Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №5 год - 2017
Е. П. Никодимова
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации» внесены дополнения в ст. 262 ТК РФ, согласно которым Правительству Российской Федерации поручалось установить порядок предоставления дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Напомним, что согласно действующему законодательству одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по их письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных выходных дня в месяц.
Эти дни могут быть использованы одним из вышеуказанных лиц либо разделены между собой по их усмотрению.
До недавнего времени рассматриваемые дни предоставлялись в порядке, который определялся в совместном разъяснении Минтруда и ФСС России от 4 апреля 2000 г. № 3, 02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами».
Данное разъяснение утверждено постановлением тех же органов от 4 апреля 2000 г. № 26/34 (далее по тексту статьи – Порядок № 26/34).
Начиная с 24 октября 2014 г. подлежат применению новые Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (далее по тексту – Правила), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. № 1048.
Лица, пользующиеся правом на использование выходных дней
Правом на использование оплачиваемых выходных дней по уходу за детьми из числа инвалидов пользуются только работающие лица. При этом ограничение выдвигается только одно – в совокупности работающие лица не могут получить более 4 дней на всех каждый месяц.
Претендовать на рассматриваемые дни могут родители, опекуны и (или) попечители. Если кто-то из указанных лиц не работает, то все равно остальные могут требовать 4 дня в каждом месяце.
Законодательство не определяет ограничений также применительно к местам работы претендентов (основное место работы плюс внешнее штатное совместительство), а также к тому, является ли данное лицо застрахованным в рамках социального страхования. Даже занятые у работодателей иностранные граждане и лица без гражданства вправе рассчитывать на получение рассматриваемых дней при условии представления необходимых документов.
Перечень документов для возможности использовать выходные дни
До недавнего времени в перечень документов для предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами включались следующие (пп. 1 и 2 Порядка № 26/34):
– письменное заявление, оформляемое по произвольной форме;
– справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении, которая представляться должна каждый год;
– справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использовались или использовались частично, которая должна представляться на каждый оформляемый работником выходной день.
Предоставление выходных дней должно оформляться письменным приказом (распоряжением) администрации организации.
С конца 2014 г. перечень испрашиваемых документов был несколько уточнен.
Среди них:
– письменное заявление о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней, оформляемое по форме, которая утверждена приказом Минтруда России от 19 декабря 2014 г. № 1055н;
– справка об инвалидности ребенка, выданная бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы, которая должна представляться в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз, один раз в год, один раз в 2 года, один раз в 5 лет). Форма такой справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н;
– документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. Документы представляются однократно и необходимость их представления обусловлена тем, что если ребенок будет находиться в специализированных учреждениях на полном государственном обес печении, фактический уход родителем будет исключен, а потому, как и ранее, рассматриваемые дни предоставляться не должны;
– свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом, которые представляются один раз (однократно);
– справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы указанного лица о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Принципиальным моментом новых Правил является возможность представления копий соответствующих документов. Можно предположить, что организация в таком случае вправе требовать для сличения и оригиналы документов, или же как возможный вариант, могут быть представлены нотариально заверенные копии документов. И только справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) должна представляться в оригинале.
Предоставление каждого выходного дня оформляется письменным приказом (распоряжением) работодателя.
Заявление о предоставлении выходного дня
Как отмечалось выше, заявление о предоставлении дополнительных оплачиваемых дней представляется по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 13 октября 2014 г. № 1048. Периодичность его подачи определяется по согласованию сторон трудовых отношений – ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере необходимости и т. д.
В заявлении работник не только запрашивает соответствующие выходные дни, но также подтверждает достоверность представленных сведений. В частности, в заявлении работник приводит сведения о втором родителе ребенка-инвалида, в связи с которыми справка с места его работы не требуется. Речь идет о таких обстоятельствах, как смерть другого родителя (опекуна, попечителя), признание его безвестно отсутствующим, лишение (ограничение) родительских прав, лишение свободы, пребывание в служебной командировке свыше 1 календарного месяца, а также другие случаи, когда другое лицо не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом или уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя)
Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) должна представляться на каждый оформляемый работнику оплачиваемый выходной день. Это обусловлено тем, что 4 дня предоставляются из расчета на всех работающих лиц в соответствующем календарном месяце.
В отдельном порядке выделяются случаи, когда рассматриваемая справка не испрашивается:
1) если один из родителей (опекунов, попечителей) не состоит в трудовых отношениях либо является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, занимающимся частной практикой, или иным лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, членом зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общих коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) второй родитель (опекун, попечитель) умер, признан безвестном отсутствующим, лишен (ограничен) родительских прав, лишен свободы;
3) второй родитель (опекун, попечитель) пребывает в служебной командировке свыше 1 календарного месяца;
4) если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания ребенка-инвалида;
5) при наличии других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом.
В первом случае работник организации должен представить документы, подтверждающие тот факт, что другой родитель (опекун, попечитель) в трудовых отношениях не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой. При этом в п. 4 Правил особо оговорено, что такие документы представляются при каждом обращении с заявлением (не стоит путать с каждым случаем предоставления выходного дня).
Соответствующими документами могут быть копия трудовой книжки, справка из органов государственной службы занятости населения, удостоверение о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и т. д. Одинокие родители представляют документы о расторжении брака.
В указанных выше случаях работающее лицо вправе истребовать от своего работодателя до 4 выходных оплачиваемых дней. Тот факт, что за ребенком может ухажить другой неработающий или самозанятый родитель, значения не имеет.
Не влияет на предоставление рассматриваемых дней и вступление родителя (опекуна, попечителя) в новый брак. Супруги указанных лиц право на оплачиваемые дни в соответствии с положениями действующего законодательства не имеют.
Справка оформляется по произвольной форме с печатью организации, ее выдавшей, а также с указанием на ней подписи уполномоченных лиц.
Отдельные правила предоставления выходных дней
Среди общих правил предоставления рассматриваемых выходных дней можно выделить следующие.
Прежде всего, оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета до 4 дней на всех работающих родителей (опекунов, попечителей) в каждом из месяцев, в связи с чем если одним из указанных лиц дополнительные дни в текущем календарном месяце использованы только частично, другому работнику в этом же месяце могут быть предоставлены оставшиеся (до 4 в целом за месяц) выходные дни.
Из такого же расчета дни предоставляются и в случаях, когда работник в течение месяца принимается на работу к данному работодателю, или же ребенок работника в течение месяца получает инвалидность.
Дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются в период очередных ежегодных оплачиваемых отпусков, отпусков без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста (п. 7 Правил). В данном случае за другим родителем (опекуном, попечителем) сохраняется право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня.
В случае заболевания работника в оформленном дополнительном оплачиваемом дне, подтвержденном надлежаще оформленным листком нетрудоспособности, данный день (дни) предоставляется в этом же календарном месяце при условии окончания нетрудоспособности.
При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается. На это указано в п. 8 Правил.
Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся.
Порядок оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней
В соответствии с п. 12 Правил оплата каждого дополнительного оплачиваемого выходного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя).
До определения порядка расчета среднего заработка (можно предположить, что об этом будет указано до конца года в приказе Минтруда России) необходимо применять прежний порядок, согласно которому под средним заработком следует понимать средний заработок, исчисляемый в соответствии с положениями ст. 139 ТК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Таковы положения п. 10 Порядка № 26/34 и разъяснения, приведенные в письме ФСС России от 5 мая 2010 г. № 02-02-01/08-2082.
В частности, средний дневной заработок для оплаты четырех дополнительных выходных дней исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Пример 1
Предположим, что в организации занята сотрудница, на иждивении которой находится ребенок-инвалид. Для ухода за данным ребенком сотруднице ежемесячно предоставляются 4 свободных от работы дня с оплатой их в размере ее среднего заработка.
При предоставлении указанных свободных от работы дней в ноябре 2017 г. Расчет среднего заработка должен производиться за 12 календарных месяцев, предшествующих ноябрю 2017 г., а именно за расчетный период с 1 ноября 2016 г. по 31 октября 2017 г.
Допустим, что в указанный расчетный период сотруднице начислено учитываемой при расчете пособий заработной платы в размере 178 400 руб., и на указанный период приходится 195 фактически отработанных рабочих дней. Остальные дни не отработаны по причине нахождения работницы в отпуске, болезни, а также предоставления свободных от работы дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Величина среднего дневного заработка для оплаты четырех предоставленных в ноябре 2017 г. дней по уходу за ребенком-инвалидом составит 914 руб. 87 коп. (178 400 руб. / 195 дня), а сумма оплаты за указанные 4 дня – 3659 руб. 48 коп. (914 руб. 87 коп. × 4 дня).
Указанные расходы полностью относятся за счет средств социального страхования (страховых взносов, уплачиваемых в ФСС РФ) и отражаются в установленном порядке в отчетности по страховым взносам.
Особо в п. 11 Правил указано на то, что при суммированном учете рабочего времени дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета суммарного количества рабочих часов в день при нормальной продолжительности рабочего времени, умноженного на 4 дня. Исходя из приведенных положений каждый предоставленный день оплачивается работникам с суммированным учетом рабочего времени из расчета 8 рабочих часов за один день.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что сотрудница занята на условиях суммированного учета рабочего времени. В расчетном периоде с 1 ноября 2016 г. по 31 октября 2017 г. отработано 1556 часов.
Несмотря на тот факт, что продолжительность ее рабочей смены составляет до 10 часов, количество оплачиваемых часов в связи с предоставленными в данном месяце выходными днями по уходу за детьми-инвалидами составит 32 часа (8 часов × 4 дня).
Величина среднего часового заработка для оплаты четырех предоставленных в ноябре 2017 г. дней по уходу за ребенком-инвалидом составит 114 руб. 65 коп. (178 400 руб. / 1556 часов), а сумма оплаты за указанные 4 дня – 3668 руб. 80 коп. (114 руб. 65 коп. × 32 часа).
Налогообложение сумм расходов на оплату дополнительных оплачиваемых дней по уходу за ребенком-инвалидом
Суммы расходов на оплату дополнительных оплачиваемых дней по уходу за ребенком-инвалидом относятся за счет средств социального страхования.
Это означает, что на исчисленные суммы организации уменьшают начисленные к уплате по принадлежности суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Произведенные расходы отражаются по строке 070 подраздела 1.4 и строке 070 приложения № 3 к разделу 1 Расчета по страховым взносам, утвержденному приказом ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551.
Суммы среднего заработка за рассматриваемые дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом не облагаются НДФЛ, на что указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. № 1798/10. В случае если организация продолжает до сих пор удерживать с указанной выплаты налог (такова была позиция Минфина и ФНС России до 2011 г.), необходимо вернуть излишне удержанные суммы работнику на основании его письменного заявления за последние 3 календарных года. Таковы, в частности, разъяснения ФНС России от 5 декабря 2011 г. № ЕД-4-3/20372.
По требованию государственных внебюджетных фондов суммы оплаты за рассматриваемые выходные дни должны облагаться страховыми взносами. Такова позиция финансистов и налоговиков еще с 2011 г., и основана она на разъяснениях Минздравсоцразвития России, приведенных в письме от 15 марта 2011 г. № 784-19.
С 2015 г. страховые взносы, начисленные на суммы оплаты выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, относятся за счет средств социального страхования. Данные положения закреплены в ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
При всем этом необходимо учитывать, что соответствующие изменения коснулись только источника оплаты расходов в виде страховых взносов, начисленных на сумму оплаты выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Они не указывают на необходимость начисления страховых взносов именно на указанные выплаты.
Судебная же практика в настоящее время складывается в пользу того, что суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами не должны облагаться страховыми взносами. Таковы, в частности, положения Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации aот 14 января 2014 г. № ВАС-19448/13.