Оплата труда в районах Крайнего Севера имеет свои особенности




А. Н. Беляев


В соответствии с положениями ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.


Цель данной статьи – обратить внимание читателей на самые актуальные на сегодняшний день моменты, с которыми они могут столкнуться в рамках районного регулирования оплаты труда и трудовых отношений.


Порядок применения централизованно установленных районных коэффициентов
Согласно положениям ТК РФ размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с положениями ТК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.


До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, который определял бы размеры районного коэффициента и порядок его применения, не принят. С учетом же положений ч. 1 ст. 423 ТК РФ вплоть до издания такого документа должны применяться районные коэффициенты в размерах, установленных ранее органами государственной власти Российской Федерации и бывшего СССР.


В частности, как указано в письме Роструда от 23 июня 2006 г. № 946-6, поскольку нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, до настоящего времени не принят, в соответствии со ст. 423 ТК РФ вплоть до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу. В этом же письме рекомендовано при определении размеров районных коэффициентов руководствоваться информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. № 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 25-23/5995.


Аналогично и Верховный Суд в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее по тексту – Обзор Верховного Суда), указывает на то, что на федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части первой ст. 423 ТК РФ к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные еще органами государственной власти бывшего Союза
ССР или органами государственной власти Российской Федерации.


Коммерческие и иные организации, не финансируемые из соответствующих бюджетов, при определении размеров районных коэффициентов должны учитывать в том числе нормативные правовые акты, изданные региональными органами власти в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76.


Отмена указанного документа с 28 июня 2011 г. не означает, что указанные организации должны руководствоваться исключительно «федеральными» нормативными правовыми актами. По крайней мере, отмена постановления № 76 не означает, что ранее изданные во исполнение указанного документа нормативные правовые акты признаются недействующими.


Следует учитывать, что на практике налоговые органы зачастую настаивают на применении коммерческими организациями исключительно размеров районных коэффициентов, установленных федеральными органами власти. Такого рода требования неправомерны.


Как отмечено в письме Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/13277, размер районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором.


Таким образом, в целях налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда учитываются начисления по районным коэффициентам в размере, установленном коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором.


Исходя из приведенных выше положений коммерческие и иные организации, которые не относятся к участникам государственного сектора, вправе самостоятельно устанавливать размеры применяемых у данного работодателя районных коэффициентов. При этом они не могут устанавливать размеры коэффициентов ниже, чем централизованно установленные значения. Что касается повышенных коэффициентов, то указанные организации вправе ориентироваться на «местные» коэффициенты, которые определены региональными органами власти, или же работодатели могут устанавливать свои собственные повышенные коэффициенты.


Вправе коммерческие организации определять и дополнительные правила выплаты процентной надбавки за стаж работы в соответствующих местностях.


В частности, как отмечено в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-0306/1/41462, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором расходы на выплату процентной надбавки к заработной плате лицам в возрасте до 30 лет за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в полном размере с первого дня их работы в организации. В обязательном порядке такого рода правило не применяется уже с 2007 г.


Порядок применения районных коэффициентов в бюджетной сфере
В соответствии с положениями действующего законодательства органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен также предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Таковы положения части второй ст. 316 ТК РФ, ст. 317 ТК РФ, а также ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту статьи – Закон № 4520-1).


Федеральные государственные учреждения при оплате труда своих сотрудников должны исходить из нормативных правовых актов о размерах районных коэффициентов, определенных исключительно федеральными органами исполнительной власти и (или) органами власти бывшего СССР. На это указано также в Обзоре Верховного Суда.


Федеральным государственным гражданским служащим районные коэффициенты, а также коэффициенты за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициенты за работу в высокогорных районах выплачиваются в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таковы положения Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».


До установления соответствующих коэффициентов нормативными правовыми актами Российской Федерации также могут применяться законодательные акты бывшего СССР. При этом в письме Минтруда России от 22 января 2001 г. № 454-ВЯ отмечено, что к денежному содержанию государственных служащих должны применяться районные коэффициенты, централизованно установленные нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей (в том числе органов управления).


Порядок применения МРОТ
При оплате труда своих сотрудников организации должны учитывать складывающуюся в настоящее время судебную практику в отношении применения значения минимального размера оплаты труда (МРОТ) в тех местностях, где к заработной плате устанавливается выплата районного коэффициента и надбавки за стаж работы.


В силу положений ТК РФ заработная плата работников, полностью отработавших за соответствующий календарный месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), должна выплачиваться не ниже минимального размера оплаты труда. На федеральном уровне значение МРОТ с 1 июля 2017 г. составляет 7800 руб. в месяц (до этого с 1 июля 2016 г. – 7500 руб. в месяц). При этом на территории субъектов Российской Федерации может устанавливаться значение регионального МРОТ, превышающего федеральный МРОТ.


В соответствии с положениями ТК РФ величина минимального размера оплаты труда не подлежит увеличению на значение районного коэффициента (коэффициента), установленного к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в некоторых других регионах. При этом вся суммарная заработная плата (включая выплаты в виде районного коэффициента, коэффициента, процентных надбавок за стаж работы в соответствующих местностях) не должна быть меньше минимального размера оплаты труда.


Однако складывающаяся в последнее время судебная практика ориентирует на то, что заработная плата любого работника за полностью отработанный месяц не должна быть менее МРОТ, увеличенного на значение районного коэффициента и надбавки за стаж работы в соответствующих регионах.


Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2011 № 3-В11-31, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.


Аналогичный вывод содержится и в Обзоре Верховного Суда. Как отмечено в данном документе, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентами и надбавкой к заработной плате.


Таким образом, к заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.


Пример 1
Предположим, что организация расположена в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районного коэффициента 1,5 и надбавки за стаж работы в данном регионе, максимальный размер которой составляет 80%.


Если на данной территории региональный МРОТ соответствующими органами власти не установлен, заработок работника за полностью отработанный месяц должен составить не менее чем 17 940 руб. (7800 руб. × 2,3), где 7800 руб. – значение федерального МРОТ, 2,3 – общий коэффициент, учитывающий значение районного коэффициента и надбавки за стаж работы в данном регионе.


Органы власти субъектов Российской Федерации при установлении значения регионального МРОТ также должны учитывать положения Обзора Верховного Суда. В частности, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом и увеличенного на значение установленных в данном регионе районного коэффициента и максимального значения надбавки за стаж работы в регионе.


При всем этом региональные власти не учитывают положения документов Верховного Суда Российской Федерации и определяют значения «регионального» МРОТ без учета увеличения «федерального» МРОТ на сводный коэффициент, учитывающий размеры районного коэффициента и надбавки за стаж работы. Документы Верховного Суда Российской Федерации (см., в частности, определение от 19 сентября 2016 г. № 51-КГ16-19) указывают на возможность включения в состав МРОТ в том числе выплат в рамках районного регулирования.


Районный коэффициент определяется по месту работы
Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения самой организации, учреждения, предприятия, в штате которого состоит работник. На это указано еще в разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11 ноября 1964 г. № 15/30.


Как отмечено в Обзоре Верховного Суда, в ТК РФ не раскрывается содержание понятия «место работы». В теории же трудового права под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях, исходя из части второй ст. 57 ТК РФ место работы работника уточняется применительно к этому структурному подразделению.


В то же время согласно положениям ст. 315, 316, 317 ТК РФ при расчете заработной платы должен применяться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные к заработной плате в районе или местности выполнения работы.


Пример 2
Допустим, что организация расположена в той местности, в которой выплата районного коэффициента не предусмотрена.


Фактически работник занят в одном из филиалов данной организации, который расположен в местности, где установлен районный коэффициент 1,25.


В обязательном порядке к заработной плате данного работника должен выплачиваться районный коэффициент, равный 1,25.


Как отметил Верховный Суд в Обзоре, в целях применения соответствующих льгот по районному регулированию под местом расположения организации следует понимать не только местонахождение ее основного офиса, но и все районы, в которых находятся филиалы, представительства и другие обособленные структурные подразделения организации.


По общему правилу труд работника используется по месту работы. Труд отдельных работников организуется вне места нахождения работодателя, его представительства, филиала, иного обособленного структурного подразделения. Если в таких случаях выполнение работником трудовой функции осуществляется в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то суды, принимая во внимание фактическое место работы работника, приходят к правильному выводу о начислении к его заработной плате соответствующего коэффициента и процентной надбавки.


Исходя из изложенного районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник. Данное правило в полной мере применимо к дистанционному труду, с чем соглашается и Верховный Суд.


Пример 3
Предположим, что организация расположена в местности, в которой не установлена выплата к заработной плате районного коэффициента и «северной» надбавки.


Данная организация заключила в соответствии со ст. 312.1 ТК РФ с одним из граждан трудовой договор на выполнение трудовых обязанностей на условиях дистанционного труда. При этом местность, в которой работник исполняет свои обязанности в рамках указанного договора, отнесена к тем, где к заработной плате выплачивается районный коэффициент 1,5, а также надбавка за стаж работы в данном регионе.


В данном случае к заработной плате сотрудника в обязательном порядке должны быть установлены районный коэффициент и указанная надбавка.


Как отмечено в Обзоре Верховного Суда, исполнение работником трудовых обязанностей в соответствующей местности может быть подтверждено приказом о приеме на работу, трудовым договором, должностной инструкцией, а также показаниями свидетелей. В таких случаях отсутствие в трудовом договоре условий о применении районного коэффициента и процентной надбавки (в нарушение требований действующего законодательства) не лишает работника права требовать выплаты заработной платы, установленной законодательством.


В полной мере выплата районного коэффициента предусматривается и в случае осуществления трудовой деятельности на территории республик, входящих ранее в состав СССР. В частности, как отмечено в письме Роструда от 29 июня 2011 г. № 1891-6-1, работники (граждане Российской Федерации), работающие по трудовым договорам в представительстве (филиале) российской организации в Нарынской области Киргизской Республики, выполняющие работу в указанной выше местности, имеют право применения районного коэффициента к заработной плате.


С учетом районных коэффициентов должен также оплачиваться труд лиц, занятых на условиях вахтового метода. На это указано в ст. 302 ТК РФ. Плюс к этому, как отмечено в п. 5.3 Основных положений о вахтовом методе организации работ (утверждены постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82), к заработной плате всех работников, выполняющих работы вахтовым методом (включая работников предприятий и организаций торговли и общественного питания, связи, транспорта, учреждений здравоохранения и других, на которые возложено обслуживание коллективов, работающих вахтовым методом), применяются коэффициенты (районные, за высокогорность, пустынность и безводность) в размерах, установленных для работников основной деятельности в местах производства работ, независимо от места нахождения предприятий, в списочном составе которых они состоят.


Организация не обязана выплачивать районные коэффициенты лицам, направленным в соответствующие местности в служебную командировку. В соответствии с положениями ст. 166 ТК РФ за работниками сохраняется по основному месту работы рассчитанный в установленном порядке средний заработок.


Кроме того, в рамках служебной командировки работник выполняет служебное поручение работодателя, а не оговоренную трудовым договором трудовую функцию. Как отмечено в Обзоре Верховного Суда, и на средний заработок за время служебной командировки районный коэффициент не начисляется.


Выплаты в рамках районного регулирования оплаты труда могут начисляться один раз в месяц
В последнее время официальные органы власти начали обращать внимание на необходимость выплаты работникам полноценной заработной платы не реже двух раз в месяц, требуя осуществлять расчет заработка из расчета оклада (должностного оклада) и прочих выплат на основании данных об отработанном рабочем времени и других необходимых показателей.


Однако в отношении районного коэффициента и надбавки за стаж работы делается исключение. Как отмечено в письме Минтруда России от 18 апреля 2017 г. № 11-4/ООГ-718, указанные выплаты должны начисляться на фактический месячный заработок работника, а потому могут включаться в состав заработка работника один раз в месяц, а именно одной суммой в окончательный расчет за вторую половину месяца. Соответственно, и в случае выплаты аванса за первую половину месяца обязательное включение коэффициента и надбавки за стаж работы действующее законодательство до сих пор не предусматривает.


Впрочем, в любом случае по решению организации суммы выплат в рамках районного регулирования оплаты труда могут включаться в расчет заработка два раза в месяц.


Льготы женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,а также лицам с семейными обязанностями
Согласно ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя. При этом меньшая продолжительность рабочей недели может быть установлена для них в соответствии с иными нормативными правовыми актами (работа во вредных условиях и др.).


Как отмечено в Обзоре Верховного Суда, установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.


Согласно части второй ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.


Положения ст. 320 ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную законодательством.


При установлении сокращенной рабочей недели заработная плата выплачивается в таком же размере, что и при полной рабочей неделе. Соответственно, переработанное сверх нормы в 36 часов в неделю время должно оформляться как сверхурочные работы и оплачиваться дополнительно. На это также Верховный Суд обратил внимание в Обзоре.


Напомним, что в соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.


Сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере: за первые два часа – не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ).


В Обзоре Верховный Суд опять обратил внимание на то, что законодатели Российской Федерации, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), не определяют механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени. Такой механизм содержится в п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР № 162, ВЦСПС № 12-55 от 30 мая 1985 г.


Согласно п. 5.5 Рекомендаций оплата сверхурочной работы осуществляется:
– в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода;
– в двойном – за последующие часы сверхурочной работы.


Конкретный порядок использования льготы за 36-часовую рабочую неделю женщинам определяется коллективным договором, трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации.


Так, на предприятиях непрерывного производства, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена указанная норма, возможно введение суммированного учета рабочего времени. Могут предусматриваться такие графики работы как, например, «8, 7, 7, 7, 7 час», «8, 8, 8, 8, 4 часа», «8, 8, 8, 8, 8 + 8, 8, 8, 8, 0» (т. е. дополнительно оплачиваемый нерабочий день за 2 недели).


Порядок организации работы должен предусматривать: установление доплат за недоработанные по сравнению с 40-часовой неделей часы в виде тарифа, оклада с районным коэффициентом и процентной надбавкой; особенности оплаты труда в смешанных бригадах, в т. ч. компенсации в зарплате мужчинам, у которых в смешанных коллективах возрастает нагрузка и т. п.


В соответствии со ст. 319 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.


Конкретный порядок предоставления дополнительного выходного дня определяется в коллективном договоре (соглашении). Вопрос о выборе выходного дня должен решаться по согласованию с администрацией. Если работник предоставленным правом не пользуется, то в последующем эти дни ему не компенсируются.


Опять же в Обзоре Верховного Суда РФ отмечено, что предоставление дополнительного выходного дня является правом одного из родителей, имеющего ребенка до 16 лет, поэтому работодатель такого работника не вправе отказать ему в предоставлении указанного выходного дня в связи со служебной необходимостью.


Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
В соответствии с положениями ст. 325 ТК РФ работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лица пользуются правом на компенсацию из средств работодателей расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.


До недавнего времени фактически такую гарантию – один раз в 2 года съездить в отпуск за счет средств работодателя – имели только лица, занятые в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Имеются в виду как органы власти, так и государственные учреждения всех типов (казенные, бюджетные, автономные). Лица, которые работают в расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациях, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на оплату один раз в 2 года стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом
транспорта (за исключением такси), в том числе личным, и на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг за счет средств работодателя, который оплачивает также стоимость проезда и провоза багажа неработающим членам семьи работника (части первая и вторая ст. 325 ТК РФ).


Как правило, аналогичная льгота закрепляется в нормативных правовых актах, принимаемых органами власти субъектов Российской Федерации и местными органами власти, и распространяется она на лиц, занятых в указанных органах власти и подведомственных учреждениях.


Что касается всех иных организаций и работодателей, то согласно части восьмой ст. 325 ТК РФ до недавнего времени они вправе были самостоятельно определять периодичность и объемы предоставляемой компенсации по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. При этом принятые решения закреплялись в коллективных договорах, локальных нормативных актах и (или) непосредственно в трудовых договорах, заключенных с работниками. Как вариант, за основу при предоставлении рассматриваемой компенсации могли приниматься правила, используемые в бюджетной сфере.


Начиная с 13 апреля 2014 г. лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у любых работодателей, имеют право на оплату проезда в отпуск и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации из расчета один раз в 2 года. В полной мере такая норма касается и коммерческих организаций.


Соответствующие изменения в ст. 325 ТК РФ были внесены Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации».


Конкретные размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно определяются в следующем порядке:


1) для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации или федеральном государственном учреждении – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (до настоящего времени следует учитывать положения постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей»;


2) для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;


3) для лиц, работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;


4) для лиц, работающих у других работодателей, – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.


Обязательным условием для всех работодателей является правило, согласно которому право на компенсацию возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.


Таким образом, уже по истечении первых 6 месяцев непрерывной работы работник вправе требовать от своего работодателя оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. Соответствующее требование он вправе предъявить и в течение второго рабочего года. Но только один раз – либо в первый год работы, либо во второй. «Цикл» предъявления требований составляет 2 года. Аналогично сотрудник вправе требовать и оплаты стоимости проезда членов семьи.


В дальнейшем закрепленное в ст. 325 ТК РФ право работник вправе реализовать начиная с 3-го, 5-го, 7-го, 9-го и т. д. года работы. Но если своего права в течение определенного цикла работник не реализует, оно утрачивается.


Таким образом, компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.


Как следствие, не допускается и компенсация расходов более одного раза в отдельно взятом календарном году.


В соответствии с положениями ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются не все периоды, в течение которых работник связан со своим работодателем трудовыми отношениями.


В частности, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:
– время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ;
– время отпуска по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.


Как следует из разъяснений, приведенных в письме Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2010 г. № 217-13, предусмотренные ст. 121 ТК РФ правила определения стажа работы для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска должны учитываться и при определении права работников на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.


Пример 4
Допустим, что сотрудница занята в организации, расположенной в районах Крайнего Севера, и пользуется в установленном порядке правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. При этом очередным правом она может воспользоваться за 3-й и 4-й годы работы в организации в период с 17 мая 2016 г. по 16 мая 2018 г.


Допустим, что своим правом сотрудница воспользовалась а августе 2016 г.


Предположим, что сотрудница ушла в дальнейшем в отпуск по беременности по родам в июле 2017 г. и в отпуск по уходу за ребенком в декабре 2017 г. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 260 ТК РФ сотрудница вправе перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском независимо от стажа работы у соответствующего работодателя, до 16 мая 2018 г. еще раз воспользоваться правом на оплачиваемый отпуск она не может.


Пример 5
Воспользуемся условиями предыдущего примера.


Допустим, что в период с 17 мая 2016 г. по 16 мая 2018 г. сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком.


Если она не выйдет на работу и (или) ей по другим основаниям не будет предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск, то и правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно она не воспользуется.


Для того, чтобы реализовать свое право на отпуск и соответственно право на оплачиваемый за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно, сотрудница должна выйти в течение своего отпуска по уходу за ребенком на работу (хотя бы на условиях неполного рабочего времени). Вместе с этим отпуск ей будет предоставлен только при том условии, наступил ли очередной рабочий год для предоставления очередного оплачиваемого отпуска (с учетом переноса периода рабочего года на время предоставленного отпуска по уходу за ребенком).


Соответственно, если отпуском за текущий рабочий год сотрудница уже воспользовалась «авансом» перед уходом в отпуск по беременности и родам или после него, то претендовать на очередной отпуск при выходе из отпуска по уходу за ребенком сотрудница не может и требовать от работодателя оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно не вправе.


Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы выплачивается с учетом региона и возраста работника
В соответствии со ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. При этом размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Суммы расходов на выплату процентной надбавки относятся к расходам на оплату труда в полном размере.


Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее расчета в силу положений ТК РФ (как и районные коэффициенты) устанавливаются Правительством Российской Федерации. До принятия таких документов должны применяться ранее изданные нормативные правовые акты Российской Федерации и бывшего СССР.


Процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от возраста работника, группы местности, к которой отнесен тот или иной район (местность), и стажа работы в местностях, где установлена выплата надбавок.


Классификация местностей согласно соответствующим группам (всего их четыре) представлена в таблице.



Выплата процентных надбавок за стаж работы в 1-й, 2-й и 3-й группе местностей установлена еще Указами Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26 сентября 1967 г. № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (в редакции изменений и дополнений).


Однако выплата процентной надбавки за стаж работы производится не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и некоторых других районах страны, к которым отнесены Архангельская область, Республика Карелия, южные районы Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область.


В этих местностях выплата процентных надбавок за стаж работы установлена:
– постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» (в редакции изменений и дополнений) – в части выплаты надбавок к заработной плате в Республике Карелия;
– постановлением Совмина СССР от 11 апреля 1985 г. № 298 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Тувинской АССР» – в части выплаты надбавок в Республике Тыва;
– постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 г. № 53 – в части выплаты надбавок к заработной плате в южных районах Дальнего Востока, Читинской области и в Республике Бурятия;
– постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. № 794 – в части процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края.


Следует обратить внимание, что с принятием ТК РФ выплата процентных надбавок за стаж работы в отдельных районах страны, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, сохраняется, несмотря на отсутствие положений об этом в ТК РФ. Обусловлено это нормами ст. 423 ТК РФ и положениями действующих на сегодняшний день нормативных правовых актов.


Как отмечено в письме Роструда от 13 сентября 2006 г. № 1597-6-0, поскольку законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, до настоящего времени не принят, в соответствии со ст. 423 ТК РФ вплоть до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу.


Законность применения процентной надбавки к заработной плате на отдельных территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, подтверждена в решениях Верховного Суда РФ от 11 января 2006 г. № ГКПИ05-1570, от 19 октября 2011 г. № ГКПИ11-1486 и др.


Лицам в возрасте 30 лет и более процентная надбавка устанавливается в следующем порядке:
В первой группе местностей – 10% заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы до достижения 100%-ного заработка.



Во второй группе местностей – 10% заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы, а по достижении 60%-ной надбавки – 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80%-ного заработка.



В третьей группе местностей – 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы до достижения 50%-ного заработка.



В четвертой группе местностей – 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы до достижения 30%-ного заработка.



Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, процентные надбавки к заработной плате в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (в редакции изменений и дополнений) устанавливаются в более льготном порядке.


В первой группе местностей – 20% заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие 6 месяцев работы, а по достижении 60%-ной надбавки – 10% за каждые последующие 6 месяцев работы до достижения 100%-ного заработка.



Во второй группе местностей – 20% заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие 6 месяцев работы, а по достижении 60%-ной надбавки – последние 20% заработка за один год работы.



В третьей группе местностей – 10% заработка за каждые 6 месяцев работы до достижения 50%-ного заработка.



В четвертой группе местностей – 10% заработка за каждые 6 месяцев работы до достижения 30%-ного заработка.



Для применения приведенных норм факт проживания в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в иных районах, где установлена выплата процентных надбавок, лиц в возрасте 30 лет учитывается независимо от того, когда проживание зарегистрировано. В тех случаях, когда имело место неоднократное проживание в этих местностях небольшой или иной продолжительности, время проживания суммируется.


Если же работник в возрасте до 30 лет не имеет годичного времени проживания в отдаленных районах, а только прибыл в эти местности, льготное определение размера процентной надбавки производится после первого года проживания работника в отдаленных районах.

19.01.2022

Также по этой теме: