Страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам. Исчисление и уплата




А. В. Полетаев

С 2013 г. организации и иные работодатели являются в отдельных случаях плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам. Такие положения закреплены в ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту публикации – Федеральный закон № 212-ФЗ) и ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Соответствующие изменения были приняты Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».


Необходимость уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обусловлена очередной пенсионной реформой, начатой в 2013 г. и которая, скорее всего, продлится до 2014 г.


Определение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам Уплачивать дополнительные страховые взносы обязаны не все работодатели.


Это касается только тех организаций и работодателей, у которых заняты работники,  пользующиеся правом раньше времени уйти на пенсию по возрасту по той причине, что заняты на отдельных производствах, должностях, профессиях.


В соответствии с положениями действующего законодательства страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам необходимо уплачивать с заработка и прочих выплат в пользу физических лиц, занятых на тех видах работ, которые указаны в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 173-ФЗ). Именно в ст. 27 закреплено право отдельных граждан на досрочное назначение трудовой пенсии.


В основном речь идет о лицах, занятых на вредных и опасных условиях труда (так называемые Списки № 1 и № 2 вредных условий труда). Однако платить дополнительные страховые взносы следует и за выплаты в пользу лиц, должности и профессии которых включены в так называемые «малые отраслевые» списки.


Сразу же следует оговориться, что дополнительные страховые взносы уплачиваются не с любых сотрудников, занятых на вредных условиях труда. То есть в данном случае речь не идет о производствах, должностях и профессиях, признанных вредными или опасными в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой устанавливаются обязанности организаций предоставлять льготы в виде дополнительных выплат по оплате труда, дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени и т. д. При определении обязанности платить дополнительные страховые взносы учитываются специальные перечни производств, работ, профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию.


Перечни таких сотрудников перечислены в ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ и конкретизированы в соответствующих нормативных правовых актах.


Таким образом, уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам обязаны те из работодателей, у которых заняты следующие категории работников:
1) занятые на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список № 1 производств, работ, профессий и должностей таких сотрудников утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10;
2) занятые на работах с тяжелыми условиями труда (подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – перечень указанных лиц определен в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10;
3) женщины, занятые в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (подп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список производств и профессий определен постановлением Совмина СССР от 21 апреля 1975 г. № 311;
4) женщины, занятые в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (подп. 4 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список производств и профессий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 г. № 130;
5) лица, занятые в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене определен постановлением Правительства Российский Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272;
6) лица, занятые в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ);
7) лица, занятые в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), – Список профессий и должностей определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273;
8) лица, занятые в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (подп. 8 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ);
9) лица, занятые в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной  промышленности, за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта,  служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения (подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ);
10) лица, занятые в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (подп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ);
11) лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список работ и профессий утвержден постановлением Совмина РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481;
12) лица, занятые на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле  (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (подп. 12 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список работ, профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 467;
13) летный состав гражданской авиации (подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список должностей работников утвержден постановлением Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459;
14) лица, занятые на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации (подп. 14 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ);
15) лица, занятые в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (подп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список должностей утвержден постановлением Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459;
16) лица, занятые в качестве спасателей в профессиональных аварийноспасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России (подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Перечни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. № 702;
17) лица, занятые на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список работ, профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85;
18) лица, занятые на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – Список должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437.


Именно с выплат в пользу лиц, включенных в вышеприведенные перечни, организации должны уплачивать в Пенсионный фонд дополнительные страховые взносы. Для того, чтобы установить обязанности организации по уплате дополнительных взносов, следует с учетом материалов аттестации рабочих мест по условиям труда определить, имеются ли у них сотрудники, пользующиеся правом на досрочную трудовую пенсию. Необходимо также учесть материалы ревизий и проверок, проводимых Пенсионным фондом.


Обязанности по уплате дополнительных взносов подтверждаются указанием соответствующих кодов в графе «Особые условия труда» таблицы «Период работы за последние три месяца отчетного периода» формы персонифицированной отчетности СЗВ-6-4 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица».


Не предусмотрена уплата дополнительных взносов с выплат в пользу следующих категорий лиц, также пользующихся правом на досрочный выход на пенсию по старости:
– педагогов;
– врачей и иных лиц, осуществляющих лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения;
– лиц, осуществляющих творческую деятельность на сцене, в театре или театрально-зрелищных организациях.


Обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам тесно связана с правом работника на досрочную пенсию
И Федеральный закон № 212-ФЗ, и Федеральный закон № 167-ФЗ увязывают уплату страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам с занятостью работника на соответствующих производствах, должностях и профессиях, включенных в специальные перечни.


Однако согласно установленным правилам не весь период работы в указанных производствах, на должностях и по профессиям, засчитывается в льготный стаж на пенсию. В связи с этим возникает закономерный вопрос: со всего заработка работников платить дополнительные страховые взносы или же только с заработка за те периоды времени, которые засчитываются в льготный стаж на досрочную пенсию?


Впервые на увязку обязанности по уплате рассматриваемых дополнительных взносов и права соответствующего работника на досрочную пенсию было указано в письме Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Как отмечено в данном письме, если работник в течение месяца не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подп. 1, 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и этот период не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.


Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд
Страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам должны составлять ставки, определяемые исходя из того, по какому из вышеприведенных списков (перечней) занят тот или иной сотрудник, а также с учетом календарного года, в котором были начислены (будут начислены) выплаты в пользу соответствующих категорий работников.


В частности, с выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, поименованных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10) страховые взносы уплачиваются на финансирование страховой части трудовой пенсии по следующим ставкам:



В данном случае страховые взносы должны уплачиваться по отдельному коду КБК 392 1 02 02131 06 0000 160.


Дополнительные страховые взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2–18 п. 1 ст. 127 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, должны уплачиваться по следующим тарифам:



В данном случае страховые взносы уплачиваться должны по отдельному коду КБК 392 1 02 02132 06 0000 160.


Таким образом, с каждым годом последовательно тарифы дополнительных страховых взносов будут увеличиваться до тех пор, пока не достигнут значений 4 и 6%.


Объект обложения и база для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам
Рассматриваемые в данной публикации страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам должны уплачиваться с тех же объектов обложения и базы для начисления страховых взносов, что применяются при уплате обычных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Имеются в виду суммы, поименованные в п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, – выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Что касается начислений по договорам гражданско-правового характера, то в данном случае лица получают вознаграждения не за выполнение трудовых  обязанностей, а потому права на досрочную пенсию они не приобретают, в связи с чем такие суммы дополнительными взносами облагаться не должны.


Не должны облагаться страховыми взносами по дополнительным тарифам выплаты, поименованные в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Напомним, что в данной статье приведены выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами.


Принципиальным отличием дополнительных тарифов страховых взносов от обычных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является то, что в первом случае не применяется показатель предельной базы.


В связи с этим дополнительные тарифы должны применяться ко всем выплатам и вознаграждениям в рамках трудовых отношений без соблюдения предельной величины базы для начисления страховых взносов. Напомним, что в текущем 2013 г. данный показатель составляет 568 000 руб., что определено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1276.


Правила признания выплат для целей исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам
По общим правилам, оговоренным в ст. 11 Федерального закона № 212-ФЗ, для целей начисления страховых взносов выплаты и вознаграждения признаются по дате их начисления.


Данная норма применима и для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам. При этом приведенное правило должно применяться как к заработной плате текущего месяца, так и к прочим выплатам, начисляемым в соответствующем периоде.


Как отмечено в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727, «применение того или иного дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации зависит от момента начисления выплаты и не зависит от периода, за который она выплачивается».


Пример 1
Предположим, что с 1 июля 2013 г. работник занят на особо вредных условиях, предусмотренных Списком № 2, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию.


По этой причине начиная с заработной платы за июль организация должна уплачивать с выплат в пользу данного сотрудника дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу 2%.


Допустим, что в состав заработка рассматриваемого сотрудника за июль 2013 г. также включены:
– суммы вознаграждения по итогам работы за 2012 г.;
– суммы квартальной премии по итогам работы за второй квартал 2013 г.;
– суммы перерасчетов заработной платы за прошлые периоды времени.


Несмотря на тот факт, что приведенные суммы причитаются работнику за период времени до июля 2013 г., когда он не был занят на вредных условиях и не пользовался правом на досрочную пенсию, они должны быть включены в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу 2%. Причина – все суммы были начислены в июле 2013 г., который включается в льготный стаж на пенсию.


Порядок исчисления страховых взносов в случае частичной занятости работника


В случае частичной занятости работника в течение отдельно взятого месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подп. п. 1 ст. 27 Федерального закона, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам должно осуществляться организациями со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Именно на такой порядок исчисления взносов указано в письме Минтруда России от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2/2309.


В данном случае необходимо учитывать следующие моменты:
1) в базу для расчета включаются все выплаты и вознаграждения, которые по общим правилам учитываются при исчислении страховых взносов, включая те из них, которые причитаются за периоды, не включаемые в данном месяце в льготный стаж на пенсию (за период учебного отпуска, за период командировки и т. д.);
2) пропорцию рекомендуется исчислять исходя из количества рабочих (а не календарных) дней по графику занятости конкретного сотрудника (5-или 6-дневная рабочая неделя).


Пример 2
Допустим, что за текущий месяц заработок работника составил 47 700 руб., в том числе:
1) выплаты за фактически отработанное время из расчета оклада, доплат, надбавок и премий – 24 300 руб.;
2) суммы среднего заработка за время служебной командировки – 5600 руб.;
3) суммы среднего заработка за время предоставленного в установленном порядке учебного отпуска – 17 800 руб.


При этом из 22 рабочих дней по норме за данный месяц работник фактически отработал 10.


Остальные дни по графику приходятся на период служебной командировки (3 рабочих дня) и учебного отпуска (9 рабочих дней).


Данный сотрудник занимает должность, включенную в Список № 2. В связи с этим организация обязана производить с выплат в пользу данного сотрудника уплату страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам. В 2013 г. такие взносы должны уплачиваться по тарифу 2%.


Согласно установленным правилам период командировки и учебного отпуска в льготный стаж на пенсию не включается. По этой причине в персонифицированной отчетности СЗВ-6-4 по данному лицу со специальным кодом в графе «Особые условия труда» будет отражен только период фактической занятости на рабочем месте.


Несмотря на тот факт, что период командировки и учебного отпуска в льготный стаж на пенсию не включается, причитающиеся за них суммы заработка должны учитываться при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам , но пропорционально отработанному времени. В связи с этим сумма выплат за текущий месяц для целей исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу составит 21 681 руб. 82 коп. (47 700 руб./22 рабочих дня по графику работы за месяц Ч10 дней, фактически отработанных на рабочем месте). Сумма дополнительных взносов за текущий месяц составит 433 руб. 64 коп. (21681 руб. 82 коп. Ч 2%).


Пропорциональный метод расчета взносов применяется и в случае, если в текущем месяце работник был занят как на производствах, работах, должностях и профессиях, поименованных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (в данном случае взносы следует уплачивать по тарифу 4%), так и на производствах, работах, должностях и профессиях, поименованных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 указанного Закона (дополнительный тариф взносов составляет 2%). На это также указано в письме Минтруда России от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.


Пример 3
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что работник 4 рабочих дня был занят в производствах, поименованных в Списке № 1, а 6 рабочих дней – в производствах, поименованных в Списке № 2.


Сумма взносов в Пенсионный фонд должна составить:
1) по тарифу 4% – 346 руб. 91 коп. ((47 700 руб./22 дня Ч 4 дня) Ч 4%);
2) по тарифу 2% – 260 руб. 18 коп. ((47 700 руб./22 дня Ч 6 дней) Ч 2%).


Льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам


В настоящее время организации и иные работодатели не имеют права на какие-либо льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.


При всем этом согласно ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.


До настоящего времени такой закон не принят, в связи с чем претендовать на льготы работодатели не вправе.


Согласно рассматриваемому в настоящее время законопроекту предлагается объединить воедино аттестацию рабочих мест по условиям труда и специальную оценку условий труда для определения льгот по уплате дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд.


Период работы, учитываемый при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам
Как отмечалось выше, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам напрямую увязана с правом того или иного сотрудника на досрочную пенсию, точнее – с включением того или иного периода работы в льготный стаж на досрочную трудовую пенсию.


При определении обязанности по уплате дополнительных страховых взносов работодатели должны учитывать нормы постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Правила № 516), а также разъяснения по применению соответствующих списков и перечней производств, должностей и профессий.


В частности, при применении Списков № 1 и № 2 рекомендуется учитывать положения следующих документов:


– постановление Минтруда России от 30 сентября 1997 г. № 51 «Об утверждении Разъяснения «О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников»;
– постановление Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»;
– постановление Минтруда России от 23 октября 1992 г. № 26 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10»;
– указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1-57-У «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10».


В частности, Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности и хозяйствования.


Работники, профессии и должности которых предусмотрены в Списках № 1 и 2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в Списках, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест.


В соответствии с п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Иной порядок может быть оговорен только соответствующими нормативными правовыми актами. В частности, в льготный стаж включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.


В свою очередь, в соответствии с п. 5 Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утверждено постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29) под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими Списками, не менее 80% рабочего времени.


При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, – и время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.


Именно такие периоды времени, засчитываемые в льготный стаж со специальными кодами,  отражаются в персонифицированной отчетности работника, что и предопределяет необходимость начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.


В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается также время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.


Совмещение и совместительство
При начислении страховых взносов на выплаты в рамках совмещения должностей (профессий) и штатного совместительства необходимо учитывать вышеприведенные положения, а также  разъяснения, данные в письме Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878.


Суммы доплаты за совмещение должностей (профессий), расширение зоны обслуживания и (или) за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника должны учитываться в целях исчисления взносов по дополнительным тарифам по моменту их начисления. В связи с этим если такие выплаты начисляются сотруднику, занятому на тех работах, которые дают ему право на досрочную пенсию (подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), они должны быть учтены при расчете суммы страховых взносов. При этом если не весь месяц включается в льготный стаж, расчет взносов производится пропорционально (см. примеры 2 и 3).


При этом рассмотренный порядок обложения взносами сумм в рамках совмещения должностей (профессий) не зависит от того, в каких условиях выполняются работы в рамках совмещения. Главное в данном случае – факт начисления выплаты в том месяце, который полностью или частично включается в льготный стаж на пенсию.


Что же касается штатного совместительства, то выплаты в рамках такой занятости сотрудника облагаются взносами только в том случае, если обязанности по совместительству выполняются по тем работам, что поименованы в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

10.10.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста