«Камни» учетной политики




Приложением к учетной политике можно утверждать формы любых первичных учетных документов. Ранее такая вольность позволялась только в отношении бланков, по которым нет унифицированных форм. Таким образом, все бланки первичных документов, утвержденные Госкомстатом,  перешли в разряд рекомендованных.
Если фирма сочтет нужным разработать свой бланк, применять его она может, невзирая на наличие типовой формы. К сожалению, все это пока теоретически. Дело в том, что на сегодняшний день не пересмотрен Закон о бухучете (Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Федеральный закон имеет приоритет перед приказом финансового ведомства. А значит, согласно действующей редакции статьи 9 этого закона, для оформления хозяйственных операций должны применяться унифицированные формы первичной учетной документации
Возможно, в ближайшее время законодатели обратят внимание на это противоречие между ПБУ и главным бухгалтерским законом и внесут соответствующие поправки.
Изменения коснулись раскрытия в учетной политике форм регистров бухгалтерского учета. Согласно ст. 10 Закона о бухгалтерском учете регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Организация должна будет составить перечень применяемых ею бухгалтерских регистров и утвердить их формы в учетной политике.
Одним из важных нововведений стало появление в российском стандарте прямой отсылки на МСФО. Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 установлено, что некоторые вопросы ведения учета не отражены в российских стандартах, и предприятие может разработать соответствующие способы отражения учетных данных самостоятельно – с учетом требований российских ПБУ и Международных стандартов финансовой отчетности. Для того чтобы учесть требования всех действующих IAS и IFRS, бухгалтеру сначала необходимо с ними ознакомиться, что невозможно без дополнительного обучения и специальной литературы.
Другим шагом в сторону сближения с международными стандартами составления финансовой отчетности стал новый порядок внесения изменений в учетную политику. Ранее при внесении таких изменений они вступали в силу с 1 января года, следующего за годом утверждения обновленной учетной политики. Теперь по общему правилу все изменения в учетной политике компании подлежат применению «задним числом», т. е. с начала отчетного периода (п. 12 ПБУ 1/2008). Однако отыграть учет назад, на начало года, мало. Согласно п.15 ПБУ 1/2008, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных   средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть     произведена с достаточной надежностью.
Это означает, что при изменении учетной политики необходимо будет оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств. При существенном характере такого влияния организация обязана будет внести изменения в бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период.
Практически ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Стоит отметить, что из этого правила есть исключение. Так, если отразить изменение учетной политики в отношении прошедших периодов «с достаточной надежностью» нельзя, применять такие изменения в учете можно в отношении операций, произошедших после введения в действие измененного способа учета.
Компания, внесшая изменения в учетную политику, согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 должна раскрыть в пояснительной записке:

– причину изменения учетной политики;
– содержание внесенного изменения;
– порядок отражения его последствий в бухгалтерской отчетности;
– суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
– сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
Приведенный в пункте 21 ПБУ 1/2008 перечень раскрываемых в связи с изменением учетной политики сведений практически идентичен перечню, содержащемуся в пункте 29 IAS 8.
Учетная политика является не только обязательным документом, но и важным инструментом налогового планирования, подойти к этому процессу следует предельно внимательно и квалифицированно.

Также по этой теме: