Ревизия в товариществе собственников жилья (Окончание, начало читайте в «БГ» № 22–24, 2015)




И. С. Зуйков,
к. э. н., эксперт «БГ»

Завершается наша большая статья, посвященная ревизии в ТСЖ. Следующий вопрос, который будет на нашем рассмотрении, — ревизия расчетных и кредитных операций.

Ревизия расчетных и кредитных операций ТСЖ
При рассмотрении данного вопроса следует сделать несколько допущений:
1) наличные деньги под отчет не выдаются, а перерасход таких сумм возмещается на банковскую карту после утверждения авансового отчета, представленного подотчетным лицом;
2) работники в командировки не направляются;
3) необходимости в получении кредитов у товарищества не возникало;
4) сомнительной дебиторской задолженности у ТСЖ нет;
5) фонды в ТСЖ не создавались;
6) финансовое состояние в проверяемый период не ухудшалось.

Задачи, источники и последовательность ревизии. Задачами проверки являются:
1. Определение достоверности и реальности дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Получение данных о своевременности и полноте расчетов с бюджетом и внебюджетными социальными фондами.
3. Установление своевременности и полноты расчетов за полученные кредиты.
4. Подтверждение фактов целевого использования полученных кредитов.

В качестве источников следует использовать следующие документы:
– протоколы заседаний правления ТСЖ;
– протоколы общих собраний членов товарищества;
– договоры с ресурсоснабжающими и иными обслуживающими организациями (далее – РСО и иные организации) на производство работ и оказание услуг;
– отчетность, представляемая в РСО и иные организации, согласно заключенным договорам;
– документация, выставляемая РСО и иными организациями в адрес ТСЖ;
– авансовые отчеты;
– отчетность, представляемая в налоговые органы и во внебюджетные социальные фонды;
– договоры с кредитными организациями;
– банковские документы;
– акты сверки расчетов;
– журналы хозяйственных операций;
– оборотные ведомости по субсчетам синтетических счетов;
– оборотные ведомости по синтетическим счетам.

Ревизия расчетных и кредитных операций в ТСЖ включает в себя проверку расчетов с РСО и иными организациями, с подотчетными лицами, с дебиторами и кредиторами, с бюджетом и внебюджетными социальными фондами, а также проверку целевого использования и своевременности погашения банковских кредитов.

Проверку расчетных и кредитных операций следует производить именно в таком порядке.

Ревизия расчетов с ресурсоснабжающими и иными обслуживающими организациями. При осуществлении проверки необходимо помнить, что согласно п. 6 ст. 148 ЖК РФ заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме входит в обязанности правления товарищества собственников жилья.

Таким образом, заключение договора с тем или иным поставщиком услуг или производителем работ для ТСЖ должно быть одобрено его правлением. Исключение может составлять случай, когда на общем собрании членов товарищества данные полномочия отнесены к компетенции председателя правления, но при этом он наделен правом созывать правление для решения данного вопроса, например, в случае возникших затруднений с выбором того или иного поставщика. В этой связи ревизионная комиссия (ревизор) должны установить законность заключения договоров с РСО и иными организациями путем сверки данных из протоколов заседаний правления, общих собраний членов ТСЖ с заключенными договорами на предмет их соответствия.

Далее необходимо проверить вопрос соответствия начисляемой РСО и иным организациям платы положениям заключенных с ними договоров. Затем необходимо сверить данные из актов сверки расчетов с РСО и иными организациями, составленных на конец проверяемого календарного года и надлежаще оформленных, с данными документации, выставляемой РСО и иными организациями, а также фактически начисленными и перечисленными суммами. При  обнаружении расхождений необходимо установить их причину и отразить данные факты в акте ревизии. Надо отметить, что самым распространенным нарушением является случай, когда собранная с жильцов плата перечисляется не РСО и иным организациям, а, например, размещается на депозитных счетах с целью получения личных выгод. Но не исключены случаи и просто хищений.

На заключительном этапе ревизионная комиссия (ревизор) проверяет данные о своевременности и полноте отражения начисленных и уплаченных РСО и иным организациям сумм в журналах хозяйственных операций, оборотных ведомостях по субсчетам синтетических счетов и оборотных ведомостях по синтетическим счетам. Ниже приводится примерный текст из соответствующего параграфа акта ревизии.

Пример 1
Ревизия расчетов с ресурсоснабжающими и иными обслуживающими организациями  Ревизионной комиссией установлено, что с ресурсоснабжающими и иными обслуживающими организациями на основании протоколов заседания правления и общего собрания членов Товарищества заключены договоры на обслуживание.

Там, где это предусмотрено, отчетность согласно заключенным договорам представляется этим организациям своевременно.

При осуществлении расчетов с ресурсоснабжающими и иными обслуживающими организациями дебиторская задолженность у Товарищества не возникла, а кредиторская задолженность не является просроченной, что подтверждается актами сверки расчетов с этими организациями и другой представленной для проверки документацией.

Ревизия своевременности и полноты отражения сумм, начисленных и уплаченных  ресурсоснабжающим и иным обслуживающим организациям, в журналах хозяйственных операций, оборотных ведомостях по субсчетам синтетических счетов и оборотных ведомостях по синтетическим счетам показала, что эти суммы отражаются в названных регистрах полностью и своевременно.

Ревизия расчетов с подотчетными лицами. Расчеты с подотчетными лицами проверяются сплошным порядком. Исходя из сделанных допущений, ревизия подотчетных сумм осуществляется в следующей последовательности:
1. Определяется своевременность представления, проверки и утверждения авансовых отчетов подотчетных лиц.
2. Устанавливается соответствие израсходованных подотчетных сумм статьям сметы поступлений и расходов ТСЖ.
3. Проверяется обоснованность возмещения на банковские карты подотчетным лицам понесенных ими расходов, подтвержденных авансовыми отчетами с приложенными к ним документами.

Ревизию подотчетных сумм лучше начать с изучения сальдо и оборотов за месяц по корреспондирующим счетам к счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», с целью установления объема и характера операций, производимых в ТСЖ за счет подотчетных сумм. После этого проводится проверка операций с подотчетными суммами за весь проверяемый период путем исследования содержания авансовых отчетов и выявления соответствия приложенных к ним документов, на предмет их количества и качества.

Анализируя содержание авансовых отчетов и документов к ним, следует обращать внимание на следующие факты:
1) все ли реквизиты авансового отчета заполнены, имеются ли подписи бухгалтера, главного бухгалтера и подпись руководителя (как правило, председателя правления) об утверждении авансового отчета;
2) соответствуют ли авансовым отчетам приложенные к ним документы, и нет ли в этих документах подчисток, исправления дат и т. п.;
3) не имеются ли задолженности по подотчетным суммам за уволенными работниками;
4) не возмещался ли перерасход по подотчетным суммам лицам, не являющимся работниками ТСЖ, а также работникам ТСЖ, не имеющим право на получение (возмещение) сумм под отчет.

Ниже приводится примерный текст из соответствующего параграфа акта ревизии, составленный с учетом указанных выше допущений.

Пример 2
Ревизия расчетов с подотчетными лицами Согласно приказу от хх.хх.хххх № ХХ подотчетные суммы могут выдаваться (возмещаться) только председателю правления И. С. Захарову и бухгалтеру С. А. Мишиной. Проверкой установлено, что иным лицам, кроме названных, подотчетные суммы не выдавались и не возмещались.

Подотчетные лица, согласно решению общего собрания (протокол от хх.хх.хххх № ХХ), предъявляли авансовые отчеты по унифицированной форме № АО-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55) с приложением подтверждающих документов об израсходованных суммах, которые после их проверки утверждались председателем Товарищества.

Каждое из подотчетных лиц вначале тратило собственные денежные средства, и только после составления и утверждения ежемесячного авансового отчета по унифицированной форме № АО-1, с целью возмещения этих средств, на банковскую карту подотчетного лица Товариществом перечислялись денежные средства.

Все расходы, осуществляемые за счет подотчетных сумм, предусмотрены сметой Товарищества, сметные значения при этом не превышены.

Фактов направления работников Товарищества, а также других лиц в командировки не установлено.

Проверкой своевременности и полноты отражения израсходованных подотчетными лицами сумм, а также сумм, им возмещенных, в журналах хозяйственных операций, оборотных ведомостях по субсчетам синтетических счетов и оборотных ведомостях по синтетическим счетам установлено, что эти суммы отражаются в названных регистрах полностью и своевременно.

Ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами. В начале рассмотрения данного вопроса определимся с тем, что считать дебиторской и кредиторской задолженностью в ТСЖ.

Дебиторами ТСЖ, как правило, выступают собственники помещений (квартир), не оплатившие в срок коммунальные и иные услуги по квитанциям, но не исключены и другие случаи образования перед товариществом дебиторской задолженности.

Расходы, признаваемые ТСЖ согласно Смете поступлений и расходов (далее – Смета) и осуществляемые не через подотчетных лиц за наличный расчет, учитываются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», образуя, таким образом, кредиторскую задолженность ТСЖ, которая будет считаться таковой до момента ее погашения.

При возникновении затруднений с определением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо руководствоваться п. 2 Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденного приказом Госстроя РФ от 21.04.2003 г. № 142. Этот же Порядок содержит бланки актов сверки различных расчетов, которые ТСЖ могут использовать в своей деятельности.

Целью ревизии операций по расчетам с дебиторами, как минимум, является выявление наличия просроченной дебиторской задолженности, выяснение причин ее образования, определение достаточности или недостаточности принимаемых руководством ТСЖ мер по ее сокращению, а по возможности, и ликвидации. К целям ревизии операций по расчетам с кредиторами относятся:
1. Выявление законности осуществляемых расходов и их соответствие Смете и сметным значениям (суммам);
2. Определение эффективности мер по снижению (ликвидации) просроченной кредиторской задолженности.

Ревизию расчетов с дебиторами и кредиторами следует проводить по каждому субсчету синтетического счета расчетов.

Ревизионной комиссии (ревизору) также необходимо установить, не производились ли  руководством ТСЖ неоплаченные расходы, не предусмотренные

Сметой и не одобренные, например, на внеочередном общем собрании членов товарищества. Если таковые имели место, то необходимо выяснить их причину и данный факт отразить в акте ревизии. При этом может быть высказано мнение ревизионной комиссии (ревизора) о целесообразности или нецелесообразности таких расходов. Ниже приводится примерный текст параграфа акта ревизии.

Пример 3
Ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами
Проверка расчетов собственников жилья за потребленные коммунальные и иные услуги в 20ХХ г. показала, что не все собственники полностью и своевременно (не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным) их оплачивают. В 20ХХ г. плату задерживали собственники квартир №№ 8, 9, 40, 50, 58, 59, 80.

В связи с изложенным ревизионная комиссия считает, что правлению Товарищества необходимо регулярно принимать меры к взысканию образовавшейся просроченной задолженности и впредь не допускать ее возникновения.

Ревизионной комиссией установлено, что просроченной кредиторской задолженности, а также кредиторской задолженности в результате неоплаченных расходов, не предусмотренных Сметой, у Товарищества не имеется.

Проверкой своевременности и полноты отражения сумм дебиторской и кредиторской задолженности в оборотных ведомостях по субсчетам синтетических счетов и оборотных ведомостях по синтетическим счетам подтверждено, что эти суммы отражаются в названных регистрах полностью и своевременно.

Ревизия расчетов с бюджетом и внебюджетными социальными фондами.
Основной задачей при производстве ревизии данного вопроса является проверка своевременности и полноты начисления (удержания), а также уплаты налогов и сборов в бюджет, взносов во внебюджетные социальные фонды, достоверности представленной в бюджет и эти фонды отчетности.

При проверке данной области учета необходимо помнить, что ТСЖ не признаются  плательщиками:
– налога на добавленную стоимость на основании подп. 29, 30 п. 3 ст. 149, подп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ;
– налога на прибыль организаций согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ;
– налога на имущество (см. письмо Минфина РФ от 01.02.2006 № 03-06-01-04/08);
– земельного налога, но только с 1 января 2015 г. в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 389 НК РФ (подробнее см. письмо ФНС России от 06.11.2014 № БС-2-11/795@).

Примечание
В некоторых публикациях встречается мнение о том, что ТСЖ вообще не должно признаваться плательщиком земельного налога (например, см.: Сорокин А. Возврат сумм ранее уплаченного земельного налога//Жилищное право. – 2015. – № 7. – С. 49–57). Но в этом случае, до 2015 г. перед членами ТСЖ вставал непростой выбор: либо они сами уплачивают земельный налог, либо это делает товарищество. Известны случаи, когда общее собрание членов ТСЖ, невзирая на возможность получения персональных льгот по этому налогу, возлагало обязанность по планированию и уплате земельного налога на ТСЖ. Надо сказать, что в 2015 г. многие товарищества собственников жилья в одной областной столице переусердствовали с планированием земельного налога на 2015 г. и с внесением авансов по нему даже за три квартала 2015 г. И только в четвертом квартале 2015 г. неправомерно внесенные авансы земельного налога по заявлениям, поданным в налоговые органы, были возвращены на банковские счета ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ вносит в бюджет только удержанный по правилам гл. 23 НК РФ из заработков персонала налог на доходы физических лиц (не считая, конечно, уплачиваемых по разовым обстоятельствам государственной пошлины и других налогов и сборов).

Для выяснения фактического состояния расчетов с бюджетом по налогам и сборам ревизионная комиссия (ревизор) вправе воспользоваться электронным сервисом «Личный кабинет налогоплательщика» (lk3.nalog.ru), но доступ к данному сервису должен быть, например, у бухгалтера ТСЖ, который с его помощью может получать информацию о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (акт сверки расчетов по этим платежам). Если у ТСЖ нет доступа к данному сервису, то необходимо его получить в период проведения ревизии. Об отказе ревизионной комиссии (ревизору) в таком доступе следует сообщить в акте ревизии.

При проверке расчетов товарищества собственников жилья с внебюджетными социальными фондами следует помнить, что ТСЖ на основании ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ признаются плательщиками взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также согласно ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 228-ФЗ плательщиками взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Будет кстати, если проверяемые лица представят ревизионной комиссии (ревизору) надлежаще оформленные акты сверки расчетов по данным взносам.

Ниже приводится примерный текст параграфа акта ревизии.

Пример 4
Ревизия расчетов с бюджетом и внебюджетными социальными фондами
Ревизионной комиссией определено, что в проверяемый период Товарищество удерживало и вносило в бюджет удержанный из заработков работников налог на доходы физических лиц, признавалось плательщиком взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных  заболеваний. Недоимок, просроченной задолженности, а также фактов уплаты штрафов и пени, возникновения переплат по данному виду платежей ревизионной комиссией не установлено.

Ревизия кредитных операций. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищества собственников жилья вправе пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством. При этом практика показывает, что необходимость в получении кредитов у ТСЖ возникает крайне редко. Тем не менее, ревизионная комиссия (ревизор) должна указать в акте ревизии, что данный вопрос ею проверен. В этой связи членов ТСЖ в первую очередь может интересовать, не брались ли руководством кредиты в обход норм ЖК РФ. Ниже приводится примерный текст параграфа акта ревизии, который составлен с учетом приведенного выше допущения, что необходимости в получении кредитов у ТСЖ не возникало.

Пример 5
Ревизия кредитных операций
Проверка показала, что на начало проверяемого периода задолженности по кредитам  Товарищество не имело и в течение проверяемого периода кредиты не получало. Неучтенных кредитов в Товариществе не обнаружено.

Документальное оформление ревизии и реализация материалов ревизии в ТСЖ

Обобщение и систематизация материалов ревизии. Если ревизия проводилась комиссией, то, как правило, каждый из ревизоров исследовал свой круг вопросов. Для составления общего акта ревизии материалы, полученные каждым ревизором, подлежат обобщению и систематизации.

При обобщении материалов ревизии проводится, например, их систематизация по однородным хозяйственным операциям, однотипным нарушениям, хронологии выявленных нарушений. Проще говоря, решается вопрос, куда какую информацию включить и в каком порядке.

Содержание акта ревизии ТСЖ и требования, предъявляемые к нему. Отметим, что содержание почти всех параграфов акта ревизии ТСЖ были нами приведены выше. Осталось рассмотреть только некоторые фрагменты акта ревизии, о которых еще не шла речь, и структуру акта ревизии в целом.

Примерная форма акта ревизии ТСЖ может иметь следующую композицию.

Примечание
Акт ревизии может содержать главу III «Результаты проверки исполнения решений по ранее проведенной ревизии». Исходя из допущений, в данном разделе акта следовало бы написать, что согласно акту ревизии за прошлый период деятельности ТСЖ нарушений не установлено.

Выводы и предложения по акту ревизии ТСЖ и контроль за выполнением принятых решений. При выявлении фактов нарушения законодательства, нецелевого расходования средств ТСЖ и других нарушений хозяйственной, сметной и финансовой дисциплины или злоупотреблений председатель ревизионной комиссии (ревизор) устанавливает размер причиненного ущерба, другие последствия и причины допущенных нарушений, а также виновных в этом лиц.

Для подтверждения фактов нарушений или злоупотреблений необходимо изъять указывающие на это подлинники документов, но только в том случае, когда право на изъятие документов было ранее предоставлено общим собранием членов товарищества. Если этого не сделано ранее, то ревизионная комиссия (ревизор) должна поставить на ближайшем общем собрании членов ТСЖ вопрос о правомерности изъятия в будущем членами комиссии подлинников документов, свидетельствующих о допущенных хищениях или зло употреблениях, с предоставлением взамен изъятых копий таких документов. При отсутствии такого решения необходимо снять копии с таких документов, а в случае отказа в копировании – записать реквизиты таких документов. Разумеется, что в этом случае вероятность сохранности таких документов весьма и весьма снижается.

Результаты ревизии предаются гласности на общем собрании членов ТСЖ, здесь же, на собрании, необходимо разработать мероприятия по устранению нарушений с указанием сроков их исполнения. Такие мероприятия может предложить председатель ревизионной комиссии (ревизор).

Контроль за исполнением решений, принятых по результатам ревизии, может осуществляться путем направления ревизионной комиссией (ревизором) в адрес руководства письменных запросов о ходе выполнения мероприятий, разработанных по результатам проверки или путем проведения тематической ревизии по проверке устранения нарушений. Можно отложить проверку исполнения разработанных мероприятий до следующей ревизии.

Подытоживая тему ревизии в товариществе собственников жилья, отметим, что представленный нами материал носит рекомендательный характер, поскольку официальных инструкций на проведение ревизий в ТСЖ не имеется.

При этом обращаем ваше внимание на то, что при осуществлении ревизии вероятность обнаружения различных нарушений и злоупотреблений достаточно высока, а это, в свою очередь, делает весьма эффективным такой метод финансового контроля, как ревизия.

15.03.2017

Также по этой теме: