Особенности применения труда иностранных граждан и лиц без гражданства(Часть 2)




М. А. Мосейчук


Как уже отмечалось на страницах нашего журнала 1, с 2015 г. существенно изменились правила применения труда иностранных граждан и лиц без гражданства.


Обратимся к некоторым дополнительным аспектам регулирования трудовых отношений с указанными лицами.


Напомним, что особенности трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 115-ФЗ).


Из принятых правил бывают исключения
Как отмечалось в предыдущих номерах журнала, с 2015 г. на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства. Исключение составляют лица из числа высококвалифицированных специалистов.


При этом из установленных правил бывают исключения.


В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.



(См. статьи Мосейчука М. А. «Новые условия найма иностранной рабочей силы», ж-л «ЗП», № 1, 2, 3/2015 г.; «Особенности применения труда иностранных граждан и лиц без гражданства», ж-л «ЗП», № 7/2015 г.)



Таковы положения ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ), ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), ст. 1.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) и ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).


Примерами исключений из общепринятых правил являются случаи привлечения на территории России к труду граждан Китая и Вьетнама.


Пунктом «б» ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000 г. предусмотрено, что действие Соглашения распространяется, в частности, на граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих на законном основании временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с работодателями – юридическими лицами Российской Федерации.


В соответствии с положениями п. 2 ст. 12 Соглашения вопросы пенсионного страхования граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателями Российской Федерации, регулируются законодательством государства постоянного проживания. Обязательное медицинское страхование указанных работников осуществляется работодателем в соответствии с законодательством принимающего государства.


Таким образом, с учетом положений п. 2 ст. 12 Соглашения и ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ граждане Китайской Народной Республики, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не уплачиваются.


Необходимо учитывать, что поскольку упомянутое Соглашение не регулирует вопросы социального страхования (обеспечения) вышеназванных граждан Китайской Народной Республики, то, соответственно, к ним в этой части применяется законодательство страны пребывания, т. е. законодательство Российской Федерации.


Согласно Федеральному закону № 255-ФЗ временно пребывающие иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, с выплат в их пользу уплачиваются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ тариф страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации в отношении выплат в пользу вышеуказанных лиц установлен в размере 1,8%.


Таким образом, на выплаты гражданам Китайской Народной Республики, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1,8%.


В соответствии с п. 2 ст. 12 Соглашения возмещение вреда, причиненного работнику в результате трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, возникшего при исполнении им своих трудовых обязанностей или в прямой связи с ними, осуществляется работодателем в соответствии с законодательством принимающего государства.


С учетом изложенного на выплаты указанным гражданам Китайской Народной Республики начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Схожие положения закреплены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации от 27 октября 2008 г.


В частности, п. 2 ст. 13 Соглашения установлено, что государственное пенсионное страхование работников, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории принимающего государства в соответствии с трудовыми договорами, регулируется законодательством государства их постоянного проживания. Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Социалистической Республики Вьетнам, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым договорам, заключенным ими с российскими организациями, обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование не подлежат.


Согласно п. 1 ст. 18 Соглашения оно вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. На основании информации, размещенной на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, Соглашение вступило в силу 26 ноября 2013 г. Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые российской организацией в пользу граждан Социалистической Республики Вьетнам, временно пребывающих на территории Российской Федерации, по трудовым договорам, не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование с 26 ноября 2013 г. (см. также письмо Минтруда России от 29 апреля 2015 г. № 17-3/ООГ-594).


Граждане государств – членов Евразийского экономического союза подлежат обязательному медицинскому страхованию
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 г.) и Республика Армения (со 2 января 2015 г.).


Исходя из положений п. 3 ст. 98 указанного Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно п. 5 ст. 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию) относится и обязательное медицинское страхование.


Таким образом, с 1 января 2015 г. граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан и со 2 января 2015 г. – граждане Республики Армения с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования Российской Федерации, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, наравне с гражданами Российской Федерации. На это также указано в письме Минтруда России от 7 мая 2015 г. № 17-3/В-235.


Как следствие, работодатели с первого дня работы с выплат в пользу рассматриваемой категории лиц должны начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование.


Лица из числа граждан – государств членов ЕАЭС имеют право на получение медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. По этой причине указанные лица могут и не иметь полис добровольного медицинского страхования, как того с 2015 г. требуют положения ст. 327.3 ТК РФ.


Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной форме) и иной медицинской помощи регулируется приложением № 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является. На это указано в п. 4 ст. 98 Договора.


Государство трудоустройства (в нашем случае – Россия) обеспечивает оказание медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей в порядке и на условиях, которые определены законодательством государства трудоустройства и международными договорами.


В частности, трудящимся и членам семей бесплатная скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) предоставляются в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.


В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации (учреждении здравоохранения) государства трудоустройства после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом или из иных источников, не запрещенных законодательством государства трудоустройства, по тарифам или договорным ценам. С учетом того факта, что работающие лица из числа граждан – государств членов ЕАЭС подлежат обязательному медицинскому страхованию, оплата их лечения должна производиться из средств Фонда обязательного медицинского страхования. Применительно к членам семьи указанных лиц речь идет об иных источниках финансирования, которыми могут являться личные средства, средства работодателя, средства страховых организаций и т. д.


Работающие на территории России иностранцы должны обладать сертификатом на знание русского языка и истории
В соответствии с положениями ст. 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ претендующие на осуществление трудовой деятельности на территории России иностранные граждане и лица без гражданства должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.


Соответствие указанным требованиям подтверждается одним из следующих документов:
1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;
2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;
3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 г.


От необходимости подтверждения освобождаются следующие категории лиц (п. 6 ст. 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ):
– иностранные граждане – высококвалифицированные специалисты;
– иностранные граждане – журналисты, осуществляющие трудовую деятельность в организациях, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации, учрежденных специально для распространения массовой информации на иностранных языках;
– иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию основным профессиональным образовательным программам и осуществляющие трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ.


В полной мере требования о наличии вышеуказанного сертификата касаются и граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим, и соответственно занятых при условии наличия у них разрешения на работу.


Для получения сертификата иностранный гражданин должен сдать специальный экзамен. Порядок его проведения утвержден приказом Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1154.


Сертификат должен быть представлен лицом в течение 30 дней со дня получения разрешения на работу. В противном случае выданное разрешение на работу подлежит аннулированию. В свою очередь, претендующие на получение патента лица должны сдать экзамен до получения документа, дающего право осуществлять трудовую деятельность на территории России.


Необходимо отслеживать не только территорию действия патента, но и указанную в нем специальность
В соответствии с положениями п. 16 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдан патент. При этом работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент. За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 35 тыс. до 70 тыс. руб., а на юридических лиц – в размере от 400 тыс. до 1 млн руб. и даже вплоть до административного приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток.


И только с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Данные вопросы в настоящее время регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.


В частности, иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, при направлении его в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.


В случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина он не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.


Для указанных целей в утвержденной форме патента (см. приказ ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 638) предусмотрена специальная графа «Профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности)».


При всем этом ограничения по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) действуют только в том случае, если в патенте заполнена вышеуказанная графа. Если профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) в патенте не указана, то организация вправе принимать иностранного гражданина для работы по любым профессиям (должностям). Исключение составляют только отдельные ограничения, закрепленные в действующем законодательстве – ограничения допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, которые на 2015 г. установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1420 «Об установлении на 2015 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации».


«Патентщик» вправе рассчитывать на возврат отдельных сумм НДФЛ С 2015 г. самостоятельно уплаченные иностранными гражданами и лицами без гражданства суммы авансовых платежей по НДФЛ (при получении или продлении патента) подлежат уменьшению в счет налога, который в установленном порядке исчисляется из их заработка, начисляемого работодателем. На данные аспекты неоднократно указывалось на страницах нашего издания.


Так, в соответствии с п. 6 ст. 227.1 НК РФ общая сумма налога с доходов «патентщиков» исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.


С учетом приведенных положений уменьшение исчисленного с заработка НДФЛ возможно на любые самостоятельно внесенные физическим лицом авансовые платежи «в оплату полученного патента», которые приходятся на соответствующий календарный год (налоговый период) действия патента.


При всем этом согласно п. 7 ст. 227.1 НК РФ в случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.


В ситуации действия патента в течение всего налогового периода особых вопросов вышеприведенные положения не вызывают. Если сумма НДФЛ с заработка составит значение меньшее, чем авансовые платежи по налогу, разница возмещению ни налоговым агентом, ни налоговой инспекцией не подлежит.


Если же срок действия патента не был продлен или был аннулирован по установленным основаниям, то перечисленные иностранным гражданином денежные средства после окончания действия патента могут быть идентифицированы как излишне уплаченные суммы налога. На это, в частности, указано в письмах Минфина России от 19 мая 2015 г. № 03-04-07/28585, ФНС России от 1 июня 2015 г. № БС-2-11/663.


За возвратом указанной разницы иностранец вправе обратиться в налоговый орган. При этом следует понимать, что указанные суммы уже могли быть зачтены в счет НДФЛ, исчисленного из заработной платы работника.


10.03.2020

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста