Страховые взносы – 2017. Новые правила исчисления и уплаты




С.Н. Смирнов


В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 было поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов.


Данное поручение выполнено, и с 2017 г. функции по администрированию страховых взносов переданы Федеральной налоговой службе. Исключение составляют только страховые взносы в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, администрирование которых оставлено за ФСС России.


Соответствующие решения оформлены следующими нормативными правовыми актами:
– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 243-ФЗ);
– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту – Федеральный закон № 250-ФЗ).


С 2017 г. правила исчисления и уплаты страховых взносов регулируются в соответствии с положениями гл. 34 НК РФ.



(Продолжение, начало см. «ЗП», № 11, 12/2016 г.)



Новые правила компенсации «перерасхода» в рамках средств социального страхования
Как и ранее, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиком страховых взносов на сумму произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таковы положения п. 2 ст. 431 НК РФ.


Таким образом, подлежащие уплате с 1 января 2017 г. страховые взносы в ФСС России уменьшаются на сумму начисленных пособий по социальному страхованию, среднего заработка за дни предоставленных в установленном порядке выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и т. д.


Исключение составляют регионы, в которых пособия и иные расходы оплачиваются через территориальные отделения ФСС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012–2016 гг. территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В данном случае организации все 100% начисленных страховых взносов уплачивают по принадлежности, а все расходы несут структуры ФСС России.


Приведенные выше положения п. 2 ст. 431 НК РФ о возможности уменьшения страховых взносов в ФСС России на сумму понесенных организацией расходов подлежали применению до 31 декабря 2018 г., на что указано в п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ. Согласно принятым решениям, срок действия данной нормы продлен до 31 декабря 2020 г. (см. ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).


Таким образом, еще до конца 2020 г. организации вправе будут самостоятельно выплачивать работникам пособия по социальному страхованию и нести иные расходы за счет средств ФСС России, уменьшая при этом сумму начисленных страховых взносов. Начиная с 1 января 2021 г. во всех регионах страны планируется соответствующие расходы оплачивать из средств территориальных отделений ФСС России.


Новые правила будут планомерно вводиться в оставшихся регионах страны. В связи с этим в начале 2017 г. ожидается информация о том, с какой даты соответствующий субъект Российской Федерации будет переходить на порядок выплаты пособий работникам через структуры ФСС России. Как правило, соответствующее решение принимается с 1 июля календарного года, в связи с чем такими датами могут быть 1 июля 2017 г., 1 июля 2018 г., 1 июля 2019 г. и 1 июля 2020 г.


При всем этом с 2017 г. применяются уточненные правила возмещения организациям полученного по итогам соответствующего периода перерасхода по средствам социального страхования, когда сумма начисленных пособий и иных расходов превысила сумму начисленных страховых взносов.


До недавнего времени плательщики страховых взносов были вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду страхования в счет предстоящих платежей в ФСС России.


Таковы положения п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.


До 2017 г. в обязательном порядке обращаться в территориальные отделения ФСС России за возмещением перерасхода необходимо было только по итогам соответствующего календарного года. По желанию самой организации сумма перерасхода могла быть возмещена ФСС России при соответствующем обращении по итогам любого из периодов календарного года. Таковы положения ст. 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».


Начиная с 2017 г. порядок возмещения организациям перерасхода по средствам социального страхования регулируется в соответствии с п. 9 ст. 431 НК РФ.


Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит:
1) зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа ФСС России подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период;
2) или возмещению территориальными органами ФСС России в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.


Обратите внимание на следующее: даже если по итогам отчетного периода сумма расходов превышает сумму начисленных страховых взносов, плательщикам страховых взносов придется обращаться в территориальные отделения ФСС России для обоснования фактически произведенных затрат. Это существенное изменение.


В случае если на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря соответствующего года в учете организации будут учтены суммы «перерасхода» по средствам социального страхования, необходимо будет обращаться в структуры ФСС России.


Второй из приведенных вариантов компенсации возникшей разницы был предусмотрен и ранее. При этом перечень документов, которые должны были представляться страхователями для принятия ФСС решения о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, был определен приказом Минтруда России от 4 декабря 2009 г. № 951н. В этот перечень входили:
1) письменное заявление страхователя, которое должно было содержать: наименование и адрес страхователя – юридического лица, регистрационный номер страхователя и указание на сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
2) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС;
3) копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам – листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия; для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности – справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); для единовременного пособия при рождении ребенка – справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами Российской Федерации – легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия; для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – документы, предусмотренные чч. 6 и 7 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ; для социального пособия на погребение – справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния), верность которых засвидетельствована в установленном порядке).


С нового года форма 4-ФСС подлежит представлению исключительно в рамках средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Вместо данного документа предусматривается представление Справки-расчета, которая включает в себя следующие показатели:
– сумма задолженности страхователя (ФСС России) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
– сумма начисленных к уплате страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
– сумма доначисленных страховых взносов;
– сумма не принятых к зачету расходов;
– сумма средств, полученных от территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации в возмещение произведенных расходов;
– сумма возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;
– сумма средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
– сумма уплаченных страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
– сумма списанной задолженности страхователя.


Справка-расчет представляется при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 г.


Соответствующие изменения о необходимости представления справки-расчета для возмещения перерасхода территориальными отделениями ФСС России были приняты приказом Минтруда России от 28 октября 2016 г. № 585н «О внесении изменений в перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 951н».


Действующим законодательством не предусматривается формирование Справки-расчета по какой-то единой унифицированной форме. При этом письмом ФСС России от 7 декабря 2016 г. № 02-09-11/04-03-27029 доведены рекомендуемые формы документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС России о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. В состав этих документов включены форма заявления о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, справки-расчета и расшифровки расходов на цели обязательного социального страхования. Фактически ФСС России предлагает представлять ранее использовавшиеся (до 2017 г.) таблицы формы 4-ФСС.


За возмещением перерасхода организации вправе обращаться и в течение отчетного периода. В частности, если расходы на выплату пособий по итогам января 2017 г. превысят сумму начисленных страховых взносов, организация вправе обратиться с вышеуказанными документами для возмещения перерасхода по итогам января 2017 г. Впрочем, в течение квартала сумма допущенного перерасхода может засчитываться в счет начисленных страховых взносов за последующие месяцы данного квартала. В обязательном порядке обращение и последующая проверка понесенных расходов предусматривается исключительно по итогам первого квартала, первого полугодия, 9 месяцев и календарного года, и только в случае наличия соответствующего перерасхода.


Первый из вышеприведенных вариантов «компенсации» перерасхода до сих пор законодательно не урегулирован. Напомним, что с 2017 г. налоговые органы вправе засчитывать сумму перерасхода в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не самостоятельно, а на основании полученного от территориального органа ФСС России подтверждения заявленных расходов.


В данном случае необходимо учитывать, что в случае наличия перерасхода на конец отчетного периода и необращения в ФСС России за компенсацией данной разницы денежными средствами, налоговая инспекция будет требовать уплаты взносов в следующем квартале только за минусом расходов данного периода.


Таким образом, плательщики взносов сами должны быть заинтересованы в том, чтобы соответствующая информация поступила от территориального органа ФСС России в налоговую инспекцию данного страхователя. Можно предположить, что до конца марта 2017 г. появятся формы документов для обращения организаций в ФСС России с просьбой о «подтверждении заявленных расходов на выплату страхового обеспечения».


В этой части представляют интерес положения п. 8 ст. 431 НК РФ.


Установлено, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Такие проверки ФСС России будет проводить не только на основании заявления организаций о выделении средств социального страхования (возмещении перерасхода), но и на основании информации, которую они будут получать от налоговых органов из ежеквартальных расчетов организаций.


Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа ФСС России или судом направляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения.


Порядок представления территориальными органами ФСС России вступивших в силу решений по проведенным проверкам правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также информации об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда или судом в налоговые органы определяется соглашением взаимодействующих сторон.


В любом случае организации должны быть готовы доказывать правомерность произведенных расходов за счет средств социального страхования в случае наличия на конец каждого из отчетных периодов перерасхода по данному виду социального страхования.


Определена предельная база на 2017 год
Как отмечалось в предыдущем номере журнала, согласно ст. 421 НК РФ подлежат установлению предельные базы на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Вовсе не предусматривается установление предельной базы для исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (тогда как по ранее действовавшим правилам применение базы все лишь только приостанавливалось до конца 2018 г.).


Величина предельной базы на 2017 г. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2017 г. в 1,051 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 755 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2017 г.; на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2017 г., увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного п. 5 ст. 421 НК РФ на 2017 г. в размере 1,9, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 876 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2017 г.


Величина предельной базы установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 1255.


Начисление страховых взносов на выплаты членам совета директоров и членам ревизионной комиссии
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2016 г. № 1169-О и от 6 июня 2016 г. № 1170-О указано, что действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.


Кроме того, в указанных определениях Конституционного Суда Российской Федерации отмечается, что страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование составляют финансовую основу для предоставления застрахованным лицам страхового обеспечения и возложение на страхователей, в том числе на организации, обязанности по их уплате являются необходимым элементом правового механизма, гарантирующего реализацию конституционных прав застрахованных лиц.


С учетом приведенных выше положений в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № НП-30-26/11748 указано на необходимость начисления страховых взносов на вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии. Это страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Взносы в ФСС России начислению не подлежат, так как речь идет именно о гражданско-правовых отношениях.


В случае если взносы на рассматриваемые выплаты организациями не начислялись в силу изданных ранее письменных разъяснений Минтруда России и Пенсионного фонда, а сама организация уже прошла «ревизию», проводимую Пенсионным фондом, начислять страховые взносы рекомендуется с 2016 г.

27.04.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста