9587 руб. 59 коп. ((69 510 руб. × 4)/29).


Применительно к соответствующим годам максимальная величина пособия составит (составляла):



Напомним также, что исчисление пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должно производиться по общеустановленным правилам, но в любом случае в размере 100% среднего заработка. Плюс к этому для оплаты пособия необходимо дополнительно наличие акта о несчастном случае (ф. № Н-1) или справки о профессиональном заболевании.


Данный вывод следует из части второй ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ. Именно в данной норме указано, что рассматриваемое пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка, определяемого по правилам ст. 13 и 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


Что касается размера пособия, то согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оно выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника вплоть до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом опять же нормы законодательства о порядке исчисления пособия (имеются в виду положения Федерального закона № 255-ФЗ) не должны противоречить положениям Федерального закона № 125-ФЗ.


Согласно части первой ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Данная норма никоим образом не противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, а потому в полной мере должна применяться и при оплате больничных листков по несчастным случаям.


Далее согласно части второй ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Как представляется, данная норма в части исчисления пособий по несчастным случаям должна применяться несколько в ином порядке. А именно при исчислении пособий должна учитываться сумма выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.


Исходя из этого, если страховые взносы на «травматизм» были исчислены с заработка свыше предельной базы, то для расчета пособия по данному виду страхования необходимо принять всю заработную плату работника, в том числе превышающую предельную базу.


Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Данная норма противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которым пособие по несчастному случаю рассчитывается в размере 100% среднего заработка без каких-либо ограничений. Как следствие, никакие ограничения среднего заработка при расчете рассматриваемых «больничных» применяться не должны.


При всем этом в отдельных случаях заработок для оплаты пособий по несчастным случаям ограничить все же придется. Имеются в виду суммы выплат и вознаграждений с мест работы у других работодателей, которые подтверждаются специальной формой справки. В данной справке указываются суммы не более соответствующего значения предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России.


Специальной справки для целей исчисления пособия по несчастному случаю законодательством не предусмотрено. В связи с этим более чем установленная величина предельной базы для начисления обычных страховых взносов в ФСС России за каждый календарный год из справок принять для расчета «больничного» в связи с несчастным случаев на производстве или профессиональным заболеванием не получится.


Документы по расчету пособий «лишились» печати работодателя
С учетом принятых в последнее время изменений о том, что хозяйственные общества могут принять решение о неприменении печати, такого обязательного реквизиты лишились и документы, используемые организациями при расчете пособий по социальному страхованию. Соответствующие изменения приняты приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 г. № 648н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».


В частности, заполненная справка о сумме заработной платы (форма, утвержденная приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н) удостоверяется печатью организации (круглой) при ее наличии.


В случае отсутствия печати к Справке прилагаются заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
– документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) полномочия лица, подписавшего Справку, действовать от имени юридического лица без доверенности;
– доверенность на подписание Справки с приложением документов, подтверждающих полномочия лица, выдавшего доверенность;
– документ, удостоверяющий личность физического лица;
– свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.


Таким образом, в случае отсутствия в представленной работником справке о сумме заработной платы, используемой для расчета пособий по социальному страхованию, организация вправе потребовать от данного сотрудника представления нотариально заверенных документов, подтверждающих полномочия лиц, их подписавших.


Соответственно, и в направляемых в государственные внебюджетные фонды запросах печать организации (работодателя) проставляется при ее наличии. Речь идет о запросе страхователя в территориальный орган ФСС России для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) справку о сумме заработной платы, а также о запросе в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях. При направлении запроса в ФСС России к нему должны быть приложены заверенные в установленном порядке копии вышеприведенных документов.


Изменения правил исчисления страхового стажа для определения пособий
В соответствии с положениями действующего законодательства в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


С 2017 г. страховые взносы на данный вид социального страхования уплачиваются в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, с наступившего года в страховой стаж для исчисления пособий включаются именно те периоды работы по трудовому договору, когда с сумм оплаты труда в пользу данного лица уплачивались взносы на обязательное социальное страхование в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.


Соответствующие изменения в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам внесены приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 г. № 650н.

06.04.2021

Также по этой теме: