Единый налог на вмененный доходпри размещении наружной рекламы





С 1 января 2005 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Федеральным законом от 29.07.04 № 95-ФЗ. Данным законом были внесены изменения в пункт 2 статьи 346.26 НК РФ главы 26.3 НК РФ, которые предусматривали предоставление региональным законодательным органам власти права перевода на единый налога на вмененный доход распространителей наружной рекламы.

Новые положения главы 26.3 НК РФ вызвали ряд вопросов, решение которых нашло отражение в письме ФНС России от 30.11.04 № 22-2-14/1841@ "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". В этой связи в настоящей статье рассмотрены особенности произошедших изменений в налоговом законодательстве.

Под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подпадает распространение и (или) размещение наружной рекламы. В этой связи возникают следующие вопросы: во-первых, что понимается под рекламой; во-вторых, что понимается под наружной рекламой; в-третьих, на какие виды наружной рекламы распространяются положения главы 26.3 НК РФ.

Налоговое законодательство не содержит понятия "реклама". В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ "институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ".

Следовательно, понятие "реклама" можно заимствовать из Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе". В соответствии со статьей 2 данного закона "под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний".

В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 "указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой". Таким образом, размещение на вывесках информации об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес), режим работы и.т.п.) не является рекламой и, следовательно, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Понятие "наружная реклама" в Федеральном законе № 108-ФЗ приведено в статье 14 "Особенности наружной рекламы". В соответствии с пунктом 1 статьи 14 данного закона "распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 статьи 14 настоящего закона. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения". Пункт 2 статьи 14 Федерального закона № 108-ФЗ говорит об обязательном наличии разрешения органа местного самоуправления на распространение наружной рекламы как об обязательном условии для ее распространения.

Можно сделать вывод, что в связи с отсутствием в налоговом законодательстве понятия "наружная реклама" для определения содержания данного понятия следует руководствоваться положениями статьи 14 Федерального закона № 108-ФЗ "О рекламе". Кроме того, если отсутствует разрешение местного органа самоуправления на распространение наружной рекламы, то в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона № 108-ФЗ такая реклама не может считаться наружной. Следовательно, распространение и (или) размещение наружной рекламы без получения разрешения органа местного самоуправления на ее распространение, не подпадает под единый налог на вмененный доход.

Что касается видов наружной рекламы, на которые распространяются положения главы 26.3 НК РФ, то налоговое законодательство не проводит дифференциацию наружной рекламы на отдельные ее виды. Статья 14 Федерального закона № 108-ФЗ раскрывает содержание отдельных видов наружной рекламы, а именно: реклама на плакатах, стендах, световых табло, а также на иных технических средствах стабильного территориального размещения. Таким образом, деление наружной рекламы на отдельные ее виды проведено не по целям ее распространения, а по носителям, на которых она размещена.

Следовательно, положения главы 26.3 НК РФ могут распространяться на рекламу, которая имеет разнообразную направленность, в то числе и на социальную рекламу.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели могут сдавать конструкции для размещения наружной рекламы в аренду и получать соответствующий доход как арендодатели. В этом случае организации-арендодатели привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в части результатов их деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Доходы в виде арендных платежей, полученные такими организациями или индивидуальными предпринимателями, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", на основе данных раздельного учета полученных ими доходов и понесенных ими расходов.

Что касается арендаторов, которые получили во временное владение или пользование стационарные технические средства наружной рекламы для целей извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, то они привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход на общих с другими налогоплательщиками, осуществляющими данный вид предпринимательской деятельности, основаниях.

Следует отметить, что при определении величины физического показателя базовой доходности в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы на световых и электронных табло площадь светоизлучающей поверхности данных стационарных технических средств учитывается вне зависимости от количества размещенной (демонстрируемой) на них рекламной информации. В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с распространением и (или) размещением наружной рекламы, исчисляют налоговую базу по единому налогу на вмененный доход за каждый календарный месяц налогового периода, в течение которого принадлежащие им (арендованные или используемые ими на иных правовых основаниях) стационарные технические средства наружной рекламы фактически использовались (независимо от количества дней использования в данном календарном месяце) по назначению.

Таким образом, не зависит величина налоговой выплаты от того, сколько дней рекламная конструкция использовалась в течение календарного месяца. Это связано с тем, что в соответствии с положениями статьи 346.29 НК РФ физическим показателем для размещения наружной рекламы является площадь информационного поля, а не количество дней использования стационарных технических средств. Получается, что за щит, "работавший" всего один день, придется заплатить столько же, сколько за тот же щит, "отработавший" целый месяц. Данное положение дел соответствует позиции ФНС России. Вместе с тем, если региональные законодательные органы установили для щитов, простаивающих часть месяца, пониженный коэффициент К2, то это позволит уменьшить размер вмененного дохода и величину налоговой выплаты.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста