Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №1 год - 2015
А. В. Полетаев
Изменения в исчислении и уплате страховых взносов
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 188-ФЗ) приняты изменения в правилах исчисления и уплаты страховых взносов, которые вступят в силу с 1 января 2015 г.
Изменения коснулись, в том числе, страховых взносов, уплачиваемых в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Соответствующим корректировкам подверглись положения Федеральных законов от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ), от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), а также некоторых других законодательных актов.
Отдельные изменения по страховым взносам приняты и некоторыми другими законами.
Новые правила определения предельной базы для уплаты страховых взносов
С 2015 г. отменяется предельная база для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Отныне данный показатель применим только для взносов, которые подлежат уплате в ФСС России и Пенсионный фонд РФ.
Такого рода изменения приняты Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».
До настоящего времени предельная величина базы для начисления страховых взносов составляла:
– в 2010 г. – 415 000 руб.;
– в 2011 г. – 463 000 руб. (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933);
– в 2012 г. – 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974);
– в 2013 г. – 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1276);
– в 2014 г. – 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101).
Показатель предельной базы для начисления страховых взносов на 2015 г. был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 1316, и он составил:
– для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России, – 670 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2015 г.;
– для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, – 711 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2015 г.
Таким образом, с 2015 г. показатель предельной базы различается для страховых взносов в ФСС России и Пенсионный фонд. Объясняется это положениями ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ, предусматривающими «ускоренный» рост предельной базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Исходя из приведенных положений в общем порядке (без учета права отдельных плательщиков взносов на соответствующие льготы) страховые взносы должны уплачиваться по следующим тарифам:
Применение схемы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд «22% в пределах базы + 10% сверх базы» продлено до 2017 г. Согласно ранее принятым решениям последним годом применения данного варианта предполагался 2015 г.
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов) в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ 1,8% (ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).
Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства идентичны
С 2015 г. в категорию застрахованных в рамках обязательного пенсионного страхования лиц включены все иностранные граждане и лица без гражданства, которые будут заключать с российскими работодателями трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также договоры авторского заказа.
Соответствующие изменения внесены в ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В полной мере к этой категории относятся лица, которые имеют статус временно пребывающих на территории Российской Федерации. С нового года не имеет значения продолжительность трудового договора, который будут заключать данные лица. Напомним, что в течение 2013–2014 гг. временно пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства признавались застрахованными в рамках обязательного пенсионного страхования только при заключении трудового договора на неопределенный период времени либо срочного трудового договора (срочных трудовых договоров) продолжительностью не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Исключение с 2015 г. предусмотрено только для высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих на территории России. С выплат в пользу указанных лиц страховые взносы на обязательное пенсионное страхование попрежнему уплачивать не надо.
Напомним, что высококвалифицированным специалистом (далее – ВКС) признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) на уровне, оговоренном в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.
Следовательно, при заключении с 2015 г. с иностранным гражданином или лицом без гражданства (кроме ВКС, временно пребывающего на территории России) трудового договора на любой срок, а также любого гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, и соответствующего авторского договора необходимо всегда уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Уплата страховых взносов в ФСС с временно пребывающих на территории России иностранных граждан
С 2015 г. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, включены в состав лиц, подлежащих обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Такого рода изменения внесены в ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Это означает, что с нового года выплаты в пользу указанных лиц по трудовым договорам подлежат обложению страховыми взносами, уплачиваемыми в ФСС России.
Исключение составляют высококвалифицированные специалисты, признаваемые таковыми в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, которые временно пребывают на территории России. Указанные лица обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат, а потому страховые взносы в ФСС России с выплат в пользу указанных лиц начислять не следует.
При этом тариф страховых взносов в ФСС России с выплат в пользу выше рассмотренной категории лиц установлен в размере 1,8% (ч. 2.1 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ). Напомним, что общеустановленный тариф составляет 2,9%.
Меньший тариф страховых взносов объясняется тем, что не все пособия по социальному страхованию могут им выплачиваться. Речь идет только о пособии по временной нетрудоспособности. Не имеют временно пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства права на пособие по беременности и родам, а также пособия на детей и иное страховое обеспечение.
Что касается пособия по временной нетрудоспособности, то право на него возникает при условии уплаты за иностранцев страховых взносов в ФСС России за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Изменения в части обложения страховыми взносами выплат при увольнении
До 2015 г. страховыми взносами не облагаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с увольнением работников. Исключение составляет компенсация за неиспользованный отпуск, которая облагается взносами.
При этом взносами до указанного периода времени не облагались только оговоренные в соответствующих законодательных актах компенсационные выплаты при увольнении. К ним относились:
– суммы выходных пособий и среднего месячного заработка за период трудоустройства, выплачиваемых в тех случаях, которые оговорены исключительно в ТК РФ (ст. 178, 296, 318 ТК РФ) или иных законодательных актах (в частности, при увольнении работников из организаций, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях);
– дополнительная компенсация, выплачиваемая в соответствии со ст. 180 ТК РФ в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
– компенсация, производимая согласно ст. 181 и 279 ТК РФ лицам из числа руководителей организации, их заместителей и главных бухгалтеров, в случае расторжения заключенного с ними трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации (применительно к руководителю – в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора) в размере не менее трехкратного среднего месячного заработка работника;
– компенсации, производимые отдельным категориям сотрудников в порядке и на условиях, предусмотренных в соответствующих федеральных законах (например, компенсация в размере 4-месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, оговоренная в п. 5 ст. 35 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Компенсация работникам в случае расторжения трудового договора в иных случаях, не установленных законодательством Российской Федерации, в том числе по соглашению сторон, до 2015 г. подлежала обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. На это неоднократно указывалось внебюджетными фондами и Минтрудом России в разъяснениях (см., в частности, письмо Минтруда России от 24 сентября 2014 г. № 17-3/В-449).
С 2015 г. взносами должны облагаться следующие компенсационные выплаты, производимые при увольнении работников:
1) компенсация за неиспользованный отпуск – в полном размере выплаты;
2) суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства – в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
3) суммы компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации – в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Соответствующие изменения внесены в п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также в подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.
Напрямую изменения коснутся выходных пособий, выплачиваемых в соответствии с ч. 4 ст. 178 ТК РФ, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены не ТК РФ, а трудовым договором с работником или коллективным договором организации. То есть при осуществлении данной выплаты по дополнительным основаниям, предусмотренным в трудовом договоре работника и (или) коллективном договоре организации, с 2015 г. выходное пособие не будет облагаться страховыми взносами в пределах трехкратного (в соответствующих местностях – шестикратного) размера среднего месячного заработка. Данный вывод подтвержден в письме Минтруда России от 24 сентября 2014 г. № 17-3/В-449.
При осуществлении выплаты выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства в тех случаях, которые оговорены непосредственно в ТК РФ (увольнение в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата), увольнение в связи с призывом на военную службу и т. д.), порядок исчисления страховых взносов с 2015 г. не изменился.
Что касается компенсации руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру, то в отдельных случаях страховые взносы с 2015 г. с указанной выплаты будут уплачиваться в менее выгодном для организации порядке. Размер данной компенсации в соответствии со ст. 181 и 279 ТК РФ составляет не менее трехкратного среднего месячного заработка, т. е. она может составлять четырехкратный, пятикратный… и т.д. размер среднего заработка, исчисленного за месяц. До 2015 г. указанная компенсация не облагалась страховыми взносами в любом размере, т. к. она установлена законодательно. С 2015 г. сумма рассматриваемой компенсации свыше трехкратного размера среднего месячного заработка должна облагаться страховыми взносами.
Трехкратным размером среднего месячного заработка величина компенсации ограничена с 2014 г. только в отношении следующих лиц:
– руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;
– руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий.
Такие изменения закреплены в ст. 349.3 ТК РФ Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников».
Согласно приведенным в уже упоминавшемся выше письме Минтруда России от 24 сентября 2014 г. № 17-3/В-449 разъяснениям все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства), независимо от основания, по которому производится увольнение, начисляемые после 1 января 2015 г., освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммы же превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка с 1 января 2015 г. подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Из приведенных разъяснений следует как минимум два вывода:
1) компенсация государственных гражданских служащих, занятых в органах власти, не находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 2015 г. будет облагаться взносами в части четвертого денежного содержания;
2) при осуществлении выплаты компенсации пропорционально периоду до истечения срока предупреждения об увольнении по соответствующим основаниям, выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства сумма таких платежей будет облагаться страховыми взносами в части, превышающей в целом трехкратный (в соответствующих местностях – шестикратный) размер среднего месячного заработка.
До выхода соответствующих разъяснений Минтруда России рекомендуется с 2015 г. не облагать страховыми взносами в пределах рассмотренных ограничений только вышеуказанные выплаты, а именно:
– выходное пособие (в том числе выплачиваемое по дополнительным основаниям, оговоренным в трудовом или коллективном договоре, или по соглашению сторон трудовых отношений);
– средний месячный заработок на период трудоустройства;
– компенсации при увольнении руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера;
– дополнительная компенсация, оговоренная в ст. 180 ТК РФ;
– иные компенсации при увольнении, оговоренные в законодательных актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или местных органов власти (в том числе компенсация государственного гражданского служащего).
Приведенная рекомендация важна в смысле рассмотрения похожей нормы, применяемой с 2012 г. при исчислении налога на доходы физических лиц. Напомним, что с указанного периода времени НДФЛ облагаются (п. 3 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ):
– компенсация за неиспользованный отпуск;
– суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В рамках применения нормы ст. 217 НК РФ Минфин России и ФНС России допускают не облагать НДФЛ любую единовременную выплату, производимую при увольнении работника. В полной мере данное правило касается оговоренных трудовыми договорами или коллективными договорами (соглашениями) единовременных выплат (выплат) при увольнении на пенсию и т. д.
Стоимость проезда в отпуск за пунктом пропуска через Государственную границу облагается страховыми взносами
В соответствии с положениями ст. 325 ТК РФ работодатели из числа находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях обязаны компенсировать своим работникам (а в соответствующих случаях – и членам их семей) стоимость проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на такую компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
При этом согласно принятым Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 50-ФЗ изменениям даже коммерческие организации и иные работодателя, не относящиеся к государственному сектору, должны предоставлять своим работникам указанную компенсацию из расчета один раз в 2 года. Данная норма касается именно сотрудников. По решению работодателей возможна также компенсация стоимости проезда членов семьи работников. Размер, условия и порядок компенсации расходов определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Что касается государственного сектора, то компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предоставляется на следующих условиях:
1) федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения – работнику и неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) – определенных ст. 325 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455;
2) лицам, работающим в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) лицам, работающим в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях – определенных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В полной мере оплата проезда за счет средств работодателя может предусматриваться и в случае проведения отпуска за границей. В данном случае, как правило, оговаривается оплата проезда только по территории России. Стоимость компенсации определяется на основании справки транспортной организации о стоимости пролета по территории России, или же из специального расчета как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.
Согласно нынешней редакции п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ в случае проведения отпуска работниками за пределами территории России не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг. При этом, как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 октября 2012 г. № 7828/12, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения Государственной границы и обратно, т. е. компенсационные выплаты в полной объеме по территории России.
Как отметил ВАС РФ, если под пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории Российской Федерации в полном размере, а при следовании этого же работника к месту отдыха за границу на самолете – только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами. Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на лицевой счет застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.
Таким образом, любая стоимость компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно по территории России (хоть до пункта пропуска через Государственную границу, под которым понимается аэропорт вылета за границу, хоть после пункта пропуска, но именно в воздушном пространстве страны) до 2015 г. взносами не облагалась.
Согласно принятым изменениям, с 2015 г. страховыми взносами не облагается только стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе только до международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Приведенное в Федеральном законе № 212-ФЗ дополнение (в том числе до международного аэропорта…) указывает на необходимость уплаты страховых взносов с компенсации, которая будет выплачиваться сотруднику применительно к перелету из международного аэропорта на территории России за границу.
С 2015 г. из п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ изъята норма об исключении из перечня необлагаемых страховыми взносами выплат стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семей работников. Однако данное изменение не указывает на необходимость включения в базу для начисления страховых взносов суммы компенсации стоимости проезда членов семьи работника. Согласно ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ и ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ в объект обложения взносами включаются только выплаты в пользу самого работника. Что касается выплат, которые могут быть признаны производимыми в пользу членов семьи работника, то они объект обложения взносами не формируют.
Страховые взносы необходимо уплачивать в рублях и копейках
С 2015 г. страховые взносы должны уплачиваться в рублях и копейках. Такие изменения внесены в ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ. До этого взносы могли уплачиваться в рублях, и при этом сумма менее 50 коп. отбрасывалась, а сумма 50 коп. и более округлялась до полного рубля.
Представляется возможным с нового года продолжать уплачивать взносы в рублях, но всегда с округлением в большую сторону. Действующее законодательство позволяет зачесть излишне уплаченные взносы в счет предстоящих платежей.
Новые сроки представления отчетности по средствам социального страхования
С 1 января 2015 г. отчетность представляется в государственные внебюджетные фонды в следующие сроки (см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ):
– в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
– в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации: на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Принятые изменения подлежат применению начиная с отчетности за 2014 г.
В связи с этим форма 4-ФСС может быть представлена до 25 (20) января 2015 г.
Отчетность в фонды – в электронной форме при численности работников более 25 человек
Согласно принятым изменениям вся отчетность в государственные внебюджетные фонды с нового 2015 г. должна представляться в электронной форме при показателе среднесписочной численности работников за предшествующий расчетный период свыше 25 человек.
Зачет переплаты страховых взносов между разными видами социального страхования допускается
Согласно новой редакции ч. 21 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ с 2015 г. допускается зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов между разными видами социального страхования в пределах одного и того же администратора.
До 2015 г. такой зачет не допускался.
Указанный зачет возможен только по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа. При отсутствии такого заявления зачет будет производиться фондами только в пределах одного и того же вида социального страхования.
Исходя из принятого нововведения допускается зачет переплаты в рамках следующих видов социального страхования:
– в Пенсионный фонд Российской Федерации – между страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и взносами на обязательное медицинское страхование (и наоборот);
– в ФСС России – между страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (и наоборот).
Ограничение льготы для плательщиков, занятых в фармацевтической деятельности
В действующем законодательстве закреплено право на применение льготной шкалы страховых взносов плательщиками, уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, из числа аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
В настоящее время эта льгота применяется в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. При этом судебная практика подтверждает право вышеуказанных плательщиков применять льготу в части выплат в пользу любых сотрудников, занятых в рамках указанного вида деятельности.
С 2015 г. льгота касается только выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.