Практические аспекты дополнительной оплаты труда. Выплаты за вредность




Е. П. Никодимова


Устанавливая дополнительные выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатели прежде всего должны исходить из того, что выплаты могут отличаться друг от друга принципиально, что сказывается и на порядке их налогообложения.


Установление выплат неизменно влечет за собой определение их размеров, а также перечня лиц, имеющих право на их получение.


Виды выплат за вредность и их классификация


Трудовым кодексом Российской Федерации предусматривается возможность осуществления в пользу лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, двух видов выплат.


Прежде всего, это дополнительные компенсационные выплаты по оплате труда, предусмотренные ст. 147 ТК РФ. Эти выплаты устанавливаются для различных видов работ в размерах,  определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников.


Второй вид выплат – это денежные компенсации, оговоренные ст. 219 ТК РФ. Такие выплаты относятся именно к компенсациям (а не к компенсационным выплатам по оплате труда) и устанавливаются в зависимости от того, обеспечены на рабочих местах безопасные условия труда или нет.


Разный характер выплат обусловливает и различный порядок их налогообложения. В частности, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (первый вид выплат), не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ, а направлены на повышение размера оплаты труда работников. Соответственно, к таким доплатам не может применяться п. 3 ст. 217 ТК РФ и положения ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции изменений и дополнений), и они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами во внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.


Компенсационные выплаты (второй вид выплат) работникам, занятым на соответствующих работах, следует относить к компенсациям согласно ст. 164 ТК РФ.


Напомним, что согласно нормам трудового законодательства компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.


Суммы выплачиваемых в соответствии со ст. 219 ТК РФ компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и не должны облагаться страховыми взносами. В свою очередь организации должны устанавливать компенсации с обоснованием того ущерба здоровью работникам, который причинен в результате влияния вредных производственных факторов.


Выплаты по оплате труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда


Дополнительная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, осуществляется в соответствии с положениями ст. 146 и 147 ТК РФ.


Эти выплаты следует относить к компенсационным выплатам по оплате труда, которые являются составной частью заработной платы (оплаты труда) работников в соответствии со ст. 129 ТК РФ. Эти выплаты являются гарантированными. Это означает следующее. Если работник занят в указанных условиях труда, он имеет право на получение дополнительных выплат по оплате труда, а работодатель со своей стороны обязан обеспечить осуществление выплат.


Исходя из положений ст. 147 ТК РФ оплата труда на работах с вредными и (или) опасными условиями должна производиться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для работ с нормальными условиями труда.


Конкретные размеры выплат устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При определении параметров дополнительных выплат организации вправе исходить из положений соответствующих нормативных правовых актов, включая внутриведомственные приказы, отраслевые (тарифные) соглашения и т. п.


Однако в любом случае размер оплаты не может составлять менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для работ с нормальными условиями труда. Именно такой минимально гарантированный размер оплаты труда определен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».


В течение 6 месяцев со дня издания указанного постановления Правительства Российской Федерации Минздравсоцразвития России должен был определить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда, а также условия осуществления рассматриваемых дополнительных выплат по оплате труда. До настоящего времени такой документ не издан. До издания Минздравсоцразвития России (в настоящее время – Минтруд России) соответствующих нормативных правовых актов организации вправе самостоятельно определять, каким категориям работников производить дополнительные выплаты по оплате труда, в каких размерах и по каким правилам. Данные вопросы рекомендуется оговорить в принятых на уровне организации коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах (положении по оплате труда и т. п.). Кроме того, для признания производимых расходов на осуществление дополнительных выплат в целях налогообложения прибыли в заключенных с работниками трудовых договорах следует закрепить возможность производства выплат (как вариант – с отсылкой на положения коллективного договора или локальных нормативных актов).


Возникает вопрос: как определить перечень работников, по которым могут устанавливаться дополнительные выплаты по оплате труда?


Здесь возможны два варианта. Или организация ориентируется на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, или же она руководствуется соответствующими перечнями работ (должностей, профессий), по которым рассматриваемые выплаты должны устанавливаться. Более оправданным в настоящее время представляется первый вариант.


На использование первого варианта указывает ч. 2 ст. 147 ТК РФ, а также нормы постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870.


Однако фактически вариант реализуем с принятием Минздравсоцразвития России  соответствующих нормативных правовых актов, определяющих размеры повышенной оплаты труда и порядок его осуществления исходя из класса условий труда.


Второй вариант основан на положениях ст. 423 ТК РФ, предусматривающих возможность использования принятых до введения в действие ТК РФ нормативных правовых актов, определяющих перечень работ (профессий, должностей), по которым должны устанавливаться дополнительные выплаты по оплате труда за работу в соответствующих условиях. Для реализации второго варианта могут использоваться и положения иных документов, определяющих соответствующие перечни работ (профессий, должностей).


Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № АПЛ12-651, руководствуясь ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.


Для сведения читателей, использоваться могут также положения нормативных правовых актов, принятых во времена бывшего СССР. В частности, применению подлежат следующие перечни работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться дополнительные выплаты:
– по предприятиям хлебопродуктов – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 сентября 1986 г. № 361/22-30;
– в строительстве и на ремонтно-строительных работах – перечень, утвержденный  постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. № 374/22-60;
– по предприятиям лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности лесного хозяйства, лесной промышленности и лесного хозяйства, целлюлозно-бумажной промышленности, деревообрабатывающей промышленности – перечни, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. № 375/22-61;
– в части грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. № 460/26-60;
– по предприятиям рыбной промышленности – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. № 380/22-67;
– по предприятиям машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. № 381/22-68 (в редакции изменений и дополнений);
– по предприятиям и организациям железнодорожного транспорта и метрополитенов – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. № 382/22-69;
– по предприятиям и организациям автомобильного транспорта – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. № 383/22-70;
– по предприятиям черной и цветной металлургии – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. № 384/22-75;
– по предприятиям и организациям гражданской авиации – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 2 октября 1986 г. № 385/22-76;
– по предприятиям промышленности строительных материалов, стекольной  промышленности, предприятиям и организациям гражданской авиации – перечнями,
утвержденными постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 388/22-79;
– по предприятиям полиграфической промышленности – перечень, утвержденный  постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 389/22-80;
– по предприятиям хлопчатобумажной промышленности, льняной промышленности,  пенькоджутовой промышленности, шерстяной промышленности и промышленности первичной обработки шерсти, шелковой промышленности, шелкомотальной промышленности, трикотажной промышленности, текстильно-галантерейной промышленности, промышленности нетканых материалов, валяльно-войлочной промышленности, сетевязального производства, хлопкоочистительной промышленности, промышленности первичной обработки льна и прочих лубяных культур, шерстяной промышленности, обувной промышленности, кожевенной и кожсырьевой промышленности, меховой промышленности, дубильно-экстрактового производства, предприятий по производству шорно-седельных изделий, кожгалантерейной промышленности, предприятий по производству щетинно-щеточных изделий, по производству технических изделий из кожи – перечнями, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 390/22-81;
– по предприятиям и организациям связи – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 8 октября 1986 г. № 392/23-9;
– по предприятиям пищевкусовой промышленности, мясной, молочной и пищевкусовой промышленности – перечни, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11 октября 1986 г. № 397/23-31;
– по воинским частям, учреждениям, военно-учебным заведениям, предприятиям и организациям Министерства обороны – перечни, утвержденные постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 11 октября 1986 г. № 398/23-32;
– по предприятиям коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения – перечни, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 октября 1986 г. № 404/23-53;
– по предприятиям и организациям городского электрического транспорта, водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальным котельным, предприятиям бытового обслуживания населения – перечнями, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 13 октября 1986 г. № 404/23-53;
– по предприятиям по производству музыкальных инструментов – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 октября 1986 г. № 418/25-18;
– по предприятиям химической, нефтехимической, химико-фармацевтической,  микробиологической промышленности и промышленности по производству минеральных удобрений – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 3 ноября 1986 г. № 442/26-41 (в редакции изменений и дополнений);
– по предприятиям электроэнергетической промышленности и атомной энергетики – перечни, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 3 ноября 1986 г. № 443/26-42;
– по сельскохозяйственным предприятиям, организациям ветеринарной службы и службы защиты растений от сельскохозяйственных вредителей, болезней и сорняков – перечень, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1988 г. № 670/29-142;
– по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг), и в части лиц, занятых на ремонтно-строительных работах – перечни, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 февраля 1990 г. № 66/3-138.


При всем этом организации должны быть готовыми обосновать производимые выплаты в целях налогообложения прибыли. В данном случае необходимо принятое решение о введении дополнительных выплат обосновать, основываясь на материалах проведенной аттестации рабочих мест. Напомним, что Правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.


Данный вывод объясняется тем, что в силу части первой постановления Правительства  Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 соответствующие компенсации устанавливаются работникам по результатам аттестации рабочих мест.


И даже государственным (муниципальным) учреждениям рекомендуется в настоящее время выплаты за работу во вредных и иных особых условиях труда устанавливать исключительно по итогам аттестации рабочих мест. Именно так можно будет объяснить правомерность производимых выплат. При всем этом указанные учреждения должны учитывать тот момент, что при переходе на так называемые «новые условия оплаты труда» (вводились в период с декабря 2008 г.) они должны сохранять ранее производимые выплаты «за вредность» тем работникам, кому они устанавливались ранее.


Установление дополнительных выплат за работу во вредных и иных особых условиях на основании аттестации рабочих мест имеет свои последствия. Во-первых, любой работник по результатам аттестации рабочее место которого отнесено к 3 классу любой степени вредности, имеет право требовать рассматриваемые выплаты.


На это, в частности, указывают положения решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570. При этом не имеет значения, приведена должность (профессия) работника в специальном перечне или нет. Во-вторых, если по итогам аттестации на отдельном рабочем месте будет подтверждено отсутствие вредных производственных фактов, дающих право претендовать на получение соответствующих компенсаций, работодатели вправе отменять осуществление дополнительных выплат. Как указано в ч. 4 ст. 219 ТК РФ, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда,  компенсации работникам не устанавливаются. При этом необходимо соблюсти процедуру – такие работники должны быть уведомлены о прекращении выплат не позднее чем за 2 месяца до этого.


Что необходимо учесть при определении конкретного размера дополнительной выплаты за работу в соответствующих условиях? По мнению автора, три условия:
минимально гарантированный размер 4%; положения соответствующих нормативных правовых актов (включая отраслевые соглашения) и сложившиеся с прошлых времен «классические» размеры выплат 12% (вредные и опасные условия) и 24% (особо вредные и особо опасные условия).


Как возможный вариант, размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда могут устанавливаться руководителем организации в зависимости от оцененного Х (икс) фактора по следующей шкале (п. 1.6 постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда»):



Правомерность применения в настоящее время указанного выше постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС № 387/22-78 в последнее время неоднократно подтверждалась в письмах уполномоченных органов власти (Минтруд России, Роструд).


Возникает закономерный вопрос: вправе ли организация устанавливать дополнительные выплаты без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. При закреплении в своих документах первого варианта – нет. Если же ориентироваться на перечень должностей (профессий, работ), то выплаты могут устанавливаться без учета результатов проведенной аттестации и даже без учета того, была ли проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Во всяком случае это возможно до издания соответствующих документов в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870.


При применении второго варианта организация вправе дополнительно оговорить возможность исключения дополнительных выплат в случае, если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда будет выявлено отсутствие вредных производственных факторов.


Осуществление дополнительных выплат за условия труда


Положения действующего законодательства о дополнительной оплате труда могут быть реализованы двумя вариантами (способами) – путем установления повышенного оклада (тарифной ставки) или путем введения отдельной выплаты в виде доплаты (надбавки).


Если в силу требований соответствующего нормативного акта или согласно закрепленному в коллективном договоре или ином локальном акте правилу дополнительная оплата труда осуществляется в виде повышенного оклада (тарифной ставки), сумма дополнительной оплаты учитывается при исчислении иных доплат, надбавок, премий и прочих выплат по оплате труда.


Пример 1
Предположим, что работнику организации, работающему во вредных условиях труда (данный факт подтвержден материалами аттестации рабочего места по условиям труда), коллективным договором организации и заключенным с ним трудовым договором предусмотрено повышение тарифной ставки за работу в указанных условиях в размере 12%.


Повышенная тарифная ставка выплачивается за фактически отработанное в  соответствующих условиях рабочее время.


Предположим, что за июнь 2013 г. работник отработал 130 ч (при норме рабочего  времени за месяц исходя из установленной работнику 36-часовой рабочей недели в 135,8 часа), из них во вредных условиях труда – 120 ч.


Тарифная ставка работника в месяц составляет 7200 руб. и согласно принятым в организации условиям труда выплачивается пропорционально отработанному в соответствующем календарном месяце времени. К заработной плате работника также выплачивается надбавка за стаж работы в организации в размере 20% тарифной ставки, а также премия в размере 40% тарифной ставки.

Заработная плата работника за месяц составит 12 249 руб. 55 коп., в том числе:
– из расчета тарифной ставки – 6892 руб. 49 коп. (7200 руб. / 135,8 ч Ч 130 ч, где 135,8 ч – норма рабочего времени в июне 2013 г. при 36-часовой рабочей неделе, 130 ч – количество отработанных в данном месяце часов);
– повышение тарифной ставки за работу во вредных условиях – 763 руб. 48 коп. (7200 руб./135,8 ч Ч 120 ч Ч 12%, где 120 ч – количество рабочих часов в месяцах, отработанных во вредных условиях труда; 12% – размер дополнительной оплаты за работу во вредных условиях);
– надбавка за стаж работы в организации – 1531 руб. 19 коп. ((6892 руб. 49 коп. + 763 руб. 48 коп.) Ч 20%, где (6892 руб. 49 коп. + 763 руб. 48 коп.) – сумма оплаты труда из расчета тарифной ставки и повышенной оплаты труда за работу во вредных условиях, от которых в соответствии с принятым в организации решением должны рассчитываться все другие дополнительные выплаты; 20% – размер надбавки за стаж работы в организации);
– премия – 3062 руб. 39 коп. ((6892 руб. 49 коп. + 763 руб. 48 коп.) Ч 40%).


При дополнительной оплате труда в виде устанавливаемой доплаты или надбавки
данная выплата носит обособленный характер и при исчислении прочих выплат не учитывается.


Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что к заработной плате сотрудника установлены выплаты в виде доплаты за работу во вредных условиях труда в размере 12% тарифной ставки.


Заработная плата работника за месяц составит 11 791 руб. 47 коп., в том числе:
– из расчета тарифной ставки – 6892 руб. 49 коп. (7200 руб. / 135,8 ч Ч 130 ч);
– доплата за работу во вредных условиях – 763 руб. 48 коп. (7200 руб. / 135,8 ч Ч Ч 120 ч Ч 12%);
– надбавка за стаж работы в организации – 1378 руб. 50 коп. (6892 руб. 49 коп. Ч Ч 20%);
– премия – 2757 руб. 00 коп. (6892 руб. 49 коп. Ч 40%).


При сдельной оплате труда лицам, занятым выполнением тяжелых работ, работ во вредных и иных особых условиях труда, устанавливаются повышенные сдельные расценки, исходя из которых и исчисляется сумма заработной платы.


Пример 3
Сотруднику, занятому на промышленном предприятии, исходя из установленного тарифного разряда установлена сдельная расценка в размере 30 руб. за единицу продукции. Часть работ в течение месяца выполнялась во вредных условиях труда, в связи с чем установлена повышенная на 25% расценка в размере 37,5 руб. за единицу продукции.


Всего за месяц работник изготовил 176 изделий, из которых 44 – во вредных условиях труда.


Сумма заработной платы работника за месяц составит 5610 руб., в том числе:
– из расчета базовой сдельной расценки – 3960 руб. ((176 единиц – 44 единиц) Ч Ч 30 руб.);
– из расчета повышенной сдельной расценки за работу во вредных условиях труда – 1650 руб. (44 единицы Ч 37,5 руб.);


Компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда


В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый из работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на дополнительные компенсационные выплаты (в смысле компенсаций).


Основаниями для предоставления таких компенсаций служат исключительно результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. д.). Если по итогам аттестации будет выявлено и документально подтверждено наличие соответствующих факторов, работник вправе претендовать на получение дополнительных компенсаций.


Тот факт, что соответствующая должность и (или) профессия включены в перечень, по которому могут устанавливаться дополнительныевыплаты по оплате труда, еще не дает оснований для выплаты компенсации, предусмотренной ст. 219 ТК РФ. Необходимо, чтобы результатами аттестации рабочих мест по условиям труда было подтверждено наличие соответствующих вредных факторов.


В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных  результатами аттестации или заключением государственной экспертизы труда, предусмотренные ст. 219 ТК РФ компенсации работникам не устанавливаются.


Установление компенсаций закрепляется коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами или непосредственно заключенным с работником трудовым договором.


До издания соответствующего нормативного правового акта организации вправе самостоятельно определять размеры предоставляемых (выплачиваемых) компенсаций, а также порядок их исчисления и выплаты. Данные вопросы могут регулироваться и отдельным локальным нормативным актом организации, принятым в установленном ТК РФ порядке.


Отраслевое регулирование вопросов дополнительной оплаты труда


В отдельных отраслях экономики, министерствах и иных органах государственной власти установление дополнительной оплаты труда за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда должно осуществляться с учетом требований принятых в установленном порядке нормативных правовых актов.


Фактически в настоящее время наработана только практика осуществления дополнительных выплат по оплате труда, предусмотренных ст. 146 и 147 ТК РФ. Что касается компенсаций, оговоренных ст. 219 ТК РФ, то по ней практика только начинает нарабатываться.

В федеральных бюджетных учреждениях, которые с 1 декабря 2008 г. перешли на новые условия оплаты труда, выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда отнесены к компенсационным выплатам. Это оговорено в приказе Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».


Размеры выплат и порядок их осуществления определены ведомственными документами. При  этом в документах силовых министерств и ведомств определяются обязательные для учета подведомственными учреждениями правила осуществления дополнительных выплат, тогда как в документах прочих главных распорядителей средств федерального бюджета приведены рекомендации и (или) примерные положения. Соответственно, во втором случае учреждения вправе самостоятельно определять размеры выплат (но ни в коем случае не меньше 4%) и порядок их осуществления.


Как следует из изданных в рамках внедрения новых условий оплаты труда документов, в бюджетном секторе применяется симбиоз вышерассмотренных вариантов установления дополнительных выплат. В основном соответствующими документами оговаривается перечень работ (профессий, должностей), по которым дополнительные выплаты могут устанавливаться. Однако если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда будет выявлено отсутствие влияния вредных производственных факторов, то учреждение вправе по соответствующим рабочим местам их и не осуществлять.


В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Совместным приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России и ФПС России от 30 мая 2003 г. № 225/194/363/126/2330/777/292 утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.


В соответствии с примечаниями к указанному Перечню дополнительная оплата труда устанавливается работникам в размере не менее чем 25% должностного оклада (тарифной ставки).


На основании приведенного Перечня руководителями учреждений (организаций) утверждается перечень сотрудников и работников учреждения, которым с учетом конкретных условий работы (лечение, проведение диагностических мероприятий, экспертизы, непосредственное обслуживание больных туберкулезом, контакт с больными туберкулезом и инфицированным микобактериями туберкулеза материалом, другие мероприятия) производится дополнительная оплата труда в размере не менее чем 25% оклада (ставки), в том числе за каждый час работы в соответствующих условиях.


Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, тарифные ставки (должностные оклады) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» выплачиваются с их увеличением в следующих размерах: при выполнении первой группы работ – в 2 раза; при выполнении второй группы работы – в 1,5 раза. Классификация работ определяется на основании ст. 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

27.08.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста