Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №2 год - 2015
М. А. Мосейчук
С 2015 г. существенно изменились правила использования иностранной рабочей силы.
Во-первых, это обусловлено началом функционирования с данного периода времени Евразийского экономического союза, договор о создании которого подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее по тексту для краткости – Договор о ЕАЭС).
Во-вторых, с января 2015 г. вступают в силу многочисленные изменения, принятые Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В том числе изменениям подвергнуты положения Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Особенности регулирования труда работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства определяются в соответствии с положениями гл. 50.1 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».
Напомним, что в случае нарушения установленных норм и правил привлечения указанных лиц к трудовой деятельности предусмотрены жесткие меры административной ответственности.
Необходимо также учитывать, что законодательно установленные требования и положения в полной мере распространяются не только на работодателей, но и на заказчиков работ (услуг). Если с иностранным гражданином или лицом без гражданства заключается договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), выступающая в качестве заказчика по такому договору сторона также обязана учитывать требования Федерального закона № 115-ФЗ.
В предыдущем номере журнала были исследованы вопросы определения правового статуса занятых на территории России иностранных лиц и лиц без гражданства, условия привлечения указанных лиц к трудовой деятельности в России.
В частности, было обращено внимание на то, что начиная с 2015 г. работодатели (заказчики) имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого лица выданного в установленном порядке патента. Таковы положения ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ).
Плюс к этому граждане из таких государств, как Беларусь, Казахстан и Армения, с 2015 г. принимаются на работу в таком же порядке, как и граждане Российской Федерации. Таковы положения Договора о Евразийской экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29 мая 2014 г.
Граждане так называемого «дальнего» зарубежья (с которыми установлен визовый порядок въезда на территорию нашей страны) принимаются на работу, как и ранее, на основании разрешений на трудовую деятельность. Как и прежде, для этого необходимо получать в уполномоченных органах власти субъекта Российской Федерации квоту и т. д. В отдельном порядке действующее законодательство содержит случаи, когда соответствующее разрешение не требуется.
Изменения в части применения труда высококвалифицированных специалистов
До 2015 г. привлекать высококвалифицированных специалистов на установленных законом условиях вправе работодатели и заказчики работ (услуг), которые в течение 2 лет до дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не подвергались административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также не имели на момент подачи такого ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений. Таковы положения п. 5 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.
С этого года принимать на работу высококвалифицированных специалистов вправе работодатели:
– которые не имеют на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
– в отношении которых на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не действует решение о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
В течение 2 лет соответствующий работодатель (заказчик) не вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в России в качестве высококвалифицированных специалистов, если они (новая редакция п. 26 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ):
– не исполнили принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ (достаточный уровень заработной платы, добровольное медицинское страхование за счет средств работодателя и т. д.), или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо им не были соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом;
– представили в ФМС России поддельные или подложные документы.
Соответствующие изменения с 2015 г. были приняты Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 508-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Напомним, что для оформления высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а в случае необходимости и приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, работодатель или уполномоченное им лицо должен представить в территориальный орган ФМС России следующие документы:
– ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста (форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 487);
– трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным лицом разрешения на работу;
– письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы России или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста;
– квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника (согласно п. 24 ч. 1 ст. 333.28 НК РФ величина платежа составляет 2000 руб.);
– копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта (если трудовая деятельность высококвалифицированного иностранного специалиста планируется на территории, в организации или на объекте, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение);
– цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 Ч 40 мм.
Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста составляет не более 14 рабочих дней со дня его регистрации при приеме в ФМС России.
В дополнение к этому приказом ФМС России от 11 августа 2010 г. № 250 определены требования к содержанию и обязательным реквизитам письменного предложения о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста.
Работодатели (заказчики) обязаны ежеквартально не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять территориальный орган ФМС России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Начиная с 2015 г. не надо извещать о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также о случаях предоставления данным специалистам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ.
Разрешение на работу лицам из числа высококвалифицированных специалистов выдается на срок действия заключенного с ним трудового договора (договора на выполнение работ или оказание услуг), но не более чем на 3 года. При этом разрешение может продлеваться на срок действия договора, но опять же не более чем на 3 года. Количество продлений – не ограничено.
Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту лично при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.
Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами с 2015 года
С 2015 г. особенностям регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами посвящена отдельная глава Трудового кодекса Российской Федерации – гл. 50.1 ТК РФ.
Статья 327.1 ТК РФ устанавливает минимальный возраст, начиная с которого с иностранными лицами может заключаться трудовой договор, – 18 лет.
В общем случае между сторонами трудовых отношений заключается именно трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ). «Срочный» трудовой договор может заключаться только по тем общеустановленным основаниям, которые оговорены в ст. 59 ТК РФ.
Таким образом, только по той причине, что речь идет о мигранте, заключать с ним именно срочный трудовой договор нельзя. Это в полной мере касается и случая, когда право иностранца на осуществление трудовой деятельности необходимо подтверждать соответствующим разрешением или патентом.
Срочный трудовой договор на определенный в нем срок может заключаться в случаях, оговоренных в ст. 59 ТК РФ. Имеются в виду случаи найма на работу на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; на время выполнения временных или сезонных работ; для выполнения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы); для выполнения заведомо определенной работы и т. д. «Дополнительные» обязательные условия трудового договора, заключаемого с иностранцем, оговорены в ст. 327.2 ТК РФ.
Прежде всего, в договоре следует приводить сведения о документе, подтверждающем статус мигранта и его право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Речь идет о виде на жительство, разрешении на временное проживание, а для лиц, временно пребывающих на территории Российской Федерации, – сведения о разрешении на работу или патенте. Можно предположить, что в отношении лиц из числа беженцев в договоре следует приводить данные о документах, подтверждающих статус этого лица.
В обязанности иностранца входит предоставление соответствующих документов при приеме на работу. Это требования ст. 327.3 ТК РФ. Разрешение на работу может быть предъявлено после заключения трудового договора, если он необходим для получения указанного разрешения. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения мигрантом разрешения на работу. Сведения же о полученном разрешении вносятся непосредственно в текст трудового договора.
В отношении временно пребывающих на территории России лиц обязательным условием заключаемого трудового договора является также условие об указании оснований оказания работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в т. ч. реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Данное требование не является обязательным в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами. В частности, этого не требуется при приеме на работу граждан Белоруссии, Казахстана и Армении.
Условие об обязательности наличия действующего на территории России договора (полиса) добровольного медицинского страхования закреплено также в п. 10 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно установленным требованиям иностранные граждане должны осуществлять свою трудовую деятельность по той должности или профессии, которые указаны в разрешении на трудовую деятельность или в патенте. Временный перевод на другую работу возможен в порядке, установленном в ст. 327.4 ТК РФ. В частности, перевод на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается и без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении (патенте).
Однако срок такого временного перевода ограничивается одним календарным месяцем, и не более чем один раз в течение календарного года. Если прежнюю работу по окончании перевода предоставить невозможно, трудовой договор должен быть расторгнут.
Отстранение мигрантов от работы регулируется в соответствии с положениями ст. 327.5 ТК РФ. К дополнительным (оговоренным в ст. 76 ТК РФ) случаям отстранения от работы лиц, временно пребывающих на территории России, отнесены:
– приостановление действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
– окончание срока действия разрешения на работу или патента;
– окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику.
Лица, постоянно или временно проживающие на территории России, могут быть отстранены от работы в случае окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство.
В свою очередь, дополнительные основания для расторжения заключенного с мигрантом трудового договора установлены ст. 327.6 ТК РФ. К ним отнесены:
1) применительно к лицам, постоянно или временно проживающим на территории России:
– аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
2) применительно к лицам, временно пребывающих на территории России:
– приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– аннулирование разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику (п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ (п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
– невозможность временного перевода работника в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ (п. 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).
В случае окончания срока действия разрешения на работу, разрешения на временное проживание, вида на жительство, договора (полиса) добровольного медицинского страхования (договора о предоставлении платных медицинских услуг) трудовой договор прекращается по истечении месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств. В случае переоформления указанных документов трудовые отношения продолжаются. На указанный период работник отстраняется от работы в порядке, оговоренном в ст. 327.5 ТК РФ.
Об увольнении по п. 10 или 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ (невозможность предоставления прежней работы по окончании срока временного перевода или невозможность временного перевода) сотрудник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за 3 календарных дня до увольнения.
Еще одна ст. 327.7 ТК РФ оговаривает дополнительный случай выплаты выходного пособия мигрантам. В случае приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, работодатель должен будет выплатить уволенным по п. 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ сотрудникам выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Дополнительные основания для расторжения заключенных с иностранными гражданами трудовых договоров
Заключенный с иностранным гражданином трудовой договор может быть расторгнут по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации.
В частности, трудовые отношения могут быть прекращены на основании п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ «В связи с приведением численности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства».
Документы, определяющие допустимую долю иностранных работников в соответствующих отраслях экономики, принимаются ежегодно. В частности, на 2015 г. такие ограничения устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1240.
Данным документом установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории России. Ограничения установлены (по соответствующим видам деятельности): овощеводство, деятельность прочего сухопутного транспорта, выращивание овощей, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта – в размере 50% общей численности работников; розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, розничная торговля табачными изделиями, торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах, торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах – 15%; розничная торговля фармацевтическими товарами, розничная торговля в палатках и на рынках, прочая розничная торговля вне магазинов, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках, торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков – 0%; прочая деятельность в области спорта, деятельность в области спорта прочая – 25%.
Хозяйствующим субъектам до 1 января 2015 г. было предписано привести численность используемых иностранных работников в соответствие с приведенными ограничениями.
Ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами
Действующим законодательством определены и некоторые другие ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами.
В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 утвержден Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. На сегодняшний день
Перечень применяется в редакции изменений от 24 сентября 2010 г. № 747 и от 4 декабря 2011 г. № 46. В перечень вошли:
– объекты и организации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
– структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;
– организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия;
– структурные подразделения организаций, осуществляющие соответственно разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурные подразделения этих организаций, обеспечивающие безопасность их функционирования;
– суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся (по согласованию с ФСБ России допускается прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции).
Другим постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 754 утвержден Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Это территории ЗАТО; территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г. № 470), территории закрытых военных городков, объекты и организации Вооруженных сил и др. Для выполнения работ по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера необходимо иметь и специальное разрешение.
Не допускается использование труда иностранных специалистов на следующих должностях (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 115-ФЗ):
– муниципальной службы;
– в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
– экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
– командира воздушного судна гражданской авиации, если только иное не установлено федеральным законом;
– в случаях, определенных федеральными законами.
Федеральный закон № 115-ФЗ устанавливает возможность осуществлять иностранными лицами своей трудовой деятельности именно на территории того субъекта Российской Федерации, где им было выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание). Исключения из данного правила определяются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день они определены приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.
Особенности начисления страховых взносов на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства
Любые выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, производимые по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В данном случае не имеют значения ни статус иностранного специалиста, ни срок действия заключенного с ним трудового договора. Это вытекает из положений ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции изменений и дополнений).
Если обязанность уплачивать страховые взносы «от несчастных случаев» предусмотрена также заключенным с иностранным гражданином договором гражданско-правового характера, их необходимо уплатить и с вознаграждения по такого рода договорам. Следовательно, получать пособия в связи с несчастным случаем на производстве вправе любой иностранный гражданин, занятый на условиях трудового договора.
Что касается иных страховых взносов, то в данном случае необходимо в первую очередь учитывать положения п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно положениям данного пункта страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не начисляются на выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Исключения могут быть предусмотрены только лишь федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, если иностранный специалист имеет статус постоянно или временно проживающего на территории России, с выплат, причитающихся ему по трудовым договорам и соответствующим гражданско-правовым договорам, страховые взносы необходимо уплачивать в общеустановленном порядке. Каких-либо особенностей в данном случае действующее законодательство не содержит.
Тем более что указанные лица включены в состав застрахованных лиц в рамках каждого из видов страхования (обязательное пенсионное, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование).
И опять же, приведенные правила имеют отдельные особенности. Они касаются обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными в рамках обязательного медицинского страхования лицами являются постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей), работающие по трудовому договору.
Из приведенных положений следует, что с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства из числа высококвалифицированных специалистов страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачивать не следует.
Приведенные выплаты не включаются в объект обложения страховыми взносами на обязательное медицинское страхование. В данном случае на работодателя законодательством возлагается необходимость заключить договор добровольного медицинского страхования в пользу данного специалиста и членов его семьи.
В Федеральном законе № 212-ФЗ на возможность не уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование указано в ч. 1 ст. 7 Закона.
До 2012 г. с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации, страховые взносы уплачивались только в рамках обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Никаких других взносов с таких лиц уплачивать не следовало.
Изменения были приняты с 1 января 2012 г. К застрахованным в рамках обязательного пенсионного страхования лицам были отнесены временно пребывающие на территории России лица, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев.
Соответствующие положения были закреплены в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Начиная с 2013 г. иностранные граждане, временно пребывающие на территории России, считаются застрахованными лицами в рамках обязательного пенсионного страхования, при условии, что они заключили трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года. Изменения на этот счет были приняты Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».
Лица из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, обязательному пенсионному страхованию в любом случае не подлежат. Это предусмотрено непосредственно в ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ.
Таким образом, до 2015 г. при заключении с временно пребывающим иностранным гражданином трудового договора со сроком действия до 6 календарных месяцев в течение календарного года уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не следовало.
Пример 1
Допустим, что с иностранным гражданином с 1 марта 2014 г. был заключен трудовой договор сроком на 4 календарных месяца. Видом на жительство или разрешением на временное проживание данное лицо не обладает, в связи с чем его статус следовало определить как «временно пребывающий на территории Российской Федерации».
Поскольку срок действия трудового договора в течение календарного года составляет менее 6 календарных месяцев, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваться не должны.
В случае же продления трудовых отношений в общем исчислении до 6 календарных месяцев в течение календарного года и более, у работодателя возникает обязанность платить текущие платежи на обязательное пенсионное страхование, а также доплатить взносы с ранее начисленных выплат. Такого рода мнение высказано в письме Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342. Доплата взносов производится без уплаты пеней и каких-либо штрафов.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что с данным работником был подписан еще один срочный трудовой договор на срок 4 месяца. Всего в течение 2014 г. предполагается отработка данным сотрудником у данного работодателя 8 календарных месяцев.
При заключении второго трудового договора (как возможный вариант – дополнительного соглашения к ранее заключенному договору) организация обязана:
1) производить с текущих начислений заработной платы уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
2) начислить страховые взносы в Пенсионный фонд с выплат, произведенных в пользу данного лица с начала 2014 г.
Как отметил в своих разъяснениях Минтруд России, после приобретения временно пребывающими иностранными гражданами статуса застрахованных лиц организация должна была произвести перерасчет страховых взносов с начала соответствующего месяца отчетного периода, в котором с указанными лицами организацией был первоначально заключен трудовой договор, по которому производились выплаты, т. е. исчислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении всех выплат упомянутым лицам в рамках трудовых договоров с данной организацией, сроки которых в общей сложности составляют более 6 месяцев в текущем расчетном периоде, и, соответственно, представить уточненные расчеты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета.
Период действия трудовых отношений в 6 календарных месяцев, определяющий обязанность производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должен определяться по любому году из календарных лет действия трудового договора. В частности, при заключении трудового договора с ноября прошлого года до августа текущего года срок действия трудового договора превышает 6 месяцев, а потому страховые взносы должны начисляться с первого дня работы иностранца. Данный вывод следует из письма Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436.
Пример 3
Допустим, что с иностранным гражданином со статусом временно пребывающий на территории России был заключен трудовой договор на период с 1 сентября 2014 г. до 1 августа 2015 г.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны были начисляться с 1 сентября 2014 г. При этом не имеет значения, что в течение 2014 г. срок действия трудовых отношений составит 4 месяца.
Необходимость начисления страховых взносов обусловлена тем, что срок действия трудового договора в любом из календарных лет (применительно к данному примеру – в течение 2015 г.) составит 6 месяцев и более.
Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование изменен с 2015 г. С этого года любые иностранные граждане и лица без гражданства рассматриваются как застрахованные в рамках обязательного пенсионного страхования, что определено Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования». Исключение опять же составят лица из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации.
Таким образом, при заключении с 2015 г. с временно пребывающим иностранным гражданином или лицом без гражданства любого трудового договора на любой период его действия (даже на один календарный день) или договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, а также соответствующих авторских договоров должны начисляться и уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
С 2015 г. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ), включены в перечень лиц, застрахованных в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, с выплат в пользу указанных лиц с нового года необходимо уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование, но по ставке 1,8%. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Что же касается пособий по социальному страхованию, то указанные лица с 2015 г. получили право только на получение пособий по временной нетрудоспособности и только при условии уплаты за них страховых взносов в ФСС России за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил соответствующий страховой случай. Этим и объясняется меньший тариф страховых взносов. В расчет принимается уплата страховых взносов работодателями.
По мнению Минтруда России, в отдельном порядке следует решать вопрос с исчислением страховых взносов с выплат в пользу лиц из числа беженцев. При этом не имеет значения статус временно пребывающего на территории России иностранца. Соответствующие разъяснения даны в письме от 8 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5684.
Уполномоченный орган власти указывает на то, что в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 4528-1 «О беженцах» беженцы имеют право на социальное обеспечение наравне с гражданами Российской Федерации. По этой причине со всех выплат в пользу беженцев страховые взносы на все виды социального страхования должны начисляться в таком же порядке, что и с выплат в пользу граждан России.
Приведенный вывод представляется спорным, т. к. он не вписывается в положения Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно второму предложению п. 1 ст. 7 указанного Закона объектом обложения страховыми взносами признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Относить же к таким законам Закон о беженцах представляется спорным.
Только в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» с 2014 г. беженцы включены в перечень застрахованных лиц, что указывает на обязательность уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При всем этом в развитие приведенных разъяснений территориальные органы государственных внебюджетных фондов могут требовать уплаты страховых взносов с выплат в пользу беженцев в общеустановленном порядке на все виды социального страхования.
Соответственно, беженцы пользуются правом и на получение пособий по социальному страхованию.
При начислении страховых взносов также следует учитывать тот факт, что с 2015 г. вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29 мая 2014 г. Указанный договор ратифицирован Федеральным законом от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ. В настоящее время в указанный Союз входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения.
В соответствии с положениями ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение и страхование (а под ними Договор понимает обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательное медицинское страхование) трудящихся и членов их семей «государств-союзников» осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Данные положения указывают на необходимость уплаты страховых взносов в ФСС России и Федеральный ФОМС. Поскольку с 2015 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются с выплат иностранных граждан и лиц без гражданства всегда, то страховые взносы с рассматриваемой категории граждан с 2015 г. необходимо уплачивать в том же порядке, что с граждан Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений порядок начисления страховых взносов на выплаты в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства можно представить в виде следующей таблицы:
Необходимо также учитывать, что с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в следующем порядке (ст. 22.1 Федерального закона № 167-ФЗ):
1) в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц;
2) в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающих на территории Российской Федерации – страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.